Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовительный этапПроблематизация Итак, вы должны выбрать тему проекта. Название темы будет являться краткой формулировкой выбранной вами проблемы, требующей решения. Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Проект начинается с того, что вам удается найти что-то необычное в обычном, увидеть противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Обратимся к словарям:
Давайте потренируемся. Пример №1. Что вы думаете по утрам, когда звонит ваш будильник? Возможно, вы счастливые люди, легко выбираетесь из тёплой постели и с радостью собираетесь в школу. Однако часто приходится слышать совсем другие истории. «Неужели уже вставать! Я так не выспался! Почему школа начинается так рано?!». Или даже так: «Нет, я не могу так жить, пойду в школу к третьему уроку!». Дальше начинаются разные неприятности, от просто плохого настроения до рассерженных родителей и двоек за пропущенные темы. Конечно, можно продолжать страдать и наживать следующие трудности. Но ведь можно….. Эта житейская ситуация имеет все признаки «проблемной». В ней есть противоречие между желаемым положением дел (вставать без чувства усталости) и реальным (ощущение усталости уже после пробуждения). Очевидно, что для решения этой проблемы многим людям не хватает уже имеющихся знаний или опыта. Значит, проект может быть направлен на поиск способов преодоления утренней усталости, поиск путей бодрого пробуждения. Кратко эта проблема может отразиться в теме проекта, например, так: «Доброе утро» или «Утро добрым не бывает»? Пример №2. А еще бывает так, что прямо на уроке может возникнуть вопрос, который внезапно растревожит ваше любопытство. Вот обычный урок естествознания. Вы узнаете, что всем известное явление, когда тело, свободно подброшенное вверх, обязательно падает вниз, называется «гравитация» или земное притяжение. У вас возникает вопрос: как тогда получается, что наш мир не плоский? Почему растения, люди, растут вверх, против силы Всемирного тяготения? Можно ли использовать объяснение этого феномена в народном хозяйстве и производстве? Это пример «проблемной ситуации», возникшей при постижении вами школьных наук. Выявленное вами противоречие неразрешимо на том уровне знаний, которое у вас имеется. Значит, она может стать темой исследовательского проекта: «Есть ли пределы гравитации?» или «Живое против силы тяготения: кто сильнее?» Можно ли отличить «обычные» вопросы от «проблемных»? Ведь только «проблемный» вопрос определит направление вашего проекта (исследования) и сделает его интересным для окружающих.
Отлично! Теперь вы кому угодно сможете объяснить, с чего начинается настоящий интересный проект!
Осталось понять, какой тип проекта лучше подойдет для решения выбранной вами проблемы, чем отличается проект исследовательский от практического. Когда-то люди только мечтали летать по воздуху. Сейчас полеты – часть повседневной жизни человека. Как вы думаете, что важнее: описать законы аэродинамики или наладить производство самолетов? Давайте разберемся.
Воспользуйтесь вопросами, чтобы понять, какой проект вы задумали:
Часто в ходе работы над практическим, информационным или творческим проектом возникает необходимость провести собственные исследования. Результаты теоретических исследований должны найти свое практическое применение. Пока о полетах только мечтали, самым важным было придумать саму идею летательного аппарата. Когда теоретически вопрос был решен, на первое место встал вопрос о производстве самолетов. Так что важность любых типов проектов несомненна! На подготовительном этапе вам так же потребуется некоторый предварительный сбор информации по выбранной проблеме - анализ проблемного поля. Это нужно для того, чтобы определить реалистичность вашей задумки. Нужно будет совместить «полет» фантазии с вашими возможностями. Старайтесь оценить уровень доступности и количество источников информации по вашей теме, наличие оборудования, которое может вам потребоваться, оцените какая помощь вам будет необходима и т.д..
Подготовительный этап работы над проектом завершается постановкой цели и формулировкой задач.
Целеполагание «Ну, никакой свободы! Почему нельзя делать что-то интересное просто так, в свое удовольствие, без всяких там скучных целей?» Можно и так. Только без понятной цели вы рискуете остаться только мечтателем. Цель это то, к чему вы идете. Есть штурманская поговорка «Когда точно не знаешь куда плыть, ни один ветер не будет попутным». И как хочется научиться жить так, чтобы мечты сбывались!
Давайте договоримся:
Цель – это описание результата, который должен быть достигнут для разрешения выбранной вами проблемы. При реализации проекта не стоит ставить более одной цели. Вот правила, которые помогут вам поставить цель. Цель проекта должна быть
1. конкретной; 2. измеримой; 3. достижимой; 4. актуальной; 5. определенной во времени.
Можно сказать, что умение ставить цели – это большое искусство. Люди овладевают им в течение всей жизни. Вы еще услышите множество советов, но вам нужно будет найти свой способ! Не стоит огорчаться, если сначала вам будет трудно заниматься «превращением» выявленной проблемы в цель. Например, вы хотите научиться кататься на коньках. Пока это только мечта. Но если вы скажете, что хотите в этом году научиться кататься на коньках на уровне любителя за 3 месяца, это будет уже конкретная цель. Однако всегда стоит помнить, что цель любой деятельности всегда лежит за пределами самой деятельности. С какой целью человек покупает фотоаппарат? Что бы фотографировать? Конечно, нет. Фотоаппарат нужен чтобы получать фотографии и создавать видеоархив своей жизни, делиться впечатлениями с окружающими или побеждать на фотоконкурсах, т.п.. Сам процесс съёмки – одна из задач, без которой не будет выполнена цель. Задачи проекта - это конкретные пункты, которые предстоит реализовать для достижения цели. В формулировках задач старайтесь использовать глаголы совершенного вида. Если вы напишете «Изучить», а не «Изучение», «Подготовить», а не «Подготовка» и т.п., ваши задачи станут прямым руководством к действию, а не только его описанием. Вспомним наши примеры на стр. 6-7. Теперь всё вместе – тренируемся:
Вы заметили, что цели бывают разные – практические, эстетические, познавательные. Невозможно сказать, какие из них лучше. Практические цели делают жизнь человека удобнее, расширяют какие-то возможности. Эстетические – удовлетворяют эмоциональные потребности людей (красота, радость и т.п.). Смысл познавательных целей – развитие знания о мире и саморазвитие. Цель исследовательского проекта находится в области поиска нового знания, истины, что само по себе имеет большую ценность. И каждая из этих целей по-своему важна и интересна.
Несколько слов о задачах. Мы с вами условились, что задачи – это этапы достижения цели проекта. В них описывается основная суть работы, которую предстоит сделать. В проектах любого типа первой задачей будет анализ информации (литературных источников, интернет-сайтов, статей, документов, географических карт, бесед с людьми и т.п.) по теме проекта. Остальные задачи будут разными для разных типов проектов, в соответствии с их целями. Имейте в виду, что задачи могут формулироваться не только в русле активного приобретения вами новых знаний, но и в сфере приобретения новых навыков. Например, если вы задумали творческий проект, продуктом которого должна быть театральная постановка, то одна из задач проекта может быть такой: «Получить опыт организации творческого взаимодействия с участниками проектной группы в роли режиссёра спектакля».
Для более точной постановки задач проекта обязательно ознакомьтесь с критериями оценивания вашей работы (см. приложение), которыми будет руководствоваться экспертная комиссия. Этап планирования проекта Иногда кажется, что жизнь неправильно устроена: хочется одновременно, и поспать, и в кино сходить, и в школе с друзьями пообщаться, и отправиться в путешествие, и ВКонтакт заглянуть, и… ещё и ещё. Но, приходится выбирать что-то одно. А ещё вечная проблема – как всё успеть? И ещё одна: «я подумаю об этом завтра» или «никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра». Затем следуют бессонные ночи, так как надо успеть к сроку (вот примерно как на этой картинке). Как следствие, много грусти по поводу «скромных» результатов труда. Чтобы ваш проект блистал, уделить внимание планированию просто необходимо. Умение планировать свою деятельность – это ваша способность управлять пространством и временем. Ведь слово «план» происходит от латинского слова «planus» (ровный, плоский), и раньше означало равнину, позже стало использоваться в геометрии, где стало обозначать плоскость и проекции определенного предмета на эту плоскость. То есть план – это последовательность действий на пути к результату, привязанная к конкретным срокам. Прежде чем приступать к созданию плана работы, проанализируйте в целом свою задумку от постановки проблемы до результата. Вот примерный алгоритм:
Обратите внимание, что для составления плана работы вам нужно научиться оценивать имеющиеся у вас ресурсы.
Теперь можно приступать к созданию развёрнутого плана работы. Удобнее всего составлять такой план в таблице. Например:
Так же описываются и остальные этапы вашей работы. Помните, хороший план – это уже половина дела! Вы можете возразить: откуда же тогда взялось выражение «гладко было на бумаге»? Даже стишок такой есть:«Гладко вписано в бумаги, Да забыли про овраги, А по ним ходить, А по ним ходить…». Всё правильно. Планы бывают фантастическими и реальными. Первые, как правило, выглядят увлекательно, но остаются на бумаге. Ваша задача создать выполнимый план. В жизни – это самое трудное на пути к своей мечте. Если вы задумали нечто грандиозное, оцените, хватит ли у вас решимости потратить такое же грандиозное количество сил и времени на реализацию задумки? Взвесьте свои возможности и, если нужно, упростите таблицу. Работа над проектом должна легко вписываться в вашу жизнь. Всё нужно делать с удовольствием.
Когда вы приступите к реализации своего плана, может потребоваться его корректировка. Обычно жизнь идёт своим чередом и не очень-то стремится подчиняться вашим желаниям. Это нормально. Любые проекты видоизменяются в процессе воплощения.
Наступает время реализовать ваш план! Это момент таинственный, завораживающий и трагический одновременно. Всем людям приятно мечтать. Воплощать мечту умеют только те, кто может получать удовольствие от «потери» времени для воплощения мечты или «затрат» своего труда, времени, сил и умений. Сложнее всего – решиться сделать первый шаг. У всех бывает момент «ожидания знака свыше», что уже пора приступать к работе. Для тех из вас, кому не помогает графа «сроки» из вашего плана работы, мы дарим этот «Знак свыше». Теперь можете начинать!
|