Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семестр. Вопросы к экзамену по дисциплинеСтр 1 из 17Следующая ⇒ Вопросы к экзамену по дисциплине «Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» семестр 1. Общее представление о «среде человека» Под окружающей человека средой чаще всего подразумевается совокупность условий и влияний. Если окружающую среду понимать широко, то к ней можно отнести многое: и планету Земля, и атмосферу, и даже космическое пространство. Иными словами, жизненная среда охватывает совокупность физических, химических и биологических образований, а также социальных факторов, которые могут прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влиять на все живые существа и деятельность людей. Однако в литературе по социальной экологии сложилось более «удобное» и, может быть, менее «наукообразное» определение среды человека — совокупность естественных условий и общественных творений, в которых человек живет как природное и общественное существо. Таким образом, среда человека имеет две взаимосвязанные части: естественную (природную) и общественную. Составными элементами первой являются атмосфера, гидросфера, литосфера, растения, животные, микроорганизмы, с которыми человек связан не только физически, но и духовно. Составными же элементами второй части среды служат общество, общественные процессы и формирования, благодаря которым человек реализует себя как общественное существо. При этом между природным и общественным компонентами жизненной среды человека существует диалектическая взаимосвязь. Она проявляется как во влиянии общественного компонента на природный, так и наоборот. Подобная взаимосвязь становится особенно очевидной при нарушении (деградации) одного из компонентов. В этом проявляется действие одного из «неписанных» законов экологии: деградация одного компонента раньше или позже ведет к деградации другого. Одним из ключевых понятий в социальной экологии является «качество среды». Как известно, обывательское представление о качестве среды жизни часто не имеет никакого отношения к социальной экологии, поскольку игнорирует вопрос об экологическом равновесии. Между тем подобного равновесия можно достичь, если при освоении природы в процессе производства исходить из осознания ограниченности возможности биосферы, т. е. существования невозобновляемых ресурсов, без которых жизнь людей становится невозможной. Не следует забывать о том, что понятие «качество среды» ассоциируется с качеством не только природной, но и общественной среды. Между тем качество последней в литературе исследовано явно недостаточно, хотя «загрязнение» общественной среды не менее опасно, чем загрязнение природной. В конце XX в. многие миллионы людей страдают от кризиса нравственных устоев, неуверенности, ощущения постоянной зажатости, неудовлетворенности самой жизнью и т. п. 2. Общее представление о «среде воспитания» личности Среда воспитания - природные и социально-бытовые условия, в которых находится человек (Ребенок или Взрослый), и в которых происходит формирование или развитие его как личности. Примеры среды воспитания: Cемья, группа в детском саду, школьный класс, кружок, спортивная секция, дворовое окружение, армия, институт, клуб по интересам, тюрьма, рабочий коллектив и т.д. Не совсем верно употреблять термин "среда воспитания" только лишь в отношении детей. Взрослый человек тоже может меняться под влиянием среды воспитания. Например, дети могут тоже воспитывать своих родителей. Начинающий и неопытный педагог думает, что воспитывает подростков, а, на самом деле, это подростки воспитывают учителя, устраивая ему разные провакации. Разновидности среды воспитания: · Cтихийная. Например, ребенок убежал от родителей и бродяжничает. Улица стала для ребенкой средой воспитания. · Попустительская. Ребенок живет с родителями и чувствует, что ему все дозволено. · Авторитарная. Ребенок живет в семье, где правит авторитарная мама. Или молодой парень пошел служить в армию - в армии приказы не обсуждают. · Экстремальная: отбывание срока в тюрьме. Если подросток по глупости попал в колонию для малолетних заключенных, то для него средой воспитания становится тюрьма - это весьма экстремальная среда. (Смотри Стиль Зоны) · Оптимальная, при которой общие правила коллективной жизни и окружения не тормозят развитие у детей самостоятельности и творчества.
|