Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Издания локальных церковных организацийЦерковная периодика не ограничивается официальными изданиями епархиальных управлений. Самой значительной по количеству частью структуры религиозной печати стали издания церковных иерархических организаций более мелкого ранга. Активно развивалась приходская и обительская печать, издавали свои газеты и журналы монастыри, отдельные церкви, союзы, православные объединения и так далее. Их информационно-тематическая модель во многом отличается от основных официальных церковных изданий: здесь нет обязательного официоза, поэтому приоритетными становятся вопросы духовного просвещения и религиозного воспитания, а также специфические вопросы, характерные для печати диаспоры в целом. А так как эти отряды печати весьма разнообразны функционально, то они и представляют целый спектр различных форматов. Значительную часть из них составляют самые легкие в наполнении и изготовлении издания листовочного типа. Выпуск таких листков постепенно был налажен в большинстве крупных приходов: «Благовестник» начал выпускаться при Кафедральном Соборе Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости в 1963 году; при храме святителя Николая чудотворца в г. Сан-Диего в 70-х годах ХХ века издавалась газета «Воскресный листок» листовочного формата; аналогичное малоформатное издание выходило также при издательстве храма «Покрова Божией Матери» РПЗЦ в г. Лос-Анджелес (шт. Калифорния); соборный Свято-Иоанно-Предтеченский приход при Свято-Покровском храме с августа 1993 года начал издание ежемесячника «Приходская жизнь» в г. Вашингтон (округ Колумбия). Этот вид газетного издания популярен и сегодня, в век повсеместного внедрения интернет-технологий: «Листок Свято-Троицкой семинарии» был организован в Джорданвилле уже в начале 2000-х годов. Наиболее активная и успешная издательская деятельность в период, начавшийся после Второй Мировой Войны, была организована в Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвилль (шт. Нью-Джерси), который становится в этот период духовным центром Русской Зарубежной Церкви. Сюда была перевезена в середине XX века одна из самых известных и продуктивных типографий православного мира – типография преподобного Иова Почаевского, которая была вынуждена «эмигрировать» в середине XX века с территории нынешней Западной Украины. Здесь еще в 1954-1956 годах был организован выход издания «Троицкие листки: Духовно-нравственное чтение для народа» – один из самых распространенных и эффективных в тот период типов периодики. Исследователь К.Е. Нетужилов рассказывает об идентичном российском издании, которое, скорее всего, стало родоначальником этого типа периодики РПЦ[152]. Это издание архимандрита Никона (Рождественского), основавшего в 1879 года при Троице-Сергиевой лавре одноименные периодические «Троицкие листки», которые представляли собой небольшие по формату брошюрки объемом 8-10 страниц. «Сначала их содержание составляли только отрывки из проповедей и краткие поучения, но постепенно «Троицкие листки» стали принимать вид периодического издания – возникла преемственность содержания, систематичность в публикации определенных материалов – пояснения к богослужению и важнейшим молитвам, краткие переложения житий святых и т.п. Позже стали появляться материалы, связанные со злободневными вопросами современности»[153]. «Троицкие листки» стали самым массовым конфессиональным изданием дореволюционной России – их тираж достигал нескольких сотен тысяч экземпляров. Опыт их издания вызвал попытки подражания в других регионах России, а затем и в православных приходах за рубежом. С 1883 года аналогичные по форме и содержанию «Киевские листки религиозно-нравственного чтения длянарода» стали выпускаться при журнале «Воскресное чтение», а с 1886 года при Почаевской Успенской лавре издавался «Почаевский листок»[154]. Позднее, в 1890-1900 годах опыт «листков» стал перениматься в епархиях, где появилось множество приложений к епархиальным ведомостям. В результате сформировался целевой тип периодического издания для народа, охарактеризованный современниками как «письменная проповедь»[155]. Его типичными отличиями были простота содержания, ясность изложения, четкие религиозные, духовные, а позже и идейно-политические ориентиры. «Листок» был настоящим народным изданием, ориентированным на «простых богомольцев из разных сословий, для многих из которых по разным причинам было затруднительно читать объемные святоотеческие и назидательные книги. Доступные каждому, эти «листки» были зачастую занимательнее и полезнее иной книги и не требовали большого времени для прочтения»[156]. Как и в других типах официальных изданий Церкви, здесь рассматриваются самый широкий спектр вопросов Православного вероучения: изречения, духовные советы и другие работы святых отцов церкви, обряды богослужения, жизнеописания святых и подвижников, – все то, что способствует распространению опыта православной христианской жизни. Вскоре после закрытия «Троицких Листков» в этой же типографии начал издаваться «Информационный бюллетень Фонда им. о. Иоанна Кронштадтского в гор. Ютика», дающий, как и полагается этому типу издания, регулярную краткую справочную информацию о деятельности издающей организации. Например, одним из первых материалов здесь был опубликован доклад Председателя Фонда, Архиепископа Аверкия[157], посвященный оценке значимости личности о. Иоанна Кронштадтского. Большинство материалов носили не журналистский, а циркулярный, предписывающий, либо документальный характер. Значительной частью четко структурированной системы РПЦ (кроме епархий, приходов, монастырей и духовных образовательных учреждений) являются многочисленные православные братства, общины, другие объединения верующих. Например, в качестве органа церковно-общественного «Общества ревнителей памяти блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого)» издавался журнал «Верность» («Fidelity»), который сумел организовать свои представительства в различных штатах США. «Свято-Германовское православное братство» издавало журнал «The Orthodox Word» («Православное слово»), «Общество русских братств» выпускало издание «Truth» («Правда»). 4. Издания учреждений РПЦ, связанных с образовательной деятельностью. Особое значение имеют для религиозной деятельности издания журнального типа, которые представляли богословскую науку. Эти издания выходили при духовных академиях или семинариях и имели традиционные разделы, представлявшие творения святых отцов церкви, теологические изыскания, христианское учение, историю религии и церкви, назидательные размышления, а также критику, рецензии, обзоры и библиографию по богословским наукам. Своими изданиями обзаводились практически все учреждения православной церкви, которые были связаны с религиозной образовательной деятельностью. Свято-Владимирской духовной семинарией издавался ежеквартальник «St. Vladimir's Seminary Quarterly» («Ежеквартальник Свято-Владимирской Семинарии»), «Богословский сборник», «Русский Пастырь», «Свято-Владимирский Теологический Ежеквартальник», «Свято-Владимирский путь». В Свято-Тихоновской духовной семинарии также выпускался целый ряд собственных периодических изданий журнального типа: «Тихоновец» («The Tikhonaire»), «Свято-Тихоновский дух» («The Spirit of St. Tikhon's»), «На водах» («By the Waters») и «Свято-Тихоновский богословский журнал» («St. Tikhon's Theological Journal»). В 1981 году Отделом Религиозного образования Православной Церкви в Америке начато издание узкоспециализированного журнала, посвященного работе профессионалов, занятых религиозной преподавательской деятельностью. Начало издания журнала «The Orthodox Educator» («Православный Учитель») означало дальнейшее развитие специализации системы конфессиональной православной печати Соединенных Штатов.
|