Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура изданияЧасть I знакомит читателя с основами социологии. В основу дисциплины положен социологический подход — предмет основного внимания главы 1, где объяснено, каким образом это захватывающее воззрение позволяет увидеть мир в новом свете. В главе 2 освещается социологическое исследование, или «социология в действии». Эта глава поясняет научную, интерпретативную и критическую направленность в дисциплине, а также иллюстрирует актуальными, хорошо известными социологическими трудами основные стратегии исследования. Часть II представляет собой обзор основ социальной жизни. Глава 3 фокусируется на центральном понятии культуры, заостряя внимание на культурном многообразии, характеризующем общество и мир. Предмет рассмотрения в главе 4 — понятие об обществе; в ней представлены четыре прошедшие проверку временем модели, позволяющие уяснить структуру и динамику социальной организации. Эта важнейшая глава закладывает основы для понимания студентами идей видных мыслителей, в том числе Карла Маркса, Макса Вебера и Эмиля Дюрк-гейма, а также Герхарда Ленски, о которых будет сказано в следующих разделах 20 Предисловие Предисловие 21
каким образом мы становимся людьми, вовлекаясь в жизнь общества. В главе 6 на микроуровне рассмотрены формы социального взаимодействия, которые образуют наше повседневное существование. Содержание главы 7 охватывает аспекты существования групп и организаций (в ней разъясняется важность коллективного существования и исследуется, как и почему крупные организации приобрели господствующее влияние над нашим образом жизни). В главе 8 показано, что деятельность общества порождает как девиантностъ, так и конформность; также дан обзор работы системы уголовного правосудия. В главе 9 раскрыты социальные основы человеческой сексуальности. Здесь обозреваются формы сексуальности в Соединенных Штатах и проанализированы вариации сексуальных обычаев, отмечавшиеся в истории и бытующие ныне. Часть III открывает перспективу понимания аспектов социального неравенства, и несколько ее глав посвящены социальной стратификации. Глава 10 знакомит читателя с основными понятиями и предоставляет теоретические объяснения социального неравенства. На многочисленных примерах показаны исторические изменения в стратификации и механизмы трансформации форм неравенства в нынешнем мире. В главе 11 предложен обзор социального неравенства в Соединенных Штатах, оспорены традиционные представления о неравенстве и дана оценка их соответствия результатам научных исследований. Глава 12 расширяет анализ, поскольку в ней рассматриваются вопросы глобальной стратификации, обнажены диспропорции в национальном богатстве и власти, разделяющие богатые и бедные нации. Наряду с анализом роли США в глобальной стратификации особое внимание в главах 11 и 12 уделено тому, как глобальные достижения влияют на стратификацию в самих Соединенных Штатах. Глава 13, посвященная гендерной стратификации, раскрывает роль гендерной принадлежности в качестве центрального элемента в социальной стратификации как в Соединенных Штатах, так и повсюду в мире. Раса и этничность, дополнительный важный аспект социального неравенства, который часто сочетается с классовыми и тендерными различиями, детально рассматривается в главе 14. Часть IV включает главы, целиком и полностью посвященные каждому социальному институту в отдельности. Это изложение открывается размышлениями об экономике и труде, ибо большинство социологов признает, что экономика оказывает наибольшее влияние на все остальные институты общества. В главе 15 прослеживается подъем и упадок промышленного производства в США, возникновение глобальной экономики, а также объясняется значение подобных трансформаций для американцев. В главе 16, касающейся политики и управления, анализируется распределение власти в американском обществе, а также дано обозрение мировых политических систем. Кроме того, говорится о вооруженных силах США и проблемах военной угрозы, о терроризме как новой форме ведения войны. В главе 17, посвященной семье, разъясняется главенствующее значение семьи для социальной организации и подчеркивается разнообразие семейной жизни в различных обществах. Когда изложение касается религии (глава 18), речь заходит об извечном человеческом поиске цели и смысла бы- лигиозные верования связаны с прочими аспектами социальной жизни. В главе 19, посвященной системе образования, анализируются проблемы школьного обучения в индустриальных и постиндустриальных обществах. И вновь американская система образования освещена в сопоставлении с образовательной практикой в других странах. Часть V затрагивает важные аспекты глобальных социальных изменений. В главе 20 рассматриваются формы коллективного поведения и показано, как люди стремятся или сопротивляются социальному изменению, примыкая к социальнььч движениям. Глава 21 завершает изложенное обзором социальных изменений, которые ведут от традиционного общества к современному и постсовременному. Книга заканчивается объяснением механизмов и причин изменений общества, а также критическим анализом достоинств и недостатков образа жизни в рамках традиции, современности и постмодерна. Вспомогательные учебные материалы. В предлагаемом руководстве содержатся многочисленные вспомогательные материалы, направленные на оказание студентам помощи в учебе. В каждой главе жирным шрифтом выделены основные понятия, и любое из них сопровождается точным определением, выделенным курсивом. Кроме того, во всех главах есть резюме и вопросы для размышления, которые помогают студентам повторить пройденный материал и оценить свои познания. Тематические материалы для размышления. В девятом издании1 «Социологии» в специальных рубриках представлены материалы, отражающие главные темы книги. Информация, касающаяся глобальной социологии, направляет читателей на осмысление их собственного образа жизни с учетом захватывающего социального многообразия, которым отличается наш мир. Вопросы, посвященные практической социологии, раскрывают важность социологического подхода для познания окружающего мира. Материалы для критического мышления учат студентов задаваться социологическими вопросами о своем окружении и помогают им оценить важные спорные вопросы, такие размышления сопровождаются тремя вопросами типа «А как считаете вы?» В настоящее пособие впервые включены настоящие социологические карты мира и США, позволяющие сравнить число рождающихся детей, разброс в доходах, предпочитаемые языки и религиозные верования и т. д. Изучение национальной карты позволяет осветить социальную разнородность Соединенных Штатов. Становится возможным рассмотреть все 3014 округов США, ознакомиться с рядом показателей: количеством самоубийств, доходами на душу населения, трудовой занятостью, посещением колледжей, долей межрасовых браков, наиболее распространенной религиозной конфессией, случаями беременности в среде несовершеннолетних, а также узнать, где люди играют в гольф и где предпочитают вино и пиво. Каждая национальная карта снабжена пояснением, в котором есть несколько вопросов, стимулирующих учащихся в их размышлениях над социальными проблемами. ' Данный учебник впервые вышел и США и 1987 г., и с тех пор каждые два года автор выпускал пере- 22 Предисловие Несколько слов о языке Поскольку данное пособие претендует на отражение социального многообразия США, необходимо продумать соответствующую терминологию. Вместо выражения «чернокожие» в большинстве случаев предпочтение отдается словам «афро-американцы» или «цветные». Выходцы из Латинской Америки называются испа-ноязычными. Студенты, однако, должны сознавать, что многие люди не описывают себя такими словами. Хотя понятие Hispanic («испаноязычный») широко употребляется в восточных регионах США, а на западе бытуют Latino и женская форма Latina («латиноамериканцы»), на всей территории Соединенных Штатов люди с испанскими корнями идентифицируют себя с той или иной прародиной, будь то Мексика, Аргентина или какая-либо другая страна Латинской Америки, а также Испания в Европе. То же самое относится к американцам азиатского происхождения. Большинство выходцев из Азии именует себя, учитывая ту страну, из которой они родом (например, Японию, Филиппины, Тайвань или Вьетнам). В данном пособии термином «коренные американцы» обозначены все люди, населяющие Америку (включая Гавайские острова), чьи предки жили здесь до прибытия европейцев. Однако и в этом случае большинство людей, входящих в столь широкую категорию, идентифицируют себя со своей исторической родиной (например, чероки, хопи или зуни). Термин «индейцы» относится лишь к тем коренным американцам, которые проживают в континентальной части Соединенных Штатов, и не охватывает коренное население Аляски или Гавайских островов. Обучение глобальному мышлению приводит нас также к осторожному использованию языка. Слово «американец» там, где речь идет исключительно о Соединенных Штатах, в данном тексте не употребляется, ибо под ним в буквальном смысле понимается принадлежность к двум континентам. При разговоре о нашей стране термин «экономика США» оказывается корректнее, чем «американская экономика». Это правило может показаться мелочным, но в нем заложено важное признание того, что в двух Америках мы выступаем лишь одним (хотя и очень значимым) обществом из многих. Джон Масионис
|