Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сестринский диагноз; его отличие от врачебного





 

На втором этапе анализируются полученные в ходе обследования данные и формулируется сестринский диагноз. Сестринский диагноз – это профессиональное суждение сестринского персонала о нынешнем или потенциальном состоянии здоровья пациента. Диагностирование призвано установить:

— существующие и потенциальные проблемы, возникающие у пациента в виде реакций организма на его состояние;

— факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем;

— личностные особенности пациента, способствующие предупреждению или разрешению этих проблем.

Выявив проблемы пациента, сестринский персонал должен принять решение, кто из профессиональных работников здравоохранения способен помочь пациенту.Следовательно, сестринский диагноз – это проблемы, которые сестринский персонал может самостоятельно предупредить или разрешить.

Сестринский диагноз отличается от врачебного.

Примеры врачебного диагноза[5]:

А00.9 Холера неуточненная
В15.0 Гепатит А с печеночной комой
С06.2 Злокачественное образование ретромолярной области
D55.3 Анемия вследствие нарушения метаболизма
F20.3 Недифференцированная шизофрения
F70 Умственная отсталость легкой степени

Основные отличия диагнозов:

— врачебный диагноз определяет болезнь, сестринский диагноз нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью;

— врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни; сестринский диагноз может меняться каждый день или даже в течение дня по мере изменений реакции организма на болезнь;

— врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, сестринский диагноз – вмешательство сестринского персонала в пределах его компетенции;

— врачебный диагноз, как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме; сестринский - с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.

 

 

10.4 Из истории сестринского диагноза

 

История развития сестринского диагноза и сложна, и противоречива. По утверждениям некоторых исследователей, впервые этот термин появился в профессиональной литературе в 1953 г. [68, с.180]. Но в то время Американская национальная ассоциация медсестер эту идею не поддержала.

В 60-е годы XX века литература для медсестер включала статьи за и против сестринского диагноза. Эти вопросы обсуждались не только медсестрами, но и врачами.

В 70-е годы мнение в пользу сестринских диагнозов усилилось. После многочисленных дебатов большинство исследователей сошлось на том, что «сестринский диагноз – это клинический диагноз, устанавливаемый профессиональной медсестрой и характеризующий существующие или потенциальные проблемы здоровья пациента, которые медсестра вследствие полученного ею образования и приобретенного опыта может и имеет право лечить» [40].

Иными словами, это выявленные медсестрой проблемы пациента, которые она может лечить. Например, боль, лихорадка, риск возникновения пролежней, страх, отказ от госпитализации и т.д.

В США в практику сестринского дела сестринский диагноз начал вводиться в 1973 году, когда состоялась первая Национальная конференция по классификации сестринских диагнозов. На конференции было идентифицировано и расположено в алфавитном порядке 86 сестринских диагнозов [68, с.182].

Сестринское дело было впервые определено как «диагностика и лечение реакций организма человека на существующие или потенциальные проблемы здоровья».

В 1982 году на V Национальной конференции по классификации сестринских диагнозов было предложено создать NANDA (North American Nursing Diagnosis Association) – северо-американскую ассоциацию сестринских диагнозов. В 1998 году на XVIII конференции был утвержден список диагнозов NANDA, включающий уже 160 сестринских диагнозов. Среди них: риск инфицирования; стрессовое неудержание мочи; неэффективное дыхание; расстройство дыхания в ответ на отключение аппарата ИВЛ; аллергия на латекс; нарушение целостности кожи; социальная изоляция; риск возникновения изменения отношений между родителем/младенцем/ребенком; измененные семейные процессы: алкоголизм; духовные страдания (нищета человеческого духа); неэффективные индивидуальные копинг-стратегии; нарушение походки; нарушение сна; дефицит самоухода, связанный с одеванием или другими видами ухода за собой; постоянно заниженный уровень самоуважения; хроническое горе; посттравматический синдром на фоне изнасилования; страх смерти и пр. [68, с.184-185].

Многие сестры-практики, начавшие применять сестринские диагнозы, предложили скорректировать определение с учетом деятельности, направленной не только на болезнь (патологию), но и на здоровье пациента. В связи с этим появилось новое определение: «Сестринский диагноз – состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры».

В 1989 году Международный совет медсестер (МСМ) принял решение о проведении исследований по подготовке Международной классификации сестринской практики с привлечением ведущих ученых, научных центров университетов и сестринских ассоциаций различных стран. В 1996 году коллектив исследователей представил на широкое обсуждение первую версию Международного классификатора сестринской практики (МКСП), а в 1999 году, на юбилейной конференции, посвященной столетию МСМ, была представлена вторая редакция документа (International Classification for Nursing Practice (ICNP))[6].

В соответствии с принятыми МСМ положениями сестринскую практику описывают 3 основные компонента: сестринский феномен, сестринское действие (вмешательство), результат действия сестры. МКСП включает классификации по 3 основным компонентам сестринской практики, определяет и стандартизирует структуру каждого компонента, устанавливает систему их кодирования, вводит четкие дефиниции для всех терминов и понятий.

Согласно МКСП, сестринский феномен состоит из 8 составных элементов: А – фокус, В – суждение, С – частота, D – продолжительность, Е – топология, F – локализация, G –вероятность, H – носитель, и в контексте МКСП означает явление, связанное со здоровьем или социальным процессом, на которое направлены профессиональные действия сестры. Под сестринским диагнозом в контексте МКСП понимают профессиональное суждение медсестры о феномене, представляющем объект сестринских вмешательств.

Составление сестринского диагноза начинается с выбора ключевого элемента А (фокус), затем его дополняют терминами других элементов (В, С и т.д.). В комбинацию терминов может входить не более одного термина из каждого элемента.

 

А В С D Е F G H
Боль раневая Достигший некоторого уровня Часто Хроническая Выше справа Лодыжка Высокий риск возникновения Индивид

 

Таким образом, сестринский диагноз в рамках МКСП будет звучать следующим образом: Высокий риск возникновения частой хронической раневой боли, достигшей некоторого уровня, выше правой лодыжки, у индивида. Естественно, МКСП разъясняет, что подразумевается под «высоким риском», «некоторым уровнем», «частотой» и т.д.

В нашей стране возможность и необходимость использования сестринского диагноза в практической деятельности сестринского персонала продолжают обсуждаться.

 

 

10.5 Планирование сестринского ухода

 

На третьем этапеотдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода, которые должны быть согласованы с пациентом.

1. Цели должны быть реальными, т.е. достижимыми. Нельзя ставить, например, такую цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг, это невозможно.

2. Необходимо установить конкретно сроки достижения каждой цели (краткосрочные и долгосрочные).

3. Цели должны находиться в пределах компетенции сестринского персонала. Недопустима цель: «У пациента не будет загрудинных болей к моменту выписки», т.к. это находится в пределах компетенции врача. Медсестра может записать: пациент продемонстрирует знания о профилактике и борьбе с болями к моменту выписки.

4. Если пациент дееспособный, находится в ясном сознании, то цель должна формулироваться в терминах пациента, а не сестринского персонала. Неправильно: медсестра обучит пациента правилам пользования ингалятором (тонометром, введения инсулина). Правильно: пациент продемонстрирует умение пользоваться ингалятором к 17 мая.

Каждая цель включает три компонента: действие; критерий: дата, время, расстояние; условие: с помощью чего-то (кого-то).

После этого составляется план реализации целей – перечень специальных действий медсестры по уходу за пациентом. План должен быть конкретным, без общих фраз и рассуждений.

Пример. Диагноз: артритическая боль в правом колене.

Цель: к концу дня пациент отметит снижение боли до минимального уровня.

План:

1. Медсестра поможет пациенту найти и занять вынужденное положение.

2. Медсестра обеспечит прием лекарственных препаратов в соответствии с назначениями врача.

3. Медсестра обучит пациента технике релаксации.

4. Медсестра обеспечит выполнение физиопроцедур по назначению врача.

Планирование должно осуществляется на основе стандартов сестринского вмешательства. Следует помнить, что в стандарте невозможно учесть все разнообразие клинических ситуаций, поэтому их нельзя применять необдуманно.

План ухода обязательно записывается в сестринскую историю болезни, что обеспечивает его преемственность, контроль, последовательность выполнения. Следует согласовать свой план с пациентом, заручиться его поддержкой, привлекать его к реализации.

 

 

10.6 Реализация плана ухода

 

На четвертом этапесестринский персоналосуществляет намеченные планы. Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств: зависимые, независимые, взаимозависимые.

При зависимом вмешательстве действия сестринского персонала осуществляются по требованию или под наблюдением врача. Однако и в этом случае не следует автоматически выполнять указания врача. Уточнение назначений входит в компетенцию сестриного персонала. Сестринский персонал, выполняющий неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентен, и в той же степени, что и врач, ответственен за последствия ошибки.

При независимом вмешательстве сестринский персонал действует по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями и рамками своей компетенции. Это оказание помощи пациенту в самообслуживании, обучение его различным приемам лечения и ухода за собой, организация досуга, советы относительно здоровья, наблюдение за реакциями пациента на болезнь, лечение.

При взаимозависимом вмешательстве сестринский персонал сотрудничает с другими специалистами на равных (например, реанимационные мероприятия).

МКСП под сестринскими действиями (вмешательствами) (2 основной компонент сестринской практики) понимает поведение медсестры в процессе профессиональной практики. Сестринское вмешательство осуществляется медсестрой в соответствии с установленным сестринским диагнозом для достижения определенного результата. Сестринское действие, как и сестринский феномен, состоит из 8 составных элементов: А – характер действия, выполняемого медсестрой; В – объект сестринского вмешательства; С – средства, с помощью которых осуществляются сестринские вмешательства; D – Время (временные ориентиры сестринских действий); Е – топология (расположение области сестринского вмешательства); F – локализация (анатомическая область или место выполнения сестринских действий); G – путь, указывает, каким образом конкретно осуществляется сестринское вмешательство; Н – субъект, пользующийся услугами медсестры.

В рамках МКСП формулировка сестринского вмешательства состоит из комбинации терминов, входящих в классификацию сестринских действий. Описание сестринского вмешательства начинается с выбора ключевого термина элемента А (тип действий) и затем дополняется терминами из других элементов (В, С, и т.д.)

 

А В С D Е F G H
катетеризация мочевой пузырь катетер перед операцией   больничная палата уретрально индивид

 

Таким образом, сестринское вмешательство в рамках МКСП будет звучать следующим образом: Катетеризация мочевого пузыря уретральным катетером в больничной палате перед операцией.

 

 

10.7 Оценка эффективности ухода

 

На пятом этапе проводится оценка результата, оценка достижения поставленной цели. Она включает в себя как предварительную деятельность, включающую определение критериев и кратности оценки результата, так и деятельность после выполнения плана ухода. Это:

· определение состояния пациента на текущий момент;

· оценка достижения целей;

· определение аспектов, влияющих на достижение целей;

· модификация сестринского диагноза, цели и/или плана ухода в случае необходимости.

В оценку сестринской помощи на этом уровне должны быть вовлечены обе стороны: и медсестра, и сам пациент.

В контексте МКСП результат означает состояние сестринского диагноза после проведения сестринского вмешательства. Для формулировки определения результатов сестринского вмешательства рекомендуется использовать следующие принципы. Результат:

— должен включать термин элемента А (фокуса сестринской практики), термин элемента В (суждение) или элемента G (вероятность);

— может дополняться терминами других элементов с целью уточнения диагноза;

— содержит не более одного термина из каждого элемента сестринского диагноза;

— может устанавливаться только после выполнения сестринского вмешательства.

 

 

ВЫВОДЫ:

1. Сестринский процесс – этосистемный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента. Включает: обследование пациента; диагностирование его состояния; планирование помощи; осуществление плана; оценку полученных результатов.

2. Цель первого этапа сестринского процесса – получение информации о пациенте, которая фиксируется в сестринской истории болезни. Взаимодействие на этапе обследования накладывает отпечаток на дальнейшие отношения сестринского персонала с пациентом. Результатом этапа является выявление степени нарушения удовлетворения потребностей у пациента.

3. На втором этапе сестринского процесса формулируется сестринский диагноз. Существуют отличия сестринского диагноза от врачебного. Наиболее известные в мире классификации сестринских диагнозов – это классификации NANDA и ICNP. В нашей стране возможность и необходимость использования сестринского диагноза в практической деятельности сестринского персонала продолжают обсуждаться.

4. На третьем этапеотдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода, которые должны быть согласованы с пациентом. Каждая цель включает действие; критерий, условие ее достижения. Планирование достижения цели обеспечивает преемственность ухода, его контроль и последовательность выполнения.

5. На четвертом этапе с помощью зависимых, независимых и взаимозависимых вмешательств обеспечивается реализация плана ухода.

6. На пятом этапе проводится оценка достижения поставленной цели. В случае недостижения цели следует проанализировать сестринский диагноз, цель и план ухода. При необходимости их следует изменить.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: сестринский процесс, этапы сестринского процесса, сестринский диагноз, NANDA, ICNP, виды сестринских вмешательств, компоненты цели.

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

 

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите основные источники информации при сборе данных о пациенте.

2. Каковы факторы риска, на которые необходимо обратить внимание при опросе пациента?

3. Вспомните основные жизненно-важные потребности.

4. Назовите по 10 врачебных и сестринских диагнозов.

5. Каким документом пользуются врачи при формулировании врачебного диагноза в нашей стране?

6. Какими документами может пользоваться сестринский персонал при формулировании сестринского диагноза?

7. Чем врачебный диагноз отличается от сестринского?

8. Назовите основные требования к постановке целей.

9. Дайте характеристику различным видам вмешательств в деятельности сестринского персонала.

10. Какие компоненты входят в деятельность сестринского персонала на последнем этапе?

11. Что следует предпринять при несоответствии полученного результата ожидаемому?

Заполнить пробелы:

1. На третьем этапе _____ для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.

2. _____ – это нынешнее или потенциальное состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования.

3. _____ – это выявление конкретного заболевания или патологического процесса.

4. _____ – это проблемы пациента, которые сестра может самостоятельно предупредить или разрешить.

5. _____ – это диагностика и лечение реакций организма на существующие или потенциальные проблемы со здоровьем.

6. Обследование бывает объективным и ______.

7. Список диагнозов NANDA включает около _____ сестринских диагнозов.

Верно или неверно:

1. Результаты измерения АД сестра получает при субъективном обследовании пациента.

2. Источник света при осмотре пациента должен находиться сбоку.

3. Формулирование цели ухода должно быть сосредоточено на пациенте и соответствовать нескольким проблемам.

4. При независимом вмешательстве действия сестринского персонала осуществляются по требованию врача.

5. Цели должны находиться в пределах компетенции сестринского персонала.

6. Сестринский диагноз можетоставаться неизменным в течение всей болезни.

7. Результатом третьего этапа сестринского процесса является план совместной деятельности медсестры и пациента.

Верно или неверно сформулирована цель сестринского вмешательства:

1. Пациент продемонстрирует умение измерять АД с помощью тонометра.

2. Медсестра обучит мать ребенка обрабатывать пупочную рану к 31 октября.

3. Пациент продемонстрирует знания по профилактике запора к 17 мая.

4. Мать новорожденного отметит прибавление на 500 г веса ребенка к 9 апреля.

5. Пациент научится вводить себе инсулин к 5 июня.

6. Пациент отметит отсутствие одышки к моменту выписки.

Выбрать один ответ:

1. Количество этапов сестринского процесса: 1. два 2. четыре 3. три 4. пять
2. Первый этап сестринского процесса включает   1. прогнозирование результатов ухода 2. беседу с родственниками пациента 3. определение существующих и потенциальных проблем пациента 4. профилактику осложнений  
3. К субъективному методу сестринского обследования относится 1. определение отеков 2. выявление отношения к заболеванию 3. измерение артериального давления 4. знакомство с данными медицинской карты  
4. Субъективными данными о пациенте являются 1. падение АД 2. сообщение о снижении интенсивности боли 3. снижение веса тела 4. хождение по коридору без посторонней помощи  
5. Второй этап сестринского процесса - это 1. формулирование цели и составление плана сестринской помощи 2. субъективное и объективное обследование пациента 3. оценка эффективности действий, причин ошибок и осложнений 4. определение существующих и потенциальных проблем человека в связи со здоровьем  
6. Сестринский диагноз – это 1. выявление конкретной болезни у человека или у членов семьи 2. определение существующих и потенциальных проблем пациента в связи с болезнью 3. определение прогноза развития заболевания 4. определение патофизиологических изменений в организме
7. Сестринские диагнозы 1. пролежни, дефицит знаний о рациональном питании, отказ от лечения 2. дискомфорт при общении с чужими людьми, риск инфицирования, пневмония 3. чесотка, педикулез, анемия 4. повышенный вес, ожирение
8. Ожидаемые результаты ухода необходимо определить 1. во время субъективного обследования пациента 2. до составления плана ухода 3. во время выполнения сестринских вмешательств 4. после проведения сестринских вмешательств

 


Глава 11

ПЕРВЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА:

СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ

____________________________________________________

 

Изучив эту тему, вы можете узнать:

· значение сестринского обследования для выявления проблем пациента и их решения;

· источники информации;

· содержание и объем необходимой сестринскому персоналу информации о пациенте;

· методы обследования пациента;

· правила и технику проведения общего осмотра.

 

Изучив эту тему, вы сможете:

· провести опрос пациента и его родственников;

· оценить данные физического обследования: внешний вид; сознание; положение в постели; окраску и влажность кожных покровов; наличие отеков; измерить рост; определить массу тела; определить должный вес.

 

 

Каждая ступень сестринского процесса является существенной стадией в решении основной проблемы – помощи пациенту, и тесно взаимосвязана с остальными.

Для организации и осуществления качественного ухода сестринский персонал собирает информацию о пациенте из всех возможных источников. Собранная информация используется для выявления и идентификации проблем, составления плана и реализации намеченных действий в соответствии с потребностями пациента. От качества собранной информации во многом зависит успех лечения.

Сестринское обследование отличается от врачебного. Цель деятельности врача – поставить диагноз, выявить причины, механизм развития заболевания и т.д., а цель деятельности сестринского персонала – обеспечить качество жизни больного человека. Для этого в первую очередь необходимо определить проблемы пациента, связанные с актуальным или потенциальным состоянием его здоровья.

Информация о пациенте должна быть полной и однозначной. Она может быть получена от самого пациента, членов его семьи, свидетелей случившегося, самой медсестры, ее коллег. Полученная информация суммируется, интерпретируется с использованием точных медицинских обозначений. Необходимо собрать все данные относительно реальных и потенциальных проблем со здоровьем. Сбор неполной, неоднозначной информации ведет к некорректной идентификации потребностей пациента в сестринском обслуживании, и, как следствие, к неэффективному уходу и лечению. Причинами этого могут быть:

- неопытность и неорганизованность сестринского персонала;

- неспособность собрать информацию относительно определенной области;

- склонность к поспешным выводам и т.п.

Date: 2016-11-17; view: 9673; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию