Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система государственного управления в 1946-1984 гг. и ее кризис





Социально-экономическое и общественно-политическое положение СССР в послевоенное время 1946-1953

Победа в войне вывела СССР в разряд ведущих держав. Однако во внутренней политике страны не произошло заметных изменений. Не сбылись надежды на демократические преобразования советской системы. Режим личной власти Сталина достиг своего апогея. Стране предстояло ликвидировать тяжелые последствия войны, перевести экономику на мирные рельсы, восстановить разрушенное народное хозяйство. На четвертую пятилетку (1946—1950) ставилась основная задача: “восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах”. Героические усилия советских людей, перераспределение средств из легкой и пищевой промышленности и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности, полученные с Германии репарации, бесплатный, но весьма эффективный труд заключенных позволили в кратчайшие сроки (к 1948 г.) достичь довоенного уровня промышленного производства. Были восстановлены важнейшие отрасли земледелия, а его валовая продукция в 1950 г. составила 97% от довоенного уровня. И это в условиях, когда в 1946 г. почти все зерновые области страны охватила страшная засуха. Трагедия послевоенного голода, особенно тяжело сказавшегося в деревне, тщательно замалчивалась. В городах несколько вырос уровень жизни советских людей. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, проведена денежная реформа, происходило снижение розничных цен. Некоторые внешне позитивные, демократические изменения произошли в общественно-политической жизни страны: отмена чрезвычайного положения; упразднение ГКО; проведение выборов в Советы всех уровней; XIX съезд партии и др. В то же время происходило ужесточение политического режима, усиление идеологического контроля в области литературы, кино, театрального дела, музыки; нарастание новой волны репрессий (“Ленинградское дело”, “дело врачей”, процессы по делам молодежных групп и др.). В проходивших в то время дискуссиях по проблемам

Развития различных отраслей науки, призванных развивать свободомыслие, творческую активность ученых, “сила аргументов подменялась аргументами силы”. Из естественных наук наибольший ущерб был нанесен биологии. Были разгромлены генетика, кибернетика. Тяжелое положение сложилось и в гуманитарных науках. В исторической науке безраздельно господствовали оценки и формулировки, данные в “Кратком курсе истории ВКП(б)”. Лишь в области фундаментальных наук (теоретическая физика, химия, математика) имелись значительные достижения, позволившие ликвидировать атомную монополию США, осуществить рывок в освоении космоса, в развитии отечественного авиастроения. Эти достижения связаны с именами выдающихся ученых: Курчатова, Королева, Сахарова, Харитона, Зельдовича, Тамма, Туполева, Ильюшина,. Яковлева, Антонова и др.

 

Социально-экономическое полож. СССР в 1953-64 Попытки реформирования экон. и их результ.

 

Во 2-ой половине 1953 года начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались, прежде всего, ускоренного подъема сельского хозяйства с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности – сырьем. Для ее решения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Проведение экономических реформ связано с именем Н.С. Хрущева, ставшего в сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС. Для усиления материальной заинтересованности колхозников и рабочих были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, значительно снижены нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства, наполовину уменьшен денежный налог, взимаемый с каждого колхозного двора. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда.

С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель в Северном Казахстане.

С середины 50-х годов предпринимались усилия для решения жилищной проблемы. За 1956 – 1960 гг. новоселье справили около 54 млн. человек. Был принят закон о пенсиях. Отменялись все виды платы за обучение. Росла зарплата: в среднем на 3% в год. К концу 50-х годов по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников – на 90%.

В 1957 г. были созданы совнархозы – территориальные управления.(Хрущёвым)

В начале 60-х годов возникли перебои с мясом, молоком, хлебом, маслом. ССР был вынужден закупать продовольствие и корма за рубежом. Это было связано с недальновидной политикой в отношении селян, а также с бесконечными перестройками управления сельским хозяйством. Однако 10-летний период хрущевского реформаторства стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страны, уровня жизни советских людей.

 

 

58) Общественно-политическое положение СССР в период десталинизации 1953-64г.

 

Внутренняя политика. После смерти Сталина в 1953 г. началась борьба за власть. Был расстрелян Берия. ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущёв, правительство— Г.М.Маленков, в 1955-1957 гг. —Булганин. На XX съезде КПСС доклад Хрущёва о культе личности Сталина. Началась реабилитация жертв сталинизма. В 1957 г. Молотов, Каганович, Маленков и др. пытались сместить Хрущёва с его поста, но он на июльском пленуме ЦК КПСС изгнал их из Политбюро, а позднее и из партии.

В 1961 г. XXII съезд КПСС объявил курс на построение коммунизма к концу XX в. Хрущёв вызывал недовольство верхушки, т.к принял решение сам. В октябре 1964г. он был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР.

Экономика. В 1953г. снизили налоги с крестьян и временно увеличили вложения в легкую промышленность. Крестьянам разрешили свободно покидать деревню. В 1954 г. началось освоение целины. внедрялась кукуруза. Велось строительство миллионов квартир, увеличился выпуск товаров народного потребления. С 1964г. крестьянам стали платить пенсии.

Внешняя политика. В 1955 г. создана организация Варшавского договора. Началась разрядка в отношениях с Западом. В 1955 г. СССР и США вывели из Австрии свои войска и она стала нейтральной.

В 1962 г. произошёл Карибский кризис из-за размещения Советским Союзом ракет на Кубе. Во избежание ядерной войны СССР убрал ракеты с Кубы В 1963 г. был подписан договор о запрете ядерных испытаний на земле, в небе и воде.

Главные достижения науки: в области физики — изобретение лазера, синхрофазотрона, запуск баллистической ракеты и спутника Земли, полет Ю. А. Гагарина в космос (1961).

 

Социально-экономич. Положение СССР в 1964-85г. Попытки реформирования совет. экон. и их результ.

 

В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Она была спущена на тормозах к 1970 г., ибо материальные стимулы оставались слабыми (всего 3 % от зарплаты), самостоятельность ведомств при отсутствии конкуренции вела к выпуску однотипной и дорогой продукции. Попытка соединить на селе промышленные и сельхозпредприятия (агропромышленные комплексы) эффекта не дала. При ценах, установленных государством на сельхозпродукцию, колхозы и совхозы постоянно были в долгах у казны, их работники не были заинтересованы в результатах своего труда. Правда, были расширены приусадебные участки колхозников. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

Наиболее слабой отраслью в 1970-х — начале 1980-х гг. оставалось сельское хозяйство.

В экономике, уровень жизни советского народа до середины 1970-х гг. медленно повышался. Росли денежные доходы населения, увеличивались общественные фонды потребления, делались финансовые вложения в медицину, образование, спорт. Однако рост денежных доходов не был обеспечен увеличением производства товаров и услуг.

К началу 1980-х гг. выявилась неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы, отчетливо проявились кризисные явления в экономике и социальной сфере.

 

61) Обществ.-политич. обстановка в СССР в 1964-85г. Конституция 1977г. Борьба с диссиденством.

 

После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. — Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. — К. У. Черненко. Главы правительства (Совета Министров) — A. Н. Косыгин (1964-1980) и Н. А. Тихонов (1980-1985). Это время позже стали называть периодом «застоя» (а тогда именовали «развитым социализмом»), «золотой век» советской бюрократии, достигшей всевластия.

В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. В новой Конституции отмечалось, что в "СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа. Критика сталинизма была свернута. После смерти Брежнева Андропов пытался укрепить дисциплину, отдал под суд многих взяточников, но сама система осталась неизменной. При К.Черненко пытались без видимых результатов вернуться к брежневским порядкам, но бесперспективность прежнего пути была очевидна.

Правозащитное («диссидентское») движение зародилось еще в 50-х гг., но оформилось лишь в 60-х гг. Крушение сталинизма побудило людей к переосмыслению действительности, многие понимали, что дело не только в Сталине, но и в коренных пороках советского строя. Особенно возмущало вопиющее нарушение прав человека. Кустарным способом («самиздат») распространялись листовки с критикой советских порядков. Первый диссидентский журнал «Синтаксис» вышел в 1960 г.. (издатель А. Гинзбург) был арестован. В 1965 г. на Пушкинской площади в Москве состоялась первая малочисленная демонстрация под правозащитными лозунгами (была разогнана). В 1968-1969 гг. имели место выступления против ввода войск ОВД в Чехословакию (в том числе на Красной площади). В 1976 г. в Москве создана «Группа содействия хельсинкским соглашениям» (Боннэр, Гинзбург, Григоренко, и др)

Существует условное деление диссидентов на три группы:

1. Либерально-западническая, боровшаяся за сближение с Западом и акцентировавшая внимание на правах человека.(Сахаров).

2. Патриотическая, выступавшая за возвращение к российским истокам, самобытности, православию, а не копированию западных образцов (Солженицын).

3. Ленинская, выступавшая за возвращение к «ленинским идеалам», т. е. сохранению социализма в «чистом» от «перегибов» виде (Медведев).

Власти преследовали диссидентов, сажали в тюрьмы, высылали за границу, вели контрпропаганду в печати. Запад, особенно США, активно защищали их. В СССР диссиденты пользовались популярностью в основном у интеллигенции.

 

Государственная власть в 1946 – 1985гг.

Особенности управления в СССР в послевоенные годы.

Объективные факторы изменений в управлении это - окончание войны, необходимость восстановления разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства, дальнейшим развитием Советского общества, внешнеполитической обстановкой, а также следующими субъективными факторами: смертью Сталина, приходом к власти нового руководства, реформаторскими идеями Хрущева и т.д.

Прежде всего, в данный период либо ликвидировались, либо перестраивались чрезвычайные органы, а также органы, специально созданные для успешного ведения войны против фашисткой Германии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. был упразднен ГКО и все его дела были переданы СНК СССР. Прекратила свое существование Ставка Верховного Главнокомандования. Военное командование утратило право награждения военнослужащих орденами и медалями. В связи с переходом на мирные условия упразднялся Народный комиссариат боеприпасов, а на его основе был создан Народный комиссариат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат минометного вооружения был преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения. Народный комиссариат танковой промышленности был ликвидирован и на его базе был создан Народный комиссариат транспортного машиностроения.

По Закону о демобилизации от 23 июня 1945 г. более 8,5 млн. воинов трудоустроены органами управления, обрели мирное гражданское состояние. Восстановлены организованный набор рабочих по договорам с колхозами и органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. возобновлены договоры между администрацией хозяйственных органов и профсоюзами. Государственное управление СССР не допустило безработицы, которая сохранилась и возросла после войны в странах другой общественно-экономической системы.

Центральные органы власти также претерпели изменения. В 1946 г. был сокращен почти в 2 раза численный состав Президиума Верховного Совета СССР с целью превращения его в более оперативный орган, расширена его компетенция. В период с 1948 по 1952 гг. Президиумы Верховных Советов 13 союзных республик утвердили Положения о постоянных комиссиях местных Советов.

В 1946 г. произошли изменения в наименовании высших органов управления СССР, союзных и автономных республик. 15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон “О преобразовании Совета Народных комиссаров СССР в Совет министров СССР”. Прежние народные комиссары стали именоваться министрами.

В послевоенную систему государственного управления влились новые кадры обученных специалистов. В учебных заведениях, краткосрочных школах и на курсах прошли подготовку, переподготовку, повышение квалификации многие работники государственных, общественных, в том числе партийных, комсомольских, профсоюзных и других органов, хотя острой оставалась проблема управленцев-профессионалов.

Максимально усилено партийное влияние, совмещение руководства ВКП(б) и государственного управления. Партийные структуры присваивали властные и управленческие функции, подчиняли себе все звенья разветвленной политической системы сверху донизу. Формировался режим диктата через всевластный бюрократический аппарат партии и Советов.

С интенсивным развитием экономики страны увеличивается количество министерств, В январе 1948 г. была реорганизована Государственная плановая комиссия в Государственный плановый комитет Совмина СССР.

Трудно налаживалось управление аграрным сектором страны, военные разрушения и утраты которого в сочетании с засухой и голодом обусловили продовольственный и грозили всеобщим кризисом. Созданная в сентябре 1946 г. Комиссия по делам колхозов во главе с наркомом земледелия А.А. Андреевым занималась возвращением в общественный массив колхозов земель, незаконно захваченных колхозниками, организациями, учреждениями для приусадебных и подсобных хозяйств. Государственные органы управления ужесточили контроль за соблюдением Устава сельскохозяйственной артели, соблюдением демократических основ управления колхозами, сохранностью колхозного имущества. С октября 1946 по 1953 г. при союзном правительстве действовал Совет по делам колхозов, имевший в республиках, краях и областях своих контролеров от центра, независимых от местных властей. Усилено влияние на колхозы государственных МТС (механизированных тракторных станций) на основе учрежденного Советом Министров СССР 27 января 1948 г. типового договора МТС с колхозами. Государство изменяло колхозное право вплоть до утверждения примерных норм выработки, единых расценок в трудоднях, регулирования землепользования, землеустройства, финансирования, межколхозных производственных связей. Государством же устанавливались детальные планы развития колхозного, совхозного производства, применялись жесткие меры по выполнению сельскохозяйственных заготовок в соответствии с правилом — в первую очередь государству, остаток себе. Действовала строгая система государственных штрафов, конфискации имущества колхозников за неуплату налогов (недоимки), бремя налогового, финансового пресса, подчинения личного общественному, выкачивания средств и сил из деревни.

Были реорганизованы судебные органы. В местностях, где было отменено военное положение, в военных трибуналах восстанавливалась их обычная процессуальная деятельность. С отменой военного положения на транспорте военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были преобразованы в линейные и окружные суды железнодорожного и линейные суды водного транспорта. Впервые в истории Советского государства непосредственно населением в 1948-1949 гг. были избраны народные судьи и заседатели. 19 марта 1946 г.

 

Красная Армия была переименована в Советскую Армию. В феврале 1946 г. Народный комиссариат обороны СССР был преобразован в Народный комиссариат Вооруженных сил СССР. Опыт прошедшей войны, новые вооружение и боевая техника оказали существенное влияние на организационные формы Вооруженных сил СССР. Они состояли из следующих видов: Сухопутные Войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот (с 1946 г.) во главе со своими главнокомандующими. К 1954 году кавалерия как род войск прекратила свое существование. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии. В целях укрепления военной дисциплины в 1946 г. были утверждены Дисциплинарный устав и Устав внутренней службы вооруженных сил СССР, а также уставы строевой, гарнизонной и караульной службы.

Изменения в государственном аппарате в конце 50-х – начале 60-х годов.

В марте 1953 г. умер И.В. Сталин, и в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС стал Н.С. Хрущев. Именно при Хрущеве стала восстанавливаться попранная Сталиным законность. Началась реабилитация невинно репрессированных. Был восстановлен партийный и прокурорский надзор над органами внутренних дел в органах государственной безопасности. Было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел СССР, которое широко использовалось для незаконных репрессий. В 1954 г. был учрежден Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Значительной вехой в восстановлении законности было утверждение 11февраля 1957 г. "Положения о прокурорском надзоре в СССР", согласно которому надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами возлагался на органы прокуратуры. Органы прокуратуры подчинялись только Генеральному Прокурору СССР.

12 февраля 1957 г. было утверждено "Положение о Верховном суде СССР", в котором были расширены права союзных республик в области правосудия. Закон от 25 декабря 1958 г. установил, что народные суды избираются гражданами района или города сроком на 5 лет, а народные заседатели – на общих собраниях сроком на 2 года.

В период 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах, в частности, в 1962 г. в большинстве краев и областей было создано по 2 Совета депутатов трудящихся – промышленный и сельский, что нарушало один из основных принципов Советов – их единство.

Господствовавший в организации управления промышленностью с начала 30-х годов отраслевой принцип в 1957 г. был заменен территориальным. Было установлено, что управление промышленностью и строительством должно было осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов, которые образовывались Верховными Советами союзных республик.

Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образовывался Совет Народного Хозяйства. Этим же законом была преобразована Государственная комиссия Совета Министров СССР по перспективному планированию в Государственный плановый комитет (Госплан СССР). Был также создан Государственный научно-технический комитет Совмина СССР. На территории СССР было создано 105 экономических административных районов. Большинство отраслевых министерств было упразднено.

Существенные изменения произошли в органах народного контроля. В 1962 г. был образован Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Политика контрреформ.

В октябре 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Хрущев был освобожден от должности 1-го секретаря ЦК КПСС. Это место занял Л.И. Брежнев. Началась реорганизация государственного аппарата, которую можно охарактеризовать как контрреформы.

Пленум ЦК КПСС в ноябре 1964 г. принял постановление "Об объединении промышленных и сельскохозяйственных областных, краевых партийных организаций". Затем было восстановлено единство Советов – промышленные и сельскохозяйственные областные и краевые Советы были объединены. Стали возвращаться к отраслевому принципу организации управления промышленностью.

2 октября 1965 г. был принят закон СССР "Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов управления", по которому восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью. Было образовано 11 союзно-республиканских министерств. Было признано необходимым упразднить республиканские Советы народного хозяйства экономических районов, которые вскоре и были ликвидированы.

С 1973 г. стала формироваться обновленная система управления. Главные управления министерств ликвидировались, и устанавливалась трехзвенная схема управления: министерство — производственное объединение — предприятие. Поиск решения шел опытным путем организации хозрасчетных объединений путем прямого давления партийных органов на министерства с требованием переходить на эту систему управления. Однако многие предприятия и даже объединения были по-прежнему бесправны в вопросах развития собственной инфраструктуры, материального стимулирования работников, распределения жилья.

Необходимость согласования интересов территорий и ведомств, являющаяся серьезнейшей управленческой проблемой, привела к появлению довольно устойчивых механизмов: создавались советы директоров, штабы по координации и контролю за строительством, практиковалось создание постоянных и временных партийных групп.

К концу 70-х гг. начала все более рельефно проявляться тенденция стагнации, обостряемая исчерпанием резерва рабочей силы. Развитие производства подошло к качественно новому рубежу — появлению производственно-территориальных комплексов, что потребовало и новых форм управления. С 1979 г. стали формироваться производственные территориальные органы управления. Имевшаяся система оценки деятельности предприятий — по валу — недостаточно стимулировала внедрение новой техники и переход на выпуск новой продукции. Эта проблема осознавалась на всех уровнях управления, и предпринимались попытки ее решить.

Постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении эффективности производства и качества работы» предлагало (обязывало) введение более 200 показателей, отражающих все направления хозяйственной деятельности предприятий и подлежащих утверждению вышестоящими органами. Но новый показатель не получил широкого применения и не оправдал надежд. Продолжились централизация управления экономикой, развитие директивного планирования, всемерное ограничение рыночного ценообразования и методов материального стимулирования производства. В результате темпы прироста экономики упали до нормы западных стран — 3,5% в год, но это было значительно меньше 8,4% в VIII пятилетке.

Советская экономика при Брежневе представляла собой очень непростой феномен, который недопустимо клеймить однозначно термином «застой». Ориентация Брежнева на стабильность и отказ от косыгинских управленческих реформ имела под собой определенное обоснование, заключающееся в постепенно развивающемся по нисходящей, экстенсивно, но росте экономики. С 1970 по 1988 г. общее промышленное производство в СССР возросло в 2,38 раза против 1,32 раза в Англии, 1,33 — в ФРГ, 1,48 — во Франции, 1,68 — в США, в 2,0 — в Японии. Среднегодовые темпы роста общественного производства постепенно снижались, но это было бесспорно связано с возрастанием его абсолютных объемов. Объем законченного общественного продукта в СССР за 1960 г. был превышен в 1970 г. в 2,1 раза, в 1980 г. — в 3,5 раза, а в 1988 г. — в 4,7 раза. При всех недостатках и пороках политической экономической системы она обеспечивала довольно высокий уровень благосостояния населения, реализацию конституционных прав на труд, отдых, бесплатное образование и здравоохранение, пенсионное обслуживание.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 14 июня 1983 г. вводились новые критерии по выполнению плановых заданий, по объему реализованной продукции, исходя из договорных обязательств, по номенклатуре, качеству и срокам, а также по росту производительности труда, снижению затрат, повышению технического уровня производства. Добиться действительной оценки деятельности предприятий по этим критериям не удалось. Много внимания уделялось проблеме улучшения планирования. Достижением следует считать появление во второй половине 70-х гг. территориально-отраслевых программ интенсификации экономики отдельных регионов. Постепенно, хотя очень медленно и непоследовательно, расширялись права производственных объединений.

Следует признать, что в стране происходила определенная перестройка административно-командной системы. Оперативное управление производственных объединений перестало быть функцией органов власти. Четко обозначилась тенденция к уменьшению жесткости иерархических структур, расширялась кооперация. Высшие инстанции осуществляли делегирование оперативных полномочий управления на низший уровень, оставляя за собой задачи интеграции производственных усилий в масштабе страны и регионов, разработку экономической стратегии.

В целом в стране шло развитие в качественном и количественном отношении министерств, ведомств, госкомитетов, общее число которых достигло 100 единиц в 1980 г. Особенно усилились ведомства военно-промышленного комплекса, успешно обеспечившие в условиях холодной войны стратегический паритет СССР и США.

Особую роль в функционировании политического управления страной играл КГБ СССР во главе с Ю.В. Андроповым, который являлся членом Политбюро ЦК КПСС и членом правительства. В своей деятельности он опирался, как во всех министерствах, на коллегию и партком, но располагал колоссальным аппаратом в центре и на местах. В КГБ насчитывалось вместе с погранвойсками 400 тыс. человек, из которых около 90 тыс. служили штатными сотрудниками. Это делало КГБ совершенно уникальным политическим институтом, способным влиять на развитие всей государственной жизни. В составе аппарата КГБ имелось 5 главных управлений: разведки, контрразведки, погранохраны, спецсвязи, охраны Конституции (фактически подавление инакомыслия) и 11 технических управлений. Среди этих управлений особое значение приобрело пятое управление по охране Конституции, которое занималось фактически контролем идеологической деятельности противников существующего конституционного строя.

 

 

Децентрализация в экономике, науке, управлении расширила самостоятельность местных руководителей, развивала их инициативу. Даже в высшем руководстве страны не чувствовались авторитарные методы руководства. Вместе с этими положительными моментами в жизни советского общества появились и негативные явления, ранее не замеченные. Исчезновение страха повсеместно вызвало ослабление общественной дисциплины, стал резче проявляться национализм республик по отношению к русскому населению. Возросла преступность, особенно экономические преступления: взяточничество, хищения, спекуляция общественной собственностью. Поэтому были приняты более суровые меры наказания за преступления, основанные на новом уголовном законодательстве. Сам факт возвращения к закону после произвола прошедших лет являлся новаторством, хотя сами законы нуждались в более глубокой разработке.

Вышеуказанные изменения потребовали упорядочить и отношения между личностью и государством вне юридических рамок. Граждане искали выход в религии. Нужно было разработать новые нормы морали, регламентирующие права и обязанности личности. В 1961 году был провозглашен Моральный кодекс строителя коммунизма.

Параллельно с этим была развернута атеистическая кампания. Моральные проблемы переплетались с новыми политическими проблемами. Возвращались заключенные из сталинских лагерей. Поднялась волна требований призвать к ответу виновных в преступлениях.

Н.С. Хрущёв и его сторонники предприняли нелегкие усилия для устранения с руководящих постов в партии и государстве наиболее запятнавших себя людей.

Большие надежды возлагал Н.С. Хрущёв на ХХII съезд КПСС, который состоялся в период с 17 по 31 октября 1961 года. Он представил новую программу партии (прежняя была разработана в 1919 году) и заявил, что к 1980 году в СССР будет создана "материально-техническая база коммунизма". На съезде Никита Сергеевич предпринял новое наступление на Сталина, которое снова приобрело личный характер. Часть делегатов поддержала его, а другая часть предпочла отмолчаться. Доклад Н.С. Хрущёва в полной мере отвечал устремлениям интеллигенции, бывшим репрессированным, молодёжи.

После ХХII съезда стало возможным публиковать в печати трагические страницы сталинского правления, назвать имена жертв репрессий. В деятельности самого Никиты Сергеевича началась вторая волна реформ. Прежде всего, он заставил партию ещё больше сосредоточиться на экономической работе. В марте 1962 года он провел реорганизацию всего руководящего аппарата сельского хозяйства. Это была прелюдия к самой необычной хрущёвской реформе.

Согласно проекту реформы, вся партия сверху донизу меняла территориальную структуру на производственную. Её аппарат подразделялся на две параллельные структуры для промышленности и для сельского хозяйства, который объединялись только в верхах. В каждой области появилось по два обкома: по промышленности и по сельскому хозяйству - каждый со своим первым секретарём. По этому же принципу были разделены также и исполнительные органы - облисполкомы. Такая реформа была чревата конфликтами, так как вела к зародышу двухпартийной системы.

Очень важным новым пунктом, включенным на ХХII съезде партии в Устав КПСС, был пункт, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более трёх сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть. Хрущёв стремился, как можно больше привлечь граждан к участию в работе органов власти.

Осенью 1962 года Хрущёв высказался за пересмотр ждановских резолюций по культуре и хотя бы за частичную отмену цензуры. Хрущев хотел добиться реабилитации видных деятелей партии, репрессированных в 1936-1938 гг.: Бухарина, Зиновьева, Каменева и других. Однако всего ему добиться не удалось, так как в конце 1962 г. ортодоксальные идеологи перешли в наступление, и Хрущёв вынужден был перейти к обороне. Его отступление было отмечено рядом громких эпизодов: от первого столкновения с группой художников-абстракционистов до ряда встреч руководителей партии с представителями культуры. Тогда он второй раз вынужден был публично отречься от большей части своей критики Сталина. Это было его поражением. Завершил поражение Пленум ЦК в июне 1963 г., полностью посвященный проблемам идеологии. На нем было заявлено, что мирного сосуществования идеологий не было, нет и быть не может. С этого момента книги, которые не могли быть опубликованы в открытой печати, стали ходить по рукам в машинописном варианте. Так родился "самиздат" - первый признак явления, которое позднее станет известно как диссидентство. С этих пор был обречен на исчезновение и плюрализм мнений.

Положение Хрущёва стало особенно сложным после разрыва советско-китайских отношений. Они настолько обострились, что вылились в пограничные конфликты. Китай стал предъявлять территориальные претензии к СССР. Этот разрыв пагубно сказался и на международном коммунистическом движении. Разногласия были вызваны различиями в оценке решений XX съезда КПСС. Китай отрицательно отнесся к оценке деятельности Сталина.

 

Десталинизация относится к процессу ликвидации культа личности и сталинской политической системы, созданной советскимлидером Иосифом Сталиным.

Сталинское руководство было изменено после его смерти в 1953 году. Руководящие посты на тот момент занимали: Лаврентий Берия, глава Министерства внутренних дел; Никита Хрущев, первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии, Георгий Маленков, премьер-министр Советского Союза. Десталинизация положила конец крупномасштабному использованию принудительного труда в экономике. Процесс освобождения заключённых ГУЛАГа был начат при Берии, но вскоре он был отстранен от власти. Хрущев тогда стал самым влиятельным советским политиком. В своей речи “о культе личности и его последствиях“ на закрытом заседании XX съезда КПСС, 25 февраля 1956, Хрущев шокировал своих слушателей, осуждая диктаторскую форму правления Сталина и созданный им культ личности. Кроме того, он раскритиковал преступления, совершенные и соратниками Лаврентия Берии.

Хрущевская компания по очищению от наследия Сталина в общественной сфере проводилась в конце 1950-х. Было проведено переименование городов, памятников и других объектов, которые были названы в честь Сталина. Процесс десталинизации достиг своего пика в 1961 году на 22-м съезде Коммунистической партии Советского Союза. В результате съезда были приняты два ключевых акта десталинизации: во-первых, 31 октября 1961 года тело Сталина было удалено из мавзолея на Красной площади и перезахоронено[1], а во-вторых, 11 ноября 1961 г., "город-герой" Сталинград был переименован в Волгоград.

В рамках толчка десталинизации, многие другие места носящие имя Сталина были либо переименованы либо им были возвращены их прежние имена. Это коснулось даже столиц союзных республик и территорий: Сталинабад, столица Таджикской ССР была переименована в "Душанбе" и Сталинири, столица Юго-Осетинской автономной области была переименована в "Цхинвали". Однако эта критика велась исключительно в персонифицированной форме, причины возникновения этого явления сводились к объективным и субъективным обстоятельствам (трудности социалистического строительства и отрицательные черты характера Сталина) и главное подчеркивалось, что культ личности никак не связан с природой социалистического общественного строя, т.е. либерализация сводилась к совершенствованию сложившейся политической системы.

Модернизация СССР в 50-60-е г. связана с именем Н.С. Хрущева. Хрущевские преобразования происходили на фоне кардинальных изменений на Западе: здесь в середине 50-х г. разворачивалась НТР, завершалась позднеиндустриальная модернизация (общество массового потребления, государство благосостояния) и появилась тенденция к становлению постиндустриального общества. В области экономики, по мнению западных исследователей, в хрущевском периоде можно выделить две фазы. В 1953-1958 г. реформы эффективно изменили экономические и социальные механизмы, достаточно гармонично развивались отрасли группы "Б", сельское хозяйство, жилищное строительство и тяжелая промышленность, экономика функционировала достаточно эффективно не только за счет прироста ресурсов, но и за счет лучшего их использования.

В 1959-1964 годах были воспроизведены взаимоотношения сталинской модели управления: увеличились капиталовложения, превышающие возможности бюджета, возросло производство отраслей группы "А", произошел массовый приток неквалифицированной рабочей силы из деревни. В результате этого на рубеже 50-60-х г. снизились темпы экономического роста. Таким образом, по мнению авторов, занимающихся проблемой модернизации, не смотря на экономические успехи 50-х годов и некоторую политическую либерализацию, в экономической и политической областях жизни общества сохранялась основа сталинской модели.

В то же время, благодаря хрущевским преобразованиям, значительные сдвиги произошли в социокультурной сфере советского общества. Массовое жилищное строительство, хотя и не решило жилищную проблему, означало индивидуализацию быта людей, ограничение вмешательства государства в частную жизнь, в воспитание детей. Новым явлением стала индустриализация быта широких масс населения; появились химчистки, прачечные, кулинарии, телевизоры, холодильники, стиральные машины, газовые плиты, расширилась сеть ателье и магазинов. Советское общество стало более открытым. Знакомство советских граждан с жизнью стран Восточной Европы и даже Запада подтачивало официальную пропаганду. Увеличение пенсий, сокращение рабочей недели, рост расходов на науку и образование способствовали росту благосостояния населения, формированию нового качества рабочей силы. Все указанные изменения способствовали разрушению общинности и коллективизма в общественном сознании, росту индивидуализма, расширению внутренней свободы человека.

Кроме этого, как отмечают специалисты, за годы хрущевского десятилетия сложилось важное условие подлинной модернизации – благоприятный социально-психологический климат, атмосфера общественного подъема, вера людей в собственные силы (комсомольцы с энтузиазмом отправлялись на новые стройки и освоение целины, развернулось движение коллективов за "коммунистическое отношение к труду").

Наконец, реформы Хрущева начали десталинизацию общественной жизни и уничтожили важный элемент сталинской системы – тотальный страх и террор, которые являлись основой внеэкономического принуждения к труду.

Таким образом, во время "оттепели" в советском обществе шел процесс перехода от традиционности к современности. Однако в силу непоследовательного реформирования этот процесс не был завершен. В литературе считается, что откат к старой модели был неизбежен, что и произошло в результате переворота 1964 года. Консервативный курс, тем не менее, установился не сразу. В начале своей деятельности (в 1965г.) новое руководство пошло на хозяйственную реформу, относительно которой есть разные точки зрения. Одни авторы считают, что реформа представляла собой частичные рыночные преобразования, которые повысили темпы роста в восьмой пятилетке (1966-1970г.), но были непоследовательны и в последствии были свернуты.

Более вероятным является мнение, что экономическая реформа явилась имитацией модернизации, некоторые улучшения в экономике во второй половине 60-х г. явились результатом положительных сдвигов периода "оттепели" (увеличения затрат на науку, культуру и здравоохранение, улучшение образования и жилищного строительства). Сторонники данной точки зрения приводят достаточно много аргументов в её пользу. Они обращают внимание на то, что НОТ, АСУ, зарубежный опыт менеджмента, которые вводили или собирались вводить в соответствии с научными методами руководства, не могли дать эффекта без соответствующей социально-экономической среды – конкуренции между крупными корпорациями, ведь в СССР была абсолютная монополия какого-то одного производителя.

Далее, Реформа выдвинула на первое место среди плановых показателей объем реализованной продукции, т.е. стоимостный показатель в отсутствие рынка. В результате оказался нарушенным баланс между стоимостными и материально-вещественными потоками в экономике, снизилась управляемость народным хозяйством. Реформа привела к некоторому перераспределению обязанностей в рамках все той же централизованной системы. Возможность субъективизма при составлении централизованного задания дополнялась субъективизмом со стороны низового производственного звена. Субъективизм "снизу" выразился в тенденции к увеличению численности работников, в стремлении к выпуску "дорогой" продукции в ущерб "дешевому" ассортименту, в попытках скорректировать планы в сторону занижения.

Наконец, реформа не заинтересовывала трудовые коллективы во внедрении новый техники. Размер отчислений от прибыли в фонд материального поощрения ставился в зависимость от двух факторов: увеличения объема реализации продукции и уровня рентабельности. При таких условиях предприятиям была невыгодна техническая реконструкция, ибо она вела к нарушению производственного цикла, ухудшению общих итогов работы, уменьшению отчислений от прибыли в фонд материального поощрения.

В целом специалисты по проблеме модернизации считают, что в 50- 60-е г. была возможность перейти к новой модели развития: осуществить структурную перестройку экономики, усиленно развивать науку, образование и высокотехнологичное гражданское производство, передать управление народным хозяйством специалистам-технократам, опираться в социальной политике на интеллектуалов, специалистов, "новый рабочий класс", осуществить постепенную политическую модернизацию общества. Однако у руководства СССР отсутствовала какая-либо продуманная стратегия развития, которая учитывала бы тенденции, набиравшие силу в странах Запада. В результате эти объективные возможности были упущены и к середине 70-хг. Отчетливо проявился кризис советской индустриальной системы.

 

Рассматриваемый период развития государства характеризуется сменой эпохи преобразований, проводимых Н.С. Хрущевым, эпохой застоя, замедления и консервации темпов общественного развития.

Во внешней политике продолжается противостояние системы капитализма и системы социализма. Условия холодной войны и гонки вооружений истощали экономику страны, отвлекали средства, необходимые для внутреннего развития.

Развитие формы государственного устройства определялось возвратом к централизации. В экономической сфере территориальный принцип руководства хозяйством был заменен отраслевым: совнархозы были ликвидированы, все ключевые отрасли (машиностроение, строительство) сосредоточивались в руках союзных министерств, остальные - составляли предмет совместного ведения Союза и республик.

Изменения в государственном аппарате характеризовались отказом от хрущевских нововведений и проведением контрреформ, в результате которых воссоздавалась несколько измененная структура, существовавшая 10 лет назад.

Центральной политической фигурой стал Л.И. Брежнев, совмещавший посты Первого (позднее Генерального) секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС

СССР.

Особенностью развития государственного механизмабыло сращивание государственного и партийного аппарата, принятие партией тех функций, которые свойственны только государству. Усиление роли КПСС в государстве и обществе привело к подмене государственных органов партийными. Бюрократизировался и стал трудно управляемым состав государственно-партийных органов.

В системе Советов депутатов трудящихся ликвидируется их деление на промышленные и сельские, они вновь объединились и стали называться Советами

народных депутатов. Для работы по основным направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного развития при Верховном Совете СССР создаются постоянные комиссии, имеющие широкий круг административных

и исполнительских полномочий.

Реорганизация правоохранительных органов имела цель восстановления централизованного управления. Было вновь создано Министерство охраны общественно-

го порядка СССР (позднее МВД СССР), которому подчинялись аналогичные республиканские органы.

Органы народного контроля приобрели статус государственных и составляли систему контрольных органов, возглавляемую Комитетом народного контроля СССР.

 

Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция.

 

Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.

 

С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции. С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.

 

Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось.

 

В 70—80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой — затратной — модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

 

Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

 

Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста производства не демонстрировала.

Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях было естественным и даже неизбежным явлением.

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом.

 

 

КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (КОНЕЦ 70-Х-80-Е ГГ.)

 

1. Начало кризиса

 

Конституция СССР 1977 г. Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия очередной Конституции СССР. Она должна была сменить старую, сталинскую 1936 г., а также в известной степени проваленную окончательно Программу КПСС, принятую в 1961 г. на XXII съезде КПСС и обещавшую построить коммунизм через 20 лет, т.е. к началу 80-х гг. В новом Основном законе сохранялось положение о всемирно-историческом повороте человечества от капитализма к социализму: «Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой...»

Определяя социальную природу государства, новая Конституция утверждала: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни...». Признаками «развитого социализма» она называла «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ». Целью Советского государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Политическая система СССР была определена как «социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Прежнее утверждение об СССР как о государстве рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, записанное в Конституции 1936 г., оказалось откорректированным. Устанавливалось, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности», т.е., по сути, в стране сохранялась государственная собственность. «В исключительной собственности государства, — было зафиксировано в Конституции, -...находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий...» Специально оговаривалось, что «никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях».

Законодательная власть. Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Как и раньше, Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти Советского Союза. Теоретически Верховный Совет олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.

Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного суда СССР, назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Он состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат от 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно.

Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями, фактически сопоставимыми с правами самого Верховного Совета. Президиум Верховного Совета издавал указы, обязательные к исполнению. Эти указы утверждались на очередной сессии Верховного Совета и становились законами.

Исполнительная власть. Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80. Новые возникали, как правило, в результате деления старых промышленных министерств.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 1970 г., должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

Аппарат ЦК КПСС в системе управления. Вместе с тем о реальном функционировании государственного аппарата страны можно говорить с учетом особенностей политического устройства СССР. Статья 6 Конституции 1977 г. провозглашала, что Коммунистическая партия Советского Союза является «ядром политической системы». За этой абсолютно неправовой формулировкой скрывалось реальное явление — дублирование всей системы управления партийным аппаратом. Руководство партией осуществляли не съезды КПСС, как полагалось по ее Уставу, а Политбюро и руководители отделов и секторов аппарата ЦК КПСС. В состав высшего партийного руководства входили виднейшие представители государственной власти. В Политбюро ЦК КПСС, избранном в 1976 г. на XXV съезде партии, были: Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.Ф. Подгорный (с 1977 г. Председателем Президиума Верховного Совета стал Л.И. Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС), Председатель Совмина СССР А.Н. Косыгин, первый заместитель Председателя Совмина СССР К.Т.Мазуров, министры: иностранных дел - А.А. Громыко, обороны - А.А. Гречко и сменивший его на этом посту Д.Ф.Устинов, председатель КГБ СССР Ю.В.Андропов. Происходило своего рода срастание высших звеньев партийного и государственного аппаратов.

Все руководители высшего партийного звена напрямую вмешивались в деятельность всех ветвей государственной власти. Секретари ЦК руководили отделами аппарата ЦК КПСС. Структура аппарата ЦК, по сути, дублировала органы исполнительной, законодательной и судебной властей, а также детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, сельским хозяйством, культурой и идеологией. Так, в отдел химической промышленности ЦК КПСС входили следующие секторы:

— основной химической промышленности;

— промышленности органического синтеза;

— промышленности синтетических материалов;

— промышленности синтетического каучука, шин и резинотехнических изделий;

— нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;

— хлорорганических и кремнийорганических производств;

— микробиологической и химико-фармацевтической промышленности.

В отделе административных органов ЦК были секторы:

— Сухопутных и Ракетных войск, гражданской обороны и ДОСААФ;

— ВВС, ВМФ, ПВО и гражданского воздушного флота;

— органов безопасности;

— прокуратуры, суда и юстиции;

— органов охраны общественного порядка.

Любое решение министерства и ведомства, которое затрагивало существенные стороны жизни страны, предварительно согласовывалось с соответствующими секторами и отделами аппарата ЦК, а при необходимости - с Секретариатом ЦК или Политбюро.

Чтобы представить механизм согласования и принятия решений на высшем государственном уровне, рассмотрим типичный пример: принятие в 1976 г. постановления Совета Министров СССР «Об улучшении руководства работой в области труда и социального развития». В подготовке этого решения выделяются несколько этапов:

1. Подготовка записки на эту тему для Генерального секретаря ЦК КПСС. В подготовке принимали участие: Госкомитет Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам; соответствующие отделы Совмина СССР; Верховного Совета СССР, отделы ЦК КПСС и Секретариат Генерального секретаря.

2. Решение Секретариата ЦК КПСС содержало:

- положение о преобразовании Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы в союзно-республиканский Госкомитет Совмина СССР по труду и социальным вопросам;

- одобрение проекта Верховного Совета СССР по этому вопросу;

- указание Совмином союзных республик о преобразовании госкомитетов Совминов республик по использованию трудовых ресурсов в союзные республиканские государственные комитеты Советов министров союзных республик по труду, и их подчинении союзному Госкомитету по труду и социальным вопросам;

- вопросы деятельности и штатной численность будущего Госкомитета;

- указание ЦК союзных республик, обкомам партии, руководству профсоюзов - ВЦСПС, министерствам и ведомствам СССР и Совминам союзных республик на выполнение этого постановления;

- соответствующий проект постановления Совета Министров СССР.

3. Решение Секретариата ЦК должно было быть утверждено Политбюро ЦК. Для этого в Политбюро направлялись:

- проект постановления ЦК;

- проект Указа Президиума Верховного Совета СССР;

- проект постановления Совета Министров СССР.

4. Совместная записка, подписанная секретарем ЦК КПСС, зав. отделом ЦК И.В. Капитоновым, секретарем ЦК, зав. отделом ЦК В.И. Долгих, секретарем ЦК КПСС М.И. Зимяниным, зав. отделом плановых и финансовых органов ЦК КПСС В.И. Гостевым, председателем Госкомитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам В.Г. Ломоносовым.

Таким образом, с одной стороны, достигалась тщательная проработка вопроса, с другой — сколько-нибудь сложная проблема утопала в бесчисленных согласованиях. Складывалась коллективная безответственность за принятие решения.

После утверждения этих решений на Политбюро начиналась собственно государственная, публично-правовая сторона истории созданного учреждения власти. Подобный механизм согласования был характерен и на уровне краев, областей, районов страны. Руководители крупнейших предприятий и ведомств входили в состав бюро крайкомов, обкомов, райкомов партии или принимали участие в работе бюро по должности. Регламент обкома партии предусматривал постоянное присутствие заведующих отделами обкома КПСС и их заместителей, председателя контрольно-ревизионной комиссии областной партийной организации, редактора областной газеты, первого (второго) секретаря обкома ВЛКСМ, начальника (заместитель начальника) управления КГБ, прокурора (заместителя прокурора) области, начальника (заместителя начальника) управления внутренних дел облисполкома.

Механизмы осуществления власти предполагали в обычных случаях тесное взаимодействие многих управленческих институтов — министерств и ведомств, Совмина и его отделов, аппарата ЦК КПСС, Секретариата и Политбюро. Вместе с тем казавшаяся безукоризненной система согласования предварительной экспертизы фактически устранялась, когда решения должны были приниматься оперативно или когда эти решения имели высокую политическую цену. Тогда их принимали на уровне высшего политического руководства страны (как правило, руководитель партии по согласованию с главой Совмина, КГБ и армии) из соображений политической целесообразности и того, как она понималась в конкретный момент. Их мнение могло расходиться с мнением экспертов, противоречить ранее принятым решениям.

Так, на даче у Брежнева 12 декабря 1979 г. было решено вводить советские войска в Афганистан. Участниками совещания были председатель КГБ Андропов, министр обороны Устинов, министр иностранных дел Громыко, Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев и заведующий Общим отделом ЦК Черненко. Позже оно было оформлено как решение Политбюро. Обычной практикой были встречи только членов Политбюро в так называемой ореховой комнате в Кремле, на которых достигалось единое мнение по наиболее важным вопросам, которые выносились на заседания Политбюро.

Важнейшие кадровые изменения — от отставки Хрущева в октябре 1964 г. до назначения Горбачева Генеральным секретарем ЦК — предопределялись самым узким кругом государственных лидеров, лишь затем закреплялись постановлениями Политбюро, Пленумом ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР.

Управленческая элита. По-прежнему важнейшим инструментом управления оставался номенклатурный принцип назначения на должности. Высшие посты в органах власти и управления могли занимать только люди, утвержденные на должности решениями Секретариата или Политбюро ЦК и включенные в номенклатуру ЦК. Если кандидатура на должность не была согласована соответствующим ведомством — Советом Министров, министерством, Комитетом государственной безопасности (последнее было совершенно обязательно), то невозможно было и назначение в ЦК на любую действительно важную должность в государственном или партийном аппарате. Таким образом, складывалась взаимозависимость представителей властной элиты. Там, где обрывались цепочки взаимных обязательств, заканчивалась карьера чиновника.

 

Властной элитой были представители высшего звена политического руководства — на местах и в центре — члены, кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС, ЦК Компартий союзных республик, министры, заместители министров и члены коллегии министерств и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, входившие в число членов и кандидатов в члены ЦК КПСС и Центральной ревизионной комиссии КПСС.

К этому необходимо добавить руководителей, которые обладали реальной властью на местах: секретари республиканских ЦК, крайкомов и обкомов КПСС, заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК Компартий союзных и автономных республик, директора крупнейших промышленных предприятий, командующие местными военными округами и крупными воинскими частями, начальники управлений КГБ. Правящий слой в СССР насчитывал около 3,5 тыс. человек. Между этими двумя слоями власти - местной и центральной — существовали тесные связи. К просьбам и предложениям первого секретаря обкома партии в Москве в

Date: 2016-05-16; view: 617; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию