Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследования в области политической философыВ последнюю четверть XX века в политической науке происходит возрождение исследований в области политической философии, которые почти не проводились в течение предыдущих десятилетий. Основное внимание политических философов было сосредоточено в двух сферах, а именно в формулировке теорий: 1) справедливости; 2) демократии. Исследование первой проблемы начал американский философ Джон Ролз в работе "Теория справедливости" (1971). Роулз рассматривает справедливость как соотношение между свободой и равенством. Проблема справедливости, прежде всего, заключается в правильном распределении плодов сотрудничества между членами общества. Для этого необходима выработка правильных процедур распределения общественных благ, то есть основ "процедурной справедливости". Другая важная проблема, которая рассматривается современной политической философией и теорией политики, - это теория демократии. Современные теории демократии рассматривают граждан не только как носителей определенных прав или как объект воздействия со стороны государства, но и как потенциальных активных участников принятия политических решений[8]. Основное внимание стало уделяться таким понятием как "свобода личности" и "гражданская участие". Свобода личности, в основном, рассматривается как отсутствие доминирования и положительная способность к самореализации и самоопределению. Основы современной теории партиципаторной демократии - "демократии участия" - были заложены американкой Кэрол Пейтман в работе "Участие и теория демократии" (1970). По ее мнению, демократический идеал заключается прежде всего в активном участии граждан в процессах обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам общественной жизни. Принцип демократического участия должен распространяться и на негосударственные общественные институты, в которых люди могут непосредственно выражать свою волю. Критика элитарных теорий демократий была поддержана и другим американским политологом Дж. Мансбридж в работе "По другую сторону демократии соперничества" (1980). Автор предложил модель унитарного демократии, при которой участники демократического процесса стремятся к достижению общего блага путем совместного обсуждения проблем, которые возникают. Модели унитарной, а также делиберативной (Ю. Хабермас) демократии остаются предметом обсуждения в начале XXI века. Характерными чертами политической теории на рубеже XX - XXI веков является развитие феминистской политической теории, постмодернистского подхода в исследовании политических феноменов, а также новое осмысление феномена "гражданского общества". Сторонники феминистской теории политизируют социальное начало человека, указывая на конфликт между сферами "личного" и "общественного" в жизни человека. Таким образом, предлагается отнести проблему личных, семейных и гендерных отношений, которые проявляются на работе, в семье, в личной жизни человека, к проблемам политических. К числу современных обществоведов-постмодернистов можно отнести британца Энтони Гидденса, французов Мишеля Фуко, Жака Деррида, Жана Бодрийяра и других. Постмодернисты переосмысливают феномен властные понимают ее прежде всего как культурный феномен. Также большую роль в политической жизни, по их мнению, играет мораль, косвенно определяющая политические и правовые нормы. Наиболее известными современными теоретиками гражданского общества являются британец Джон Кин, американцы Джон Коэн, Энтони Ара то. По их мнению, гражданское общество объединяет людей по принципу добровольной ассоциативной деятельности. В него входят общественные объединения, некоммерческие организации сферы услуг, то есть те институты, которые не связаны с государством или частными экономическими структурами. Для функционирования гражданского общества необходимо сильное либеральное государство, защищает свободу слова, собраний и ассоциаций. Авторы рассматривают гражданское общество как арену борьбы за углубление и радикализацию демократии. Его влияние на государство должно быть усилено за счет сокращения бюрократических функций последнего и расширения тех аспектов общественной жизни, которые находятся в сфере влияния добровольных массовых организаций[9]. Таким образом, на протяжении конца XX - начала XXI веков чрезвычайно популярными в среде ученых-политологов становятся философские проблемы справедливости, принципов демократии, роли гражданского общества в прогрессе демократического управления, нетрадиционный феминистический подход к сущности политического.
|