Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучающая психодиагностикаЭта форма работы предполагает объединение ситуации тестирования, психологического просвещения и группового консультирования школьников. Преимущественно применяется в старших классах, так как именно они являются авторами большинства запросов к психологу на «познание себя». Кроме того, они могут достаточно качественно обработать результаты и многое почерпнуть из группового обсуждения, так как в этом возрасте идет наиболее интенсивное познание себя через сравнение с другими. По содержанию используемый диагностический материал может быть самым разнообразным. Наиболее «популярными» являются следующие группы методик: • методики, ориентированные на изучение личностных особенностей • методики, ориентированные на отношения с другими людьми • профориентационные методики и изучение способностей При тщательной подготовке и исполнении материал, собранный в процессе обучающей психодиагностики, может широко использоваться в практике школьного психолога. Первое — использование полученных данных для заполнения психолого-педагогических карт школьников. В данном случае школьникам предлагается провести на самих себе и обработать диагностические процедуры, входящие в диагностический минимум. Второе — использование процедуры обучающей психодиагностики и ее данных для организации развивающей работы со старшеклассниками (8—11 классы). Заполнение методики и обработка результатов вызывает потребность подростков в психологических знаниях. Психолог может не только рассказать им, что означают те или иные конкретные результаты, но и объяснить их психологический смысл, раскрыть возможные причины и следствия обнаруженных феноменов, дать рекомендации по организации самокоррекции, саморазвития. -Такая работа может быть проделана в форме беседы, сопровождающейся наглядными демонстрациями, -в виде игры, набора различных упражнений и заданий. -в виде домашних заданий -Такая работа может быть организована на классных часах, во второй половине дня, а может быть вставлена в план учебных занятий. .Для организации диагностической работы могут быть использованы личностные опросники типа Айзенка (подростковый вариант), Лири, даже Кеттелла (также подростковый вариант). Если есть возможность применять компьютерные версии личностной психодиагностики — опросник ПДО. .Большой интерес школьников вызывают различные интеллектуальные тесты и пробы. Целесообразнее использовать такие процедуры, которые в меньшей степени ориентированы на критериальную оценку (например, уровень интеллекта), но позволяют школьникам проанализировать особенности своей мыслительной деятельности и когнитивных процессов. Речь идет о выявлении типов памяти и мышления, особенностей восприятия и т. д. Желательно давать когнитивную диагностику в системе — школьник сможет увидеть свою познавательную деятельность в целом, выделить ее сильные и слабые стороны, самостоятельно или с помощью взрослых наметить программу саморазвития. В рамках такой системы работы могут быть предложены и критериальные интеллектуальные тесты. Использовать их нужно с особой осторожностью, обеспечивая детям тайну результата. Узнав свой IQ, практически любой школьник захочет сравнить свои результаты с показателями одноклассников. Для этого психолог может, например, к следующей встрече подготовить определенный аналитический материал по классу в целом: каков средний показатель по классу, например, по мальчикам и девочкам отдельно, сколько человек вошло в группу с показателем значительно выше нормы и др. Каждый этап диагностической работы должен сопровождаться рассказом психолога о психологическом смысле тех или иных показателей, методах развития тех или иных функций, демонстрацией возможных приемов, рекомендацией литературы и т. д. Хорошо, если психолог имеет возможность обеспечить школьников различным методическим материалом для самостоятельной работы. Обучающая психодиагностика, особенно в среднем звене школы, может быть посвящена и социально-психологическим вопросам. Школьникам могут быть предложены различные методики на сплоченность, исследование норм и ценностей группы, лидерский потенциал членов группы и т. д. Такая работа может быть проведена в традиционной опросной форме или в процессе специальных диагностико-развивающих игр и упражнений. Собственно социометрические процедуры должны использоваться крайне осторожно и прежде всего — для анализа сплоченности, отношений мальчиков и девочек, конфликтности класса. Интерес к проблемам внутригрупповых взаимоотношений поможет педагогу-руководителю или воспитателю организовать педагогическую работу с подростками. Третье — организация на основе обучающей психодиагностики профконсультативной работы. Элементы профориентации — это работа со способностями, личностными интересами и установками — могут проводится в указанной форме. В этом случае для диагностической работы психологом отбирается соответствующий тестовый материал, а на основе данных обсуждаются вопросы, связанные с психологическими требованиями тех или иных профессий, возможностями саморазвития учащихся в том или ином направлении. Четвертое — использование данных для организации индивидуального консультирования школьников. Ситуация обучающей психодиагностики вызывает у некоторых школьников потребность в обращении к психологу, побуждает их заняться психологическим самоанализом. С другой стороны, психолог получает материал, позволяющий ему осуществлять консультацию на основе уже имеющейся информации о школьнике.
|