Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История инкрустации оружияХолодное оружие за время существования человечества изготавливалось не только из металла, но и из стекла, кости, камня, даже из дерева. Во времена освоения металла приготовление длинных клинков представляло значительные трудности, и до их ковки люди доходили постепенно, начав с коротких остриев, годных для ножей, наконечников копий, кинжалов. Ножи были самыми универсальными орудиями труда и широко использовались в быту, хозяйстве, ремесле и на промыслах. Для воинов делались специальные ножи, хотя чаще всего они мало отличались от обычных бытовых. В Древней Руси, например, специальные боевые ножи изготовлялись довольно редко, к ним можно отнести некоторые экземпляры с массивными удлиненными клинками и, как правило, с большими костяными рукоятями. Боевые ножи вкладывали в жесткие кожаные футляры, носили либо у пояса, либо за голенищем сапога. История инкрустации оружия берёт своё начало с незапамятных времён. Оружие отделывали золотом и инкрустировали драгоценными камнями. Кельты, римляне, персы и многие другие народы украшали оружие тонкой чеканкой или резными узорами. Мечи, латы, щиты, шлемы предоставляли ремесленникам поле для состязания в блеске, богатстве и художественном мастерстве. Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской инкрустации все ее вставные элементы находятся заподлицо с поверхностью изделия, в то время как у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие бугорки. В одном изделии возможно сочетание этих двух видов насечки. На Руси в большинстве случаев инкрустация производилась по раскаленному металлу. Сначала на орнаментируемую поверхность наносился рисунок, затем этот рисунок прорезался резцом несколько наискосок. После этого предмет нагревали и накладывали из углубление золотую или серебряную проволоку. Маленьким долотцом и легкими ударами молотка ее вгоняли в углубление, расплющивали и заравнивали рваные края бороздки. Инкрустированную золотом медь обычно покрывали чернью, так что получали рисунок с золотыми контурами на черном фоне. В тех случаях, когда нужно было сделать сплошное золотое пятно, мастер проводил несколько параллельных бороздок, укладывал в них проволоку и затем на огне расплющивал проволоку так, чтобы отдельные нити слились в сплошную золотую поверхность (рис.1).
Рис.1 Шлем Ярослава Всеволодовича.
Здесь уже инкрустация переходила в золочение. Покрытие больших поверхностей золотом или серебром производилось сходным способом. Основной металл покрывали множеством насечек, накладывали сверху лист серебра (с золотом это проделывали реже) и проковывали в горячем состоянии. Серебро плотно прилегало к шероховатой поверхности железа. Для того, чтобы заусеницы железа не проступали сквозь серебро, слой последнего должен быть не слишком тонок. Этим, возможно, и объясняется то, что золото редко употреблялось для подобных работ, так как его потребовалось бы много. Образцом инкрустации по железу может служить топорик Андрея Боголюбского (рис. 2).
Рис. 2 Топорик Андрея Боголюбского Этот процесс на европейском оружии использовался сравнительно редко, причем везде предпочиталась техника поддельной насечки, кроме Испании, где рукояти часто покрывались золотой и серебряной инкрустацией. Однако эта техника широко использовалась и на Востоке для украшения и замков, и стволов ружей. Наиболее популярными из металлов были золото, серебро и желтая медь, и искусство инкрустации металла достигло в Японии высочайшего пика развития. Тут в дополнение к вышеупомянутым металлам для украшения широко применялось разнообразие медных сплавов, меняющихся в цвете от черного до красного. Разнообразие свойств различных материалов, в том числе и металлов, послужило основой возникновения инкрустации, одним из видов которой является насечка (инкрустация). Суть этой техники художественной обработки металла заключается в том, что на металлических предметах гравированием, чеканкой или травлением наносятся углубления, которые затем заполняются другими металлами, имеющими контрастный цвет, и тональность. Художественная выразительность насечки достигается не только рисунком, органически связанным с поверхностью украшаемого предмета, но и противопоставлением естественного цвета одного металла другому. Процесс дамасской насечки, как и само название – происшедшее от Дамаска, - предполагает, что почти всегда мы имеем место с восточным происхождением.(рис. 3.) Видимо, он был внедрен в Европе (возможно, через Испанию и Венецию) в конце XV столетия. С начала второй четверти XVI в. он широко использовался для украшения всех видов изделий из железа и стали.
Рис. 3 Ножи и ножны с дамасской насечкой На Востоке, и особенно в Индии, Персии, Турции и на Кавказе, дамасская насечка оставалась одним из самых популярных видов украшения оружия и во второй половине XIX в. Некоторые образцы европейского оружия были украшены этим способом в Индии. Поскольку насечка по металлу — трудоемкая техника, постепенно она стала применяться все реже и реже и в настоящее время бытует лишь у отдельных мастеров. Инкрустация золотом и серебром, грубо говоря, представляет собой форму дамасской насечки, но было бы уместно рассмотреть его здесь отдельно. Он отличается от ранее описанных методов, в том, что золото и серебро наносились в рельефе и крепились путем прессования в выбитые бороздки на поверхности железа. Он включал в себя использование значительно большего количества золота и серебра, чем при обычной дамасской насечке, но, так как на самом инкрустированном металле наносилась резьба с рельефным украшением, эффект был пышнее. Видимо, техника такой инкрустации впервые практиковалась итальянцами во второй четверти XVI в. Она скоро распространилась на другие районы Европы и широко использовалась для украшения всех типов оружия. В восточных странах, за одним исключением, инкрустация вряд ли применялась в других видах, кроме варианта истинной дамасской насечки. исключением явилась Япония, где иногда детально разработанными методами наносилась инкрустация в золоте, серебре и различных медных сплавах, усовершенствованных мастерами по оправам для мечей и сабель. История украшения оружия тесно связана с много более широким полем прикладного искусства в целом. Помимо орнамента, создаваемого в фактическом процессе производства, например, поверхностного рисунка на стволах, на долю оружейников редко приходилось что-то более серьезное, чем небольшой резной орнамент или узорное тиснение (рис.4).
Рис. 4 Изображение охотничьего ножа с резной рукоятью и насечкой
Но особенно популярной инкрустация стала в XVII в. Ее суть заключается в украшении деревянных изделий металлическими пластинами, кусочками слоновой кости, кусочками дорогих пород деревьев, металла, драгоценных и поделочных камней, стекла, смальты, пластмассы, кости, рога животных или перламутра. Наравне со слоновой костью мастера использовали и перламутр. Ценность перламутровых украшений состоит в том, что он долго сохраняется и на протяжении веков не требует реставрации и обновления. Изделия, инкрустированные перламутром, приобретают самые различные оттенки и цвета — от бирюзовых, фиолетовых, лиловых до золотистых и серебристых. Различают врезную и мастичную инкрустацию. Данные виды украшения деревянных покрытий и предметов использовались еще мастерами Древнего Египта. Врезная инкрустация деревянных поверхностей слоновой костью была широко распространена в качестве украшения деревянных изделий и поверхностей в XVI в. Основоположниками украшения древесины кусочками слоновой кости стали итальянские мастера-резчики. Они чаще всего вырезали из слоновой кости простейшие геометрические фигуры и украшали ими изготовленное изделие. Искусство выдалбливания или, точнее, резьбы по стали с приданием декоративных форм было в основном продуктом Высокого Ренессанса Резьба всегда была самым популярным методом украшения оружия, кроме тех случаев, когда, как на большинстве экземпляров XVII в., большое количество украшений из инкрустации и фанеровки просто не оставляло места для резьбы. Еще в XIII в. кончики эфесов мечей и рукояток кинжалов иногда были вырезаны в форме голов животных, но, видимо, ничего более утонченного не производилось до начала XVI столетия. Однако примерно с 1530 г. наблюдается рост в использовании этой техники для украшения рукояток рапир и кинжалов, а также замков, стволов и креплений огнестрельного оружия. Этот метод оставался одним из самых популярных до середины XVIII в., после чего стал выходить из моды. И все же имело место ограниченное его оживление в третьей четверти XIX в., причем почти исключительно в отношении оружия, предназначенного для демонстрации на различных промышленных выставках того периода (рис.5). Одной из главных фигур в эпоху этого оживления стал испанец Эусебио Зулуаго.
Рис. 5. Нож корпуса лесничих обр.1904 года На Востоке стальная резьба как метод украшения оружия была менее популярной, чем на Западе, хотя в некоторой степени она применялась в Индии, Персии и Турции. Перед третьей четвертью XVIII в. и в конце XIX в. на Востоке металлические части оружия высокого качества часто покрывали золотом, даже если при этом еще и украшали как-то по-другому. Использовались два способа нанесения золота: а) поверхность, подлежащая украшению, вначале с помощью напильника делалась шероховатой, а потом на ней полировались листы фольги; б) наносилась амальгама золота и ртути, при этом поддерживалась температура, достаточная для испарения ртути, так что золото приклеивалось к металлу. Этот процесс огненного золочения был намного популярнее остальных. Нанесение серебра методом, а), как правило, применялось для украшения оружия, особенно рукояток сабель и кинжалов, до третьей четверти XVII в. Поверхность стали, нагретая до свечения, затем быстро охлаждалась и обретала синий цвет, оттенки которого зависели от температуры металла во время охлаждения. Декоративные возможности этого феномена были поняты в конце XV в., и с 1530-х гг. до настоящего времени наружные стальные детали огнестрельного оружия, особенно стволы, часто подвергались воронению. Воронение было особенно эффективно в сочетании с золотыми и серебряными украшениями, но оно широко использовалось и само по себе, возможно, частично из-за того, что слегка затормаживало процесс коррозии. В XIX столетии были придуманы различные химические процессы воронения, и они постепенно вытеснили старый метод воронения теплом.
|