Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы свободомыслия в Античности





Настроения богоборчества обнаруживаются и в древнегреческойкультуре. Еврипид (ок. 480 - 406 до н. э.) написал драму "Вакханки",в которой царь Фив борется с богом Дионисом. Эсхил (ок. 525 - 456до н. э.) в драме "Прикованный Прометей" использует миф о титане

Прометее, пожалевшем людей, которых хотел уничтожить Зевс. Про-метей похитил у Гефеста огонь для людей, научил их счету, чтению,письму, искусствам, дал им знания. За нарушение воли Зевса Про-метей наказан, он жестоко страдает. Но богоборец Прометей пред-рекает падение Зевса и выражает свое отношение к богам: "Я

ненавижу всех богов: они мне за добро мучением воздали

В Древней Греции появилась математика, не ставившая перед собойчисто утилитарных задач (школа Пифагора). В конце VI в. до н.э.была выдвинута идея сферичности Земли. Внерелигиозными былизнания об обществеГреческие и римские историки - Фукидид (ок. 460 -

400 до н. э.), Тит Ливии (59 до н. э. - 17 н. э.) - представили историюкак развертывающийся процесс, не зависящий от богов: события, ихрезультаты обусловлены человеческими действиями и характерами.Возникла и архитектура как особая наука. Римский историк и инженер

Витрувий (I в. до н. э.) написал "Десять книг об архитектуре", гдеархитектура представлена как научный синтез искусства и техники.Все эти области знания благотворно влияли на философскуюмысль, которая ставила проблемы бытия, познания, человека, религиии решала их вне мифологии, хотя могла и сохранять кое-какие эле-

менты мифологического мышления. Философские учения в древностисодержали в себе комплекс конкретных знаний о природе и человеке.С VI в. до н. э. союз конкретных знании и философии начинает пре-одолевать мифологическое сознание.Античная философия явила миру образцы раскованного, творче-ского подхода к проблемам бытия и познания. Многообразны суждения

древних мыслителей о первооснове явлений природы: вода, воздух,стихии, нус, апейрон, огонь, атомы, идея. Философы разных направ-лений - Демокрит, Сократ, Лукреций и др. - свободно рассуждали

о природе вещей и человеке, основываясь на совокупности знаний омире. По мере развития философской мысли происходит еще одно со-бытие: она стремится освободить внутренний мир человека от страхаперед богами и потусторонним миром, размышляет о причинах и роли

религии в обществе.Критика учения о богах У тех, кто задумывался над вопросом ос позиций здравого смысла природе представлений о богах, возникало не-доумение по поводу несоответствия этих пред-

ставлений многочисленным фактам реальной жизни.

Сохранились сведения о Диагоре (V в. до н. э.), в веселых шуткахкоторого содержалась изрядная доля сомнения в религиозном учении.Философы античности создали широкий спектр самых разных идейо происхождении религии. Софист Продик из Кеоса (V в. до н.э.)

полагал, что боги - олицетворение полезного: "Солнце, Луну, реки,источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наиме-новали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтянеНил"10. Некоторые мыслители считали веру в богов результатом обма-

на со стороны государственных мужей. Критий (V в. до н. э.) выдвинулследующую версию. Было время, когда жизнь человека покоряласьтолько грубой силе. Затем в обществе ввели карательные законыпротив преступников, но они совершали насилие тайно. Тоща один

изобретательный человек стал уверять, что существует божество, ко-торое все видит, слышит, за всем наблюдает. Эвгемер из Мессены(IV в. до н. э.) выдвигает гипотезу: боги - это люди доисторическихвремен, которые выделялись умом и силой п.Суждения о происхождении религии Демокрита (ок. 470 или 460до н. э. - умер в глубокой старости) из Абдеры связаны с его фило-софским учением. В его учении нет веры в божественное провидение,

во всемогущество богов. Он допускал существование богов, но считал,что это не что иное, как естественные стихии, состоящие, как и всев мире, из атомов. Из атомов же, по Демокриту, состоит и душа че-ловека. Когда человек умирает, ослабевшее тело не может их удер-

жать, и они рассеиваются в воздухе, душа смертна. Тем самымпреодолевался страх перед смертью: ведь по поверьям древних греков,посмертное существование в Аиде не сулит человеку ничего хорошего.Демокрит объяснял веру в богов страхом перед неподвластными

человеку силами природы, непониманием этих сил: люди "пришли кпредставлению о богах, исходя из непонятных явлений, происходящихв мире... Первобытные люди, наблюдая небесные явления, как,например, громы, молнии, перуны и встречи звезд, затмения солнца

и луны, приходили в ужас, думая, что причиной этому - боги"12. Острахе перед непонятными явлениями природы как причине веры вбогов говорил и Эпикур (341 - 270 до н. э.), добавив, что эта вераосновывается и на страхе перед смертью.Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н. э.), излагая разные ученияо богах, как религиозные, так и нерелигиозные, приводит сужденияодного из персонажей; после длительного рассмотрения доводов за ипротив бытия богов он заключает: "Порой начинает казаться, будто

вовсе нет никаких богов"13.Основные положения античной философии о религии обобщил пос-ледователь Эпикура Тит Лукреции Кар (99 - 55 до н. э.). Цель его

поэмы "О природе вещей" - освободить людей от гнета религиозныхсуеверий, поскольку он видит в них страшное зло для человечества.Лукреций пишет о "лике ужасном религии", которая повергает смер-тных долу, рождает нечестивые и преступные деяния. Так, вожди гре-

ков для ниспослания судам счастливого выхода в море пролили рукамиотца на жертвеннике кровь Ифианассы. Кроме того, религия отравляетдушу страхом перед загробным миром. Лукреций доказывает, что в

религии отражается земная жизнь, но отражается она в искаженномсвете. Религия - это вымысел; "все это вымыслы, Меммий" - и то,что боги изготовили природу, и то, что нам надо славить богов. Не-лепые идеи придумали пророки, и люди поддаются их "ужасающимвещаньям", "бредням". Основа религии - страх перед грозными

силами природы, результат невежества людей, незнания ими причинявлений; ее рождает и страх смерти, а также сновидения. Лукрецийдает гуманистическую трактовку отношения человека к смерти, онполагает, что душа погибает со смертью, "значит, нам смерть - ничто

и ничуть не имеет значенья", что никаких ощущений со смертью небудет, "ибо отжившее все вытесняется новым, восстановляются вновьодни из других непременно, и не уходит никто в преисподней мрачную

бездну"14. Люди должны постичь законы природы, разобраться в своемсобственном духовном мире, знать причины создания мифов о богах,научиться мужественно воспринимать смерть.

Date: 2015-05-09; view: 544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию