Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я-концепция как основа жизненного стиля.Поскольку исходным моментом для выработки жизненного стиля является представление человека о себе, необходимо кратко рассмотреть индивидуальную вариативность самосознания. Совокупность представлений индивида о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения, называется Я-концепцией. Иначе говоря, Я-концепция ‑ система наиболее общих установок субъекта на самого себя. Я-концепция определяет меру успешности человека в разных сферах действительности и области его уязвимости, выполняя троякую роль: во-первых, способствует достижению внутренней согласованности личности; во-вторых, определяет интерпретацию опыта человека, в-третьих, является источником ожиданий. Самооценка, важнейшая составляющая самосознания, может быть вычислена по оригинальной формуле У.Джеймса: самооценка = успех/притязания. Она изменяется с возрастам, приобретая такие измерения, как дифференцированность (подробность частных представлений о себе), высоту (она может быть средней, высокой и низкой), адекватност ь (она должна соответствовать личным объективным достижениям). Самооценка складывается в детстве под влиянием внешних оценок, которые, интериоризуясь, превращаются в самоотношение. Это возможно только начиная с некоторого уровня интеллектуального развития (дети-олигофрены, у которых нет смыслового обобщения, устойчивой самооценки так и не приобретают). По данным исследований, посвященных дифференцированности самооценки, обнаружено, что, если сравнивать самоотчеты различных возрастных категорий (например, семиклассников, старшеклассников и взрослых людей около 30 лет) по пяти параметрам самооценки (физическим качествам, успешности, интеллектуальному развитию, межличностному общению и ответственности), с возрастом индивидуальные вариации усиливаются. В то время как ребенок раннего возраста оценивает себя одинаково по всем качествам, респонденты постарше лучше знают свои сильные и слабые стороны. Это связано с расширением личного опыта и, как следствие, с увеличением когнитивной сложности личности, т.е. способности оценивать разные стороны своего Я. Недифференцированность самооценки свидетельствует о социальной и личностной неразвитости («Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь», ‑ писал Козьма Прутков). Для успешности деятельности необходимо, чтобы человек оценивал себя немного выше реальных достижений, таким образом самомотивируясь. Заниженная (ниже объективных достижений) самооценка свидетельствует о депрессивности, склонности личности к невротизации. Многочисленные исследования показали, что самооценка напрямую связана со школьными успехами, в то время как интеллектуальные способности ‑ лишь опосредствованно. То есть не очень способный, но уверенный ученик лучше учится, чем его одаренный, но сомневающийся в себе товарищ. Негативная Я-концепция порождает избыточные психологические защиты, ограничивая круг деятельностей и общения человека. Принятие себя ‑ основа самоактуализации личности. У мужчин чаще отмечается более позитивная (а также, возможно, более интегрированная) Я-концепция, чем у женщин. (комплексом жертвы, характерным для российской, фемининной в целом, культуры).
|