Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Особенности формирования грамматических и словообразовательных понятий у младших школьников





Дидактические единицы: Научные основы и методы изучения отдельных разделов языковой теории: фонетики, лексики, словообразования, грамматики. Формирование языковых понятий. Урок введения языкового понятия.

План лекции:

1. Научные основы формирования грамматических и

словообразовательных понятий у учащихся начальной школы.

2. Этапы формирования грамматических и словообразовательных

понятий в начальной школе.

3. Грамматические и словообразовательные упражнения,

особенности их использования на уроках русского языка в

начальной школе.

4. Урок русского языка в начальной школе. Классификация

уроков, требования к их организации.

1. Основой усвоения любой теории являются понятия этой науки. Языковых понятий в начальной школе насчитывается более 120. К ним относятся:

Общеязыковые и речеведческие (общение, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная и письменная речь и др.);

Фонетические (звук, слог, ударение, согласны и гласный звуки, твердый и мягкий согласный и т.п.);

Графически (буква, строчная и заглавная буквы, точка, запятая и т.п. );

Грамматические (часть речи, имя существительное, глагол, имя прилагательное и т.д.);

Словообразовательные (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, родственные слова и т.п.);

Лексические (синонимы, антонимы, многозначные слова и т.п.);

Понятия теории речи или риторики (диалог, монолог, сочинение, письмо, речевой этикет и т.д.).

Понятие - это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений.

В языковом понятии так же, как и в любом другом, отражены в обобщенном виде существенные признаки языковых явлений. Существенные признаки – это признаки отличительные, без которых понятия может не быть. Однако языковые явления и категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими и др., наблюдаемыми в начальной школе. Языковые, в частности грамматические, понятия – результат абстрагирования и обобщения существенных признаков свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам и т.п. А так как первичный материал (слово), на основе которого создается грамматическое понятие, сам по себе достаточно абстрактен, то эти понятия являются обобщением обобщенного. Это свойство грамматических и других языковых понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий.

Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, которое у учащихся начальной школы еще только начинает формироваться посредством специальных упражнений. Поэтому младшие школьники затрудняются абстрагировать грамматическое значение слова от его лексического значения, не в состоянии сравнивать слова и объединять их в одну группу по существенным признакам. Эти затруднения следует учитывать при формировании грамматических понятий, подбирая специальные упражнения, которые одновременно направлены на формирование умственных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, абстракция, конкретизация, обобщение) и лингвистических представлений и знаний младших школьников, а также языковой материал, на котором будет формироваться грамматическое понятие.

2. Усвоение грамматических понятий – процесс длительный и довольно сложный для младших школьников. Организуя работу над понятием, следует исходить из лингвистической сущности изучаемого понятия, психолого-педагогических особенностей процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленности речевого и умственного развития учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике.

Процесс работы над языковым понятием условно делится на четыре этапа:

1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории (на основе анализа и абстрагирования).

2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия (установлений внутрипонятийных связей), введение термина (на основе сравнения и синтезирования).

3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными.

Показателями усвоение грамматического понятия являются умения:

- отличить данную категорию от сходной;

- подвести под общее правило отдельные случаи (привести примеры);

- пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.

Условия, обеспечивающие усвоение понятий:

1. Активная умственная деятельность (ситуации поиска, проблемные ситуации, мотивация деятельности, самостоятельная деятельность учащихся).

2. Работа над развитием лингвистического отношения к слову и предложению (звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы).

3. Осознание существенных и несущественных признаков понятия (сравнение существенных и несущественных признаков).

4. Включение нового понятия в систему ранее изученных.

5. Раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории.

6. Наглядное изучение понятия (таблицы, схемы, конкретные предметы, памятки и опоры).

3. Конечной целью изучения теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Решение этой цели достигается в процессе выполнения упражнений.

Система упражнений предполагает строгий отбор упражнений в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся. Система основывается на связи упражнений.

Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого выделяются различные типы упражнений:

- по характеру формируемых знаний различают морфологические и синтаксические упражнения;

- по характеру умственных операций различают аналитические, синтетические, на сравнение, классификацию, обобщение.

Каждое упражнение характеризуется с учетом обоих оснований.

При характеристике упражнений необходимо исходить из того, что в чистом виде синтаксические или морфологические упражнения в начальной школе используются редко; поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания.

Особым видом аналитического упражнения является грамматический разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический), по частям слова (морфемный), по членам предложения (синтаксический).

