Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга IV 4 page





Когда герцог Луп посетил Марсель по приказу короля Сигиберта, Андархий попросил у него покровительства. Покидая Марсель, герцог взял Андархия с собой, а позже добился его включения в свиту короля Сигиберта. Король посылал его с миссиями в разные места и назначал на разные общественные должности. Всем Андархий казался человеком чести.

Он прибыл в Клермон и заручился дружеским расположением некоего Урсуса (по-латыни «медведь»), жившего в этом городе. Андархий отличался проницательностью, которую он использовал ради своей выгоды, и решил жениться на дочери Урсуса. Он положил свою рубашку в суму, где обычно хранил правовые документы, и сказал жене Урсуса: «Я положил в этот мешок часть золотых монет, принадлежащих мне, числом более шестнадцати тысяч, если быть точным. Оставляю их в вашем распоряжении. Они могут стать вашими, если вы позволите мне жениться на вашей дочери».

 

О, на что только ты не толкаешь

Алчные души людей, проклятая золота жажда!

 

(Вергилий. Энеида. III, 56—57)

Простодушная женщина попала под его влияние и в отсутствие своего мужа пообещала Андархию, что тот может жениться на девушке. Он вернулся к королю и снова прибыл с королевской лицензией, которую показал местному судье, заявив, что намеревается жениться на девушке: «Я уже заплатил за нее выкуп».

Урсус, естественно, отрицал все, заявляя: «Я не знаю, кто ты такой, откуда ты пришел, и не получил никакой твоей собственности». Между ними возникла ссора, страсти накалялись, наконец Андархий потребовал, чтобы Урсус предстал перед королем. Затем Андархий отправился на королевскую виллу в Берни, где представил королю другого человека, также звавшегося Урсусом. Он тайно привел его к алтарю и заставил поклясться в следующем: «В этом священном месте и на реликвиях святых я клянусь, что, если я не отдам вам мою дочь замуж, я тотчас возвращу вам шестнадцать тысяч золотых». В ризнице находились свидетели, слышавшие его слова, но не видевшие и не знавшие тех, кто произносил эту клятву.

Затем Андархий убедительно поговорил с истинным Урсусом и убедил того вернуться домой, не получив аудиенции у короля. После произнесения клятвы он показал копию ее королю. «Урсус написал это и отдал мне, – заявил он. —

Поэтому прошу ваше величество дать мне документ, который заставит его разрешить мне жениться на его дочери. Если же он не сделает этого, я завладею его собственностью и не оставлю этого дела, пока не получу назад мои шестнадцать тысяч золотых монет».

Получив просимый документ, Андархий отправился с ним в Клермон, где и озвучил приказ короля. А Урсус в это время бежал в Ле-Веле, но, поскольку его собственность была арестована и перешла к Андархию, тот стал его там преследовать. Андархий пришел в дом, принадлежавший Урсусу, велел приготовить ему еду и подогреть воды, чтобы он мог помыться. Прислуга отказалась подчиниться такому грубому человеку, но он побил нескольких человек палками, других наказал розгами, причем бил по голове, пока кровь не потекла.

Так он принудил прислугу подчиниться ему: ужин приготовили, затем он вымылся в подогретой воде. Затем он имел глупость напиться и отправился в постель. С ним было всего семь слуг. Они тоже отправились спать и спали без задних ног, потому что также выпили вина.

Тем временем прислуга Урсуса собралась, вышла из дома и заперла двери, изготовленные из деревянных досок, унеся ключи. Потом эти люди собрали скирды скошенного хлеба, стоявшие неподалеку, обложили их вокруг дома и даже сверху. Таким образом весь дом оказался обложенным, его совсем не было видно.

Наконец в нескольких местах слуги разожгли огонь. Обуглившиеся обломки дома падали на несчастных, находившихся внутри, они кричали о помощи, но никто их не услышал. Весь дом выгорел, они же поджарились живьем. Узнав о произошедшем, Урсус в страхе бежал, пытаясь спастись в церкви Святого Юлиана. В конце концов ему удалось заполучить свое добро обратно, но только после того, как он дал подарки королю.

 

47. После изгнания из Тура Хлодвиг, сын Хильперика, бежал в Бордо. Он прожил там в течение некоторого времени, никто не обращал на него никакого внимания. Потом некий Сигульф, один из людей Сигиберта, напал на него. Хлодвиг бежал, но Сигульф стал преследовать его, трубя в рог, как будто гнался за оленем на охоте. С большим трудом, через Анже, Хлодвигу удалось благополучно вернуться к своему отцу.

Теперь возник спор между королями Гунтрамном и Сигибертом. Чтобы разобраться, кто из них прав, Гунтрамн собрал в Париже совет всех своих епископов. Однако оба короля отказались прислушаться к советам епископов, и в результате их греховного поведения междоусобная война становилась все более ожесточенной.

Следующим впал в соблазн Хильперик. Он отправил своего старшего сына Теодеберта, который давал клятву верности Сигиберту, когда тот удерживал его в качестве заложника, захватить Тур, Пуатье и другие города, расположенные к югу от Луары.

Теодеберт прибыл в Пуатье и начал жестокое сражение с герцогом Гундовальдом, войско которого бежало с поля боя, после чего Теодеберт перебил множество местных жителей. Он также сжег большую часть селений, расположенных вокруг Тура, и если бы жители его не согласились сдаться, то сжег бы и все остальное.

Теодеберт продолжал продвигаться вместе со своим войском и вторгся в Лимузен, затем в земли Каора и все там разграбил. Он сжигал церкви, воровал из них священные сосуды, убивал священников, опустошал монастыри, насиловал монахинь в их обителях и повсюду сеял разрушения. По всем храмам в то время стоял стон, какого не было со времен гонений Диоклетиана.

 

48. И в наши дни кажутся поразительными и удивительными те несчастья, которые пали на этих людей. Мы можем только противопоставить их поведение тому, как вели себя их предки. После миссионерского моления епископов первые поколения язычников обратились от своих языческих храмов и повернулись к церквам, теперь их потомки разрушали и грабили те же самые церкви.

Старшие поколения прислушивались к проповедям городских епископов и относились к ним с большим почтением. Теперь же не только не прислушивались, но, напротив, преследовали. Предки одаряли монастыри и церкви, их потомки разносили их на части и разрушали.

Что можно сказать конкретно? Приведем в качестве примера историю с монастырем Лат, где хранились реликвии святого Мартина. Вооружившись, враждебные войска приблизились и собрались пересечь протекавшую рядом с ним реку, стремясь разграбить монастырь. «Это же монастырь святого Мартина! – закричали монахи. – Вам, франкам, не следует даже подходить сюда!»

Большинство услышавших это преисполнились страхом перед Господом и ушли. Но двадцать из их числа не убоялись Господа и, не проявив уважения к почитаемому святому, погрузились в большую лодку и пересекли реку. Ведомые самим дьяволом, они убили многих монахов, нанесли повреждения монастырю, разграбили его имущество, связали его в тюки и свалили в судно. Затем они поплыли по реке, но судно начало раскачиваться туда и сюда, и их закрутило.

Они потеряли свои весла, иначе бы они могли спастись. Они попытались достичь берега, втыкая древки копий в дно реки, но лодка раскололась под их ногами. Их пронзили острия их же копий, которые они держали повернутыми к туловищам, они были проколоты и убиты собственными копьями.

Только один из них не пострадал, тот, который упрекал остальных в том, что те делают. Если кто-то и сочтет это случайностью, то пусть задумается над тем фактом, что один невинный человек спасся среди других, совершавших зло. После их смерти монахи достали трупы со дна реки. Они похоронили мертвых и вернули монастырскую собственность.

 

49. Пока все это происходило, король Сигиберт созвал племена, жившие вдоль Рейна, и приготовился к междоусобной войне[113]. Он намеревался выступить против своего брата Хильперика. Услышав об этом, Хильперик отправил представителей к своему старшему брату Гунтрамну. Они приняли совместный договор, где пообещали не причинять друг другу вреда.

Тем временем Сигиберт выступил во главе своих войск. С другой стороны, Хильперик проявлял твердость и не двигался. Во время своего передвижения Сигиберт не мог найти брод, чтобы пересечь Сену. Он отправил послание своему брату Гунтрамну. «Если ты не разрешишь мне пройти через земли, унаследованные тобой, так, чтобы я смог пересечь реку, я поверну против тебя всю армию» – так говорилось в послании.

Гунтрамн испугался, заключил перемирие с Сигибертом и разрешил ему пересечь Сену. Хильперик понял, что Гунтрамн предал его, перейдя на сторону Сигиберта. Поэтому он снял свой лагерь и отступил к деревне Авелю, расположенной неподалеку от Шартра. Сигиберт преследовал его и выдвинул требование, чтобы они встретились на поле сражения.

Хильперик опасался, что если две армии вступят в битву, то может погибнуть все королевство (т. е. все государство франков. – Ред.). Он стал искать пути к миру и предложил вернуть города, подвергшиеся захвату Теодебертом, поставив в качестве условия, чтобы их жители, подчинившиеся захвату, не пострадали, поскольку Теодеберт насильственно присоединил их, принудив огнем и мечом.

В то время многие селения, расположенные вокруг Парижа, также были сожжены дотла. Дома и вся другая собственность были разграблены, некоторых жителей увели в рабство. Король Сигиберт велел своим войскам прекратить это, но не смог управлять проявлениями дикости со стороны тех племен, что пришли с другого берега Рейна. Он переносил все стойко, мечтая только о возвращении домой.

Некоторые его люди, пришедшие из-за Рейна, начали роптать, потому что он не позволял им вступить в бой. Сигиберт был храбрым человеком, он сел на своего коня и отправился на встречу с ними, пытаясь их успокоить. Позже он велел многих забить камнями. Очевидно, что эти люди никогда бы не пошли на мирное соглашение и отказывались не вступать в битву, если бы не чудодейственная сила святого Мартина.

В тот самый день, когда короли согласились подписать мирный договор, три паралитика исцелились в церкви этого святого. С помощью Господа я уже писал об этом в своих книгах.

 

50. С огромной печалью описываю я эти междоусобные войны. Когда минул год, Хильперик снова направил послов к своему брату. «Приди ко мне, возлюбленный брат, – писал он. – Давай встретимся и заключим мир, чтобы мы могли напасть на нашего врага Сигиберта». Так оно и случилось, они встретились и обменялись подарками. Хильперик собрал армию и выступил, дойдя до Реймса, сжигая и уничтожая все на своем пути. Когда Сигиберт услышал об этом, он снова призвал воевать племена, жившие вдоль Рейна, о которых я вам уже рассказывал.

Он прибыл в Париж и приготовился выступить против своего брата Хильперика. Он отправил послания к жителям Шатодёна и Тура, повелевая им выступить против Теодеберта. Они воспротивились этому, и тогда король отправил герцогов Годегизила и Гунтрамна, чтобы те подчинили их. Они собрали войско и выступили на Теодеберта. Его оставило большинство его войск, но он все равно вместе с теми немногими, кто остался, вступил в бой.

Теодеберт был разбит и погиб в бою, его мертвое тело раздели враги. Обо всем этом мне тяжело рассказывать. Позже тело подобрал некий Онульф, обмыл его и одел в приличную одежду. Теодеберта похоронили в городе Ангулем. Когда его отец Хильперик понял, что Гунтрамн снова заключил мир с Сигибертом, он укрылся вместе со своей женой и сыновьями за стенами города Турне.

 

51. В тот год видели, как молнии сверкали по небу, точно так же, как и раньше, перед смертью Хлотаря.

Заняв города, расположенные к югу от Парижа, Сигиберт двинулся к Руану. Он намеревался оставить эти города своим врагам, но его советники предостерегли его, чтобы он не делал этого. Затем он оставил Руан и вернулся в Париж. Туда к нему приехала Брунгильда, привезя с собой их сыновей. После этого те франки, которые однажды обратились к старшему Хильдеберту, послали своих представителей к Сигиберту, заявляя, что если он придет к ним, то они признают его своим королем.

Услышав об этом, Сигиберт отправил свои войска, чтобы они осадили его брата в Турне, намереваясь и сам последовать туда как можно быстрее. Епископ святой Герман сказал ему: «Если вы не намереваетесь отнять жизнь у вашего брата, то должны вернуться живым и с победой. Если вы задумали что-то другое, то умрете. Вот что Господь ответил устами Соломона: «Кто роет яму, тот упадет в нее» (Притч., 26: 27).

Но король, впав в грех, пренебрег словами святого Германа. Он прибыл на королевскую виллу в Витри и собрал вокруг себя все войско. Воины подняли его на щит и объявили своим королем. Два молодых человека, которых подкупила королева Фредегунда, подошли к Сигиберту, неся с собой длинные ножи, называвшиеся скрамасаксами, предварительно смазанные ядом.

Они притворились, что хотят что-то обсудить с ним, а потом ударили его с обеих сторон. Король издал громкий крик и упал на землю. Вскоре он умер[114]. Одновременно убили его управляющего двором Харегизела и серьезно ранили Сигилу, присоединившегося к королю достаточно давно, перейдя к нему от готов.

Позже Сигилу схватил король Хильперик, приказал докрасна раскалить железные прутья и казнить его жестокой смертью, все части его тела были оторваны. А Харегизел отличался легкомысленным поведением и становился серьезным, только если речь шла о личной добыче. Он был самого низкого происхождения, но поднялся вверх благодаря своей лести королю. Он завидовал богатству других и не обращал внимания на передачу имущества по наследству. Его конец оказался такой, что смерть пришла, чтобы помешать ему осуществить его планы, после того как всю свою жизнь он провел за тем, чтобы вредить другим.

Хильперик находился в отчаянной ситуации, не ведая, удастся ли ему сбежать и остаться живым, или же его убьют. В этот момент прибыли посланники, чтобы сообщить ему, что его брат умер. Он направился из Турне вместе с женой и сыновьями, обрядил тело Сигиберта и похоронил его в деревне Ламбре. Позже прах короля перенесли в церковь Святого Медара в Суасоне, которую он сам выстроил, и похоронили там рядом с его отцом. Сигиберт умер на четырнадцатый год своего правления, когда ему было сорок лет. Двадцать восемь лет прошло между смертью старшего Теодеберта и смертью Сигиберта. Сигиберт умер через восемнадцать дней после своего племянника Теодеберта. После смерти Сигиберта его сын Хильдеберт правил королевством вместо него.

От Сотворения мира до потопа прошло две тысячи двести сорок два года. С потопа до Авраама – девятьсот сорок два года. От Авраама до исхода сыновей Израиля из Египта прошло четыреста шестьдесят два года. С исхода сыновей Израиля из Египта до построения храма Соломона – четыреста восемьдесят лет. От строительства храма до его разрушения и переселения в Вавилон – триста девяносто лет.

От переселения до страстей нашего Господа прошло шестьсот шестьдесят восемь лет (автор неточен. Навуходоносор разрушил Иерусалим в 586 (или 587) г. до н. э., Христа распяли в 33 г. н. э. – Ред.). От страстей нашего Господа до смерти святого Мартина прошло четыреста двенадцать лет. Со смерти святого Мартина до смерти короля Хлодвига прошло сто двенадцать лет. Со смерти короля Хлодвига до смерти Теодеберта (старшего. – Ред.) прошло тридцать семь лет. От кончины Теодеберта до смерти Сигиберта – двадцать девять лет. Все, вместе взятое, составляет пять тысяч семьсот семьдесят четыре года.

 

Date: 2015-12-13; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию