Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анкетирование родителей





(Вопросы анкеты представлены в Приложении №)

Цель: изучение особенностей отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости и представлений родителей об уровне сформированности данных качеств у ребёнка.

Вопросы, направленные на изучение:

- особенностей взаимоотношений со сверстниками, стиля взаимоотношений;

- особенностей эмпатийных реакций ребёнка, в ситуациях требующих проявлений сочувствия, сопереживания (во взаимоотношениях с взрослыми, сверстниками);

- особенностей эмоциональных проявлений по отношению к взрослым и сверстникам со стороны ребёнка и особенностей эмоционального взаимодействия в семье;

- игровых предпочтений, увлечений детей.

Полученные данные позволят сделать выводы об особенностях отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости у ребёнка, о представлениях родителей об уровне сформированности данных качеств у него, о понимании родителями своей значимой роли в становлении эмоциональной отзывчивости, эмпатии у дошкольника.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ “Детский сад № 56” г. Орла. В обследовании принимали участие 10 детей подготовительной группы и 2 воспитателя и 10 родителей.

Рассмотрим результаты первой экспериментальной серии, направленной на выявление особенностей распознавания детьми седьмого года жизни мимических проявлений эмоциональных переживаний.

Специфика данных процессов обусловлена содержанием представлений старших дошкольников об эмоциях (включающих знание о причинах и способах выражения эмоций), процессами восприятия и понимания эмоций детьми (включающих их вербальное определение, соотнесение с конкретной ситуацией), а также особенностями переживания эмоций детьми (включающих их интерпретацию и проявление в поведении ребёнка по отношению к ситуации, игровым персонажам, сверстникам).

На изучение особенностей представлений старших дошкольников об эмоциях был направлен первый диагностический метод (методика П.М. Якобсона) – беседа с детьми, которая проходила в игровой форме и предполагала не только ответы детей на конкретные вопросы, но и непосредственные игровые, эмоционально выразительные действия ребёнка. Данная форма задания позволила заинтересовать детей, что обеспечило высокую степень погружённости в представленную проблемную ситуацию. В начале беседы детям задавался общий вопрос: “Какое лицо у ребёнка?”

Анализ результатов по выявлению способностей детей распознавать мимические выражения по картинкам, показал следующее: все предъявляемые картинки с изображением основных эмоций (радости, грусти, горя, удивления, интереса, страха) можно разделить на 2 группы:

1) Хорошо идентифицируемые (страх, грусть, радость).

2) Плохо идентифицируемые (удивление, интерес, горе).
Мимические выражения первой группы правильно опознали все
дети, как мальчики, так и девочки. Дети
легко и довольно быстро узнавали эмоцию на картинке, объясняя
это тем, что можно догадаться по лицу, глазам, рту. Встречаются
самые различные высказывания: «рот улыбается», «смеется лицо -
красивое, по картинке, брови к верху и т.д. (Приложение. Протокол
№ 41-60 с....). На вопрос: «Что могло произойти? «каждый из детей
высказывал свое мнение. Ответы были самые разнообразные, не
было детей, которые бы не отвечали. Как правило, девочки и мальчики начинали свой ответ: «Наверное….» В редких случаях дети указывали лишь одну причину или говорили, что ничего не произошло. (Протокол № 41-60). Узнавание эмоций второй группы оказалось более сложным заданием для мальчиков и девочек, что и вызвало затруднения в распознании мимических выражений. При определении эмоций дети активно использовали личный опыт. Так эмоцию радости 75% детей связывают с праздником, подарками, долгожданными приобретениями. “Когда что-нибудь купили”, “Когда подарили то, что хотелось”, “Когда Новый год и салюты вокруг”, “Когда День Рождения”. Около 15% детей связывают данное настроение с процессом совместной деятельности с взрослыми или детьми. “Когда солнышко, тепло на улице и мы гуляем с мамой”, “Когда я с кем-нибудь хорошо играю”. Около 5% детей при описании радости приводят конкретные примеры из личного опыта. “Когда Макс плейер поломал, а нам новый купили, вот это радость была!”

Грусть 80% детей связывают с ощущением одиночества. “Когда никто не играет с тобой”, “Когда тебя кто-то обидел”, “Когда дождик на улице и скучно”.

При определении эмоционального состояния страха 70% дошкольников активно используют личный эмоциональный опыт, в большинстве ответов детей описываются “стандартные” детские страхи. “Когда страшный сон снится”, “Когда потерялся”, “Когда уколы делают”, “Когда гром гремит”.