4. Языковые понятия вводятся в процессе урока сообщения новых знаний, который включает такие компоненты:

1. Подготовка к усвоению нового материала.

2. Объяснение нового материала.

3. Первичное закрепление нового материала.

Однако, следует помнить, что в начальной школе уроки изучения нового материала используются в чистом виде достаточно редко. Обычно языковые понятия вводятся в процессе комбинированного урока, который включает:

1. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.

2. Подготовка к усвоению нового материала.

3. Объяснение нового материала.

4. Первичное закрепление нового материала.

5. Тренировочные упражнения на новый и предыдущий материал.

6. Подведение итогов урока.

Современный урок, независимо от его типа, должен отвечать общим требованиям:

- урок должен носить целостный характер, обеспечивающий связь всех его компонентов на основе подчинения теме и задачам урока;

- обязательное сообщение темы и задач урока в его начале, для нацеливания учащихся на усвоение знаний;

- изучаемый на уроке материал должен опираться на ранее изученный, иметь связь с ним. Объяснению нового должно предшествовать повторение ранее пройденного;

- урок должен решать вопросы формирования прочных умений и навыков на основе использования разнообразных видов и форм упражнений;

- формы и методы работы, используемые учителем, должны активизировать мыслительную деятельность учащихся, пробуждать интерес к уроку и изучению языка;

- урок должен носить воспитывающий и развивающий характер;

- на каждом уроке должна присутствовать работа по развитию речи школьников;

- урок должен подчиняться дидактическим и методическим принципам обучения;

-на уроке следует применять методы индивидуальной работы, дифференцированного обучения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по разделу:

1. Составьте перечень методов обучения русскому языку, используемых в начальной школе. Выделите главные признаки и определите возможности каждого.

2. Подготовьте доклад о выдающихся методистах по русскому языку ХIХ- ХХ вв. (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, Н.Ф. Бунаков, А.М. Пешковский, Н.К. Кульман, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и др.).

3. Сделайте сопоставительный анализ программ по русскому языку и УМК для разных дидактических систем обучения с т. зр.: содержания материала; соотношение теории и практики; дозировки материала и способы его подачи; ориентирование на метод или группу методов; использование текстового материала (характеристика самих текстов и методики работы с ним).

4. Постройте логическое определение 5-6 языковых понятий, который был бы доступен младшим школьникам;

5. Составьте порядок языкового анализа или грамматического разбора всех изучаемых в начальных классах частей речи. Обоснуйте последовательность операций;

6. Спрогнозируйте и диагностируйте возможные трудности, которые возникнут у учащихся при изучении таких тем, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, члены предложения.

7. Подготовьте доклады на темы: «Использование языкового чутья младших школьников в методики изучения грамматики русского языка»; «Выбор метода: от догматических до исследовательских - в зависимости от характера, свойств самого изучаемого материала»; «Принцип научности в действии: где граница, предел упрощения языкового материала»; «Обобщение всех случаев значения грамматических форм частей речи в процессе их формообразования».

8. Подберите художественные тексты, которые целесообразно использовать при изучении грамматической темы. Обоснуйте его выбор с т.зр. культуры речи и текущих задач обучения.

9. Объясните построение темы в трех разных учебниках русского языка для начальных классов; подберите дидактический материал к любой теме курса русского языка для начальной школы: подготовительный этап работы к выбранной теме; первичное изучение нового материала; первичное закрепление материала; обобщение; включение нового материала в общую систему уже изученного.

10. Составьте фрагмент урока грамматики – этап ознакомления с новой темой.

11. Спроектируйте урок грамматики по любой выбранной вами теме, показав на нем методику: игры, мотивации, возбуждение познавательного интереса; исследовательской работы самих учащихся; самостоятельной работы учащихся при обобщении материала; самоконтроля на этапе закрепления; самооценки;

12. Подготовьте дидактический материал и наглядные пособия по любым темам курса грамматики.

Литература к разделу

 

1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978.

2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальныхклассах/ под.ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М., 1973.

3. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М..: Академия, 2002.

4. Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1987.

5. Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы. – М., 1993-1997.

6. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Под ред. М.С. Соловейчик.- М., Просвещение, 1993.

7. Репкин, В.В. Русский язык: Учебник для начальных классов. – М,,1993-1997.

8. Фомичева, Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М., 1981.

Date: 2016-02-19; view: 6272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию