Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Методика изучения геометрического материала детьми с ОВ





Лекция № 12

Программное содержание:

1. Задачи и содержание изучение геометрического материала.

2. Некоторые трудности и особенности усвоения геометрического материала учащимися с ограниченными возможностями.

3. Методы и приемы организации обучения геометрического материала в специальной школе.

4. Методика изучения многоугольников в начальных классах специальной школы.

-1-

Во вспомогательной школе изучаются лишь элементы наглядной геометрии. Геометрический материал изучается с 1 по 9 классы. Изучение наглядной геометрии во вспомогательной школе ставит и решает 3 основных группы задач, которыми определяется организация и методы обучения.

1. Образовательные: сформировать представления учащихся о геометрических фигурах и телах, их свойствах и отношениях; а также о геометрических величинах (длинах отрезков; площадях фигур; объемов тел) и единицах их измерения.

2. Коррекционно-воспитательные: изучение элементов наглядной геометрии помогает коррекции недостатков пространственных представлений, активизирует познавательную деятельность школьников, развивает моторику, обогащает словарь, а также способствует развитию таких качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, наблюдательность.

3. Практические: практические задачи заключаются в формировании практических навыков измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных инструментов.

Геометрический материал в программе по математике расположен концентрически, то есть почти на каждом году обучения учащиеся возвращаются к уже изученной геометрической фигуре или телу, но знания о ней постепенно расширяются, углубляются, систематизируются.

В соответствии с программой учащиеся, изучая элементы наглядной геометрии знакомятся:

- с геометрическими фигурами (точка, круг, отрезок, конус, пирамида) их элементами (стороны, вершины, углы), свойствами, моделированием;

- с взаимным расположением фигур и геометрических тел на плоскости и в пространстве;

- с величинами (длина, площадь, объем) и единицами мер (линейными, квадратными, кубическими);

- с инструментами для измерения и вычерчивания геометрических фигур.

Геометрический материал, например, в программе по математики вспомогательной школы расположен в следующей последовательности:

1 класс – знакомятся с геометрическими фигурами - круг, треугольник, прямоугольник, квадрат (на этом этапе фигура не анализируется; не выдаются ее элементы, не изучаются свойства).

С образом фигуры соотносят ее название: (учащиеся подбирают фигуры по образцу; по названию; обводят модели фигур, раскрашивают, вырезают из бумаги, учатся отыскивать похожие фигуры на окружающих предметах; классифицируют их в играх).

Получают представление о точке, линиях (кривой и прямой). Вычерчивания прямых с помощью линейки.

Знакомятся с геометрическими телами: шар, куб, брус.

2 класс – Прямая, луч, отрезок – их. Построение прямой проходящей через одну, две точки. Измерение отрезка. Построение отрезка заданной длине.

Сравнение отрезков. Угол, вершина, стороны угла. Прямой угол. Острый и тупой углы, сравнение их с прямым углом.

Построение отрезка больше (меньше) заданного.

Вычерчивание фигур по заданным вершинам.

3 класс - многоугольник: вершины, стороны, углы многоугольника. Измерение сторон. Вычерчивание по данным вершинам.

Окружность и круг. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля.

Прямая, кривая линия. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения.

Повторение. Прямой угол. Прямоугольник. Квадрат. Противоположные стороны. Свойства сторон, углов.

4класс - Построение прямоугольников (квадрата) с заданными длинами сторон с помощью чертежного треугольника.

Замкнутая, не замкнутая ломаная. Замкнутая ломаная граница многоугольника. Вычисление длины ломаной.

Взаимное положение прямой линии (отрезка), окружности, многоугольника на плоскости, точка пересечения.

Выделение основания, основных сторон треугольника, прямоугольника (квадрата).

5 класс – Виды треугольника (в зависимости от вида угла): прямоугольный треугольник; остроугольный треугольник; тупоугольный треугольник. От длин их сторон: разносторонний треугольник; равнобедренный треугольник и равносторонний треугольник. Построение треугольника по заданным длинам сторон с помощью циркуля и линейки.

Прямоугольник (квадрат). Выделение смежных сторон, диагонали. Куб, брус. Вершины, ребра, грани.

Использование некоторых букв латинского алфавита для обозначения геометрических фигур (ABCDEMNOPRS). Ломаная. Обозначение буквами. Измерение ломаной. Построение ломанной по заданным длинам отрезка.

Взаимное положение геометрических фигур на плоскости: находятся вне, пересекаются (часть одной фигуры принадлежит другой), касаются (очка касания), одна фигура принадлежит другой.

6 класс – сложение и вычитание отрезков. Масштаб. Линии в круге (диаметр; хорда; сектор). Положение в пространстве: Горизонтальное, вертикальное, наклонное.

Взаимное положение прямых на плоскости: пересекающиеся (в том числе перпендикулярные), не пересекающиеся (параллельные). Вычерчивания параллельных прямых над задуманном расстояние друг от друга. Знак

Периметр. Обозначение: Р. Симметрия. Ось симметрии. Симметричные фигуры. Фигуры симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии.

-2-

Особенности усвоения геометрического материала учащимися специальных школ связаны

Во – первых: С особенностями познавательной сферы при интеллектуальной, сенсорной, речевой недостаточности.

Во – вторых: С недостатками преподавания, к которым относятся: обилие словесных методов, недостаточное и несистематичное использование практической деятельности учащихся (измерение, вычерчивание, моделирование); недостаточное использование сравнений для дифференциации и классификации геометрических знаний, недостаточное внимание вариативности задания и упражнений; недостаточное внимание терминологии и развитию речи.

У детей долго формируется образ фигуры. Образ и названия не соотносятся. В 1 классе часто подмена геометрического образа конкретным предметом, имеющим похожую форму.

Например: круг – называют колесом, копейкой.

Квадрат – окошечком, кубиком.

Треугольник – галстуком, крышей дома.

С трудом и долго запоминают свойства геометрических фигур, отсутствуют четкие представления о существенных особенностях фигур. Так давая определение фигуры даже старшеклассники указывают лишь на один из существенных признаков, не обращая внимание на то, что он не является достаточным для данной фигуры.

Например: «У квадрата все стороны равны».

Часто учащиеся из-за несовершенства зрительного восприятия с трудом узнают геометрические фигуры необычно расположенные в пространстве, либо воспринимают геометрическую фигуру как другую, например, квадрат как треугольник. Это говорит об упрощенности, схематичности представлений, слабом развитии воображения.

-3-

В методике преподавания выделяется общий принцип: изучение геометрического материала должно быть наглядным и действенным. Этого требует сам фактический материал. Только через предметно – практическую деятельность формируются абстрактные геометрические понятия.

На уроках должен использоваться разнообразный наглядный материал: модели геометрических фигур и тел разных размеров, цвета изготовленные из различных материалов (картонные, бумажные, пластмассовые, деревянные, металлические и т.п); полоски бумаги, палочки разной длины, пластилин, плакаты с изображением фигур; реальные предметы, похожие по форме на геометрическую фигуру; наборы игр, измерительные и чертежные инструменты.

При обучении целесообразно широко использовать следующие методы и приемы:

1. Широко используется метод наблюдения в сочетание с беседой.

2. Организация предметно-практической деятельности обучающихся

В младших классах – штриховка, лепка, конструирование геометрических фигур на деле.

К старшим классам – измерение, построение, причем обязательно должно проводиться оречевление практической деятельности.

3. Значительное место при изучение наглядной геометрии отводится приемам сравнения (т.е. нахождение сходства и развития)

-4-

Date: 2015-04-23; view: 2783; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию