Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные институты общества: структурные элементы
В отличие от основного института неосновной выполняет специали- зированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя не- фундаментальную потребность. К примеру, институт представителей Пре- зидента России, как и институт наставничества в СССР, – яркие образцы частных институтов. Они учреждены сверху государством, а не возникли из низов как естественное продолжение народных традиций и обычаев. Институт представителей Президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответству- ющих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, го- товились штаты специалистов и т. д. Приведите ваши примеры неосновных институтов и поясните, под ре- ализацию каких функций они создавались.
Задание № 4
Снижение устойчивости семьи и рождаемости в нашей стране оцени- вается социологами по-разному. Одни видят в этом признаки появления семьи нового типа – «супружеской семьи», где главным становится духов- ное и сексуальное общение супругов, их досуг. Другие ученые расценива- ют снижение рождаемости и устойчивости семьи как временные негатив- ные явления, которые в будущем будут устранены под влиянием активной демографической политики. А Ваше мнение о перспективах семьи? Какие социальные функции вы- полняет семья, каково их общественное и индивидуальное значение? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ __________________________________________________________
Напомним, что социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Заполните приведенную ниже таблицу.
Задание № 6
Дополните список традиционных социальных институтов (укажите известные вам другие социальные институты): Традиционные социальные институты: 1. Институт экономики. 2. Институт власти. 3. Институт семьи. 4. Институт религии. 5. Институт образования. 6. Институт 7. Институт 8. Институт 9. Институт К. Маркс писал: «Никто не принуждает к заключению брака, но вся- кий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак» [См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. – С. 162]. Как вы понимаете выражение К. Маркса? Насколько актуальны эти слова? Всегда ли «брак» и «семья» существуют вместе? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ __________________________________________________________
Задание № 8 Какие основные процессы, по оценкам специалистов, наблюдаются в настоящее время в системе высшего образования? (перечислите) 1. 2. 3. 4.
Задание № 9 (Тест) Укажите верный вариант ответа в приведенных ниже вопросах. Q53. Под социальным институтом понимают… 1. объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определен- ной совокупности личных и общественных потребностей; 2. организационную форму той или иной социальной системы, упорядо- чивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее; 3. учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества про- ходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоя- щей в будущем деятельности в рамках формальных организаций; 4. устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принци- пов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в опре- деленной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.
Q54. Важнейшей предпосылкой институционализации является… 1) объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум; 2) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации; 3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий; 4) стремление членов общества к консенсусу. Q55. Репродуктивные функции в обществе выполняют… 1) политические институты; 3) правовые институты; 2) экономические институты; 4) семейно-брачные институты. Q56. Понятие «институционализация» включает в себя… 1) признание достигнутого социального статуса индивида; 2) учреждение социального института определенной группой лиц; 3) проверку степени соответствия поведения индивида тому, что счита- ется общепринятым; 4) закрепление общественной практики или какой-то области обще- ственных отношений в виде закона, социальной нормы или общепри- нятого порядка. Q57. Семья в социологии понимается как… 1) государственная структура, ос- нованная на браке и законах, регулирующих семейные от- ношения; 3) объединение индивидов для биологического воспроизвод- ства населения; 2) союз двух лиц; 4) социальный институт, осно- ванный на браке. Q58. Две черты характеризуют секту как форму религиозной организа- ции – это… (укажите две альтернативы) 1) сложные и многочисленные обряды и ритуалы; 2) охват большой части населе- ния планеты; 3) отрицание института священ- ства; 4) претензия на исключитель- ность собственной доктрины. Q59. Проявлением дисфункции семьи в российском обществе является… 1) увеличение продолжительно- сти жизни; 2) рост уровня образования насе- ления; 3) снижение рождаемости;
4) рост смертности среди населе- ния.
Задание № 10 (Тест) Ответьте «да» («+») или «нет» («–») на поставленные вопросы.
Список литературы 1. Андреев, Ю. П. Категория «социальный институт» / Ю. П. Андреев // Философ- ские науки. – 1984. – № 1. – С. 134–137. 2. Глотов, М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация / М. Б. Глотов // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 13–19. 3. Кирдина, С. Г. Homo institutius в теории институциональных матриц / С. Г. Кирдина // Homo institutius – человек институциональный / под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – С. 259–282. 4. Матусевич, В. Социальный институт: функции, генезис, структура / В. Матусевич // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 4. – С. 43–56. 5. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с. Учебники 1. Голенкова, З. Т. Общая социология: Учебное пособие / под ред. проф. З. Т. Голенковой / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М.: Гардари- ки, 2005. – 474 2. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 624 с. 3. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с. 4. Радаев, В. В. Социальная стратификация. Учебное пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 21–26. 5. Тощенко, Ж. Т. Социология: Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и пере- раб. – М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с. 6. Социология: учебник / О. В. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 399 с.
Учебные пособия и методические рекомендации по теме «Общество и социальные институты» 1. Василенко, И. В. Общество: элементы и взаимосвязи: учеб. пособие / И. В. Василенко, Н. В. Дулина; ВолгГТУ. – Волгоград, 2001. – 83 с. 2. Дулина, Н. В. Общая социология: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с. 3. Дулина, Н. В. Социология: учебно-методич. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 176 с. 4. Дулина, Н. В. Социология: словарь понятий и терминов: учебный терминологиче- ский словарь / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010. – 88 с. 5. Дулина, Н. В. Социальные институты и общество: методические указания / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 16 с. 6. Дулина, Н. В. Человек и группа в социальном измерении: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. В. Василенко, И. А. Небыков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 132 с. 7. Кравцов, М. Ю. Социальные институты и социальные организации: учебное по- собие / М. Ю. Кравцов, Н. А. Овчар, С. Г. Стафеев, Г. Б. Старков, Т. И. Игнатенко, Р. В. Ященко, А. В. Соловьева; под ред. М. Ю. Кравцова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 76 с. 8. Общая социология: учеб. пособие / под. ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 88 с. 9. Овчар, Н. А. Культура организации: понятие, методы изучения: учеб. пособие / Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 76 с. 10. Социология: общий курс: учебное пособие / под ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2010. – 128 с.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Приложение 5 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ) Кафедра «История, культура и социология»
|