Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Журналистика относится к отраслевой социологии
Таблица 2
Предмет социологии журналистики
Структура и деятельность субъектов функционирования СМИ
| Издающие, руководящие, финансирующие СМИ структуры, социальные институты
| Органы массовой информации, редакции, журналисты
| Аудитория
| Субъект деятельности
| | | | Структура, строение
|
|
|
| Характеристики
|
|
|
| Деятельность
|
|
|
| Потребности, интересы
|
|
|
| Функции, цели, задачи
|
|
|
| Направления, содержание деятельности
|
|
|
| Средства, методы, формы
|
|
|
| Результат, эффект
|
|
|
| Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса
|
|
|
| Условия деятельности
|
|
|
| Социально-политические
|
|
|
| Экономические
|
|
|
| Духовные
|
|
|
| Психологические
|
|
|
|
Таблица 3
Четыре теории прессы
Основные характеристики
| Авторитарная теория
| Либертарианская теория
| Теория социальной ответственности
| Советская тоталитарная теория
| Место возникновения и развития
| Англия ХVI и ХVII вв.: была широко распространена; применяется до сих пор
| принята в Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно
| США, ХХ в.
| Советский Союз (некоторые элементы практиковались нацистами и итальянцами во многих странах)
|
Теоретические основы
| философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих
| работы Мильтона, Локка, Милля и общая теория рационализма и естественных прав
| работы Хокинга, комиссии по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы средств массовой информации
| Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии ХIХ в.
| Главная цель
| поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство
| информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство
| информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликты на уровень обсуждения
| способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии
| Кто имеет право использовать средства массовой информации?
| всякий, кто получает королевский патент или подобное разрешение
| всякий, у кого есть средства на это
| всякий, кому есть что сказать
| подданные и проверенные члены партии
| Кого контролируют средства массовой информации?
| правительственные патенты, гильдии, лицензирование, иногда цензура
| посредством «процесса возвращения к истине» на «сводном рынке идей» и в судах
| общественное мнение, действия потребителей, профессиональная этика
| надзор и экономические или политические действия правительства
| Что запрещено?
| критика политической машины и чиновников
| клевета, непристойность, неприличное поведение, антиправительственная пропаганда в военное время
| серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов
| критика задач партии, что не распространяется на практику партии
| Вид собственности
| частная или общественная
| в основном частная
| частная, если только правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные интересы
| общественная
| Существенные отличия от других теорий
| инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего
| инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества
| средства информации должны стать социально ответственными, в противном случае кто-то должен заставить их быть таковыми
| средства информации принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием
|
Теории массовой коммуникации
Название теории
| Основные идеи
| Теория «третьей волны»
«Third Wave» theory
| Три волны цивилизации: аграрная (до ХVШ в.), индустриальная (до 1955 г.), постиндустриальная, когда ведущую роль играют средства коммуникационно-компьютерного воздействия на общество (Тоффлер О. Третья волна, 1980).
| Теория открытости и закрытости
Theory of opening and closing
| Существуют закрытые и открытые замкнутые этнические или религиозные комьюнити (взаимодействующие общности). Закрытые настороженно относятся к новой информации и коммуникациям. Открытые легко воспринимают новую информацию, чреваты информационными перегрузками Идеал – сбалансированность этих процессов (Klapp M. Opening and Closing. Strategies of Information Adaptation in Society, 1978).
| Теория социальных ожиданий
Theory of social expectations
| Главное внимание – воспитательным функциям СМИ, процессу формирования массовой аудитории.
| Теория самовоспроизводства
Theory autopoiesis
| Общество – самоорганизующаяся система, подсистемы которой имеют собственные информационные связи с окружающей средой.
| Теория свободной печати
Free press theory
| Берет под защиту права граждан на свободу слова, гарантом которой является частная собственность на средства информации. Свое выражение получила в Первой поправке к Конституции США.
|
Теория «стереотипных капсул»
Conventional capsules
|
Масс-медиа могут распространять стандартизированные мнимые представления о жизни и культуре, формируя из них модели поведения, ценностей, социальных возможностей. Ананбергская школа при Пенсильванском университете, созданная в 1959 г.
| Теория свертывания материалов печати, теория повестки дня
Agenda-setting theory of the press
| Большая часть новостей носит запрограммированно-выборочный характер, поскольку повестка дня, то есть темы и проблемы, предлагаемые читателю, подвергаются тщательному фильтру и распределяются в соответствии со степенью значимости в СМИ.
|
Теория статус-кво
Status quo theory
| Примат конформистской функции СМИ, которые прививают аудитории инертное отношение к существующим в обществе порядкам. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон (Массовая коммуникация, 1966) считали, что СМИ в США выступают в роли «социального наркотика», который способствует снижению эстетических вкусов и укреплению статуса-кво.
| Теория селективной экспозиции
Selective exposure
| Важен учет социально-демографических, культурных и психологических факторов влияния СМИ на аудиторию, исследование форм и результатов влияния СМИ на различные группы аудитории. (Теория сформировалась в США в 40-х гг. прошлого века). Противоположна теории «магической пули».)
| Теория обретения пользы и удовольствия
Uses and gratification theory
| Аудиторию не следует представлять как послушную массу безвольных потребителей любой информации, поскольку она состоит из множества индивидуумов, которые имеют свои интересы, вкусы и потому потребляет информацию в соответствии с ними. (Близка теории селективных влияний.)
| Теория магической пули
Magic bullet theory
| Кинематограф, СМИ имеют магическое воздействие на аудиторию. (Соотносима с теорией инъекции. США, начало ХХ в.)
| Теория инъекции
Hypodermic needle theory
| Утверждает прямое воздействие СМИ на аудиторию, игнорируя ее возрастные, культурные, географические и другие особенности (Опровергается современными исследователями.)
| Теория «плавильного котла» («плавильного тигля»)
Melting pot theory
| Американская нация сформировалась путем переплавки в единое целое национально-культурных традиций иммигрантов, хотя в последнее время появилась теория «салатного» плюрализма этнических культур (salat bowl theory), но теория «переплавки» реализуется в моделях массовой культуры.
| Теория наименьшей неприемлемости программ
Least objectionalble program theory
| Стабильность количества зрителей зависит не столько от качества телевизионных программ, сколько от инерции тяжелых зрителей, которые сидят у экранов по нескольку часов, смотрят все подряд и оказываются под влиянием основного потока «мейстриминга», их действия объясняются не интересом к содержанию передач, а инерцией настройки.
| Теория парадокса
Paradox: globalization creates localization
| Глобализация порождает локализацию. (Теория помогает выявить причины углубления противоречий между тенденциями к транснационализму в развитии новейших информационных технологий и стремлением подчинить масс-медиа интересам местных общин и субкультур; исследования показывают, что чрезмерная глобализация мешает получать интересующие аудиторию сведения о своей локальности).
| Теория двухступенчатости информационного потока
Two step flow of communication theory
| На первой ступени информация из СМИ фиксируется во мнениях компетентных уважаемых в обществе лидеров мнений, а затем на второй ступени переходит от них к другим потребителям. Авторами теории являются П. Лазарсфельд и Б. Берельсон (1940). В новейших исследованиях это получило название теории диффузии.
| Теория диффузии
Theory of diffusion
| Призывает к тщательному изучению путей и форм влияния СМИ на массовую аудиторию с учетом двухступенчатости информационного потока, роли лидеров мнений и других факторов, которые могут определить специфику процессов распространения и усвоения информации в обществе.
|
Теории медиаэффектов
Theories of media effects
| Воздействие СМИ на все сферы личной и общественной жизни современного человечества многомерно. В дотелевизионный период и в 1930–1940 гг. основное внимание уделялось пропагандистским эффектам, позднее активизировались бихевиористские наблюдения при анализе внимания масс-медиа на индивидуальное и коллективное сознание. Признание получили принципы Ананбергской школы при Пенсильванском университете, которые были направлены против коммерциализации СМИ и против попыток придать их деятельности стихийный характер. В последнее время распространены теории коммуникации как культурной экологии.
| Теория развития, или теория для медиа-развивающихся стран
Development media theory
| Необходимо обеспечить сохранение национальных культурных традиций и полную свободу выбора в сфере коммуникаций без ущемления ее в слаборазвитых странах. (Сформулирована под влиянием борьбы за Новый информационный порядок в материалах комиссии Макбрайда, отражавших специфику сложных условий для развития средств связи в странах «третьего мира», где слабо развита промышленная база, идет острая борьба между тенденциями к глобализации коммуникационных систем и задачами сохранения национальных, культурных традиций и ценностей. Эти противоречия выливаются в оппозиционное отношение к информационному империализму и допускают государственный идеологической контроль в интересах национальной суверенности культур и, соответственно, СМИ.)
| Теория коммуникаций в ХХI веке
Communication Theory in the 21 Сentury
| Многопрофильные исследования возможностей и последствий влияния новых коммуникационных технологий на общество, культуру и судьбы журналистики.
|
Герберт Маршалл Маклуэн (1911–1980), канадский социолог и культуролог, публицист. Работа The Medium is the Massage: an Inventory of Effect (1968). Культура (по Маклуэну) есть совокупность средств общения, формирующих сознание людей, и потому смена исторических эпох связана со сменой форм общения: эпоха племенного человека – устная речь, слуховое и тактильное восприятие; типографское и индустриальное общество – общество визуального восприятия – линейная перспектива, развитие производства, рационализма, индивидуализма. Современная эпоха нового племенного человека – изменения в пользу слуха и тактильности. Электричество продолжает нервную систему, образование «глобального объятия», упраздняющего пространство и время на планете; формируется глобальная деревня. В мире разномасштабной и разноплановой электронной информации человек мыслит не линейно-последовательно, а мозаично, через интервалы, посредством резонанса – через непосредственное вовлечение в действие и шарообразность картины мира, слитность человека и общества, мифологическую цельность мышления. Снова принципом сознания становится миф как способ удержания цельности восприятия. Формируется экологическое сознание.
Из современных зарубежных исследователей в первую очередь следует упомянуть немецкого социального философа Юргена Хабермаса, представителя Франкфуртской школы критической теории, написавшего несколько работ по коммуникации: «Знание о человеческих интересах» (1968), «Коммуникация и эволюция общества» (1974), «Теория коммуникации», в 2 томах (1981), «Теория коммуникативной компетентности», в 2 томах (1984 и 1988), «Структурное преобразование публичной сферы» (1989), «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1990), «Фактичность и значимость» (1992). Ученый изучает коммуникативные процессы в обществе, их эффекты.
Рис. 1. Схема У. Шеннона
Коммуникатор
Кто сообщает?
|
| Сообщение
Что именно?
|
| Канал
По какому каналу?
|
| Адресат
Кому?
|
| Эффект
С каким эффектом?
|
Рис. 2. Схема Г. Лассуэлла
Коммуникатор
| Установки коммуникатора
| Условия коммуникации
| Средства коммуникации
| Стратегия коммуникатора
| Аудитория
| Результат
| Кто сообщает?
| С какими намерениями?
| В какой ситуации?
| Какими средствами?
| С использованием какой стратегии?
| С расчетом повлиять на какую аудиторию?
| С каким
результатом?
|
Рис. 3. Схема Шрама
Рис. 4. Схема Райли
Г. Малецке расшифровал структуру первичных групп – коммуникатор в коллективе, коммуникатор в учреждении, коммуникатор в прочих социальных отношениях, а также добавил представление коммуникатора о самом себе и факт давления общественности на него. Сектор реципиента, приемника информации, также обогатился представлениями его о себе как личности, как члене дисперсной публики и в прочих социальных отношениях. Малецке считает, что на выбор реципиентом сообщения влияет структура личности, развитие и опыт, интеллигентность и интересы, взгляды и мировоззрение, а также условия, ситуация, в которой реципиент принимает информацию (рис. 5).
Рис. 5. Схема Г. Малецке
Рис. 6. Схема М. де Флера и С. Болл-Рокич
динамические связи, процесс функционирования как циклический, разновекторный.
О – общество
Н – народ
А – аудитория
СИ – социальные институты
СМИ – средства массовой информации разных уровней и типов
ПТ – потребности общества
ИН – интересы аудитории
УС – управляющие структуры
В – властные структуры разного уровня
П – партии, общественные движения и объединения
У – учредители СМИ
Ф – финансовые структуры, владельцы СМИ, рекламодатели, спонсоры и т. п.
И – издающие и распространяющие СМИ организации
ПЧ – печать
ТВ – телевидение
РВ – радиовещание
ИА – информационные агентства
СМ – сетевые медиа
Автор: Л.Г.Свитич
|