Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные социальные функции семьи
Специфика семьи как социального института обусловлена выполнением ею ряда функций. Назовем основные: Репродуктивная и генеративная функция заключается в рождении детей и продолжении человеческого рода, что является не только биологическим инстинктом, но и экономической необходимостью и духовной потребностью. Функция первичной социализации детей и воспитательная. Родившийся ребенок несет в себе только задатки человека, он должен быть введен в общество, чтобы развиваться по "человеческой программе". Семья, по сравнению с другими социальными институтами, быстрее и эффективнее приобщает ребенка к социальной жизни. Она постоянно оказывает на всех своих членов психолого-педагогическое воздействие [4; 121 - 122]. В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки было выявлено ряд аспектов, позволяющий "нарисовать" наиболее полную картину межличностных отношений между детьми и родителями. Это: реальное взаимодействие родителя с ребенком; отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии; Данное триединство находится под влиянием ряда фактов: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения. В дальнейшем Н.Ю. Сигянином было произведено многолетние исследование, с помощью которого он выявил типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка в социуме [2; 199 - 200].
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Семья выступает как хозяйственно-бытовая общность, внутри которой происходит удовлетворение многообразных человеческих потребностей. В этом процессе формируются и внутрисемейные отношения, содержание которых в значительной мере определяется видом хозяйственной деятельности (сферой "домашних дел"). Сюда входят: а) организация питания в семье; б) приобретение и содержание домашнего имущества, одежды; в) благоустройство жилища, создание уюта; г) организация жизни и быта семьи; д) создание и расходование бюджета семьи. Рекреативная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что физические и психические силы, потраченные человеком в трудовом процессе, лучше всего могут быть восстановлены, воссозданы в семье. Кроме того, выражение "мой дом - моя крепость" убедительно подтверждает мысль, что здоровая семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от неприятностей окружающего мира. Супруги могут быть разными по характеру и темпераменту, но настроение, которое переживает один, другому должно быть понятно. Важную роль при этом играет эмоциональная поддержка, включающая степень доверительности и самораскрытия, обращения к другому человеку как к доверенному лицу. Причем, как ни странно, чаще в такой поддержке нуждаются мужчины. Это объясняется тем, что жены обеспечивают более прочную эмоциональную поддержку, чем мужья. Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно пожилым людям). На развитие интеллектуального общения в семье значительное влияние оказывает уровень образования супругов и необходимость постоянного самосовершенствования, в том числе в области музыки, культуры, искусства, литературы, педагогики, психологии, техники и т.п. Таковы основные функции семьи. Крепость семейного коллектива определяют факторы семейной связи. К ним относятся: эмоциональная близость; совместное проживание с его последствиями: а) совместное ведение хозяйства; б) совместное воспитание детей; юридическая фиксация брака. Если какой-то из этих факторов разрушается, то говорят о дезорганизованной семье. И первой, как правило, гибнет самая тонкая, деликатная и хрупкая связь - эмоциональная близость. Специалисты называют это эмоциональным разводом. Если процессы дезорганизации семьи продолжаются, то жертвой становится вторая ступень - интимные отношения. Наступает физический развод. По-прежнему сохраняется совместное ведение хозяйства и воспитание детей. Следующей стадией дезорганизации семьи может послужить так называемый пробный развод, или разъезд. Это фактически распад семьи, который чаще всего не приводит к восстановлению нормальных супружеских отношений. И, наконец, юридический развод, который чаще всего фиксирует свершившийся факт распада семьи, но не прекращает взаимные проблемы и отношения супругов, прежде всего по поводу детей [4; 122 - 125].
|