Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответ обществу любителей духовного





просвещения на избрание попечителем оного Говорен 11 сентября 1863 года

Приветствую, отцы и братия, ваш новый добровольный союз, в который собрала и соединила вас любовь к духовному просвещению, заключающая в себе любовь к Богу, к вере, к благочестию, к Православной церкви, любовь к вашим собратьям, также сознающим нужду и питающим желание углубить и расширить свои духовные понятия, но не имеющим для того средств и пособий, наконец, вообще любовь к чадам Церкви и желание оказать духовную помощь людям, при некоторой теплоте веры нуждающимся в чистом свете истины или преследующим призрак истины и мечты благополучия, но лишенным или самих себя лишающим жизни по вере и надежды блаженства.

Не сомневаюсь, что так понимаете вы настоящий союз ваш, и в сем значении с надеждой призываю ему благословение Отца светов.

Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение, или что то же, духовную мудрость, изображает апостольское слово: Яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива (Иак. 3:17). Не подумаем, что это выше настоящего вашего предприятия, потому что апостол говорит о премудрости свыше. Всякое даяние благо и всяк дар совершен есть сходяй от Отца светов (Иак. 1:17). Не только совершенную Господь дает премудрость, но и в малом начатке от лица Его познание и разум (Притч. 2:6). Итак, трудящиеся в пользу истинного просвещения должны иметь в виду и в соображении черты, отличающие истинную мудрость, дабы произведение труда их не оказалось обезображенным и дабы вместо истинной мудрости не явилось у них ложное мудрование.

Мудрость христианская должна быть чиста — чиста по ее источнику, по ее побуждениям и цели. Ее чистый источник есть Бог — Его слово, заключенное в Священных Писаниях, уясненное церковными определениями, учением и духовными опытами Богомудрых мужей. Ее чистая цель также есть Бог — Его познание во Христе и Ему благоугождение блаженнотворное. Деятельное нужно внимание для охранения сей чистоты от нечистых влияний несмиренного разума, который сам хочет быть источником истины, который не признает своих пределов пред бесконечным и непостижимым, который, истину вечную находя старой, имея побуждением любопытство и целью тщеславие, без разбора гоняется за новым и, как руководительному началу, следует духу времени, хотя бы это было время предпотопное, который, ленясь потрудиться, чтобы возникнуть в истинную область духа, погружается в вещество и здесь погрязает.

Мудрость христианская мирна, и подвизающийся для нее должен быть мирен. Он должен быть мирен в себе, не взволнован страстями. Только в тихой, а не волнуемой воде отражается образ солнца, только в тихой, не волнуемой страстями душе может отразиться вышний свет духовной истины. Мирным нужно быть любителю мудрости и в отношении к другим, не словопретися, как учит апостол, ни на кую же потребу, на разорение слышащих (2 Тим. 2:14), и, если нужно стать за истину против нападающих на нее, должно делать сие со спокойной твердостью, без раздражения, так, чтобы можно было потом сказать себе в совести: с ненавидящими мира бех мирен (Пс. 99:6).

Мудрость христианская кротка. О сем качестве, кажется, особенно нужно в настоящее время напомнить имеющим притязание на просвещение или на служение просвещению. Дух порицания бурно дышит в области русской письменности. Он не щадит ни лиц, ни званий, ни учреждений, ни властей, ни законов. Для чего это? Говорят, для исправления. Но мы видим, как порицание сражается с порицанием удвоенными или утроенными нападениями и ни одна сторона не обещает исправиться. А что, в самом деле, должно произойти, если все будет обременено и все будут обременены порицаниями? Естественно, уменьшение ко всему и ко всем уважения, доверия, надежды.

Итак, созидает ли дух порицания или разрушает?

Летят с разных сторон стрелы порицания и на наше звание. Примем их бронею правды (Еф. 6:14) и постараемся отвечать на справедливые порицания по возможности исправлением, на несправедливые — терпением.

Прискорбно, что даже внутри нашего стана явились господие стреляний (Быт. 49:23), которые иногда против братий своих наляцают лук в повременных изданиях и в книгах. Вы, братия, не допускаете и не допустите подобного. Не забудете слов премудрого: кроткий муж сердцу врач (Притч. 14:30), так как и, напротив, жестокое слово не врачует, а прилагает к болезни болезнь.

Мудрость христианская благопокорлива. Она проповедует и дарует свободу, но с тем вместе учит повиноваться всякому начальству Господа ради (1 Пет. 2:13). Нынешнее мудрование много разглагольствует о свободе, но нередко забывает о повиновении Господа ради и производит непокорливость. Ревнители истинного просвещения должны поднимать дух народа из рабской низости и духовного оцепенения к свободному раскрытию его способностей и сил, но в то же время утверждать его в повиновении законам и властям, от Бога поставленным, и охранять от своеволия, которое есть сумасшествие свободы.

Вот мысли, которые встретились мне при вашем, братия, вступлении на новое поприще деятельности, близ которого и меня поставили вы вашим избранием.

Что скажу в ответ на сие избрание? Уже не время мне обещать вам удовлетворительную в отношении к вашему Обществу деятельность, и потому, может быть, справедливо было бы отказаться от вашего избрания. Однако не отказываюсь потому, что не могу по сердцу оставаться в отношении к вам чуждым. По мере сил и возможности будем пещись об общем деле и друг о друге.

Речь по случаю совершившегося пятидесятилетия московской духовной академии Произнесена 1 октября 1864 года

Если вы, любители Божественной, духовной, церковной мудрости, конечно, не без благословения свыше, достигнув предела некраткого поприща времени, взыскуете благословения на дальнейшее поприще вашей деятельности, то преклоните ваши умы и сердца пред владычествующим здесь обетованным благословением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и, при Ее покровительстве, пред благословением преподобного отца нашего Сергия.

Святой апостол, под покровом примера, показал нам закон действенно простираемых благословений и преподаваемых духовных немощей, когда сказал о Христе Спасителе нашем: в нем же пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2:18). Как Сам Он претерпел, быв искушаем, то может и искушаемым помочь.

И без собственного искушения, или испытания, Христос Бог не всемогущ ли, чтобы мог помогать искушаемым или испытуемым? Не всепремудр ли, чтобы изобретать верные и неистощимые средства для сей помощи? Не всеблаг ли Он, и не безмерно ли сильнее в Нем желание подать помощь искушаемым, нежели в них желание принять ее? Почему же истолкователь тайн Его поставляет помощь Его искушаемым как бы в некую зависимость от Его собственного искушения? Потому, что заслугой собственного искушения, понесенного ради блага человеков, Он приобрел особенное право подавать искушаемым помощь даже при недостоинстве их. — Потому, что подвигами собственного искушения Он, так сказать, вошел в область искушений, в ближайшее общение с труждающимися в ней и тем беспрепятственнее может простирать на них благотворное и спасительное влияние.

Христос есть образ для христиан и по преимуществу для освящаемых и святых.

Итак, вот закон для них: кто на пути духовной жизни с крепкой и чистой верой перенес искушение, совершил подвиг, неослабно выдержал духовное испытание, тот, конечно, получил для сего благодатную помощь и силу, по слову Господню: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5), и в награду за верность в подвиге, по щедротам Божиим, данная ему помощь и сила в нем утверждается, как благодатный дар, которым он может, явно или сокровенно, простирать благотворное влияние, благословение, помощь на проходящих искушение, подвиг и на требующих помощи.

Соответственно сему закону, преподобный отец наш Сергий искусился и совершился в добродетелях общехристианских и имеет дар собирать окрест себя тысячи и мириады христиан всякого чина, звания и состояния, привлекая их не иным чем, как тем, что они на себе испытывают его благодатную помощь в своих искушениях, испытаниях, подвигах жизни в мире и жизни духовной. Искусился и совершился особенно в подвигах жизни монашеской и приял дар быть отцом и праотцем духовного рода их, хотя, может быть, в сие время уже не так крепкого, как были ближайшие чада его, впрочем, и ныне явленными знаменательными и живыми опытами дознающего благодатное здесь своего родоначальника присутствие, действование, руководство, помощь, охранение.

Скажем ли вам, привитающие здесь любители Божественной, духовной, церковной мудрости, что преподобный Сергий и для вас имеет дар Божий и на вас простирает сокровенно действенное благословение? Не обинуясь должны мы сие сказать.

Вспомните, как первоначально пришел он сюда, стал на сем «маковце», или темени горы, в темном лесу, и, возведши ум и сердце на небо, сказал: «Пресвятая Троице! Да будет на сем месте храм во имя Твое, в Твою ежедневную и вековую и вечную славу!» Не видим ли, какое пребывающее, какое обширное исполнение даровано сей мысли праведника, как действительно прославляется здесь имя Пресвятой Троицы народом, царями, веками? Не есть ли это знамение особенного благословения Божия? А в сем благословении не явно ли знамение того, что оно приобретено не простой мыслью, но крепким подвигом веры, высоким Богомудрием, светлым созерцанием?

И если надобно указать на видимое знамение того, что искусный в Богомудрии Сергий простирает благословение на ищущих здесь Богомудрия, указываем на то, что и прежде вашего пятидесятилетия, здесь, под его покровом, возжглись светильники, стоявшие потом на высоких свещниках Церкви, например, Платон, Амвросий1, Августин. И ваше пятидесятилетие принесло Церкви двадцать шесть епископов — жатва, какая едва ли найдется где-либо на подобном нешироком поле.

Итак, повторяю, преклоним наши умы и сердца пред обетованным здесь благословением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и преподобного отца нашего Сергия. Принесем пред ними наше смиренное желание благословения, и да приимут, и да вознесут о нас, недостойных, свои молитвы к верховному Источнику благословений, да и на грядущее время подается нам новое благословение и благодатная помощь, не по нашей немощной вере, но по благопотребности для служения вере и Церкви, особенно тогда, как духовные подвиги оскудевают, искушения умножаются, духовные испытания слабо выдерживаются, добродетель погрязает в страстях и суете мирской, среди христианства мудрость объюродевает язычески, враги воинствующей Церкви беспрепятственно изощряют против нее и старые, и новоизобретаемые оружия.

Братия! Нам предлежит не почивать на победах мучеников и на подвигах древних отцов, но подвизаться с напряженной ревностью в охранении веры и Православной церкви с готовностью к самопожертвованию за истину Христову, если действительно желаем умудриться во спасение себе и другим.

Благословен Христос, Сый Бог и Божия ипостасная Премудрость! Буди и пребуди Его просвещающее благословение на ищущих просвещения премудростью Его!

Date: 2015-05-22; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию