Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эго-психология: Эрик ЭриксонТеоретические формулировки Э. Эриксона касаются исключительно развития эго. Э. Эриксон отошел от психоанализа по четырем вопросам. Во-первых, в его работах наблюдается сдвиг акцента от "оно" к "я". С позиций Эриксона именно "эго" составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал "эго" как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от психодинамического тем, что описывает людей как более рациональных, принимающих осознанное решение. Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго ребенка. В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивида (то есть от младенчества до старости). Фрейд же ограничивался влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генетальной стадии. В-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Эриксон считал, что надо привлекать внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности. Его теория ставит во главу угла качества “эго”, т. е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Это различие является ключевым для понимания концепции Э. Эриксона. По сути дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. Центральным для эриксоновой теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее: 1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития. Одной из особенностей психологической теории личности Э. Эриксона является, разработанные им восемь психосоциальных стадий жизненного цикла человека. Для каждой стадии, по Эриксону, характерны кризисы и поэтому они описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие - базальное недоверие; 2) автономия - стыд и сомнение; 3) инициативность - стыд и вина; 4) трудолюбие - неполноценность; 5) эго-идентичность - ролевое смешение; 6) интимность - изоляция; 7) продуктивность - инертность, застой; 8) эго-интеграция - отчаяние. Описанные Э. Эриксоном “восемь возрастных периодов человека” представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности. В его теории нашло выражение преобладание влияния социальных факторов и изменяемости.
|