Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод определения агрессивности и значимых ценностей у старшеклассниковСтр 1 из 3Следующая ⇒ ВЕРБАЛЬНЫЙ ФРУСТАЦИОННЫЙ ТЕСТ Агрессивность — это то психологическое качество, которое для психолога часто является объектом изучения. Феномен агрессивности толкуется весьма неоднозначно. Нередко об агрессивности говорят в контексте противоправного, криминального поведения; описывают агрессию как импульсивные поведенческие акты незрелой личности (проблемы подросткового периода) или как реакции акцентуированной или психопатической личности по эксплозивному (взрывному), а также возбудимому типу. Базовые свойства личности обнаруживаются с рождения в виде индивидуальных черт. Далее эти свойства проявляются в виде черт характера, который формируется в процессе взаимодействия индивидуальных черт и воспитывающего влияния среды, затем — как разные уровни самосознания зрелой личности (бессознательное Я, декларируемое субъективное Я, идеальное Я, часто совпадающее с социально-желательной моделью Я, и объективная картина внутреннего Я). · интроверсия — экстраверсия; · ригидность — эмоциональная неустойчивость; · спонтанность (раскованная самореализация, раскрепощенное самоутверждение) — сенситивность (впечатлительность, чувствительность к требованиям окружающей среды); · тревожность (повышенная ранимость, преобладание реакций страха) — агрессивность (стеничность, наступательность, жесткость). Когда все эти свойства выражены умеренно и полярные характеристики уравновешены между собой, то речь идет о разносторонней структуре нормальной, сбалансированной личности. Перевес того или иного индивидуально-личностного свойства, представленного нерезким преобладанием той или иной тенденции в качестве ведущей, проявляется выраженной чертой характера. Более резкий дисбаланс следует определить как акцентуацию личности. При этом у человека отмечаются определенные трудности социально-психологической адаптации. Однако, если задействовать противоположную тенденцию, то можно оптимизировать взаимодействие индивида с социальным окружением. Правда, подобный вариант требует от личности значительных усилий и эмоционального напряжения. Если же ведущая тенденция не компенсируется антитенденцией, то мы имеем дело с психопатическим паттерном личности, что приводит к социальной дезадаптации. Агрессивность нередко носит подражательный характер, когда агрессия культивируется через средства массовой информации: телевидение, кино, детективные романы и пр. Агрессия может носить и защитный характер или быть проявлением защитной реакции на жесткие поступки других лиц, в том числе и на репрессивные меры родителей. Агрессивность зачастую имеет компенсаторный характер как гиперкомпенсация ранимой, впечатлительной личности, маскирующей псевдоагрессивными высказываниями реакции страха и неуверенности. В последние годы проблема подростковой агрессивности с элементами жестокости стала особенно актуальной. Поэтому для выявления разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно обоснованных, надежных психологических тестов, направленных на изучение личности. Особенности личности, как свидетельствует опыт, проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи, изучая личностные особенности человека, в своих тестах нередко моделируют ситуации фрустрации. Под фрустрацией чаще всего имеют в виду ситуации, в которых окружающие лица (специально или нечаянно) либо ущемляют интересы индивида, что приводит к блокировке значимых потребностей, либо задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку. В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется: Широко известный фрустрационный тест Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной представлен в виде контурных сюжетных картинок (Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Ленинград: МЗ РСФСР, 1982). На каждом рисунке (всего их — 24) воспроизведен незаконченный диалог, в котором одно действующее лицо говорит в адрес другого то, что должно так или иначе вызвать у последнего фрустрацию. Картинки моделируют ситуации «препятствия» и «обвинения». Реакция на ситуацию отражается в том произвольном ответе, который дает испытуемый от имени этого персонажа. Методика не дает дифференцированного подхода к разного рода фрустрациям в зависимости от степени значимости тех или иных ценностей в индивидуальной иерархии ценностей. 1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, то есть от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию. Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест: испытуемый пытается ответить на поставленные фрустрирующие вопросы. При этом процедура обследования включает в себя не только ответы-высказывания (Что бы я сказал?), но и описание чувств (Что бы я почувствовал?).
|