Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И. Отношения юридической социологии к другим дисциплинам, связанным с правомПРИРОДА ТАКИХ ДИСЦИПЛИН Поскольку в преподавании на юридических факультетах эти дисциплины занимают по сравнению с догмой права второстепенное место, они могут быть прежде всего охарактеризованы как вспомогательные или даже как дисциплины, призванные обслуживать юридическую догматику. Однако подобными характеристиками лучше не пользо-
ваться, ибо при этом мы рискуем забыть, что науки, о которых идет речь, видят свой смысл прежде всего в самих себе. Хотя они базируются на том же материале, что и догматическая юриспруденция, они делают это иным образом и с иными намерениями. Впрочем, то же самое можно сказать и о юридической социологии. Среди дисциплин, о которых идет речь, имеются и связанные со всеми отраслями права и в этом смысле обладающие признаком всеобщности. Таковы философия права, история права, сравнительное право, о которых и пойдет речь в данном разделе. Другие же дисциплины, в отличие от названных, близки лишь отдельным отраслям права. Таковы политическая наука и наука управления, связанные соответственно с конституционным и административным правом. С этими науками нам еще предстоит встретиться, когда речь пойдет о политической социологии. Такова также группа криминологических наук, которых мы коснемся в дальнейшем, говоря о социологии уголовного права. ОТНОШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ С ФИЛОСОФИЕЙ ПРАВА И в преподавании, н в исследовательской деятельности социология выделилась в самостоятельную науку из философии. Сначала она образовала самостоятельный раздел в рамках философии, затем ее развитие выявило необходимость в специализации. Почти одновременно эмансипировались психология и логика, после чего в ведении чистой философии остались мораль и, главное, метафизика. Аналогичный процесс наблюдался и в юридико-философских дисциплинах. Сперва все находилось в ведении философии права. Затем от нее отделились социология права, логика права и правовая психология. Философия права сохранила за собой лишь то, что можно назвать распространением морали и особенно метафизики на право, а именно: умозрительные конструкции о правах и обязанностях личности, сущность справедливости, естественное право. Таким образом, юридическая социология, бывшая ранее частью философии права, завоевала свою самостоятельность. Союз этих наук был возможен до тех пор, пока социологи довольствовались подходом, не так уж отличавшимся от философского, а именно размышлением о чело- веке и обществе на основе личного опыта исследователя. Разрыв стал неизбежен, когда социология обратилась к новым методам: наблюдению, эксперименту, эмпирическим методам. Однако взаимонезависимость, которая ныне характеризует отношения обеих дисциплин, отнюдь не исключает связей между ними. Философия права пристально следит за деятельностью юридической социологии. В этом внимании есть немалый элемент беспокойства: не подорвет ли свойственный социологии агностицизм — пусть даже чисто методологический — в отношении любой системы ценностей престиж норм права в глазах его субъектов? Некоторые философы права видят в социологии права не столько особую науку, сколько одно из учений среди других философских учений, ищущее единственный источник права в глубинах социальной жизни, т. е. характеризующееся таким подходом, который называют социологизмом5. Есть нечто общее, что связывает социологизм и сторонников естественного права. Это — антипозитивизм, отрицание того, что все неисчерпаемое богатство права заключено в законе, издаваемом государством. Однако за пределами этого отрицания между социологизмом и естественным правом вновь возникают различия. Социологизм исходит из того, что не существует трансцендентных ценностей по отношению к фактам (имманентных — это другое дело). Естественное же право провозглашает такую трансцендентность. Если юридическая социология может сегодня чем-то обогатить философию, то только потому, что среди социологов права до сих пор существует влиятельное направление скорее теоретического, чем эмпирического плана. Тематика этого направления — наиболее общие проблемы права, а инструментарии научной работы — библиотека, а не эмпирические методы. Эта теоретическая социология права — ее можно также назвать одним из видов философии юридической социологии — представлена именами Ве-бера, Гейгера, Гурвича.
|