Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика экологического воспитания учащихся в начальной школе
В начале 21 века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Масштаб воздействия человеческого общества на природу стал воистину планетарным, заметно ухудшив условия жизни на нашей планете. Во многом это происходит из-за того, что люди не осознают последствия своих действий, т.е. у них отсутсвует экологическое мышление, осознание природы как непреходящей ценности. Изменить отношение к природе, бережно относится ко всему живому и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы. Вот задачи которые сегодня выходят на первый план []. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Большое значение для формирования экологической культуры имеет изучение курса природоведения. Экологическая направленность курса природоведения позволяет учителям формировать бережное, ответственное отношение учащихся к природе и готовности к активным действиям по защите, охране и возобновлению природных богатств []. Проблема экологического воспитания не нова для педагогики и методики. Этой проблемой занимались: Н.Д. Андреева, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарёва, И.Т. Суравегина и другие видные методисты[]. Авторы на основе принципа единства обучения и воспитания обосновывает цели и задачи экологического образования, касающиеся формирования мировоззрения, умственного развития, нравственного воспитания, практического использования природоведческих знаний. Но на современном этапе развития общества их методичские разработки не адаптированы к курсу природоведения. Под экологическим воспитанием мы понимаем процесс формирования у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развития понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному преобразованию, к участию в сохранности природных богатств и жизни вообще[]. Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры личности. Исходя из этой цели выделяем следующие задачи экологичнского воспитания[]: · формировать научное мировоззрение на основе понимания значимости и непреходящей ценности природы для общества и отдельного человека; понимания единства природы и значимости каждого из ее компонентов для всех живых организмов; · развивать практические знания и умения, изучать и оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее оздоровлению, предвидеть возможные последствия своих действий, соблюдать нормы поведения в природе, исключающие нанесения ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушения окружающей природной среды; · воспитать бережное, отвестсвенное отношение учащихся к природе и готовности к активным действиям по защите, охране и возобновлению природных богатств; добиваться участия в пропаганде современных идей охраны природы. На основе теоретического анализа литературы определили наиболее эффективные методы, приемы и средства для решения задач экологического воспитания. Биоцентрический подход к методике экологического воспитания младших школьников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация природы в школе младших школьников составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей []. Специфической чертой методики экологического воспитания младших школьников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования[]. Наиболее эффективным методом для решения задач экологического воспитания школьников на уроках природоведения являются: трудовая деятельность учащихся, словесные методы, создания и поддержка эколого-развивающей среды. Не менее значим для достижения цели, становятся игры экологического содержания, работы ученико с учебником, наглядные методы, наблюдения за объектами природы и окружающей средой. К менее эффективным относят изготовление аппликаций и поделок, использование моделей, но их тоже необходимо использовать на уроках[].
|