Обобщая полученные результаты, необходимо отметить, что представления современных дошкольников об эмоциональных состояниях, формирующихся в процессе общения и взаимодействия с окружающими, имеют определённую специфику (см. таблица 1)

 

Таблица 1

Процент содержания идентифицированных эмоций (по картинкам)

Эмоции Верно Не верно
    мальчики девочки мальчики девочки
    абсол. % абсол. % абсол. % абсол. %
Удивление                
Страх                
Грусть                
Интерес                
Горе                
Радость                

Удивление узнали 60% девочек и 20% мальчиков. На вопрос: «Как догадались?», дети разного пола отвечали примерно одинаково: по лицу, рту, глазам», В ответах прозвучавших верно, дети, как правило, называют признаки свойственные другим эмоциям: «глаза испуганные, рот открыт и т.д.». В основном они идентифицируют данное мимическое выражение со страхом, хотя некоторые вообще затруднялись ответить и говорили, что не знают какое это лицо. Такое мимическое выражение как интерес девочки тоже распознали несколько лучше, чем мальчики - 30% девочек и 20 % мальчиков. В неправильном узнавании этого выражения дети называли признаки, свойственные эмоции радости (глаза широкие, лицо веселое и т.п.). На вопрос «Что могло произойти?», дети опять же отвечали разнообразно. Но здесь наблюдаются опять же некоторые половые различия. Девочки, объясняя причину, называли игрушку или предмет (картинку рассматривает, дали новую игрушку и т.п.). Мальчики же больше называли действия (чудовище увидел, мама ушла и т.п.). Для ответа на вопрос, каков качественный результат эксперимента, важно выявить эмоции, распознавание которых доступно большей части испытуемых и есть половые различия в узнавании эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав результаты методики в целом и отдельно ответы детей на каждую картинку можно сказать следующее: все дети правильно определили только ярко выраженные эмоции. Это радость, грусть, страх. Половые различия можно обнаружить при распознавании детьми более «размытых» эмоций человека. Здесь видно, что девочки гораздо лучше, чем мальчики могут идентифицировать такие мимические выражения как удивление и интерес, горе. Это вполне может быть результатом того, что по данным ряда исследований у девочек лучше развита эмпатия, чем у мальчиков.

Но следует отметить, что дети разных полов всё же допускали ошибки и испытывали трудности при распознавании эмоций, относящихся к плохо идентифицируемым. На этот счет возможны различные трактовки. Трудности и ошибки при оценке выражения эмоций могут объясняться несколькими причинами: на оценку детьми оказывает влияние, прежде всего, собственное состояние ребенка. В этом отношении при восприятии эмоций имеют место те же общие закономерности, что и при восприятии вообще. Но главная причина - отсутствие эмоций во внешнем выражении по отношению к другому, к взрослым, сверстникам и наоборот.

Анализ результатов опыта показал, что у большинства детей прослеживается тенденция путать горе с грустью. Дети используют общую категорию негативных эмоций при классификации эмоциональных состояний (гнев - грусть, горе-грусть и т.д.). Точность опознавания горя отстает от способности распознавать грусть. Тоже можно сказать о таких эмоциональных переживаниях, как интерес и удивление. Эмоции, которые распознаются с высокой вероятностью - радость, грусть. Это не удивительно и не требует особых толкований. Дети чаще всего в повседневном общении встречают эти два противоположных выражения. А вот тот факт, что дети ошибочно принимают удивление за страх, заставляет обратить на это внимание. Можно предположить, что страх доминирует в эмоциональном состоянии этих детей. Обобщённые результаты первого диагностического задания позволили определить следующее:

- в представлениях современных детей присутствуют устойчивые стереотипы в определении эмоций и чувств, которые обусловлены опытом общения ребёнка с окружающими, его личными переживаниями;

- диапазон представлений детей об эмоциях зависит от степени проявления каждой эмоции и личностно-значимом событии, отражённом в жизни ребёнка. Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что представления детей об эмоциях и чувствах, развивающиеся в процессе взаимодействия, обусловлены особенностями выражения эмоций окружающими с одной стороны и особенностями восприятия, понимания и переживания данных эмоций ребёнком, с другой.

Так как данные процессы непосредственно формируют личный эмоциональный опыт ребёнка, важным становится изучение процессов восприятия и понимания эмоций детьми в сравнении с уже полученными результатами, характеризующими особенности представлений старших дошкольников об эмоциях, что в целом позволит определить особенности процесса сопереживания современных дошкольников.

На изучение своеобразия данных процессов был направлен второй диагностический метод (методика И.П. Воропаева) – беседа с ребёнком, которая предполагала не только ответы ребёнка на конкретные вопросы, но и эмоционально выразительные действия ребёнка. Ребёнку необходимо было рассказать о том, что чувствуют герои, описать свои чувства, предложить вариант своих действий при изменении настроений героев. Всех детей заинтересовали задаваемые вопросы. Это проявлялось в мимике детей.

“Мне бы тоже стало грустно. Я бы мальчика пожалела. Погладила его по голове, ведь он упал в лужу” – говорит Аня Ф.

“Мне бы не хотелось, чтобы девочка расстраивалась. Я бы сделал руку кукле” – сказал Илья А.

Количественные результаты обследования занесены в Таблицу 2.

Таблица 2. Результаты обследования по методике Воропаева И.П.

Имя ребёнка Вопросы Итог
           
  Илья А.              
  Семён Щ.              
  Вика М.              
  Женя М.              
  Даня П.              
  Максим Д.              
  Аня Ф.              
  Сергей К.              
  Дима Р.              
  Лера П.              

 

Суммарное количество баллов можно проранжировать по уровням следующим образом:

0-2-низкий уровень.

3-4-средний уровень.

5-6-высокий уровень.

По результатам проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы о наличии у детей сочувствия, сострадания.

· Низкий уровень - 0 испытуемых.

· Средний уровень - 8 испытуемых (80%).

· Высокий уровень - 2 испытуемых (20%).

Диаграмма 1. Результаты оценки проявления сочувствия по методике Воропаева И.П.

 

Анализ полученных результатов, позволил выделить общие особенности процессов сопереживания и сочувствия у современных дошкольников:

- эмпатийное поведение понимается детьми как необходимое и привлекательное (что выражается в желании детей помочь героям в сложной ситуации и позволяет предположить, высокую степень готовности старших дошкольников к активному сопереживанию, сочувствию и содействию);

- особенности восприятия эмоций детьми обусловлены спецификой опыта эмоционального общения с окружающими;

- трудности в понимании и восприятии эмоции при отсутствии вербального их определения с другой, не позволяют ребёнку оценить и выделить собственные чувства и переживания, что оказывает влияние на эмпатийные реакции и поведение старших дошкольников.

Рассмотренные закономерности позволяют предположить, что для развития сопереживания дошкольников необходимо расширять представления детей об эмоциях и чувствах окружающих с помощью различных средств выразительности, используя их как в комплексе, так и дифференцировано.

В свете выделенных особенностей и закономерностей, необходимым становится изучение тех выразительных средств, которые помогают ребёнку глубже понять эмоциональное состояние другого человека, позволяют активизировать у ребёнка не только процессы сопереживания, сочувствия, но и стимулировать проявление собственного отношения к другому в речи или действии, т.е. вызывают содействие.

На изучение своеобразия данных процессов был направлен третий диагностический метод (методика Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.) – беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается ситуация, в основе которой лежит эмпатийный сюжет, представленный устным рассказом с опорой на сюжетные картинки. В течение предъявления проблемной ситуации велось наблюдение за реакциями и поведением детей.

 

Количественные результаты обследования занесены в Таблицу № 3.

Таблица 3. Результаты обследования по методике Эльконина Д.Б., Венгера А.Л.

Имя ребёнка Баллы
  Илья А.  
  Семён Щ.  
  Вика М.  
  Женя М.  
  Даня П.  
  Максим Д.  
  Аня Ф.  
  Сергей К.  
  Дима Р.  
  Лера П.  

 

Как видно из таблицы 3, семь из десяти дошкольников показали высокий уровень сочувствия. В результате наблюдения у большинства детей (70%) отмечался эмоциональный отклик на предлагаемую проблемную ситуацию. “Бедненький, нужно ему помочь” – говорит Лера П. У детей, данная проблемная ситуация вызывает желание поучаствовать в ней, проявиться, оказать помощь. Данные результаты подтверждают предположения о том, что степень проявления эмпатии (содействия, как непосредственной эмпатийной реакции), обуславливается не только личным эмоциональным опытом, но и особенностями сопереживания (восприятием и пониманием) эмоций и напрямую зависит от степени эмоциогенности предлагаемой ситуации.

