Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание и социально-педагогическая мысль в эпоху Средневековья





Эпоха Средневековья обычно датируется с конца V до середины XVII в. В ее рамках выделяются несколько периодов: раннее Средневековье (до X в.); развитое, или высокое, Средневековье (XI–XIII вв.); позднее Средневековье (XIV–XVII вв.); эпоха Возрождения.

Начало Средневековья отмечено крушением Западной Римской империи (476 г.). Развитие воспитания в этот огромный период связывают с церковной культурой и христианской традицией, когда акцент делается на спасении души и ее нравственном формировании. Целью воспитания являлось познание Бога, поэтому формирование человека проходило в условиях постоянного общения с Господом, чему способствовали изучение Священного Писания, молитва, проповедь, причастие, исповедь и покаяние. Христианская педагогика как вариант воспитательных систем обращена вовнутрь человека и этим отличается от прежней, античной системы.

Средневековое христианское представление о цели и смысле жизни как движении к Богу определяло направленность и организованного педагогического процесса и стихийной социализации. Поэтому воспитание начиналось с самого рождения и продолжалось на протяжении всей жизни человека.

Педагоги Средневековья считали, что процесс обучения и воспитания, особенно на первых этапах, должен быть организован в большой строгости – для упражнения воли, уничтожения гордыни и приобретения опыта постижения, почитания Господа и следования ему. Таким образом, полагали они, происходит очищение и преображение человека, когда он освобождается от страстей, порочных желаний и помыслов. В процессе такого воспитания формируется «новый» человек, необремененный низменными чувствами.

Новые идеи воспитания содержатся в трактате испанского философа и педагога Раймунда Луллия «Детское учение». Р. Луллия анализировал процесс обучения ремеслу в семьях и делал вывод, что воспитание в труде более эффективно, нежели воспитание в праздности. Он отмечал необходимость изучения родного языка, спартанского образа жизни.

В трактате архиепископа Мартина де Брага «Формулы благородной жизни» предлагалось основывать воспитание на таких заповедях, как благоразумие, осторожность и осмотрительность, мужество, справедливость и воздержанность.

Нравственность рассматривал в качестве основ воспитания Винсент де Бове. В сочинении «О воспитании знатных детей» он писал о необходимости смягчения методов воспитания и более широком использовании в этом процессе игры. Винсент де Бове указывал также на важность учета в воспитательном процессе таких качеств детей, как незлобивость, искренность, бескорыстие, капризность и др. На его взгляд, принуждение может быть допустимо, а телесное наказание следует применять лишь как крайнюю меру.

Бове сделал одну из первых попыток проанализировать особенности психологии ребенка. Он заметил, что чрезмерная строгость в воспитании может привести к отчаянию. Главный метод воспитания, по мнению Бове, – убеждение, предоставление ребенку возможности самому размышлять над сказанным.

Джованни Доминики призывал учитывать естественные склонности ребенка при выборе будущего рода деятельности. К терпению и кротости призывал и другой известный педагог Средневековья Жан Шарль Герсон в своем труде «Приведение детей к Христу».

Кроме названных сочинений в XI–XIV вв. написаны трактаты Филиппа Наваррского «Четыре возраста человека», Эгидия Римского «О правлении государей», «Книга рыцаря де ла Тура Ландри, написанная в назидание его дочерям». Авторы трактатов ставят на первое место религиозное воспитание, поскольку подлинную христианскую веру они считают основой нравственности. Филипп Наваррский, говоря о методах воспитания, отмечает, что жесткая дисциплина с возможными телесными наказаниями должна обеспечить воспитание в ребенке двух необходимых рыцарю черт – готовности к мученичеству за веру и щедрости.

Во второй книге трактата Эгидия Римского «О правлении государей» затрагивается широкий круг педагогических проблем, в нем говорится о роли родителей в воспитании детей, об их греховных склонностях и должном поведении, об отдыхе и одежде, об обществе товарищей, об особенностях воспитания на разных возрастных периодах, о роли физических упражнений, о воспитании девочек и т. д.

Жан Шарль Герсон в своих рекомендациях наставнику будущего короля Франции Людовика XI призывает воспитывать в наследнике престола прежде всего христианские добродетели, приверженность добру, правде, красоте.

В сочинениях французского публициста и законоведа Пьера Дюбуа содержатся предложения об обучении девочек наравне с мальчиками, о раннем применении знаний на практике («Об отвоевании Святой Земли»).

Значительное число сочинений по вопросам воспитания и образования, появившихся в XI–XIV вв. в Западной Европе, позволяло выделять педагогическую литературу в специальную отрасль знания.

Педагогику XII в. связывают обычно с именем Иоанна Солсберийского и его трактатом «Металогик». В нем сделана попытка сформулировать для учителя и ученика лучший способ постижения знания. Один из этих путей – учет возраста и особенностей учащегося.

В XI–XIII вв. в Западной Европе складывались устойчивые социальные группы, происходили сложные социокультурные процессы. Это влекло за собой формирование определенных типов воспитания и обучения. Появились монастырские школы («внутренние», готовившие учеников для вступления в монашество, и «внешние», в которых обучались и миряне), кафедральные и соборные школы, приходские школы. С появлением городов возникли школы для детей третьего сословия. До XIV в. обучение проходило только на латинском языке. Жесткого деления на возрастные периоды обучения не было. Учение начиналось с освоения детьми важнейших норм христианской нравственности. Основными книгами для обучения служили Абецедарий и Псалтирь. Первое пособие, написанное на латыни (напоминает современный букварь), приобщало учеников к основам христианской веры. Затем механически заучивали наизусть 150 псалмов из Псалтири, а после усвоения алфавита их читали. Потом учились письму. Существовали также церковные школы повышенного образования, где усваивался традиционный средневековый куррикулум – семь свободных искусств, программа которого делилась на две ступени. Низшая – тривиум – включала грамматику, риторику, диалектику или логику. Повышенная ступень – квадривиум – объединяла более широкий круг дисциплин: арифметику, геометрию, музыку, астрономию. Знание содержания этих ступеней считалось необходимым для правильного понимания Священного Писания.

В целом в средневековый период церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания.

Особое значение для детей ремесленников, купцов и крестьян имело семейное воспитание. Именно в семье передавались опыт, знания особенностей профессии, воспитывались нравственные качества с помощью семейных традиций, обычаев, обрядов. Воспитание в семье строилось на основе религиозной веры, авторитета родителей, суровой дисциплины, физических наказаний.

Кроме церковных и светских школ в Средневековье существовали и такие формы воспитания и обучения, как ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество использовалось, как правило, в семьях торговцев и ремесленников. Оно длилось от двух до шести лет, а то и более.

В XI–XIII вв. с возвышением рыцарства сложилась система рыцарского воспитания, которое основывалось на военных традициях и на христианской концепции служения. Программа рыцарского воспитания («семь рыцарских добродетелей») включала освоение владения копьем, фехтование, езду верхом, плавание, охоту, игру в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игру на музыкальном инструменте. Всё это предполагало также обязательное освоение военной науки.

В 7 (по нескольким источникам с 10–12-ти) лет сына феодала отправляли на воспитание ко двору более знатного феодала. До 14-ти лет он выполнял обязанности пажа при супруге сюзерена, осваивая обычаи, нравы и манеры «высшего общества». Грамоте его обучал домашний священник. Паж учился разбираться в своей и чужой генеалогии, узнавать гербы феодальных владений.

В 14 лет подросток становился оруженосцем при рыцаре, подражая ему в силе, мужестве, воспитанности. Находясь при дворе рыцаря, воспитанник должен был усвоить также «основные начала любви, войны и религии». Сюда относили вежливость, хорошие манеры, приятную речь, способность складывать стихи, великодушие, воинские профессиональные умения, религиозность.

Затем следовало посвящение в рыцари. Это происходило, как правило, к 21-му году и имело особо торжественный характер. Перед посвящением происходили испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах и поединках и т. д.

Следует также отметить, что в рыцарском воспитании выстраивался особый этический комплекс, включавший такие доблести, как личная храбрость, стремление к славе, великодушие, поклонение даме. Большое воспитательное значение имел рыцарский эпос, рыцарские романы, поэзия. Однако даже с утратой исторически обусловленного социального значения рыцарства влияние идеала на развитие европейского воспитания сохранялось и в последующие эпохи.

Определенный опыт сложился в женском воспитании. Девочки воспитывались, как правило, дома. Следовательно, особое внимание уделялось нравственным наставлениям, подготовке к ведению домашнего хозяйства, навыкам прядения и ткачества. Девочки из аристократических семей отдавались в женские монастыри, где познавали начала религии, чтение, письмо, обучались рукоделию и хорошим манерам. Среди женщин высших классов можно было чаще встретить грамотных и образованных, чем среди мужчин. Они владели греческим и латинским языками, писали стихи. Кроме того, знатная дама должна была правильно говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Являясь идеалом, она вдохновляла рыцаря на подвиги и любовное служение, в совершенстве владела искусством очаровывать. Видный российский историк педагогики Е. Н. Медынский объяснял особенности женского воспитания в рассматриваемый период стремлением церкви влиять на светских феодалов через мать и жену.

Важно помнить, что все средневековые воспитательные системы (рыцарские, монашеские, ремесленные, семейные и др.) имели общую христианскую основу. Можно также констатировать, что в рассматриваемый период сложился весь комплекс христианских принципов и методов воспитания: целомудрие, скромность, вера, труд, молитва, чтение Библии.

В период позднего европейского Средневековья, хронологически определяемого XV–XVI вв., сложилась переходная (oт Средних веков к Новому времени) культура. Она имела в своей основе гуманистическое мировоззрение и была направлена на возрождение античного культурного наследия на новых основаниях.

Именно поэтому этот период называют также эпохой гуманизма. Главной ценностью на земле был провозглашен человек. Педагогическая традиция того времени включала классическое образование, интенсивное эстетическое и физическое развитие, а также гражданское воспитание. Восстанавливалась традиция формирования человека, способного на самостоятельные и полезные для общества действия.

Date: 2016-02-19; view: 2420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию