Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и задачи государственного регулированияВ условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к использованию различных ее форм весьма актуальна задача определения роли и функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и предприятий. Наряду с созданием экономических, правовых и организационных условий для формирования и успешного функционирования разнообразных структур предпринимательской деятельности важнейшей функцией государства является содействие развитию так называемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. той среды, в которой осуществляется деловая активность. Продавцы и покупатели, работодатели и наемный персонал, кредиторы и заемщики действуют в определенной экономической обстановке, политической ситуации, правовой, социально-культурной, технологической и географической среде. Организация предпринимательской деятельности является производным продуктом социально-экономической и общественной среды, в которой формируется бизнес и которая определяет положение предпринимателя в экономике и обществе. Переход к рыночным отношениям требует того, чтобы характер и структура государственного управления соответствовали возникающим задачам. Необходимо преодолевать рассредоточен-ность управления различными направлениями экономической политики, нечеткую постановку задачи поддержки предпринимательства в каждой отрасли и каждом звене экономики, слабую межведомственную координацию действий различных ведомств при осуществлении мер экономической политики, в том числе касающихся поддержки конкуренции и предпринимательства. Для повышения действенности и эффективности системы государственного регулирования экономики необходимо проведение комплекса мер, отвечающих реалиям переходного периода. В этих условиях государство выступает, во-первых, как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъектов-во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования; в-третьих, как собственник государственного имущества, действующий на рынке нараду с иными субъектами хозяйствования (рис. 35.1). Крайне важным при этом является баланс всех трех подходов. Преобладание какого-либо одного подхода ведет к слабости государственной власти, сдерживает экономическую активность агентов рынка. В качестве властной структуры, устанавливающей для субъектов рыночной экономики общие правила поведения, государство должно как минимум не мешать деловой активности предпринимателей. Оно обязано создать стабильную правовую базу предпринимательства и на основе экономических и административных методов управления проводить активную политику поддержки предприятий (например, ввести обоснованный механизм налогообложения, создать реальную систему защиты предпринимательства и т.д.). Рис. 35.1. Роль государства в рыночной экономике Наряду с общим регулированием экономических отношений одной из важных задач государства является проведение селективной политики поддержки предприятий. Ее можно реализовать не только на базе нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных и административных актов, а также на основе конкурсного распределения ресурсов и средств для развития приоритетных направлений экономики. На рис. 35.2 представлена одна из схем государственной поддержки предприятий, предусматривающая селективное выделение ресурсов для осуществления приоритетных проектов в промышленной сфере на конкурсной основе. Рис. 35.2. Конкурсная организация государственной поддержки приоритетных направлений в промышленной сфере Характер административных актов, как известно, не одинаков. Одно дело, скажем, установление квоты на экспорт какого-то вида сырья и проведение конкурсных торгов для ее получения и совсем Другое — повышение тарифов на электроэнергию для прибыльных предприятий и их уменьшение — для убыточных (по усмотрению честного органа власти). В первом случае речь идет об административном акте, не затрагивающем основ рыночной экономики, во втором — об административном произволе, разрушающем основы рынка, о «распределиловке», являвшейся сутью администра-тивно-командной системы. Разумеется, названы крайние случаи. Между ними лежат правовые акты, которые при умелом исполь-зовании корректируют рыночные отношения в сторону удовлет- ворения общественных приоритетов. К таким актам относятся, например, льготное налогообложение, освобождение отдельных видов товаров от таможенных сборов и др. Без актов подобного рода в которых проявляется активная политика государства, не могут обойтись даже наиболее передовые индустриально развитые страны. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Можно выделить три формы государственного регулирования экономической жизни: 1) утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование индивидуальных административных актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические отношения. Естественно, что применение первой из указанных форм, образующей правовой базис рынка, необходимо и целесообразно, если, конечно, речь не идет о чрезмерном числе запретительных норм, Решающих свободному обращению товаров на рынке. Иначе обстоит дело с применением второй и особенно третьей формы. Роль государства должна ограничиваться лишь выполнением кардинальных задач развития общества и поощрением частной инициативы. Управляющие воздействия государства как собственника проявляются в таких его действиях и решениях, как приватизация предприятий, передача их в управление и аренду, установление заданий государственным предприятиям, участие в органах управления акционерных обществ, внесение имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, передача предприятий в хозяйственное ведение или оперативное управление, ведение государственного реестра федерального имущества. Государство призвано определять задачи в области управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями, пакетами акций, принадлежащими государству, федеральной недвижимостью, зарубежной собственностью. В рамках перехода к рыночной системе хозяйствования формируются и реализуются три взаимосвязанные группы экономических отношений: • в сфере производства и обращения — непосредственно между организациями, между организациями и населением (т.е. между производителями и потребителями товаров и услуг); • в финансовой сфере — между организациями, населением и государством; • в сфере трудовых отношений — между организациями (как работодателями) и наемными работниками. Каждая из этих групп служит основой функционирования различных рынков. При этом государство выступает и как участник, и как регулятор данных отношений. В 1990-е годы возник ряд новых проблем в сфере государственного управления, среди которых важное место занимают проблемы обеспечения доступности правительственной информации для общества и повышения квалификации сотрудников, работающих в области информации и информационных технологий. В России права граждан и организаций на доступ к информации закреплены Законом «Об информации, информатизации и защите информации». В законе отмечается, что граждане и организации имеют право на доступ к государственным информационным ресурсам и при этом не обязаны обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации. Единственным исключением является информация с ограниченным доступом: государственная тайна и конфиденциальные документы. В законе указан перечень видов информации, которую нельзя относить к группе ограниченного доступа. В него внесены законодательные акты, документы с демографической, экологической и другой информацией, данные о деятельности государственных органов, использовании "бюджетных средств, состоянии экономики и уровне жизни населения. Нормализация процессов обмена информацией между государством и обществом — одна из ключевых проблем повышения эффективности государственного управления. В принятой федеральной целевой программе «Электронная Россия» декларируется, что органы власти обязаны раскрывать информацию, в том числе через Интернет. За этой декларацией должны последовать проекты по повышению информационной открытости государственных ведомств. Западный опыт показывает, что информационная открытость власти вполне достижима. В США, например, роль коллектора ведомственной информации выполняет специальная организация GILS {Global Information Locator Service), которой все федеральные учреждения США (а их насчитывается более 800) обязаны предоставлять информацию. Это предписание выполняется, поскольку поддерживается чисто экономическими стимулами. Если какая-либо бюджетная организация не предоставляет необходимые сведения, ее финансирование тут же сокращается или вовсе прекращается. В США реализован принцип одного сайта. Любой посетитель портала администрации Президента США может выити на сайт любого ведомства и получить нужную информацию в электронном виде. Огромные возможности для повышения эффективности государственного управления открываются в связи с внедрением новейших информационных технологий. К настоящему времени в частности, разработан комплекс решений по российской программе информационных услуг на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основными предпосылками появления такой программы являются необходимость сокращения затрат на управление и обслуживание населения, появление необходимых информационных технологий. Реализация программы позволит государственным органам предоставлять информацию и услуги гражданам, организациям, правительственным учреждениям и их сотрудникам в электронном виде. Основные технологии, которые должны быть использованы, подразделяются на две категории: онлайновые услуги (предоставление информации и услуг гражданам через внешний портал в сети Интернет) и операционная поддержка государственных органов (предоставление информации и услуг организациям, правительственным учреждениям и сотрудникам через сеть Интранет). Внедрение указанной_технолоши направлено на повышение «прозрачности» и контролируемости государственных органов со стороны общества, сокращение влияния человеческого фактора в деятельности исполнительной власти, упрощение доступа населения к открытой государственной информации. Управленческая практика должна занимать важнейшее место среди дисциплин государственного руководства. Для того чтобы правительство становилось более эффективным органом, роль управления должна постоянно возрастать. При этом основное внимание направляется на внутреннюю работу государственных органов, т.е. на структуры, движущие силы и процессы, связанные с разработкой и реализацией правительственных программ, с проведением в жизнь политики, принятой правительством. Заметим, в частности, что в практике развитых стран принято специально выделять понятие public management — организацию деятельности правительственных органов, методов внутреннего контроля и путей максимизации эффективности. Что касается распространенного понятия public administration, то оно охватывает в широком смысле организацию решения гражданских и социальных вопросов в государстве. Очевидно, что управленческая квалификация — ключевое условие для работы в государственных органах. Необходим определенный уровень компетентности в организационной и информационной областях, являющихся фундаментом, на котором строится вся работа. Отметим, что от государственного менеджера всегда ожидаются определенные действия, даже при жестко ограниченных сроках и наличии далеко не идеального выбора. Ответственность лиц, находящихся на государственной службе и представляющих исполнительную власть, безупречное выполнение ими возложенных на них функций создают атмосферу доверну к государственным органам со стороны граждан и предпринимателей. Исторический опыт учит, что властной силы государственных институтов недостаточно, для того чтобы осуществлять на практике принятый курс социально-экономической политики. Для успеха реформ важно объединить людей вокруг новых социальных и экономических ценностей. Поддержка преобразований, инициируемых исполнительной властью, зависит от публичности осуществляемого курса реформ, открытости и доступности информации о их целях, реальном положении дел и намечаемых мерах для населения и деловых кругов. Как уже отмечалось, доверие к исполнительной власти — предсказуемость ее установлений и мероприятий — может оказаться не менее важным для привлечения инвестиций, чем собственно содержание этих установлений и мероприятий. Слабые и произвольно действующие государственные органы часто осложняют проблему непредсказуемостью и противоречивостью своего поведения. Такие действия не только не способствуют своевременному решению проблем, но и подрывают доверие к государству. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы и методы государственного регулирования в определенной мере зависят от разновидностей рынков, функционирующих в экономике. Как систему отношений юридически независимых продавцов и покупателей рынки можно подразделить на следующие основные виды: 1) рынок потребительских товаров, т.е. товаров и услуг, используемых в личном потреблении; 2) рынок инвестиционных товаров, т.е. товаров (оборудования, Устройств, приборов, транспортных средств и др.), предназначенных для производства, складирования, доставки и продажи потребительских товаров; 3) рынок недвижимости, объединяющий объекты, которые ис- £ских целях (для производства товаров и услуг); 4) рынок рабочей силы. Рабочая сила — это особый товар, стоимость которого включает знания, умственные и физические способности работника, добровольно за плату предоставляемые в распоряжение работодателя (физического лица или организации); 5) рынок капитала, т.е. денежных средств, используемых для получения прибыли. Если средства предоставляются на условиях выплаты заранее устанавливаемого процента за использование, то это рынок заемных средств. Если средства предоставляются на условиях участия в управлении их использованием, то речь идет о рынке акционерной собственности. Рынок капитала имеет конечных и промежуточных потребителей, выступающих участниками рынка ценных бумаг; 6) рынок информации, используемой как в личных целях, так и для извлечения прибыли на рынках потребительских и инвестиционных товаров, недвижимости, рабочей силы и капитала. Общее регулирование отношений между продавцами и покупателями осуществляется системой контрактного права, являющегося подсистемой гражданского права. Существует и отдельная система трудового права, регулирующая взаимоотношения между продавцами и покупателями рабочей силы. Государство в лице органов различного уровня берет на себя обязанности по контролю за рынками в процессе совершения сделок. Речь идет о лицензировании, сертификации, текущей инспекции, определении правил и проверки условий совершения сделок, разрешительной регистрации, разрешении споров между покупателями и продавцами и др. В процессы регулирования рынка вовлечены федеральные министерства и ведомства, органы регионального управления. К настоящему времени накоплен многообразный опыт поддержки предпринимательской деятельности со стороны государства. Среди мер государственной поддержки — прямые субсидии, освобождение от налогов, льготное кредитование, гарантии кредитов, возмещение убытков хозяйствования, отсрочка налоговых и социальных платежей, установление норм ускоренной амортизации, государственные контракты и т.п. Особое внимание обращается на предоставление государственной помощи мелким и средним предприятиям, поощрение научно-технической деятельности, защиту окружающей среды. В широком смысле государственное регулирование предпринимательства можно свести к следующим основным положениям. 1) установление нормативных требований к содержанию предпринимательской деятельности и соответственно качеству продук- ции, товаров и услуг (стандарты качества, экологические, санитарные нормативы и т.д.); 2) определение процедур ведения хозяйственной деятельности путем выдачи лицензий, принятия правовых документов и т.п.; 3) введение запретов и санкций за отступление от норм законодательства; 4) осуществление надзора за соблюдением законности в предпринимательской деятельности. Необходимо учитывать, что чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь подавляет частную инициативу, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики. Однако никто не может раз и навсегда определить пределы вмешательства государства в экономическую жизнь. Любая страна должна решать этот вопрос исходя из конкретных экономических условий. Например, резкие колебания рыночной конъюнктуры, высокие процентные ставки, резкий рост инфляции и другие факторы приводят к усилению государственного регулирования. С развитием противоположных тенденций необходимость государственного вмешательства в экономику снижается. Улучшение качества государственных услуг и механизма их распределения — одна из наиболее заметных тенденций развития управления в западных странах. В последнее время популярным стал лозунг «создать структуры, ориентированные на потребителей». За ним стоят настойчивые попытки руководителей изменить ценностные ориентиры, сложившиеся в государственном аппарате, и поставить в центр деятельности государства обслуживание интересов и удовлетворение нужд рядовых граждан. С этой целью вводятся стандарты обслуживания, граждане получают возможность влиять на решения органов власти, правительство гарантирует «прозрачность» своей деятельности, открытость информации и т.п. Так, в Великобритании в 1991 г. принята «Хартия граждан», включающая шесть принципов, которые легли в основу совершенствования работы государственных структур: стандарты; информация и открытость; выбор и консультации; честность и полезность; экономия средств; обжалование неправильных действий. Эти принципы широко пропагандируются в государствах, входящих в Европейский союз. В США вопросы повышения качества обслуживания граждан пытаются решить путем внедрения в деятельность государственных учреждений принципов і методов концепции всеобщего управления качеством. Причины такого внимания к вопросам качества государственных услуг заключаются не только в стремлении учитывать интересы населения, но и в более полном использовании непосредственной связи между уровнем образования, квалификацией, здоровьем граждан и конкурентоспособностью национальной экономики. Обращают на себя внимание осуществляемые в последнее время меры по совершенствованию организационных структур и деятельности органов государственного управления. Опыт работы правительств многих стран подтвердил новую тенденцию в государственном управлении — замену вертикальных административных структур на горизонтальную сеть автономных государственных организаций, выполняющих определенные задачи. При этом создаются новые механизмы, такие, как контрактное управление, внутренний и внешний аудит, обменные фонды и др. Происходит дальнейшее разделение функции формирования политики, которая концентрируется в руках нескольких ведущих министерств, и функции ее исполнения, которая возлагается на различные автономные государственные агентства. В работу госсектора все шире внедряются механизмы рыночных отношений и методы менеджмента, используемые в частных компаниях. Общим моментом является больший акцент на развитии аналитических, прогностических, контрольных и оценочных функций, а главное — на повышении качества подготовки и принятия решений, прежде всего в центральных органах управления. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В условиях приватизации в России проблема роли государства в управлении производством в отношениях «государство — фирма» приобретает особую остроту. Объясняется это тем, что рыночный механизм только зарождается и рыночные рычаги из-за сохраняющейся высокой монополизации российской экономики и практически полного отсутствия конкуренции не могут заменить регулирующую роль государства. Переходный период характеризуется борьбой между старыми и новыми формами управления, между административными и экономическими методами. Формирование хозяйственной системы нового типа, в основе которой лежат предпринимательская деятельность и использование современных методов государственного регулирования, происходит в условиях кризиса управления, основные черты которого отражены в табл. 35.1. Либерализация экономики, крупномасштабная приватизация государственной собственности, включение предприятий в миро- Таблица 35.1
|