В четвертом варианте констатирующей серии осуществлялось наблюдение за общением детей старшего дошкольного возраста в естественных условиях (автор Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова)

Таблица 5. Результаты наблюдения за проявлением эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни МБДОУ № 56 г. Орла.

 

Имя ребёнка Дни наблюдений Итог Итоговый уровень
                             
Илья А.                                 1,1
Семён Щ.                                 1,1
Вика М.                                 0,9
Женя М.                                 1,1
Даня П.                                 1,3
Максим Д.                                 0,9
Аня Ф.                                  
Сергей К.                                 1,3
Дима Р.                                 0,9
Лера П.                                  

 

Как видно из данных отражённых в таблице 5, у 1 ребёнка (10%) высокий уровень проявления эмпатии и сочувствия к сверстникам, у 6 детей (60%) – средний и у 3 детей (30%) – низкий уровень проявления эмпатии. Отразим полученные данные в диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Проявление эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.

 

Анализ наблюдения показал, что у 60% детей средний уровень проявления эмпатии и друг к другу, и к героям игр, и к взрослым: дети старшего дошкольного возраста жалеют, оказывают помощь, успокаивают утешают. Но, это происходит в отдельных ситуациях, нет систематичности проявления эмпатии. У 30% детей наблюдалось отсутствие всякого внимания и помощи партнёру, неадекватное отношение к неудачам и к успехам сверстников, отказ оказать помощь. А один ребёнок (10%) замечает затруднение и готов оказать вербальную или практическую помощь, помогает по своей инициативе, включается в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия.

В пятом варианте констатирующей сериис детьми была проведена беседа, посвященная изучению отношения дошкольников к театрализованной игре (автор Т. А. Гайворонская). Беседа с детьми была направлена на изучение игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в театрализованной деятельности и позволила определить некоторые особенности данных процессов у современных дошкольников.

Таблица 6. Результаты изучения отношения старших дошкольников к театрализованной деятельности.

Имя ребёнка Номер вопроса Уровень развития эмпатии
                 
Илья А. + + - + - + +  
Семён Щ. + + + + - + +  
Вика М. + - - - - - +  
Женя М. + + + - + - +  
Даня П. + + + + + - +  
Максим Д. + - - - - - +  
Аня Ф. + + + + + - +  
Сергей К. + + + + + - +  
Дима Р. + - - - - + -  
Лера П. + + - + - + -  

 

 

Как видно из содержания таблицы, результат этой беседы показал, что на низком уровне находится 30% опрошенных детей, т.е. 3 ребёнка, которые мало знакомы с театром, мало принимают участие, либо вообще не принимают участие в театрализованной деятельности. На среднем уровне тоже 30% детей (3 ребёнка). Это дети, которые хорошо владеют театрализованной деятельностью, но у них слабое представление о театрализованной деятельности и бедный словарный запас. Дима Р. на вопрос “Кем ты любишь быть в театре зрителем или актёром?”, ответил – “актёром”. На вопрос “Какую бы роль ты хотел исполнить на сцене?”, ребёнок ответил: “Ну, я бы там ходил. В костюме бы был. Человеком – пауком был бы”. Дети не вспомнили, в какой театрализованной деятельности они принимали участие недавно.

На высоком уровне находится 40% детей (4 ребёнка), это говорит о понимании театрализованной деятельности у детей, развитом словарном запасе и о хорошем знании о театре. На вопрос: “Ты был когда-нибудь в театре? Что тебе там понравилось больше всего?” были получены следующие ответы детей: “Да с мамой был, там спектакли, там я купил шарик и мячик” (Илья А.). “Да, я была понравилась мне сова внизу” (Лера П.).

На вопрос: “Любишь ли ты играть в “театр”?” около 70% дошкольников дали положительный ответ. “Да, только у меня дома нет театра” (Семён Щ.). “Да, мы с девочками играем в садике” (Женя М.). “Я люблю больше смотреть” (Максим Д.).

На вопрос: “Кем ты любишь быть в театре зрителем или актёром?” дети отвечали так:

“Я люблю показывать сказку”, “Мне нравится наряжаться и самой сказку всем показывать”, “Я просто смотрю, мне нравится как играют”, “Я обожаю разные театры смотреть. Вот к нам в садик приезжают, я всегда смотрю”.

Полученные результаты отражены в диаграмме 3.

 

Диаграмма 3. Отношение детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Представленные результаты позволяют выделить следующие особенности игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в театрализованной деятельности:

- отмечается устойчивое положительное эмоциональное отношение к данному виду деятельности, обусловленное личным опытом дошкольников, что проявляется в высказывании желания детей принимать в ней участие;

- представления большинства современных дошкольников о театре и театральном искусстве носят обобщённый, поверхностный характер.

Ниже представлен анализ данных, полученных в результате анкетирования родителей.

Большинство опрошенных родителей (80%) отмечали, что их ребёнок имеет много друзей и в отношениях с ними предпочитает быть лидером (65%), подчиняться другим (35%), быть в стороне (20%) и лишь (15%) родителей отмечают, что ребёнок старается находить компромиссы в общении со взрослыми и сверстниками.

В основе представленных позиций, которые оказались наиболее характерными для общения большинства детей с окружающими, в меньшей степени проявляется интерес и ориентация на чувства и внутренние переживания другого человека, что подтверждают полученные результаты наблюдения.

Так, например, отвечая на вопрос, касающийся эмпатийных проявлений ребёнка по отношению к сверстнику, близкому взрослому большинство родителей (60%) ответили, что помощь сверстнику в случае неудачи их ребёнок оказывает только по просьбе, (20%) не обращает внимания, (20%) иногда оказывает помощь самостоятельно.

Большинство родителей считают, что оказание помощи (сочувствия, сопереживания) ребёнком по отношению к близким носит ситуативный характер, ребёнок проявляет инициативу, но лишь после привлечения его внимания. Эти данные полностью подтверждают полученные ранее результаты, характеризующие низкую степень самостоятельности дошкольников в проявлении сопереживания.

При этом лишь 10% опрошенных родителей отмечают, что часто делятся с ребёнком своими чувствами, переживаниями, 70% делают это иногда, 10% - редко, 10% считают, что ребёнка необходимо оградить от “ненужных” эмоций.

Полученные результаты позволяют выделить следующие закономерности.

Между родителями и детьми присутствует эмоциональная дистанция, что проявляется в характере их взаимоотношений и оказывает влияние на развитие представлений дошкольников об эмоциях и чувствах и становление эмпатийного поведения дошкольников.

При предъявлении повышенных требований к ребёнку родители демонстрируют отсутствие интереса, принятия и стремления понять эмоциональный мир ребёнка, нежелание (часто неумение) оказать помощь ребёнку в решении его внутренних конфликтов и отношений с окружающими.

Данные особенности эмоционального общения в семье приводят к тому, что при взаимодействии ребёнка с окружающими снижается степень проявления им сопереживания и сочувствия.

Чрезмерная опека со стороны родителей проявляется в отсутствии демонстрации родителями эмоциональных состояний, оберегании ребёнка от обсуждения “ненужных” эмоций. Желание родителей “помочь” и “оградить от переживаний” ребёнка, приводит к неумению и неготовности дошкольников демонстрировать самостоятельное, активное эмпатийное поведение.

Представленные результаты позволяют выделить некоторые предпосылки и условия становления эмпатийного поведения современных дошкольников:

- большинство родителей в общении с ребёнком предпочитают не транслировать собственные эмоции, не озвучивать их, что приводит к стихийному, интуитивному формированию у дошкольников представлений об эмоциях, которые носят формальный, не глубокий характер;

-особенности эмоционального общения в семье влияют на готовность и умения ребёнка проявлять сопереживание, сочувствие, содействие во взаимодействии с окружающими;

- близкие взрослые зачастую берут эту инициативу на себя и не только помогают выделить ситуацию, требующую какого-либо решения со стороны ребёнка, но и дают ему конкретные подробные инструкции выполнения, что приводит к отсутствию самостоятельности в проявлении эмпатии (эмпатийном поведении).

Затем была составлена сводная таблица 7, куда были занесены все полученные данные во время исследования констатирующей серии опытов и на основе этого выведен общий уровень развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 7. Сводная таблица результатов оценки проявления эмпатии по всем методикам.

Имя ребёнка Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста Изучение у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным героям Изучение проявления помощи у детей старшего дошкольного возраста к другому человеку Изучение умения детей старшего дошкольного возраста распозновать эмоциональные состояния по картинкам Изучение отношения детей старшего дошкольного возраста к театрализованной игре Итог
  Илья А.            
  Семён Щ.            
  Вика М.            
  Женя М.            
  Даня П.            
  Максим Д.            
  Аня Ф.            
  Сергей К.            
  Дима Р.            
  Лера П.            
Средний уровень по группе М 17,2 3,6 0,7     3,6  
Показатель max значения              

 

Для того чтобы, сделать вывод об имеющемся уровне развития эмпатии в данной группе дошкольников в целом и у каждого в отдельности, в таблице приведен показатель максимального количества баллов по каждой методике - показатель max значения.

Результаты наблюдения за детьми - максимальное значение

30 = 15 дней * 2 балла.

Изучение проявления сочувствия по методике Воропаева И.П.

6 = 6 вопросов * 1 балл.

Изучение проявления сочувствия по методике Эльконина, Венгера 1 вопрос - 1 балл, означающий фактор наличия исследуемого качества личности и поведения.

Изучение проявления сочувствия по методике Эльконина, Венгера 1 вопрос - 2 балла, означающий фактор нормального наличия исследуемого качества личности и поведения.

В строке «Средний уровень по группе» приведен средний показатель по каждой методике для оценки уровня эмпатии всей группы.

Для более наглядного представления картины исследования в таблице 7 приводятся те же самые показатели, но результат указан в процентном отношении к «Показателю max значения».

Таблица 8. Сводная таблица результатов оценки проявления эмпатии по всем методикам, выраженная в процентном отношении к максимально возможному значению.

Имя ребёнка Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, % Изучение у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным героям, % Изучение проявления помощи у детей старшего дошкольного возраста к другому человеку, % Изучение умения детей старшего дошкольного возраста распозновать эмоциональные состояния по картинкам, % Изучение отношения детей старшего дошкольного возраста к театрализованной игре, % Итог, %
  Илья А.            
  Семён Щ.            
  Вика М.            
  Женя М.            
  Даня П.            
  Максим Д            
  Аня Ф.            
  Сергей К.            
  Дима Р.            
  Лера П.            
Средний уровень по группе %              

Для оценки развития уровня проявления эмпатии у каждого дошкольника и всей группы, автором дипломного проекта принято следующее выделение уровней:

80% - 100% - высокий уровень

60% - 79% - средний уровень

ниже 60% - низкий уровень

Таким образом, результаты исследования показывают низкий уровень развития эмпатии у старших дошкольников в исследуемой группе. Наглядно данные результаты можно посмотреть на диаграмме 4.

 

Как видно из диаграммы, самый высокий уровень в группе у Ильи А. (69%), самый низкий у Вики М. (49%).

Данные таблицы 7 также показывают, что почти по всем методикам исследования имеется одинаковый результат (55%, 60%, 50). По этому факту можно судить о достоверности результатов эксперимента. Самые высокие результаты (70%) дошкольники показали по методике Эльконина-Вегнера 1 серии.

Также было выявлено, что в детском саду для детей старшего дошкольного возраста целенаправленная и систематическая работа по развитию эмпатии не проводилась. Следовательно, совокупность всех выше перечисленных причин, привела к такому результату, который был получен при исследовании детей. Поэтому возникла необходимость разработать план систематической работы для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры (Приложение № 3). Чтобы работа была качественной и продуктивной, необходима совместная работа воспитателя, музыкального работника, родителей. Воспитателю необходимо не только уделять внимание развитию у детей эмпатии, но и заботится о создании условий для эмоционального благополучия детей, снижения у них чувства тревожности.

Для проведения исследования были использованы методы: наглядные, словесные, практические, игровые. Все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, их чётко нельзя дифференцировать. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных присутствует наглядность. Также и практические, и игровые всегда сопровождаются словом и наглядностью. Использовались они ещё и потому, что наиболее доступны детям, просты в использовании, не требуют специального оборудования.

Из общего наблюдения нам видно, что в основном в этой группе преобладают дети со слабо развитым эмпатийным проявлением, театрализованной деятельностью и словарным запасом, кто-то из детей стесняется отвечать, боится, что ответит не правильно.

Также была проанализирована предметно – развивающая среда в группе, а именно наличие игрушек и атрибутов для театрализованных игр. Было выявлено, что в группе нет полностью оборудованного уголка для театрализованных игр. Арсенал атрибутов для театрализованных игр и театров очень скуден. Анализ результатов проведённого диагностического исследования указывает на необходимость поиска возможности по развитию эмпатии в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Только при качественной совместной работе дети старшего дошкольного возраста могут достичь более высоких результатов, нежели были получены в результате проведённого исследования.

 

Date: 2016-05-24; view: 1608; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию