Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Верность самому себеОдна из психологических проблем, с которой сталкивается человек, - оставаться самим собой обновляясь. Если человек приучается к новым делам, привыкает к новым сферам жизни, он может как бы «забывать о себе». В пределе может стать очень деловым, таким от которого «веет» делами, отчуждением и холодом. Одна из психологических проблем, которая в этой связи возникает, или печаль или тоска или вопрос на периферии сознания: как быть самим собой, оставаться самим собой на фоне многолетних новых дел, новых сфер деятельности, жизни? Иногда даже возникает внутренний вопрос: может быть смириться с отчуждением от себя? Ничего с этим не поделаешь? При этом затрагиваются базовые ценности жизни: зачем тогда нужны все твои дела и твои достижения в них, если они принадлежат не тебе, если ты - это уже не ты. Ответ на этот вопрос дает все то же Вдохновение. Оно всегда начинается с воспоминаний, часто очень отдаленных, это отмечал, например, Р. П. Уоррен, говоря о том, что трудно объяснить, почему вспомнилось то, а не другое перед рождением стиха. Погружение в себя перед получением творческих решений состояние транса всегда связано с воспоминаниями, это означает что Вдохновение каждый раз включает в себя и интеграцию с прошлым опытом, интеграцию с самим собой из прошлого начинающуюся с воспоминаний и ощущений. Ощущения казались давно забытыми, они смутны, но, когда они вспоминаются, связываются с нынешним опытом, нынешними состояниями. К общему положению о том, что Вдохновение есть проявление интеграции внутренних сил (и сосредоточения всего себя на одном) сказанное почти ничего не добавляет, здесь лишь показывается связь интеграции с желанием быть самим собой, изменяясь, живя в новых условиях оставаться самим собой и становиться новым. Интеграция души - это не то, что само собой дается, она не настолько проста, что не требует усилий и «работы». Можно сказать, что интеграция требует повседневной, постоянной работы, соотнесения нового со старым, если не повседневной, то регулярной. В психосинтезе (Ассаджоли Р., 1994 и др.) для этого разработаны специальные упражнения. Они понятны, продуманы, обоснованы, но несколько искусственны. Неясен момент, когда надо «объединять» прошлое с настоящим на основе произвольных усилий и сколько часов в день человек должен тратить на это. Может быть стоит уделить внимание упражнениям психосинтеза, если дошел до кризиса? Неясно. Вдохновение, открывая новое, «работая» на сегодняшний день и на будущее, каждый раз выполняет работу интеграции представлений, кроме создания новых решений оно выполняет и эту работу, если начинается с далеких воспоминаний прошлого, пусть мимолетных. Оно всегда выполняет работу интеграции тебя - нового с тобой - прежним, в том числе с основными ценностями жизни. важными сторонами жизни. Оно само определяет момент, в который это объединение или новое обращение к прошлому необходимо. Поэтому в творчестве автоматически решаются проблемы так называемой «самоидентификации». Избавление от психологических травм Перевод информации из подсознания в сознание позволяет достать из подсознания любую «занозу». М. М. Пришвин сравнивает творчество со смолой, наплывающей на раны деревьев: так и у человека, где была душевная рана — вырастает мысль. Поскольку «занозы», «царапины», душевные травмы возникают достаточно часто, эта сторона творчества оказывается весьма существенной. В связи с проблемами лечения пациентов К. Г. Юнг (1997, с. 15) ввел понятие трансцендентальной функции, которая «возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания». Статья на эту тему была подготовлена им в 1916 г. и основывалась на консультативной практике. Характеризуя конструктивное толкозание сновидений, К. Г. Юнг говорил о том, что, пользуясь современной терминологией, можно назвать «переводом информации из подсознания в сознание». Рекомендации развития трансцендентальной функции расслабленность... сосредоточенность... лучше ночью... критическое мышление следует отключить... уловить зрительные образы, которые могут всплыть в голове... услышать «внутренний голос»... или понять себя через движения... (Юнг К. Г., 1997, с. 30 - 32), - не отличаются от того, что называют использованием резервов подсознания, направленным на решение задач, на постижение истины (КехоД., 2000. Миколко М., 2001 и др.). Овладение способностями творческого самовыражения означает овладение процессом психотерапии по отношению к самому себе и, наоборот, овладение процессами психологического лечения себя — путь развития способностей творчества. Это можно объяснить и со следующих позиций: в связи с Переводом информации из подсознания говорилось о соединении Противоположностей, о спонтанности возникновения образов, звуков, ощущений, переживаний и об умении улавливать их смысл. Это подробно обсуждалось в начале гл. 5 в связи с структуры бензола Ф. А. Кекуле («змея, кусающая себя за хвост»). Если вспомнить классический психоаналитический сеанс (свободная речевая продукция пациента и расшифровывание ее значения психоаналитиком), то можно сказать, что в момент перевода информации из подсознания в сознание человек соединяет в себе и пациента и психоаналитика. Поэтому развитие способностей творчества - это и овладение способностью в психологическом плане лечить себя. Творчество — это и источник спокойствия. Если взять Радость, которую дарит Вдохновение, и убавить на полтона, получится умиротворение, внутреннее удовлетворение спокойствие и еще что-то в этом роде. Многие люди нервничают, общество находится в переходном состоянии, дел много, дела «дергают», их трудно привести в порядок, люди бывают честолюбивыми, заносчивыми, мстительными, злопамятными, доброжелательными, хорошими и плохими - и все это в жизни перемешано. В этих условиях трудно быть уравновешенным и спокойным. Даже одно состояние «транзитивного» общества может любого вывести из равновесия. Если в сложной ситуации есть внутренний источник радости, счастья, гармонии, отпадения проблем, даже пульсирующий иногда, есть источник, который периодически излучает подобные чувства и переживания, это уже «кое что». Сильные эмоции после Вдохновения, сталкиваясь с нервной, суетливой жизнью угашаются в ней, но тем не менее производят свое действие. Восторг быстро проходит после прозрений; состояние внутренней гармонии сохраняется дольше, оно проявляется, в частности, в спокойствии. Вдохновение может проявляться на сенсорно-эмоциональном уровне, например в восприятии природы. Яр реки, вода, медленно плавающая по кругу пена, небо, облака, мостик... и все это может объединяться в восприятии в одно целое, наподобие того, как это бывает в художественном произведении. Нарисовать такое может художник, но видеть - и ребенок. Подобные состояния, по-видимому, доступны и детям. Если это так, то дети, периодически переживающие соответствующие состояния, будущие творческие личности должны дарить окружающим состояние спокойствия. Возможно, это признак, по которому можно распознавать творческие способности в раннем возрасте?
|