Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система взаимодействия жанра и текста в современной публицист
Жанр или текст? В современной российской журналистике понятие «жанр» заметнопотеснено понятием «текст». И тому есть объяснение. Во-первых, вместе со старой системой организации СМИ(жесткая вертикаль сверху донизу – от союзных до стенных газет) рухнула ипрежняя классификация жанров. Процесс «пересмотра» жанровых границ привел к тому,что некоторые жанры – отчет, интервью, корреспонденция, репортаж – перестали жестко атрибутироваться только как информационные или аналитические. Одновременно произошла переоценка жанровых ценностей: одни жанры практически ушли с газетной полосы (очерк, фельетон, передовая статья, обзор печати),другие, напротив, усилили свое присутствие (интервью, комментарий, эссе). Приметой газетной полосы стали пиарменовские и рекламные тексты. Наконец,некоторые теоретики и практики СМИ стали выделять новые жанры: журналистское расследование, исповедь, версию, беседу, пресс-релиз. Во-вторых,
глобальное расширение коммуникационногопространства в связи с развитием новых информационных технологий (сети Интернетв частности) создало естественные предпосылки для унификации жанров. Российская журналистика, сохраняя верность традициям, впитывает в себя все наиболеепродуктивное из журналистики западноевропейской и американской. Вобрав в себячерты комментария, эссе, фельетона, закрепилась на газетной полосе колонка.Интервью захватило смысловые пространства очерка, перестав быть только новостьюиз первых уст и явив несомненный интерес к личности собеседника. В-третьих, изменения, начавшиеся в России в 1990-егг., коренным образом изменили характер СМИ. Конституционно закрепленные свобода слова, гласность и отмена цензуры привели к тому, что в постсоветском обществе принципиально изменились отношения внутри коммуникационной системы «действительность – автор – произведение – аудитория». Система эта замкнута,динамична и постоянно возобновляема. Ключевые понятия, объединяемые категорией «действительность», – факт, явление, характер – как бы раздвинули своисодержательные границы. С отменой цензуры исчезли запрещенные факты, расширилось информационное поле, увеличились возможности доступа к необходимой для расследования информации. Публицист-исследователь стал выступать и как прогност. Анализ скрытых тенденций открыл путь к предвидению будущегосоциальных процессов и ситуаций. На смену плановому прожектерству («нынешнеепоколение советских людей будет жить при коммунизме») пришла прагматическаяпрогностическая публицистика. Изменился и герой репортажей, очерков, зарисовок. Им стал человек повседневного дела, а не только человек подвига. За рубриками «Частная жизнь», «Светская хроника», «Вне политики», «Без ретуши» и другими стоит естественное стремление увидеть то известного политика, то бизнесмена, то«звезду», то «человека с улицы» в быту, дома, в неожиданных ситуациях.Окружающий мир динамичен, и задача журналиста показать эту динамику сквозьткань переживаний избранного им героя.
Было бы ошибкой не видеть ангажированности публициста всовременном российском обществе. На смену административно-партийному давлению пришло давление экономическое.
Определение жанра. Хитроумные теоретики предпочитаютизбегать исчерпывающих определений. В литературоведении под жанрамиподразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности видыпроизведений»5. В публицистике жанрами именуют «устойчивыегруппы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками».При всей заманчивости этих определений они не выглядят полными, хотя ипозволяют говорить о специфической природе жанра. Жанр – категория исторически конкретная, то естьразвивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своегосуществования. Эволюция жанров напрямую связана с тем, как человек постигаетокружающий мир. Публицистика своим развитием обязана другим видам деятельности:торговля породила потребность в обмене коммерческой информацией – родиласьгазета.
Содержание текста (любого жанра) зависит от задач,решаемых публицистом, уровня познания действительности, от егоиндивидуально-психологических особенностей восприятия окружающего мира. В общемвиде содержание текста – это соединение объективно существующего факта ссубъективной его оценкой.
Жанровая классификация публицистических текстов. Прежняя классификация устарела – а что взамен? Современные теоретикижурналистики предпочитают оперировать терминами «журналистика новостей», «авторскаяжурналистика», «аналитическая журналистика». Иногда тексты группируют пометодам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «образнаяпублицистика», «комментирующая журналистика». Между тем, какая бы классификацияни предлагалась, публицистический текст непременно включает в себя триважнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б)фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоциональноговоздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить напять групп: 1) оперативно-новостные – заметка во всех ееразновидностях; 2) оперативно-исследовательские – интервью, репортажи,отчеты; 3) исследовательско-новостные – корреспонденция,комментарий (колонка), рецензия; 4) исследовательские – статья, письмо, обозрение; 5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) –очерк, эссе, фельетон, памфлет
|