Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-экономическая политика. 3.1. Общая характеристика3.1. Общая характеристика. В социально-экономической области проводилась, с одной стороны, консервативная политика, направленная на сохранение традиционного уклада жизни сословий и восстановление позиций помещиков, а с другой – принимались меры, направленные на претворение в жизнь основной реформы предшествующего царствования, а также способствовавшие развитию рыночных отношений и отвечавшие интересам российских предпринимателей. 3.2. Политика по отношению к крестьянству. • Меры либерального характера. В 1882 г. начал действовать Крестьянский поземельный банк, выдававший ссуды на покупку земли. С 1883 г. все крестьяне, еще не заключившие с помещиками выкупных сделок, переводились на обязательный выкуп (т. е. ликвидировалось временнообязанное положение, в котором оставалось еще 15 % крестьянских хозяйств). Сокращалась сумма выкупных платежей, была отменена подушная подать, тяжелым бременем лежавшая на крестьянах. Было ограничено право общины на передел земли (1893), который, в частности, не мог теперь проводиться раньше, чем через 12 лет после предыдущего. Эти и другие меры способствовали приспособлению крестьянских хозяйств к рыночной экономике. • Консервативные шаги. По мере спада социальной напряженности и обострения экономического кризиса правительство возвращалось к политике патриархальной опеки (патернализма) по отношению к крестьянству, пытаясь, с одной стороны, оградить его от воздействия рыночных отношений, которые разлагали сельскую массу, выталкивали крестьян из деревни, а с другой – спасти тем самым дворянство от разорения, обеспечить его дешевой рабочей силой. В этих целях: – ограничивалось переселение крестьян из центральных губерний на свободные земли окраин; – укреплялась община за счет ограничения семейных разделов (1886); – принимались меры, направленные против отчуждения крестьянских наделов, в том числе вводился запрет закладывать надельную землю (1893); – с 1893 г. вопреки «Положению» 19 февраля 1861 г. после завершения выкупной операции крестьянин не мог требовать выхода из общины с наделом, собственником которого оставалась община; – усиливался контроль над крестьянами со стороны представителей помещиков – земских начальников. 3.3. Рабочий вопрос. Правительство Александра II, а затем – Александра III столкнулось с новой для России проблемой – забастовочным движением рабочих. В ответ на это правительство попыталось восстановить порядок, подавляя забастовки и принимая репрессивные меры против их участников. Но, с другой стороны, обеспокоенные сохранением стабильности, власти стремились оградить рабочих от наиболее жестоких форм эксплуатации, ограничить произвол предпринимателей. В 1882 г. был принят закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста (дети старше могли работать не больше 8 часов в день), в 1885 г. – закон о запрете ночного труда детей и женщин, в 1886 г. после Морозовской стачки были запрещены штрафы сверх 1/з зарплаты (штрафы должны были использоваться на нужды рабочих), приняты новые правила найма рабочих и правила «о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих», ограничивавшие произвол хозяев. Контроль за исполнением законов и соблюдением охраны труда возлагался на государственную фабричную инспекцию, созданную в 1882 г. усилиями министра финансов Н. X. Бунге. Проводя политику патернализма и по отношению к рабочим, государство пыталось обеспечить себе положение «над обществом». Отношения между предпринимателями и рабочими начинали регламентироваться со стороны государства, при этом хозяева предприятий были обязаны сообщать в полицию о рабочих волнениях. Предпринимателям было запрещено заключать между собой соглашения, «вступать в стачки» для контроля над ценами и т. д. Правила 1886 г. одновременно с регламентацией рабочего труда ужесточали наказание рабочих за «подстрекательство» к стачкам и участие в них. В 1893 г. рабочее законодательство было несколько ограничено, усилились полицейские функции фабрикантов. 3.4. «Дворянская» политика. • В 1885 г. создан Дворянский земельный банк, в котором помещики могли получить льготный долгосрочный кредит под залог имений. Помещичье землевладение поддерживалось и с помощью удержания в деревне дешевой рабочей силы (за счет ограничений их переселения крестьян и выхода из общины). • Введение института земских начальников усилило власть помещиков над крестьянами, а земская и городская реформы расширили влияние дворянства в органах местного самоуправления. • Правительство создавало льготные условия для дворянского предпринимательства, которое было менее динамичным, чем купеческое, и потому нуждалось в поддержке властей. 3.5. В области экономики правительство продолжало линию М. X. Рейтерна. • Основные направления политики индустриализации: – таможенный протекционизм, льготные ссуды и концессии, поддержка отечественной промышленности, поощрение создания крупных заводов и фабрик; – крупное железнодорожное строительство; – привлечение иностранных капиталов, как и раньше, в основном за счет государственных займов. • В финансовой сфере Н. X. Бунге и А. И. Вышнеградский продолжали политику 60—70-х гг. Развернулась подготовка денежной реформы, главной целью которой должна была стать стабилизация рубля. В 1892 г. министром финансов стал С. Ю. Витте, еще активнее осуществлявший поддержку развития промышленности и банков и приступивший к проведению денежной реформы 1895–1899 гг. Все эти меры способствовали ускоренному развитию российской экономики и ее капиталистической модернизации (см. тему 38).
|