Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методическое обеспечение дисциплиныСтр 1 из 54Следующая ⇒ Конспект лекций
Челябинск 2010 Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» Факультет книжного бизнеса, документоведения и музееведения Кафедра документоведения и музееведения
Утверждаю проректор по учебной деятельности _____________С. В. Буцык «___» _____________2010 г.
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ/МУЗЕОЛОГИЯ
Методическое обеспечение дисциплины для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 071500 Музейное дело и охрана памятников направлению Музеология и охрана культурного и природного наследия
Челябинск 2010 УДК ББК А
Автор: А. В. Лушникова, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой документоведения и музееведения
Рекомендовано на заседании кафедры документоведения и музееведения 2009 г., протокол №
Лушникова, А. В. Музееведение/музеология: конспект лекций для студ. очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 071500 Музейное дело и охрана памятников квалификация Музеевед и направлению Музеология и охрана культурного и природного наследия /А. В. Лушникова; ФГОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2009. – с. – (Учебно-методический комплекс).
Курс лекций составлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Материалы лекций тезисно раскрывают содержание базовых для студентов музееведов курсов Музееведение/музеология; история музеев, комплектование, учет, хранение музейных фондов, реставрация и консервация музейных предметов, научное проектирование экспозиции, музейная педагогика, менеджмент и маркетинг музея, охрана природного и культурного наследия. Лекции распределены по четырем разделам, раскрывающим теоретические и практические вопросы музееведения/музеологии, Могут служить пособием для сдачи экзамена по курсу «Музееведение/музеология» и пособием для подготовки к прохождению государственной аттестации по специальности Музейное дело и охрана памятников и направлению Музеология и охрана природного и культурного наследия.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ
© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010
Введение В 70-х гг. прошлого века в учебные планы российских высших учебных заведений была введена дисциплина, раскрывающая особенности работы с музейными коллекциями. Фактически стала реализовываться программа по подготовке музейных кадров, которую декларировали практики музейного дела еще в первые годы советской власти. Учебные дисциплины по музееведению носили ознакомительный характер и не раскрывали всей сложности, многозначности, функциональной насыщенности музейного дела с точки зрения сохранения наследия, организации его всестороннего использования для выполнения главной функции, определяющей музей как социальный институт – место сохранения, популяризации и интерпретации культурного и природного наследия, обладающего акcиологической, коммуникационной и воспитывающей функциями. Главная проблема преподавания данных дисциплин была в отсутствии подготовленных педагогов, знающих и понимающих специфику музейного дела. Но и перед музейными практиками, которые начинают преподавательскую деятельность, встают неразрешимые вопросы: любая наука предполагает выявление объекта и предмета своей деятельности через особый язык, расшифровку структуры науки, истории не просто отдельных музейных институтов, а функционального анализа исторических реалий развития такого явления, как музей. Складывание теоретической составляющей музееведения как науки (философское основание, структурирование функций музея, формирование музееведческого языка, развитие сети музейной сети происходит на рубеже XIX – XX столетий. Но сложный XX в. не позволил музееведению заявить о себе в полный голос, его инструментарий, предметный ряд, особенности функционирования распределились между разными направлениями научного знания: историей, искусствоведением, историей материальной культуры и быта, археологией, этнографией, архитектурой и др. Только во второй половине XX в. все разрозненные компоненты стали собираться воедино. В российской науке формируется авторитетное направление научного знания – музееведение. Становление науки – это сложный процесс. Расшифровка понятий, терминов требует десятилетий. Российская школа музееведения вошла в мировой процесс осознания музейной науки как самостоятельного научного знания с опозданием по сравнению с европейскими музеологическими школами. Первый учебник по музееведению (1988 г.) предлагает определение музееведения как междисциплинарного, а не самостоятельного знания. И все-таки признание музееведения как науки произошло, и в 1990-е гг. начинается планомерная подготовка специалистов музейного дела во многих вузах страны. Но программы обучения музееведов и музеологов несколько различаются. Главная проблема подготовки специалистов музейного дела – в отсутствии широкой учебно-методической базы, что во многом способствовало формированию авторских курсов по одним и тем же дисциплинам, несмотря на наличие образовательного стандарта. Даже издания, предлагаемые как учебники для системы высшего образования, раскрывают не все вопросы, необходимые для всестороннего ознакомления с современном состоянием музееведения/музеологии. Мы столкнулись при подготовке данного конспекта лекций с тем, что многие темы, заявленные в образовательном стандарте практически не раскрыты: в современной учебной литературе: двойственность понятийного аппарата, научная методика, классификация музеев, историография, источники по изучению музейного дела в нашей стране, управления музеями (музейного менеджмента) и маркетинга, вопросы реставрации и охраны природного и культурного наследия, современное понимание проблем наследия, использования в музеях новых информационных технологий. В данной работе собрана воедино как информация, хорошо представленная в учебной литературе, так и достаточно фрагментарная, что потребовало расширения объема отдельных тем даже в рамках конспекта, т. е. тезисного изложения. Изначально не предполагалось включать большое количество фактологического материала по музеографии – содержание просто структурировано с точки зрения выделения основных проблем по истории становления музейного дела. Последовательность тем обусловлена образовательным стандартом – это ответ на базовые проблемы, в которых должен разбираться студент-музеевед/музеолог, прежде чем приступит к конкретизации при изучении курсов специальности: научное проектирование экспозиции, музейная педагогика, комплектование, учет, хранение музейных предметов, музейный менеджмент, охрана природного и культурного наследия и ряда других Конспект лекций можно использовать и при подготовке к сдаче экзамена по музееведению студентам гуманитарных специальностей, студентам при подготовке к итоговой аттестации по музееведению/музеологии. Мы не претендуем на уникальность собранногро материала, но часть сведений отражает авторскую позицию: более 20 лет работы в краеведческом музее способствовали формированию собственной оценки некоторых вопросов организации музейного дела и осмысления теоретических вопросов музееведения/музеологии. Раздел 1. Музееведение/музеология – Наука о музее
|