Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая антропология





 

Культурная антропология (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей,ценностей

, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.

Психологическая антропология (этнопсихология) — направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения интегративного знания о людях, действующих в условиях различных культур.

Психологическая антропология (до 1960 г. «культура-и-личность») возникла в 20-30-х. годах ХХ в. и явилась конкретно-научной формой выражения взаимодействия двух областей знания - психологии и культурной антропологии.

В основном психологическая антропология развивалась в США, хотя начиная с 1970-х годов можно говорить о распространении этой дисциплины в других странах.

Общая формулировка предмета указанной области знания - межкультурный анализ того, как мыслит, действует и эмоционально реагирует человек (личность) в условиях различных культур.

Психологическая антропология есть продолжение определенной научной традиции, присутствовавшей в философии и культурной антропологии XIX в., а именно -изучения психологии и духа народов.

Собственно говоря, основной предмет психологии народов - это конкретно-исторические формы объективации (опредмечивания) духа в виде традиций, обычаев, ритуалов, мифов и различных видов искусства в их особенной для каждой культуры форме.

Важнейшим предметом исследований психологических антропологов является воздействие объективированных форм духовной культуры на особенности поведения личности и содержание ее внутренних переживаний. Особо ценным в этом плане является наличие в каждой культуре совокупности представлений об особенной идеальной личности, служащей образцом для подражания, недостижимым идеалом, к которому должны стремиться члены общества. В то же время в поле зрения исследователей остается еще один весьма существенный аспект: благодаря единству происхождения и среды обитания «#все индивиды одного народа носят отпечаток# особой природы народа на своем теле и душе», при этом «#воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции, предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов#».

Конец 20-х - начало 30-х годов в антропологии - период споров о соотношении психологии и культурологии, которые не приводили к созданию теории, сохраняющий баланс между психологическими и культурологическими крайностями.

Вне рамок же сугубо умозрительных споров отчетливо ощущалась потребность в рабочей теории, которая уже сейчас могла бы служить опорой антропологам в их полевых исследованиях. Такая теория должна была вобрать в себя основные идеи Боаса, которые пользовались в американской антропологии широкой популярностью.

Первой такую теорию предложила одной из студенток Боаса - Рут Бенедикт (Benedikt, 1887 — 1948), автор классической в области психологической антропологии книги “Модели культуры”.

Появление “Моделей культуры” (1934 год) стало событием огромной значимости. В своей книге Бенедикт стремилась выйти за пределы простого описания поведения индивида как продукта своей культуры, охарактеризовать согласованность культуры как целого, продемонстрировать, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены одной культурной темой (которую Бенедикт называла этосом культуры), определяющей не только каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и их содержание.

Вообще понятия “этос” имеет множество значений, однако основное - это привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи.

Этос культуры проявляется во всевозможных сферах человеческой жизни: в системах распределения собственности, в структурах социальной иерархии, в материальных вещах и в технологиях их производства, во всех разновидностях половых взаимоотношений, в формировании союзов и кланов внутри общества, в способах экономического обмена и т.п.

Рут Бенедикт делала нечто большее, чем просто описывала поведение людей как продукт той или иной культуры. Она стремилась описать культуру как психологическую целостность.

Основной вклад Рут Бенедикт в антропологию - это идея о существовании некоего внутрикультурного интегратора. Концепция этоса культуры применяется в значительно более ограниченных рамках, чем это делала Рут Бенедикт, т.к. этос культуры, или точнее было бы сказать, центральная тема культуры, с точки зрения современной антропологии, не является внутрикультурным интегратором. Однако, работа Бенедикт была одновременно и шагом вперед по отношению к Боасу, поскольку положила начало систематическим теоретическим поискам оснований функционирования этноса и тех психологических составляющих, которые являются едиными для всех членов этнокультурной общности, а также зафиксировала внимание на понятии культурных моделей, которые в процессе развития науки интерпретировались различным образом, но всегда оставались в центре внимания. Очевидным шагом назад по сравнению с тем же Боасом был отказ от распределительной модели культуры, до пятидесятых годов почти игнорировавшейся антропологами, в значительной мере, именно ввиду влияния теории Рут Бенедикт. Однако, ее теория была первой психолого-антропологической теорией, и как таковая имеет непреходящее значение.

Также значительный вклад в психологическую антропологию в период с конца 20-х - начала 50-х гг. ХХ в. внесли серии работ Маргарет Мид, принесшие ей мировую известность, такие как «Взросление на Самоа» (1928), «Как растут на Новой Гвинее» (1930) и «Секс и темперамент в трех примитивных обществах» (1935).

Её работы отличались тем, что она, как верная ученица Боаса, в отличие от своей старшей подруги Рут Бенедикт, никогда не занималась созданием теорий. Это не означает, что в ее работах нет концептуальных обобщений. Но они никогда не доминировали и никогда не предшествовали теоретическому материалу. Они выводились из опыта исследовательской работы и всегда носили более или менее фрагментарный характер, являлись как бы “замечаниями по поводу”. Она стремилась доказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных периодов в жизни человека неверны, они связаны с принятой в “цивилизованном мире” практикой воспитания детей и подростков. Работы Мид разбивают обычные представления о возрастных циклах. Так она показывает на примере культуры жителей Самоа, что психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать, а конфликт поколений — вообще не более, чем черта, присущая западным культурам. “Она была твердо убеждена, что основы взаимоотношений культуры и индивида формируются в процессе взросления ребенка. Изучением детства, она занималась на протяжении всей своей карьеры, одновременно этнографически и, в поздний период ее деятельности на расстоянии (at a distance). Она изобретала все новые способы, позволяющие исследовать психологические аспекты культуры и культурных характеристик повседневной жизни.”

Основным вкладом Маргарет Мид в антропологию является синтез концепций Боаса с рядом других не менее важных научных подходов, таких, в первую очередь, как психоанализ и функционализм, что утвердилось в психологической антропологии и способствовало ее развитию. Причем утвердилось во многом и та вольная трактовка этих подходов, характерная для Мид, что следует считать не недостатком, а напротив достоинством, поскольку такая установка позволяла свободно и творчески разрабатывать все новые концепции в поисках научной истины. Для Мид характерен интерес к психологии развития, абсолютно отсутствующий у Бенедикт. Ее увлекали исследования процессов восприятия и обучения культуре, изучение способов коммуникации и бессознательных установок, что в свое время было востребовано культурной психологией и без чего немыслима современная антропология.

В начале 1950-х годов в развитии психологического направления наметился поворот в сторону создания теоретической концепции. Таким образом, у антропологов проявилась потребность в осознании пройденного пути в обобщенной форме. Этому посвящена книга Джона Хонигмана «Культура и личность» (1954). Согласно ему термин "культура" одновременно обладает “техническим” и “нетехническим” значениями. “В своем нетехническом смысле это слово относится к определенным свойствам жизни, включая пристрастие к литературе; занятие музыкой, живописью или драматическим искусством; и поддержка этих деятельностей в обществе.

С точки зрения Хонигмана, три вида феноменов создают культуру: деятельность, идеи и артефакты.

Хонигман прекрасно подвел итог пониманию культуры, сложившемуся в психологической антропологии к концу пятидесятых годов. Основной его вклад в антропологию состоит в том, что его обзор предвосхищает дальнейшее развитие понятия культуры связанное с деятельностью опосредованной артефактами. Его взгляды в некоторых аспектах близки к российской культурно-исторической школе в психологии (Льва Семёновича Выготский, Александра Романовича Лурии) и психологии деятельности (Алексея Алексеевича Леонтьева). Именно по этому пути пойдет американская культурная психология.

Также значительный вклад в психологическую антропологию и её развитие внесли такие личности, как Кларк Висслер со своей попыткой противопоставления психологии и этнологии., Бронислав Малиновский со своей концепцией культуры, Альфред Крёбер, Лесли Уайт, Гёза Рохейм, Кора ДюБуа и Энтони Уоллес, Уэст Ля Барр и многие другие.

В последнее десятилетие XX века интерес к психологической антропологии несколько уменьшился. Тем не менее, данное направление науки продолжает играть важную роль в психологических и антропологических исследованиях. Общество психологической антропологии является подразделением Американской антропологической ассоциации. Учебные программы по психологической антропологии преподаются в ряде крупных университетов США и других стран.

Как отметила в 2005 году Светлана Лурье, в настоящее время психологическая наука находится в глубоком кризисе. Этот кризис может быть преодолён за счёт обращения к ответвлениям психологической науки, которые на данный момент находятся на периферии, но основываются на близких для антропологов предпосылках. Одним из выходов из сложившегося кризиса стало обращение американских антропологов к советской психологии в лице представителей «деятельностного подхода» (Выготский, Леонтьев, Лурия и др.) Несколько десятилетий назад подобное обращение американских учёных к работам психологов, базировавшихся на марксизме, выглядело бы достаточно экзотично. Однако сегодня деятельностный подход широко известен и популярен в США, и рассматривается многими американскими психологами как перспектива выхода их дисциплины из кризиса.

Date: 2015-04-23; view: 4984; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию