Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы развития корпоративного управления в условиях





Мирового кризиса

Значение и понимание КУ в компаниях (корпорациях) не статично - оно меняется, оно определяется характером и уровнем развития экономики. Понимание КУ в эпоху стабильного развития рынков и отсутствия глобальных кризисов рассмотрено выше.

Роль КУ в современном бизнесе сильно изменилась. По мнению Председателя Национального совета по корпоративному управлению В.О. Потанина, роль КУ определяется:

- хорошим пиаром, привлекательной вывеской и рекламой. Люди, пропагандирующие эффективное корпоративное управление своей компании, приглашают инвесторов вкладывать деньги. То есть, КУ можно - особая форма маркетинга и агитации. Можно отнести эту роль к установлению отношений с инвестором - формирование его заинтересованности вкладывать средства в проекты компании, значит, к пропаганде профессионализма и надежности действий компании в условиях рыночной неопределенности. Высокий уровень развития КУ в современном бизнесе понимается как надежность эффективности хозяйствования в будущих периодах, в период реализации конкретного проекта;

- системой хозяйствования в компании. Это правила и законы, по которым корпорация ведет внутренние операции, обеспечивает эффективность хозяйствования, позволяет лучше регулировать риски, взаимодействие с партнерами, клиентами и др. Таким образом, КУ направлено на привлечение средств для развития компании, а также организацию работы.

Следствие такой роли КУ - определение критериев решения руководства компании о его развитии и объеме средств, выделяемых на эти цели. КУ развивается, только когда это дает экономический эффект. Если невозможно определить прямой экономический эффект, занятие корпоративным управлением происходит поверхностно, в основном для создания внешне привлекательного образа компании. Такая ситуация имеет место на всех развивающихся рынках, пока на них не устанавливаются устойчивые правила. Только в этих условиях применение рациональных и прозрачных норм корпоративного управления становится выгодным. Потребность в КУ возникает при определенном уровне развития рыночных отношений, включая условия для непосредственно предпринимательской деятельности, инвестиционный климат, уровень развитости отношений инвестора и предпринимателя.

В России до настоящего времени сохраняется возможность заниматься бизнесом без организации КУ. Поэтому в нашей стране КУ отстает от лучших образцов мирового опыта. Приближение к лучшим мировым образцам практик за последние 10-12 лет. Тем не менее, анализ опыта введения КУ в отечественных компаниях и эффективности их хозяйствования (проведен Российским институтом директоров) показывает: внедрение проверенных западной и российской практикой норм дает очевидные преимущества. Особенность КУ как направления развития управления компанией в том, что оно всегда следует за инвестиционным климатом и общей экономической ситуацией (рост, стагнация или рецессия). КУ как составляющая управления компанией применяется и развивается, только когда повышается эффективность системы управления. КУ должно давать результат, а его формирование и цели ориентироваться на результат.

Существует следующая закономерность: чем лучше в стране инвестиционный климат и предпринимательская ситуация, чем выше предпринимательская активность, тем быстрее прогрессируют формы КУ. В отечественной экономике до 2008 г. происходили процессы, укладывающиеся в эту закономерность. До кризиса наблюдался очевидный прогресс не только в системе управления компаниями, но и в развитии инфраструктуры КУ в нашей стране. Введен Кодекс корпоративного управления, сформирован Национальный реестр независимых директоров, организованы центры переподготовки повышения квалификации по вопросам КУ, введена соответствующая специализация в программах МВА и подготовки специалистов, сформированы консалтинговые центры, наработан большой опыт консалтинга по отечественным компаниям.

В кризисные времена процесс расширения востребованности знаний и консалтинга по вопросам КУ практически остановился. Более того, произошли изменения и по содержанию КУ.

Развитие КУ нельзя рассматривать в отрыве от состояния инвестиционного климата и предпринимательской активности. Общеэкономическая ситуация в стране и развитие инвестиционного климата первичны. КУ следует за этими явлениями, служа им инструментом собирания плодов. Следствие развития общеэкономической ситуации и инвестиционного климата - расширение доли компаний, привлекающих КУ, а также нуждающихся в углублении этого направления совершенствования управления компанией и обеспечения ее конкурентоспособности и доступа к дешевым инвестиционным ресурсам. Это общерыночные закономерности, проявляющиеся во всех странах независимо от уровня развития рыночных отношений.

Отдельно отметим наличие сдерживающих факторов развития КУ в отечественной экономике и ухудшающих его качество. Особенности нашей страны определяются как национальной спецификой, так и периодом развития экономики. Выделяют внутренние и внешние факторы, ограничивающие развитие КУ.

Внутренние факторы определяются характером и масштабами корпоративных войн, попытками корпоративных захватов, формами проявления недобросовестного ведения бизнеса. В этих явлениях, свойственных в основном для компаний, чьи акции свободно обращаются на рынке ценных бумаг, наиболее страдают публичные компании с более прозрачной системой КУ. Они становятся более уязвимыми для различного рода рейдерских захватов или гринмейла.

Справка. Гринмейл (англ. Green mail) — продажа пакета акций фирме-эмитенту, менеджменту или текущему владельцу фирмы-эмитента по цене, значительно превышающей рыночный курс. Лицо, продающее пакет акций (гринмейлер), угрожает в случае отказа от сделки провести враждебное поглощение либо создать сложности в функционировании фирмы-эмитента.

Гринмейл очень схож с корпоративным рейдерством, часто направлен на недооцененные компании, рыночная стоимость активов которых превышает совокупную стоимость акций этих компаний. Цель рейдера - захват фирмы-цели; цель гринмейлера — шантаж руководства фирмы-цели. В отличие от рейдерства, гринмейл считается однозначно неэтичным.

Шантажистами часто становятся вполне нормальные миноритарии, интересы которых последовательно не замечают в компании. Поэтому они вынуждены бороться за свои права, в том числе «огрызаясь» гринмейлом.

Выделение в корпоративной структуре хранителя активов может эффективно защитить от гринмейла (и от корпоративного рейдерства вообще).

В нашей стране гринмейл - понятие более емкое, подразумевающее и такие действия, как корпоративная разведка или понуждение общества к совершению юридически значимых действий. Гринмейл: используется, чтобы заставить компанию-цель выкупить ценные бумаги, принадлежащие гринмэйлеру; часто становится составляющей юридической схемы, применяемой одной компанией при недружественном поглощении другой. Однако в некоторых случаях корпоративный шантаж может быть и способом защиты своих прав мелким акционером.

Безусловно, действия гринмейлера по своей сути - злоупотребление правом. Однако в российском законодательстве нет четкого определения понятия "злоупотребление правом". По этой причине статья 10 Гражданского кодекса РФ "Пределы осуществления гражданских прав" практического применения не находит.

Особенности российского гринмейла:

  • полная неразборчивость компаний-агрессоров в выборе способов нападения;
  • наличие компаний, специализирующихся в области недружественных слияний и поглощений;
  • практически невозможно разграничить корпоративный шантаж миноритария, защищающего свои права, и недружественное поглощение со стороны компании-агрессора. [ Фрумкин К. Гринмейл: перезагрузка //Компания, вып. 2 (678)].

 

Распространенность подобных негативных явлений определяется уровнем развития инвестиционного климата. Качество КУ ухудшается при наличии акционерного конфликта и признаков поведения гринмейлера среди акционеров компании. Любая корпоративная война или гринмейл ухудшает КУ и может полностью его уничтожить.

Внешние условия, сдерживающие развитие КУ, обусловлены уровнем функциональности этого вида управления компанией. В последние годы в связи с развитием финансового кризиса и финансовой нестабильности появились новые вопросы к возможностям КУ в режимах неопределенности. В период кризисных явлений, в период нестабильности традиционное КУ справляется не со всеми задачами. Существуют задачи (помимо тех, с которыми КУ успешно справлялось в режиме стабильного развития), не разрешаемые этими инструментами в режимах нестабильности. Знание и навыки лучших практик не позволили вовремя выявить плохие активы на балансах банков и компаний, не удалось достичь нужной глубины аудиторских проверок. В результате банки потеряли капиталы, а многие вкладчики - свои средства; клиенты и компании этих банков - свой бизнес.

Необходимо переосмыслить отношение к КУ (многие годы оно было эффективным инструментом управления передовых корпораций, помогало им привлекать инвесторов и развиваться), а также направления его развития с учетом новых вызовов. Ключевая задача - определение подходов к установлению нового баланса между более жесткими правилами (КУ представляет систему хозяйствования в компании) и возможностью гибко и эффективно работать корпорации. В период стабильного развития экономики главная задача КУ - выработка стратегии - основного инструмента обеспечения в современном мире конкурентоспособности компании. При этом роль совета директоров как элемента системы управления компанией очень высока. Именно совет директоров: определяет основные параметры деятельности будущей компании; несет ответственность за привлечение инвестиций для развития корпорации. Его работа требует единства мнений по вопросам будущего компании и способов его достижения. Реализация стратегии, достижение ее целей связано с изменениями в компании и является объектом контроля со стороны совета директоров.

В период кризиса и рецессии расширяется доля банкротств, увеличивается число операций по слиянию и поглощений. В этой ситуации главной задачей КУ становится наведение финансовой дисциплины в компании, улучшение и углубление отчетности, усиление сферы управления рисками.

Особенность российской экономики – наличие большой доли государственных корпораций. Отечественному бизнесу приходится работать с государством как с регулятором рынка и с государством как с хозяйствующим субъектом - участником рынка. Роль КУ в этой сфере экономики носит специфический характер.

По содержанию КУ - инструмент тонкой настройки. В этом смысле такое управление по своему характеру больше тяготеет к компаниям частного сектора, где многое зависит от владельца, от его целей и задач в рыночной экономике.

Основной двигатель развития экономики - частная инициатива и свобода предпринимательства. Основания такого поведения - базовые принципы рыночной экономики: уважение к частной собственности со стороны государства, к законам, к налоговым, трудовым и другим нормам со стороны предпринимательства. Система социального договора, свойственная рыночной экономики, приводит к рациональному поведению хозяйствующего субъекта, наиболее эффективному функционированию бизнеса и эффективному функционированию экономики. КУ - инструмент частного бизнеса и самой частной инициативы. В этой связи возникает вопрос: насколько инструмент КУ применим и эффективен в государственной компании, и какова его роль в этой категории компаний. Принципиальное положение - государство не должно участвовать в виде собственника в каких-либо отношениях. Если и возникает острая необходимость в госкомпании, государство, будучи собственником, должно тоже играть по тем же правилам, что и частный бизнес. В этом смысле государственные компании с точки зрения КУ не должны ничем отличаться от компаний частных и тем более иметь привилегии. Роль государства как собственника в рыночной экономики трудно выполнима в полном объеме, поскольку оно:

- занимается не совсем свойственной ему функцией. Основные задачи государства в управлении экономикой: создание определенной среды, законов, правил; сбор налогов, определение политики, решение социальных проблем общества. При этом оно сталкивается с определенными противоречиями. Правила, создаваемые для всех, трудно выполнимы для госкорпорации в конкурентных условиях. Возникает соблазн поменять правила в конкретном частном случае;

- выступает собственником и сталкивается с конфликтом интересов. Интересы частного собственника в бизнесе и госкорпорациях принципиально различны. Частный собственник заинтересован в максимизации прибыли, в минимизации издержек. К последним относятся налоги, заработная плата, другие нагрузки, возложенные на бизнес. Государство, наоборот, заинтересовано, чтобы бизнес эффективно выполнял эти задачи. Когда государство и бизнес при обсуждении проблем экономики находятся с разных сторон переговоров, тогда понятно содержание диалога. Когда государство начинает выполнять роль предпринимателя и участника бизнеса, оно вынуждено передавать права по управлению конкретным чиновникам, ожидающим «директивы» сверху. Управляющие от лица государства в лице чиновников, исполняющих эти функции, сталкиваются объективно с внутренним конфликтом интересов. Государство заинтересовано в выполнении социальных обязательств, максимизации налогов. Эти противоречия не позволяют госкомпаниям быть полноправным игроком на рынке. Практикой доказано: КУ эффективно только в отсутствии внутреннего конфликта интересов. Его необходимо ликвидировать, достигнуть гармонии интересов собственников, обеспечить единство понимания целей корпорации.

В современных условиях ключевой вопрос - направление развития КУ на фоне произошедших и будущих неизбежных изменений. Магистральное направление развития КУ - усиление внимания к управлению рисками. КУ должно обеспечить более высокое качество управления рисками для всех категорий компаний - банков, частных компаний сферы производства и услуг; в определенном отношении для государственных и общественных органов управления финансовой сферой. Приоритетная задача развития КУ как инструмента частного бизнеса - решение вопросов риск-менеджмента, т.е. управления рисками. Именно это направление оказалось «узким местом», участком, оказавшемся наименее защищенным и разработанным в ходе кризиса. Даже лучшие практики КУ не гарантируют правильного понимания и выбора инструментов риск-менеджмента. КУ должно быть направлено на описание производственных, управленческих процессов, призванных ограничивать риски. Важная задача управления рисками - своевременное их выявление и комплексное регулирование для снижения частных рисков предпринимателя и системных рисков на государственном уровне.

Развитие данного направления риск-менеджмента на разных уровнях управления национальной экономикой обеспечит методическую готовность к новым кризисам и потрясениям. Подобная работа дополнит меры Правительства РФ по систематическому пополнению резервных фондов, ориентированных на поддержку экономики в новых кризисах.

 

Вопросы для самопроверки

1. Определите понятие «корпоративное управление».

2. Раскройте содержание понятия «агентская проблема» и способы ее решения.

3. Поясните содержание способов соблюдения баланса между независимостью и профессионализмом членов совета директоров.

4. Поясните, какими умениями (способностями) компании определяется ее акционерная стоимость.

5. Раскройте способы увеличения доступности капитала.

6. Поясните содержание способов повышения рентабельности инвестированного капитала.

7. Чем обусловлены различия моделей корпоративного управления?

8. Раскройте содержание англо–американской модели корпоративного управления.

9. Раскройте содержание модели корпоративного управления континентальной Европы, а также России.

10. Поясните основные причины, порождающие востребованность современного корпоративного управления.

11. Раскройте взаимосвязь развития корпоративного управления и состояния инвестиционного климата.

12. Поясните особенности причин, сдерживающих развитие корпоративного управления в России.

Литература

1. Корпоративное управление: учебное пособие / Под ред. В.Г. Антонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Корпоративное управление в государственных и частных компаниях в эпоху перемен / Под ред. А. Ландиа и А.А. Филатова. - М.: Либрайт, 2009.

3. Дементьева А.Г. Основы корпоративного управления: учеб. пособие. - М.: Магистр, 2009.

4. Кристенсен Р. Стратегическое управление человеческими ресурсами: дорожная карта. От великой идеи к деловой практике. - М.: Олимп-Бизнес, 2011.

5. Совет директоров в системе корпоративного управления / Под ред. И.В. Костикова. - М.: Флинта; Наука, 2005.

6. Управление современной компанией / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2006.

7. Клочай В.В. Особенности построения систем корпоративного управления в России: монография. - М.: Анкил, 2007.

8. Пособие по корпоративному управлению: в 6 т. Т.1: Введение в корпоративное управление. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

9. Кочетков Г.Б., Супян В.Б. Корпорация: американская модель. - СПб., 2005.

10. Шейн В.И., Жуплев А.В. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США. - М., 2007.

Интернет-ресурсы:

http://www.standardandpoors.ru/

http://www.cfin.ru/

http://www.fcsm.ru/

http://www.elitclub.ru/

http://www.rts.ru/

http://www.rbk.ru/

http://www.vbd.ru/

http://www.sistema.ru/

 


 

Date: 2016-05-15; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию