Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды вредных профессиональных факторов в ЛПУ у работников различных специальностей и их влияние на профессиональные болезниПрофессиональные вредности для медицинского персонала ЛПУ подразделяются на: 1) механические, 2) физические, 3) химические, 4) биологические и 5) психогенные.
1) Механические – в основном, относится к персоналу хирургического профиля (хирурги, акушеры-гинекологи, операционные сестры, стоматологи, массажисты) - вынужденное положение тела при операциях, манипуляциях; напряжение отдельных органов и систем; статическое напряжение скелетной мускулатуры («поза хирурга»), перенапряжение нервной системы. В результате вынужденной позы (при стоянии) увеличивается площадь стопы и через 4-6 лет появляются варикозные расширения вен на ногах, а от перенапряжения ЦНС развиваются ИБС и атеросклероз сосудов головного мозга.
2) Физические - рентгеновское (работники рентген-кабинетов), радиологическое (онкобольницы), ультразвуковое (УЗИ) и электромагнитное (физиотерапевтические отделения), излучения. Электромагнитное излучение при применении лазера в качестве скальпеля в гинекологии, офтальмологии, микроскопических исследованиях. К физическим факторам относится действие производственного микроклимата отдельных профессий: повышенной температуры и влажности – вызывают перенапряжение терморегуляции, приводящее к снижению иммунитета, частым простудам(при работе на дезкамерах, проведение термической дезинфекции медицинского инструментария и посуды в ЛПУ, бактериологических лабораториях, в бальнеологических, грязелечебных отделениях, прачечных); повышенной температуры при сниженной скорости воздуха (при проведении операций). В отдельных профессиях имеет место повышенный шум от работающих приборов и агрегатов (цеха подачи кислорода, компрессорные). Воздействие холода имеет место в морозильных камерах прозекторских и моргах. Чаще физические факторы встречаются не в чистом виде, а в комбинации, например: вынужденное положение тела у хирурги + перенапряжение отдельных органов + химическое воздействие от эфирных паров + повышенная температура + сниженная вентиляция воздуха и + психогенная нагрузка. При выжигании опухоли лазером в воздух поступают продукты горения опухоли - аэрозоли, вредные химические вещества – фосген, свет действует на роговицу оператора, может вызвать помутнение хрусталика. В рентген-кабинете к излучению добавляется выделения озона и окислов азота. В физиокабинетах при плохой вентиляции и отсутствии влажной уборки резко увеличивается в воздухе концентрация положительных аэроионов, затрудняющих дыхание и приводящих к преждевременному старению организма.
3) Химические - воздействие огромного арсенала продукции химической и фармацевтической промышленности – лекарственных, наркотических и дезинфицирующих веществ, витаминов и др.;
4) Биологические - вирусы, микробы, антибиотики, вакцины, сыворотки. В больнице и поликлинике действует инфекционный фактор – часто пациент является источников инфекции и при несоблюдении правил больничной и личной гигиены медработник может заразиться гриппом, СПИД, инфекционным гепатитом, холерой и другими инфекциями по профилю отделения. Поэтому медработники болеют чаще, чем население, гриппом в 2-3 раза, инфекционным гепатитом в 4-10 раз (если не прививаются) и др Манипуляции, связанные с кровью (забор и лабораторное исследование крови, операции, инъекции и др.) требуют особого внимания и соблюдения правил охраны труда по профилактике СПИДа и инфекционного гепатита.
5) Психогенные - это интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, связанные с напряженностью медицинского труда. Как правило, они принадлежат к 3 классу вредности и происходят в связи: а) с процессом общения с пациентом - это психологическое и эмоциональное напряжение, чувство ответственности за жизнь больного, за достоверность диагноза и назначенного лечения; б) с состоянием стартовой готовности для принятия экстренных и важных для больного мер (у реаниматолога при критической ситуации, у акушерки при родах и т.д.); в) с неорганизованным режимом труда - наличием суточных и ночных дежурств, ночных операций, что обусловливает срыв биоритмов; с отсутствием фиксированных обеденных перерывов; с большой загруженностью рабочего дня. Комплексное воздействие этих факторов, например у акушера – роды + возможные осложнения + ночное дежурство + готовность к сложной ситуации -все это приводит к нервно-эмоциональным срывам, устранение которых в организации рационального трудового дня и отдыха.
3. Оптимизация труда медработников. Мероприятия по профилактике действия вредных и опасных факторов на здоровье медработников
1) еще при отборе студентов осуществлять профориентацию и профотбор на специальности, к которым предъявляются повышенные требования (реаниматолог, хирург); 2) оптимизировать режим труда и отдыха - не позволять необоснованные перегрузки, дежурства; соблюдать рациональный режим труда и отдыха; 3) не допускать загрязнения воздуха на рабочих местах – над местом загрязнений оборудовать вытяжку и работать с ней; проветривание и УФЛ-облучение помещений; 4) проходить медосмотры - предварительные при поступлении на работу и периодические – раз в год, с обследованиями терапевтом, хирургом, невропатологом, офтальмологом, гинекологом; 5) соблюдать правила охраны труда, производственную и личную гигиену (защищать глаза, кожу, слизистые, легкие, избегать электротравм); 6) постоянно повышать свою производственную квалификацию; 7) аттестация рабочих мест по охране труда по категориям вредностей с составлением программы снижения их патогенного действия или их устранения. Контрольные вопросы 1. Основные источники вредного и опасного воздействия на работника в ЛПУ. 2. Структура профзаболеваний в ЛПУ. 3. Основные причины возникновения травм, несчастных случаев и профзаболеваний в ЛПУ. 4. Химические факторы профессиональной вредности в медицине. 5. Биологические факторы профессиональной вредности в медицине. 6. Физические факторы профессиональной вредности в медицине. 7. Механические факторы профессиональной вредности в медицине. 8. Психогенные факторы профессиональной вредности в медицине. 9. Источники ионизирующего излучения в медицине и их применение 10. Облучение и его воздействие на организм. 11. Источники электромагнитного излучения в медицине и его действие на организм. 12. Места перегретого микроклимата в медицине и его влияние на организм. 13. Вредности у хирурга (акушерки) в операционной и их профилактика. 14. Вредности у медсестры в манипуляционной и их профилактика. 15. Профилактические мероприятия, направленные на охрану здоровья медработников. Раздел 5. УРБОЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩА, ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тема № 15: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ
ЗНАНИЯ: 1. Основные экологические и гигиенические проблемы городов: особенности городского воздуха и микроклимата, водоснабжения и санитарной очистки. Мероприятия по охране окружающей среды в городе и на селе. 2. Гигиенические требования к планировке, освещенности, отоплению, вентиляции в жилых помещениях. 3. Нормируемые параметры микроклимата. Нормы искусственной освещенности комнаты. Основные системы отопления жилых зданий, виды вентиляции по способу подачи воздуха в помещение.
УМЕНИЯ: 1. Использовать полученные знания в просветительной работе с населением по улучшению городской среды. 2. Определять параметры воздушной среды, естественную и искусственную освещенность в помещениях, давать им оценку.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Экологические и гигиенические проблемы урбанизации. 2. Особенности формирования городской среды. Особенности атмосферного воздуха и микроклимата городов. Особенности села. 3. Проблемы водоснабжения и санитарной очистки городов. 4. Микроклимат жилых помещений и общественных зданий. Освещение естественное и искусственное. Отопление местное и центральное. Вентиляция жилых и общественных зданий. 5. Состояние здоровья населения городов. 6. Причины ухудшения качества воздушной среды закрытых помещений, «синдром больных зданий». 7. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды в городе: планировочные, технические, санитарно-технические и организационные. 8. Требования к планировке жилищ и строительным материалам.
|