Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 1. Основы проектирования информационных технологий
1.1. Общие положения
Всякая система управления с точки зрения технологии ее функционирования решает три основные задачи: - сбор и передача информации об управляемом объекте; - переработка информации; - выдача управляющих воздействий на объект управления.
В зависимости от автоматизации перечисленных этапов системы могут быть подразделены на: - информационно-справочные (автоматизирован только первый этап); - информационно-аналитические или системы поддержки принятия решений (автоматизированы первые два этапа); - управляющие (автоматизированы все этапы).
1.2. Этапы проектирования информационных технологий и создания автоматизированных систем
Выделяют несколько этапов проектирования: - анализ предметной области, разработка технического задания; - разработка программного обеспечения системы; - разработка рабочей документации на систему; - внедрение системы: ввод в опытную эксплуатацию, проведение опытной эксплуатации, ввод в постоянную эксплуатацию).
Проектирование системы может сопровождаться и другими предпроектными и проектными документами, например, технорабочим проектом, но они используется значительно реже. Разработка технического задания должна происходить с активным участием технологов и непосредственно сотрудников автоматизируемых предприятий. В зависимости от того как спроектирована система, она либо будет удобной и полезной, либо бессмысленной, неудобной, никому не нужной. Поэтому в настоящем учебном пособии уделяется внимание описанию первого этапа проектирования автоматизированных систем.
1.3. Техническое задание
Состав, содержание и правила оформления Технического задания на создание автоматизированной системы регламентируется ГОСТом 34.602-89. Техническое задание – это основной документ, определяющий требования к автоматизированной системе. Техническое задание можно охарактеризовать как документ, отвечающий за постановку задачи, отвечающий на вопрос «Что надо сделать?».
Техническое задание должно содержать следующие основные разделы: - общие сведения; - назначение и цели создания (развития) системы; - характеристика объектов автоматизации; - требования к системе; - состав и содержание работ по созданию системы; - порядок контроля и приемки системы; - требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие; - требования к документированию; - источники разработки.
В разделе «Общие сведения» указывают: - полное наименование системы и ее условное обозначение; - шифр темы или шифр (номер) договора; - наименование предприятий разработчика и заказчика системы и их реквизиты; - перечень документов, на основании которых создается система, кем и когда утверждены эти документы; - плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы; - сведения об источниках и порядке финансирования работ; - порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы.
В разделе «Назначение и цели создания (развития) системы» указывают соответственно назначение и цели создания. Проектирование системы должно основываться на системном анализе как объекта, так и системы управления им. Это означает, что должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. В том числе и вопросы экономического и организационного порядка. Разрабатывая трудоемкие и дорогостоящие системы, необходимо стремиться к тому, чтобы предлагаемые решения можно было бы распространить на подобные объекты управления. При этом типизация должна быть разумной, не сильно замедляющей процесс разработки и сам процесс установки, настройки и работы системы.
В разделе «Характеристики объекта автоматизации» указываются сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы, содержащие такую информацию, а также, при необходимости, сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.
Раздел «Требования к системе» состоит из следующих подразделов: - требования к системе в целом; - требования к функциональностям; - требования к видам обеспечения.
В подразделе «Требования к системе в целом» указываются: - требования к структуре и функционированию системы (перечень и основные характеристики подсистем (компонентов), взаимодействие между компонентами системы, взаимодействие с внешними системами, режимы функционирования, диагностирование); - требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы; - показатели назначения (степень приспособляемости системы к изменяющимся технологическим условиям); - требования к надежности; - требования безопасности; - требования к эргономике и технической эстетике; - требования к транспортабельности для подвижных АС; - требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы; - требования к защите информации от несанкционированного доступа; - требования по сохранности информации при авариях; - требования к защите от влияния внешних воздействий; - требования к патентной чистоте; - требования по стандартизации и унификации; - дополнительные требования.
В подразделе «Требования к функциональностям системы» указываются: - перечень функций, автоматизируемых в системе; - требования к форме представления выходной информации, характеристики необходимой точности и времени выполнения, требования одновременности выполнения группы функций, достоверности выдачи результатов; - перечень и критерии отказов для каждой функции, по которой задаются требования по надежности.
В подразделе «Требования к видам обеспечения» в зависимости от вида системы приводят требования к математическому, информационному, лингвистическому, программному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другие видам обеспечения системы.
В разделе «Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы» указывают соответственно перечень этапов работ по созданию системы, при этом по каждому этапу определяются: - исполнители работ – Заказчик или Разработчик; - срок выполнения работ; - перечень отчетных документов; - вид и порядок проведения экспертизы технической документации.
В разделе «Порядок контроля и приемки системы» указывают: - программа и методика проведения испытаний системы; - общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации; - статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).
В разделе «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие» указывают перечень основных мероприятий и их исполнителей, которые следует выполнить при подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие. В перечень основных мероприятий включают: - адаптация входной информации к использованию в системе; - изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации; - создание условий функционирования объекта автоматизации, при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в Техническом задании; - создание необходимых для функционирования системы подразделений и служб; - сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала.
В разделе «Требования к документированию» указывают согласованный Разработчиком и Заказчиком системы перечень видов документов, разрабатываемых при разработке системы; при необходимости могут быть указаны требования к составу и содержанию таких документов. В разделе «Источники разработки» должны быть перечислены документы и информационные материалы, на основании которых разрабатывалось Техническое задание. В состав Технического задания в качестве приложений могут быть добавлены расчет ожидаемой эффективности системы и оценка научно-технического уровня системы.
1.4. Принципы информатизации
Основными концептуальными принципами информатизации железнодорожного транспорта на современном этапе являются: 1. Полнота и пригодность информации для пользователя. Пользователи должны иметь в наличии необходимую и полную (достаточную) информацию для принятия решений, причем информация должна быть представлена в необходимом им виде. 2. Точность. Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Неправильные данные могут привести к ошибочным решениям. 3. Своевременность. Информация в системе должна отражаться по возможности оперативно. 4. Ориентированность. Информация в системе должна быть ориентирована на выполняемые функции автоматизируемого объекта. 5. Гибкость. Информация, циркулирующая в системе, приспособлена для конкретных пользователей и имеет наиболее удобный для них вид. Все входные и выходные формы, отчеты, справки, режимы работы системы максимально приспособлены к требованиям пользователей. Удобство. Система должна обладать дружественным интерфейсом: - в любом месте работы системы пользователю предоставляется возможность возврата на шаг назад; существует различные уровни помощи: по “горячим” клавишам, краткая смысловая – подсвечивается на экране, при подведении мышки к конкретному пункту меню, а также подробная смысловая помощь, которая появляется только при нажатии клавиши F1; - предусмотрен логический контроль за непротиворечивостью вводимых данных, - по возможности, предусматривается защита от ошибочного ввода информации; - иногда закладывают возможность настройки цветовой гаммы на каждом рабочем месте; - для удобства ввода информации и для сохранения целостности базы данных возможно обращение к словарям, созданным на такие поля базы данных, значения которых поддаются перечислению. 7. Контроль целостности базы данных. 8. Сохранность и конфиденциальность данных, санкционирование доступа к базам данных, защиту коммерческой и специальной информации. 9. Адаптируемость системы к изменяющимся условиям. В системах обычно предусматривается настройка шаблонов документов, нормативно-справочной информации, иногда разрабатывается гибкий запрос к базе данных системы. 10. Преемственность новых и существующих версий системы. При установке новых версий системы предусматривается возможность сохранения всех предыдущих наработок и данных, с которыми работали предыдущие версии системы. 11. Подходящий формат данных. Форматы данных и сообщений, используемые в компьютерных и телекоммуникационных сетях системы максимально эффективно используют производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т.д.). 12. Готовность к предоставлению требуемой информационной услуги (“доступность”), реализуемая с минимальными затратами. В системах реализован гибкий запрос, позволяющий пользователям получать множество разнообразных справок по различным срезам данных. 13. Полная информационная совместимость между автоматизированными системами различных уровней. 14. Взаимодействие с внешними автоматизированными системами.
|