Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДизонтогенезТермин “дизонтогения” впервые был употреблен И. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В настоящее время понятие Д. включает в себя также постнатальный Д., преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова Д. — отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие; психический Д. — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри отдельных сфер. Основными проявлениями психического Д. являются ретардация, акселерация и асинхрония развития. Ранние нарушения развития ЦНС могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. К биологическим факторам Д. относятся: 1) генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. д.); 2) внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, конфликты в системе крови, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.); 3) патология родов; 4) ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения, эпилепсия и т. д.). К социальным факторам Д. относятся: 1) различные виды эмоциональной и социальной депривации; 2) разного рода социальные и психологические стрессы. Выделяют следующие виды психического Д. Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые, глухие дети, дети с детским церебральным параличом). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Дисгармоническое развитие. По структуре напоминает искаженное развитие. Однако основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью Д. р. является ряд психопатий, и отчасти так называемые патологические формирования личности. На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни. Задержка психического развития. Встречается чаще умственной отсталости. В данном случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении темпа ее развития. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Искаженное развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме и т. п. Недоразвитие. Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость. Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, травмами, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с умственной отсталостью имеют значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки). Г. В. Козловская выделяет 4 основных типа Д.: 1) дисгармония психофизического развития — парциальная задержка и, реже, акселерация созревания; 2) дисрегулярность (неравномерность) развития — отсутствие плавности и последовательности перехода от одной ступени развития к другой (кратковременные остановки, “псевдозадержки”, “скачки” развития); 3) диссоциация развития: а) “переслаивание” или сосуществование в психофизическом состоянии ребенка разных по степени развития функций; б) парадоксальность развития в виде сочетания сверхчувствительности к одним раздражителям с “бесчувствием” к другим; в) амбивалентность всех психических проявлений; 4) дефицитарность психической организации в целом — нивелированность всех психических реакций (эмоционально-волевых, коммуникативных, познавательных и др.). (Н. Римашевская)
|