Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационная структура управления





 

Организационная структура управления дошкольным образованием в районе наиболее ярко представлена на примере структуры управления дошкольным образовательным учреждением.

В организационной структуре административного управления дошкольным образованием можно выделить несколько уровней линейного управления.

Высший уровень обеспечивает начальник районного управления образования, а затем – методист по дошкольному образованию. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически.

Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одноголица – руководителя. В дошкольном образовательном учреждении – это заведующий.

Заведующий дошкольным учреждением осуществляет всю полноту административного руководства. Он несет полную ответственность за работу вверенного ему учреждения. Он руководит всей деятельностью дошкольного учреждения, несет персональную ответственность за подбор, расстановку и воспитание кадров, за результатом организационно-педагогической, финансово-хозяйственной и другой деятельности дошкольного учреждения. При этом он обязан подчиняться вышестоящим органам народного образования и должен опираться на демократические формы управления. Так, заведующий не может игнорировать участие коллектива и роль общественных организаций в делах управления. Заведующий наделен полномочиями принятия решений. Он решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность. Обладая реальной властью, заведующий воздействуем на трудовой коллектив, а через него – на характер и результаты работы дошкольного учреждения.

В роли администратора заведующий использует свои полномочия для обеспечения функционирования дошкольного учреждения в соответствии с действующими нормативными актами. Совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику – комплектует штаты, осуществляет подбор, обучение, расстановку и перемещение кадров, их аттестацию, разрабатывает Устав.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных.

В соответствии с Положением о дошкольных учреждениях заведующий выполняет широкий круг обязанностей:

· устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников дошкольного учреждения;

· обеспечивает выполнение законодательства о труде, Устава, родительского договора, правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности, а также исправность санитарно-технической, теплотехнической и энергетической систем;

· обеспечивает обучение и инструктаж по технике безопасности;

· организует пропаганду педагогических и гигиенических знаний среди родителей, направляет работу родительского комитета, осуществляет связь со школой, руководством ведомства или шефствующего предприятия;

· отчитывается о работе учреждения перед органами народного образования;

· обеспечивает создание необходимых условий для укрепления здоровья, эффективной работы по воспитанию, всестороннему развитию детей, несет ответственность за охрану их жизни и здоровья, за организацию, рационального питания, качество воспитательной работы, укомплектованность учреждения детьми, финансово-хозяйственную деятельность и санитарно-гигиеническое состояние учреждения;

· организует дополнительные услуги, направленные на улучшение ухода, присмотра, оздоровления, воспитания и обучения;

· осуществляет контроль за качеством учебно-воспитательной работы;

· не только обеспечивает хорошую организацию воспитательно-образовательной работы с детьми, но и сплачивает педагогический коллектив, укрепляет в нем дисциплину труда, благоприятный морально-психологический климат.

Выполняя должностные обязанности, заведующий выступает не только как организатор, но и как представитель и выразитель интересов коллектива работников дошкольного учреждения.

Заведующий действует от имени дошкольного учреждения, представляя его во всех государственных, кооперативных предприятиях, учреждениях, организациях; является распорядителем кредитов и имущества дошкольного учреждения, решает вопросы создания и ликвидации подразделений и различных служб.

В пределах своей компетенции заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения.

Заведующий наделен правами требовать от каждого сотрудника полноценной, добросовестной работы.

Подбор, рациональная расстановка педагогических и обслуживающих кадров, организация их деятельности, инструктирование, координация и контроль, создание условий для повышения их профессионального мастерства, сплочение педагогического коллектива, утверждение в нем духа товарищества и помощи, благоприятного морально-психологического климата должны постоянно находиться в центре внимания заведующего.

Административная деятельность заведующего обеспечивает материальные, организационные, правовые и социально-психологические условия для реализации функций управления педагогическим процессом.

К административной деятельности заведующего тесно примыкают финансово-хозяйственные вопросы. Заведующий обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения; учет, хранение оборудования, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при его эксплуатации; организует питание детей, летние оздоровительные мероприятия: отвечает за финансово-хозяйственную деятельность дошкольного учреждения, комплектование детского сада детьми. Он является распорядителем кредитов. Дошкольное учреждение имеет годовую смету расходов. Заведующий обеспечивает рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств. О правильном расходовании средств он отчитывается перед коллективом и отделом народного образования.

На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, заведующий хозяйством, старшая медицинская сестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующий осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а также структуры дошкольного учреждения.

Старший воспитатель осуществляет руководство учебно-воспитательной работой дошкольного учреждения.

Демократизация и гуманизация общества, утверждение самоценности детства требуют перестройки работы с детьми дошкольного возраста, новых подходов к организации жизни детей в дошкольных учреждениях.

Успех перестройки в дошкольных учреждениях в первую очередь зависит от воспитателей, способных определять стратегию и тактику работы с детьми. Большая ответственность за подготовку воспитателей к работе с детьми в новых условиях лежит на воспитателе-методисте. Он в равной мере с заведующим ответственен за окончательное формирование личности педагога в детском саду. Под его руководством происходит передача опыта, лучших традиций, формирование у молодого специалиста профессиональных умений.

Старший воспитатель мобилизует воспитателей на решение задач, поставленных концепцией дошкольного воспитания перед дошкольным учреждением, привлекает к их решению родителей и общественность. Он определяет место каждого педагога в воспитательной работе с детьми.

В условиях перестройки дошкольного воспитания его внимание должно быть направлено на создание новых, содержательных, гуманных взаимоотношений как между педагогами детского сада, так и междупедагогами и родителями. Старший воспитатель принимает участие в организации деятельности Совета педагогов, выполнении его решений; проводит анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ; предлагает на рассмотрение Совета педагогов перспективные направления развития педагогической деятельности; организует и координирует работу на базе методического кабинета дошкольного учреждения; организует методическое оснащение образовательного процесса; оказывает помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий; организует просветительскую работу для родителей; создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей.

Условно в деятельности старшего воспитателя можно выделить два направления: научное управление педагогическим процессом и методическое обеспечение педагогического процесса.

I. Научное управление педагогическим процессом.

1. Анализирует работу дошкольного учреждения и формирует на этой основе цели и задачи функционирования.

2. Разрабатывает комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения.

3. Определяет направления опытно-экспериментальной работы и обосновывает цели, содержание, формы и методы ее осуществления.

4. Регулирует опытно-экспериментальную работу и оценивает ее результаты.

5. Устанавливает и регулирует связь дошкольного учреждения с научно-исследовательскими учреждениями.

6. Разрабатывает (или обеспечивает использование) научно-обоснованные показатели оценки деятельности воспитателей, аттестации педагогических кадров.

7. Участвует в расстановке и аттестации педагогических кадров, их тарификации.

8. Совместно с психологом дошкольного учреждения разрабатывает (подбирает из научной литературы) материалы по диагностике деятельности воспитателей и детей.

9. Осуществляет руководство работой психолога по диагностированию уровня воспитанности и развития детей.

10. Осуществляет работу теоретических семинаров по различным педагогическим проблем.

II. Методическое обеспечение педагогического процесса.

1. Осуществляет диагностику профессиональной деятельности воспитателя.

2. Организует методическую учебу, переподготовку и повышение квалификации воспитателей в дошкольном учреждении, районном методическом центре и ИПКПК на основе диагностики профессиональной деятельности педагога.

3. Анализирует состояние и результативность методической работы педагогическими кадрами и на этой основе определяет ее цели и задачи ее совершенствования

4. Участвует в исследовании педагогического процесса и осуществляет на этой основе оценку результативности педагогического труда.

5. Организует разработку и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении.

6. Участвует в оценке методического обеспечения опытно-экспериментальной работы и ее результатов.

7. Устанавливает и регулирует связи дошкольного учреждения с методическими службами на муниципальном, окружном и городском уровнях.

8. Совместно с председателем Совета педагогов планирует и организует его работу.

9. Осуществляет аттестацию воспитателей.

10. Проводит инструктивно-методические совещания.

11. Организует работу семинаров-практикумов, консультации, школ молодого педагога, творческих лабораторий.

12. Организует работу школы передового опыта, взаимопосещения воспитателей, открытые просмотры работы лучших педагогов.

13. Организует работу педагогического лектория, школы молодой матери и др.

14. Организует работу по преемственности со школой.

15. Создает методический кабинет и организует его работу с педагогическими кадрами.

Заведующий хозяйством отвечает за сохранность здания дошкольного учреждения и имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях детского сада и на участке, противопожарную охрану и организацию труда обслуживающего персонала.

Старшая медицинская сестра контролирует санитарное состояние помещений и дошкольного учреждения, соблюдение санитарно-эпидемического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивает медицинское обслуживание детей, проводит санитарно-просветительскую работу среди работников учреждения и родителей.

Указания, даваемые старшим воспитателем, старшей медицинской сестрой, заведующим хозяйством в пределах их компетенции, также обязательны для всех работников.

В Положении о дошкольном учреждении предусматриваются определенные права лишь для заведующего. Он в свою очередь сам уточняет права своих заместителей, учитывая опыт, возможности того или иного работника.

Третий уровень управления осуществляют воспитатели, психолог, инструктор физическому воспитанию, музыкальный руководитель, медицинский и обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.

В управлении дошкольным учреждением единоначалие и коллегиальность выступают как противоположности единого процесса.

Наиболее важные вопросы жизни и деятельности дошкольного учреждения рассматриваются на коллегиальном уровне.

В управлении дошкольным учреждением соотношение единоначалия и коллегиальности проявляется в решении вопросов на Совете педагогов, при коллективном просмотре работы, на производственном совещании, собрании трудового коллектива. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решений, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.

От руководителя в значительной степени зависит подбор наиболее важных вопросов и глубина их подготовки к обсуждению на Совете педагогов и на собраниях трудового коллектива, создание деловой обстановки, согласованности работы коллектива.

Согласованная деятельность всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления обеспечивает высокий эффект в достижении поставленных перед работниками дошкольного учреждения целей.

Только опираясь на помощь своих заместителей и общественные организации, руководствуясь принципом делегирования ответственности и централизации контроля, взаимодействия всех ступеней управления, четко определяя сферы влияния всех руководящих органов, их полномочия, заведующий может добиться действенного общения членов коллектива по вертикали и горизонтали. Удержание деятельности по управлению педагогическим процессом в дошкольном учреждении предъявляет определенные требования к профессионально-деловым качествам заведующего дошкольным учреждением. Руководство педагогической работой требует от заведующего практичности и глубины ума: он должен уметь применять знания, опыт, в той или иной жизненной ситуации доходить до сущности педагогических явлений.

У заведующего должна быть высокая компетентность в руководстве образовательной работой дошкольного учреждения. От нее требуется хорошее знание основ теории развития, воспитание и обучение детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных программ, методики, физиологии, психологии и многое другое.

Заведующий постоянно должен заниматься своим самовоспитанием. Приводим наиболее распространение методы самовоспитания и самоуправления.

Методы напоминания. Зная свой недостаток, руководитель постоянно напоминает себе о нем. В некоторых случаях письменно. Например, на столе лежит листок, на котором написано: "Сдерживайся!", "Не нервничай!".

Метод стоп-кран. Как только начинают разгораться страсти, руководитель предупреждает себя: "Нет, так нельзя дальше. Нужно вести себя по-другому и найти более гибкие подходы". Это заставляет остановить бурю и иначе взглянуть на людей и ситуацию.

Метод сдерживания. В острых ситуациях руководитель начинает убеждать себя, что дальнейшее «повышение напряжения» не приведет ни к чему хорошему. Сдерживаться трудно, хочется ответить ударом на удар. Но он сознательно сдерживает себя, собственные эмоции, уходит от ситуации, погружаясь в другие дела, где-то выговариваясь и т.п.

Метод объяснения до действий. Обычно руководитель говорит подчиненному: "Вы снимаете, что ведете себя неправильно и знаете мою обычную реакцию. Зачем доводить дело до острого момента?" Объяснение побуждает обе стороны понять причины остроэмоциональных отношений.

 

Date: 2016-02-19; view: 797; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию