Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III. Уроки третьего типа. Уроки развития речи.В процессе изучения художественных произведений и основ литературоведения школьники обогащают свой словарь, фразеологию. Каждый из описанных выше уроков так или иначе связан с обогащением речи. Однако нужны и специальные уроки, посвященные этой задаче на материале литературы и других искусств и на материале непосредственных жизненных впечатлений. Кратко охарактеризуем уроки разных видов, 1. Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литера туры и искусства Уроки такого вида были в свое время описаны М. А. Рыбниковой, Н. М. Соколовым, Е. И.Досычевой, К. Б. Бархиным и другими советскими методистами. Отправным пунктом в логике построения урока служат непосредственные наблюдения, отбор материала, работа над языком и композицией. Стимулом к работе может быть картина, фотомонтаж. За последние годы довольно широко проводятся работы по киносценарию, инсценировкам, литературным монтажам, сопровождаемым составленным учащимися текстом. В средних и особенно старших классах учащиеся пишут отзывы, рецензии на прочитанные «наги, просмотренные спектакли, кинокартины, телепостановки. Роль учителя здесь очень велика, прежде всего в воспитании хорошего вкуса учащихся, культуры суждений, культуры стиля. 2. У рок и обучения устным рассказам, устным ответам и устным докладам. Культура устной речи не находится у нас на должной высоте, и учащиеся, как правило, лучше пишут, чем говорят. Но вряд ли надо доказывать, насколько важно.владейте ясной, точной, выразительной, а тем более красивой речью. Поэтому надо систематически учить устной речи, начиная с кратких, но содержательных ответов и кончая докладами. Специальный урок посвящается развитию следующих умений (на материале художественного произведения, учебника, критической статьи, лекции учителя и пр.): четко осознать поставленную задачу; быстро отобрать нужный материал, выделить в нем наиболее существенное; составить план сообщения, четко произнести его. В начале урока под руководством учителя проводится коллективная работа; затем учащиеся выполняют задания. Естественно, что после специального урока эти умения проверяются и закрепляются на многих других уроках. Еще более существенно обучение устным докладам. Нередко учащиеся сначала пишут доклад, потом заучивают его наизусть и произносят по памяти. А надо учить свободному владению материалом, произнесению доклада то письменному плану, а потом лишь на основе ранее составленного плана без обращения к нему в процессе произнесения доклада. 3.Уроки обучения сочинениям Эти уроки в средних и старших классах описаны во многих специальных методических работах. 4. Ур о к и а н а л и з а с о ч и н е ни й Эти уроки также широко известны. Следует лишь обратить внимание на то, что и они должны носить обучающий характер. На анализе хороших и посредственных сочинений, имеющих достоинства и типичные недостатки, учитель показывает, каким должно быть сочинение не только по содержанию, но и по логике изложения, доказательности и по стилю. Не следует читать вслух совсем слабые сочинения: это травмирует авторов таких сочинений и ничего не дает классу. Перечисленные виды уроков, естественно, могут иметь многие варианты в зависимости от конкретной щели, содержания, методов и приемов обучения. Может возникнуть вопрос: насколько предлагаемая типология уроков, ориентирующаяся на современную систему преподавания литературы, учитывает то новое, что пробивает себе путь в области содержания, методов и форм обучения? Прежде всего возникает вопрос о том, что принципиально нового в уроки литературы вносит все более расширяющееся использование средств наглядности, технических средств обучения? Безусловно, много нового. Кино, телевидение, радио, магнитофоны и пр. прежде всего отражение процесса сближения и усиления взаимосвязи художественной литературы с другими видами искусств. И в сознании учащихся эта взаимосвязь тоже усиливается: на их восприятие литературы оказывают влияние те впечатления, которые они выносят из просмотра кинокартин, спектаклей, радио и особенно телепередач. Однако в этом множестве впечатлений наряду с плюсами есть и минусы: обилие разнообразных впечатлений мешает глубине восприятия и осознания художественных произведений, отвлекает от такого важнейшего стимула духовного роста, как тихое индивидуальное общение с книгой. Читать школьники стали меньше. В преподавания литературы надо шире привлекать наглядные пособия, технические средства обучения, но при одном важнейшем условии: чтобы они не заслоняли, не подменяли литературное произведение, а помогали усвоить его, обогатить восприятие, чувства и мысли учащихся, совершенствовали их художественное развитие. Эти условия учтены в рекомендациях Л. П. Прессмана. В его книгах и статьях основательно разработана система использования наглядных пособий и технических средств обучения на разных этапах изучения литературно-художественного произведения в различных учебных ситуациях. Все более широко входят в практику школы специальные телепередачи на уроках и на внеклассных занятиях. Каково отношение наглядных пособий и технических средств обучения к методам обучения и к типологии уроков? «Под средствами обучения принято понимать учебные пособия и другие источники учебной информации, с помощью которых учитель учит, а ученик учится»'. И далее автор перечисляет следующие средства обучения: учебники, учебные пособия, книги, справочная литература; учебное и лабораторное оборудование и наглядные пособия; учебное кино, радио, звукозапись, телевидение и другие технические средства обучения. Ясно, что средства обучения — явления иного рода, чем методы. обучения; они используются учителем в зависимости от содержания и целей данного занятия, в данной учебной ситуации, на данном уроке при разных методах обучения. Как уже говорилось выше, картина или кинофрагмент или фрагмент теле- и радиопередачи может иллюстрировать сообщение, рассказ учителя или использоваться в эвристической беседе или в самостоятельных исследовательских заданиях. Поэтому вряд ли целесообразно брать средства обучения как одну из основ методов обучения или типологии уроков. Специфика киноурока или урока с использованием телепередачи (урок с телевставкой) имеет свои особенности и в организации урока, и в его содержании, и в его структуре. Однако уроки широким использованием современных технических средств явно тяготеют по целям, содержанию и методам обучения к тому или иному типу уроков, о которых говорилось выше. Но поскольку структура таких уроков и учебная деятельность учащихся имеют свои особенности, то правомерно отнести их к особым вариантам трех указанных выше типов уроков. Предлагаемая типология уроков основывается прежде всего на структуре литературы как учебного предмета. Если в дальнейшем будет изменяться структура предмета, это неизбежно скажется и на типологии уроков. Естественно, что на совершенствование типологии уроков оказывает влияние уточнение целей, содержания и методов преподавания литературы в средней школе. В этой главе рассматривалась лишь типология уроков по основному курсу литературы. Но, как известно, есть специальные уроки внеклассного чтения. Типология этих уроков рассматривалась методистами, специально занимающимися методикой внеклассного чтения. Наиболее обстоятельно эта типология отработана в диссертации Н. К. Силкина. Он рассматривает четыре типа уроков внеклассного чтения: 1) Уроки вводного (или информационного) типа; 2) уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и художественному восприятию сложных произведений; 3) уроки углубленно-аналитического изучения произведений; 4) уроки обобщающего типа.
|