Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дизонтогенез





Термин “дизонтогения” впервые был употреблен И. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В настоящее время понятие Д. включает в себя также постнатальный Д., преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова Д. — отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие; психический Д. — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри отдельных сфер. Основными проявлениями психического Д. являются ретардация, акселерация и асинхрония развития.

Ранние нарушения развития ЦНС могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами.

К биологическим факторам Д. относятся:

1) генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. д.);

2) внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, конфликты в системе крови, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.);

3) патология родов;

4) ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения, эпилепсия и т. д.).

К социальным факторам Д. относятся:

1) различные виды эмоциональной и социальной депривации;

2) разного рода социальные и психологические стрессы.

Выделяют следующие виды психического Д.

Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые, глухие дети, дети с детским церебральным параличом). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.

Дисгармоническое развитие. По структуре напоминает искаженное развитие. Однако основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью Д. р. является ряд психопатий, и отчасти так называемые патологические формирования личности. На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни.

Задержка психического развития. Встречается чаще умственной отсталости. В данном случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении темпа ее развития. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

Искаженное развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме и т. п.

Недоразвитие. Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость.

Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, травмами, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с умственной отсталостью имеют значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

Г. В. Козловская выделяет 4 основных типа Д.:

1) дисгармония психофизического развития — парциальная задержка и, реже, акселерация созревания;

2) дисрегулярность (неравномерность) развития — отсутствие плавности и последовательности перехода от одной ступени развития к другой (кратковременные остановки, “псевдозадержки”, “скачки” развития);

3) диссоциация развития:

а) “переслаивание” или сосуществование в психофизическом состоянии ребенка разных по степени развития функций;

б) парадоксальность развития в виде сочетания сверхчувствительности к одним раздражителям с “бесчувствием” к другим;

в) амбивалентность всех психических проявлений;

4) дефицитарность психической организации в целом — нивелированность всех психических реакций (эмоционально-волевых, коммуникативных, познавательных и др.). (Н. Римашевская)

Date: 2015-05-23; view: 1139; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию