Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Объектом изучения дисциплины «Основы экономической теории являются закономерности развития социально экономических отношений





Объектом изучения дисциплины «Основы экономической теории являются закономерности развития социально экономических отношений, возникающих между субъектами рынка на микро-, макро- и мега-уровнях, между государством и субъектами рынка, государством и обществом, особенности и приоритеты социально – ориентированной модели рыночной экономики в Казахстане.

Методами изучения основ экономической теории является единство исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, научной абстракции, математического моделирования, экономического эксперимента и прогнозирования.

Экономическая теория является методологической основой для отраслевых, функциональных и межотраслевых экономических наук.

Данная типовая программа является общетеоретической и методологической основой для разработки силлабусов курса основ экономической теории, а также для разработки спецкурсов (спец.семинаров) по экономическим проблемам.

Программа курса «Основы экономической теории» ориентирована на то, чтобы ознакомить студентов с экономическими проблемами жизни современного общества, формирование у них экономической культуры, экономического мышления, необходимого в условиях рыночной экономики.

Дать студентам такой уровень знаний по экономике, который позволил бы им овладеть теоретическими знаниями по основам функционирования экономики, которые послужат базой углубленного изучения социальных экономических дисциплин. Развить способность в оценке и решении экономических задач, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности, вооружить студентов методологией изучения экономических процессов для самостоятельного использования способов, методов анализа применительно к любым явлениям.

Знание экономических законов и умение применить их на практике- неотъемлемая часть сведений, которые должен уметь каждый студент.

Дать студентам комплексное представление об экономике как системе, добиться того, чтобы студенты имели полное представление об основных понятиях, категориях, закономерностях, характеризующих экономическое развитие, вооружить студентов методологией изучения экономических процессов для самостоятельного использования способов, методов анализа применительно к любым явлениям.

Следование по пути развития рыночных отношений в обществе неизбежно будет вызывать к жизни все большее количество частных врачебных практик и стимулировать развитие негосударственных медицинских предприятий. Будущий врач должен свободно оперировать экономическими терминами, знать, что такое себестоимость, прибыль, рентабельность; уметь разграничивать издержки фирмы на постоянные и переменные и рассчитывать точку безубыточности реализации медицинских услуг, при которой целесообразно функционирование хозяйствующего субъекта. Нужно иметь представление о видах заработной платы, которую получают сотрудники медицинских организации, а также об основах финансирования, налогообложения и прочих моментах.

 

Цель дисциплины:

Программа курса «Основы экономической теории» рассчитана на то, чтобы ознакомить студентов с экономическими проблемами жизни современного общества, формирование у них экономической культуры, экономического мышления, необходимого в условиях рыночной экономики. Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с вопросами общей экономической теории, с основным содержанием важнейших экономических теорий прошлого и настоящего, рассмотрение особенностей переходной экономики к рынку, изучение истории становления экономической науки.

Задачи обучения дисциплины:

 

Знание экономических законов и умение применить их на практике - неотъемлемая часть сведений, которые должен знать каждый студент.

Дать студентам комплексное представление об экономике как системе, добиться того, чтобы студенты имели полное представление об основных понятиях, категориях, закономерностях, характеризующих экономическое развитие, вооружить студентов методологией изучения экономических процессов для самостоятельного использования способов, методов анализа применительно к любым явлениям.

 

Конечные результаты обучения:

Будущий врач должен свободно оперировать экономическими терминами, знать, что такое себестоимость, прибыль, рентабельность; уметь разграничивать издержки фирмы на постоянные и переменные и рассчитывать точку безубыточности реализации медицинских услуг, при которой целесообразно функционирование хозяйствующего субъекта. Нужно иметь представление о видах заработной платы, которую получают сотрудники медицинских организации, а так же об основах финансирования, налогообложения и прочих моментах.

Студент должен знать:

- необходимость изучения экономики;

-цели и задачи предмета;

- основы микроэкономики;

- теоретические основы рыночной экономики, рынок и условия его возникновения;

- преимущества и недостатки рыночной экономики;

-общие основы экономической теории;

-иметь представление о видах заработной платы; об основах финансирования, налогообложения и т.д.

-способы ведения конкурентной борьбы;

- вопросы макроэкономики;

- вопросы современного всемирного хозяйства;

- экономические аспекты глобальных проблем современности;

-иметь представление о возможности выбора вариантов поведения в хозяйственной практике, закономерностях системы, основанных экономических проблемах развития общества, страны.

Студент должен уметь:

- экономически мыслить, понимать особенности современного этапа социально – экономического развития общества применительно к реалиям суверенного Казахстана;

-видеть взаимосвязь между составными частями социально – политических дисциплин: экономической теорией философией, политологией, социологией, историей;

-выделять основные этапы развития экономики;

-свободно оперировать экономическими терминами, основными категориями экономической теории;

-увязывать экономическую теорию с конкретной действительностью;

-анализировать проблемы, связанные с сущностью и тенденциями развития рыночной системы, экономической политики государства в условиях рынка, финансово – кредитной системы;

-правильно применять инструменты анализа на практике;

-грамотно описывать экономические процессы и явления;

-выработать у себя необходимую для успешного ведения дел расчетливость, умение применять полученные знания в своей повседневной жизни;

-уметь разграничивать издержки фирмы на постоянные и переменные;

и рассчитывать точку безубыточности реализации медицинских услуг;

-делать реферативные сообщения по темам семинарского занятия.

 

Пререквизиты: Изучению «Основ экономической теории» предшествуют дисциплины, формирующие основы абстрактного мышления и гражданской позиции студентов, такие как История Казахстана, Математика, Информатика, География, История, Право, Биология, Психология и т.д.

 

Постреквизиты: Знания, умения и навыки, приобретаемые при освоении данной дисциплины, необходимы при изучении следующих дисциплин: История, Политология, Культурология, Социология, Психология, Философия, Право, География, Экология, Мед. статистика, Организация здравоохранения и др.

 

Краткое содержание дисциплины:

Экономике придается ведущее место в системе общественных отношений, т.к. она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни. При изучении дисциплины рассматриваются основные теоретические положения различных школ экономической мысли, достижения мировой и отечественной экономической науки и практики. Также рассмотрены макроэкономические теории и закономерности экономического развития, функции и поведения предприятия (фирмы) в условиях рынка, управление производством и основы менеджмента, рыночная деятельность предприятия в системе маркетинга. Рассматриваются теоретические основы переходной экономики и становление рыночных отношений в переходном периоде, рыночные теории и модели рынка, его социально-экономическое содержание, рыночные и государственные механизмы регулирования экономики, международные аспекты экономики, условия и особенности мирового хозяйства

 

 

Тематический план занятий

 

Тематический план лекций

Наименование темы лекций Кол-во часов
  Введение Предмет и методы экономической теории.  
  Общественное производство и его структура.  
  Экономические институты: собственность и предпринимательство.  
  Типы экономических систем и закономерности их развития.  
  Рынок: виды, функции, субъекты, структура и инфраструктура.  
  Спрос и предложение, рыночное равновесие.  
  Конкуренция и монополия.  
  Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.  
  Национальная экономика как система.  
  Экономическое равновесие, его нарушение и типы экономического роста.  
  Государственное регулирование экономики: сущность, цели, инструменты.  
  Международные экономические отношения.  
  Всего:  

Тематический план семинарских занятий

Наименование темы занятия Кол-во часов
  Введение. Экономическая теория и экономическая политика  
  Основные факторы общественного производства.  
  Основные вопросы собственности и предпринимательства.  
  Экономические системы и их модели.  
  Преимущества и недостатки рыночной экономики.  
  Равновесие спроса и предложения.  
  Конкуренция и монополия, антимонопольная политика.  
  Теории издержек производства и доходов  
  Показатели национальной экономики.  
  Экономические циклы. Инфляция и безработица.  
  Экономическая роль государства в условиях рынка.  
  Международная экономика и глобальные проблемы мирового экономического развития.  
  Всего:  

 

 

Тематический план самостоятельной работы студента

 

Наименование темы занятия Кол-во часов
  Введение Основные периоды развития экономической теории.  
  Процесс кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.  
  Преобразование отношений собственности в Республике Казахстан.  
  Основные подходы к периодизации развития общества.  
  Развитие предпринимательства в Республике Казахстан.  
  Спрос и предложение как инструменты рыночной экономики  
  Конкуренция и монополия, их виды.  
  Виды издержек и их классификация. Инвестиции как источник финансирования производственных фондов.  
  Экономическая рента как форма дохода на землю и ее недра.  
  Антикризисные программы Республики Казахстан в условиях мирового экономического кризиса.  
  Особенности государственного регулирования в Республике Казахстан  
  Регулирование внешнеэкономической деятельности.  
  Всего:  

План организации самостоятельной работы студента (СРС)

 

Тема/подтемы СРС Задания/формы проведения СРС Формы контроля СРС График контроля СРС (сроки)
  Основные периоды развития экономической теории. Реферат Устно 1 неделя
  Процесс кругооборота ресурсов, продуктов и дохода. Реферат Устно 2 неделя
  Преобразование отношений собственности в Республике Казахстан. Реферат Устно 3 неделя
  Основные подходы к периодизации развития общества. Реферат Устно 4 неделя
  Развитие предпринимательства в Республике Казахстан. Реферат Устно 5 неделя
  Спрос и предложение как инструменты рыночной экономики. Презентация На компьютере 6 неделя
  Конкуренция и монополия, их виды. Глоссарий Письменно 7 неделя
  Виды издержек и их классификация. Инвестиции как источник финансирования производственных фондов. Презентация На компьютере 8 неделя
  Экономическая рента как форма дохода на землю и ее недра. Реферат Устно 9 неделя
  Антикризисные программы Республики Казахстан в условиях мирового экономического кризиса. Реферат Устно 10 неделя
  Человеческий капитал как важнейший фактор современного экономического роста. Реферат Устно 11 неделя  
  Особенности государственного регулирования в Республике Казахстан Реферат Устно 12 неделя
  Основные направления социальной защиты населения в Республике Казахстан. Реферат Устно 13 неделя
  Регулирование внешнеэкономической деятельности. Валюта, ее роль в международной торговле. Валютный курс. Его динамика. Реферат Устно 14 неделя

Литература основная и дополнительная:

1. Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

«Общая экономическая теория» Алматы 1994.,

2. Шеденов У.И. Байжомартов У.С. «Общая экономическая теория».

Учебник для вузов Алматы-Актобе 2004.,

3. Осипова Г. Основы экономической теории. Алматы 2002.,

4. Мауленова С.С., Бекмолдин С.К., Кудайбергенов Е.К. Экономическая теория, Алматы, 2003.

1. Сабырбаев Б. Справочник экономических терминов. Алматы 1993.,

2. Симкина А. Общая экономическая теория Питер 2002.,

3. Под.ред. Булатова Экономика Учебник по курсу Москва 1997.

4. Бабаева. Методика экономических исследований. М.1986.

5. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М., Бек,1996

6. Баишев С.Б. «Очерки экономической истории Казахстана» (Избранные труды) Алматы, «Наука», 1989

7. Ядгаров Я.С. История экономических учений.-М., Экономика, 2000

8. Райзберг Б.А. Экономические учения и великие экономисты. М.,1993

9. Программа стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку.

Алматы 1991.,

10.Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алматы 1992.,

11.Шеденов У.И. «Теоретическая экономика» Учебник для вузов Алматы-Актобе 1998.,

12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория Москва Юристь 2001.,

13.Мамедов О.Ю. Современная экономика. «Феникс» Ростов - на – Дону 2001

14.Елемесова А.М., Кинков Е.М. Система национального счетоводства.

Учебное пособие. Алматы. Экономика.

15. «Земельный кодекс РК» от 20 июня 2003г Казахстанская правда 26 июня, 2003,

16.Конституция РК – Казахстанская правда 8 сентября, 1995,

17.Шеденов У.К. – Общая экономическая теория, Алматы – Атырау, 1998

18.Организация и планирования агропромышленного комплекса, Уч.пос., Под.ред. Базылева Н.И. и др. Минск, 2000.

19.Конституция РК – Казахстанская правда 8 сентября, 1995,

20.П.Самуэльсон. Экономика. Пер.с англ. М., Прогресс, 1964 Гл.4

21. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер.с англ.М. Дело ЛТД, 1995 Гл.13

22. Основы экономической теории Под.ред. В.Д. Камаева. М, 1997

23.Денежное обращение и кредит. – М., Финансы и статистика 1989

24.Деньги, кредит, банки. – Алматы, 1996

25.Указ президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

26. Указ «О государственном предприятии» Казахстанская правда, 21 июня, 1995

27. Назарбаев Н.А. «Казахстан – 2030» Послание Президента страны народу Казахстана, Алматы, Білім, 1997

28. Байжомартов У.С. Основы рыночной экономии, 1994

29. Закон Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» Казахстанская правда, 25 января 2001 года

30. Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» Казахстанская правда, 15 июля 1998 года

31. Закон «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» Казахстанская правда 12 март 1997 года

32. Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» Казахстанская правда 11 январь 2003 г.

33. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег – М, Прогресс, 1978 г.

34. Маршалл А. Прнинципы политической экономии – М, Прогресс, 1993 г.

35. Мельдаханова М.К. Занятость населения и экономический рост; методология, стратегия и механизм регулирования. Алматы, 1999 г.

36. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица – М, Международные отношения, 1992 г.

37. Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан. Казахстанская Правда, 13 апреля 2001г.

38. Назарбаев Н.А. На пороге ХХI века. Алматы, Өнер, 1993 г.

39. Налоговый кодекс РК.

40. Карагусова Г.Д. «Налоги: сущность и практика использования» Алматы, «Қаржы – Қаражат», 1994

 

Методы обучения и преподавания: малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, дебаты, презентации.

 

Критерии и правила оценки знаний: текущий, рубежный, итоговый контроль.

 

Оценка Буквенный эквивалент Рейтинговый балл (%) Балл
Отлично А А- 95-100 90-94 3,67
Хорошо В+ В В- 85-89 80-84 75-79 3,33 3,02,67  
Удовлетворительно С+ С С- Д+ Д 70-74 65-69 60-64 55-59 50-54 2,33 2,0 1,67 1,33 1,0
Неудовлетворительно Ғ 0-49  

 

Date: 2015-05-09; view: 679; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию