Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебная работа «Деталь».1 курс, 1991 гственно возможным на пути построения нравственного ненасильственного образования, где не навязываются усредненные средства всем без дифференциации их возможностей, а напротив — создаются условия для саморазвития каждого учащегося. И такое образование можно назвать личностным творческим образованием. Оно и представляет собою новую модель, модель открытого образования. Модель открытого образования базируется на иных представлениях и об архитекторе, и о содержании образования, и о дидактических исследованиях. Архитектор здесь рассматривается не узким специалистом (проектировщиком, исполнителем и разработчиком внешних заказов), а специалистом широкого профиля, специалистом-универсалом, самодостаточной творческой личностью, самостоятельно формулирующей суть и со- Глава 2. Высшее архитектурное образование I держание социального заказа и самостоятельно выбирающей для его выполнения необходимые средства (исследовательские, проектные, реконструктивные, декоративные, организационные, экономические, педагогические и др.). Методологически архитектор имеет основания для такой деятельности: архитектор, являясь членом общества, является действительным носителем социального заказа, и потому может репрезентировать собой всю социальную проблематику. Но чтобы архитектор реально мог выполнять такую работу, он должен иметь для этого и соответствующее образование: во-первых — исследовательское образование, образование по сути мыслителя (философа, методолога); во-вторых — созидательное образование, образование творца, способного работать как многообразными средствами (социальными, пространственными, организационными, экономическими, научными, художественными, техническими, психологическими, педагогическими и др.), так и в разных режимах (и в концептуальном, и в проектном, и в реальном). Отсюда и происходят качественно иные цели открытого образования: воспитание и образование архитектора не только как проектировщика, но и как мыслителя (философа, методолога), как ученого-первооткрывателя (социолога, эколога, психолога), как инженера-исследователя (конструктора, технолога, экономиста), как менеджера, как художника-новатора, как педагога-экспериментатора и т. д.
А новые образовательные цели предполагают и новый предмет дидактических исследований. Главным предметом педагогических поисков становится не унификация предметного содер- особым видом творческой деятельности. Именно процесс архитектурного творчества (цепочка психологических действий, сбор информации, поиск решений, выбор вариантов, осуществление решений в натуре) — надо использовать в обучении. Архитектура, в отличие от других искусств, — это связь с реальным окружением. Нигде нет более тесной связи с объективной реальностью. Программа Нименского представляет архитектуру как предмет для изучения в ряду других изобразительных искусств. Это подход чисто внешний. А мы говорим об архитектуре как о способе мышления, как о способе преобразования мира. Способность, желание изменения окружения и претворение этого желания в жизнь — вот в чем отличие архитектурно образованного человека. Абаева И. М.: Все крутится вокруг вопроса о деятельности, т. е. все предложения относятся к этой взаимосвязи: понимание, осмысление, созидательный процесс. Чем отличается архитектор от деятеля культуры? Созидательным характером творчества. Понимание относится к просвещению. Просвещение — это знание, а образование — это не освоение знаний. Понимание идет на уровне просвещения, а сама деятельность по результатам этого понимания — творчество. Это тот необходимый момент, который развивает архитектор, когда приходит в школу. На мой взгляд, первый класс — это слишком поздно, чтобы начинать архитектурное образование. Вся жизнь — это погруж:ение в архитектурную среду, начиная с яслей. Ашмарина И. Н.: Надо сбалансировать всю школьную программу и подчинить ее изучению мировой культуры. На этом я хотела бы построить всю программу и структуру школьного образования, в том числе и программу по своей дисциплине. Это и есть мировоззренческий аспект архитектурного образования. Морозова Г. В.: Мы детям даем возможность смело создавать свой мир в процессе их деятельности, и эта деятельность связана с архитектурной направленностью. Вот самая главная задача — позволить детям самим заниматься архитектурой и самим вырабатывать методы этой деятельности. Мы должны предоставить им поле этой деятельности и дать возможность выразить себя. Федорова И. В.: Для ребенка недостаточно получить информацию. Для меня важно, чтобы он, имея культурный запас, мог четко поставить перед собой задачу и (особенно) осознать способы ее выполнения. Важно, чтобы Часть II. Направление развития архитектурного образования одну и ту же задачу он смог выполнить различными способами. Бармаш О. А.: Мне слово «образование» не нравится. Нужно другое слово найти. Надо, чтобы ребенок мог самостоятельно работать. У нас студия не элитарная, занимаются 250 человек. Мы видим, что от происхождения не зависят творческие способности детей. Мы делаем упор на творчески самостоятельную работу, на делание руками. Можно годами говорить об архитектуре, но пока дети не сделают что-то своими руками, они ничего не усвоят. Так что основную роль должна играть работа. Базилевич Т. М.: Главный итог любого творчества — это само творчество. Творчество не учит. Учит наука. Все, что мы хотим заложить в детях — это творчество. Творчество делает то, что не делает ни одна наука. А основа творчества — это познание того, что заложено в человеке. Метленков Н. Ф.: Конечно, архитектурная образованность проявляется по-разному, она — ив изобразительной грамоте человека, и в визуальной его культуре, и в культуре понимания архитектуры, и в умении творить архитектуру, и во многом другом. Но такое определение архитектурной образованности, определение методом перечисления очевидно не устроит ни нас, ни школьных педагогов. Нам нужно более строго ответить на этот вопрос — что составляет ядро архитектурной образованности? Или: без чего нет образованности? Какое качество человека является необходимым и достаточным условием, чтобы человека можно было считать архитектурно образованным? Миронов Г. Ф.: В общетеоретическом плане этот вопрос перерастает в вопрос о миро- и смыслообразующем статусе архитектуры в жизнедеятельности людей. Важным здесь оказывается не то, как мы находим архитектуру в эмпирических формах ее проявления, и даже не то, как мы ее теоретически определяем в качестве сферы профессиональной деятельности, а то, каким образом архитектура, будучи фактором социально-исторического процесса и бытия человека, приходит в духрвно-практический опыт людей на правах реальности, порождающей новые смыслы и конституирующей новые общественные образования как материально-вещественного, так и духовного порядка. Архитектура в этом смысле есть форма и способ обра-зующе-порождающегося бытия человека. Понятый таким образом статус архитектуры предопределяет характер и содержание взаимоотношения человека и мира: от погружения челове- жания — «ЧТО» изучать студентам (функцию -- форму, конструктивизм — деконструктивизм, модернизм — постмодернизм и т. д.), а поиск форм метода открытого бытия учащихся в архитектуре — «КАК» самообразовываться в архитектуре, какими путями можно идти к собственному творческому методу. Образование креативное означает, что студенты будут не стремиться к творчеству, а пребывать в творческом бытии изначально и всегда. Они не будут обучаться педагогами (как удобно лишь педагогам) и таким образом не будут подвергаться различным психолого-дидактическим, а значит и социальным манипуляциям, а будут самостоятельно образовываться в пространстве творческого бытия: будут самоопределяться и саморазвиваться по тем направлениям, по каким требуют их творческие способности. Самообразование в архитектуре станет главным дидактическим методом, и это качественно изменит формы и содержание образования. В первую очередь, архитектурное образование станет поисково-экспериментальным производством, сродни современным производительным сферам, например, космостроению или машиностроению. В этом смысле и архитектурное образование XXI века будет стремиться обрасти этой второй, жизненно необходимой и довольно мощной поисково-экспериментальной линией, которая в конечном счете приведет к разрушению сложившейся иерархической модели. Пока же архитектурное образование именно функционирует, функционирует в одном серийном режиме, как устаревший производственный конвейер, где экспериментальная деятельность недопустимо пассивна и даже инфантильна.
Педагогам новая модель будет предоставлять значительно большие возможности для создания авторских школ: разнохарактерных, суверенных, равноправных. Конечно, эта модель по- Глава 2. Высшее архитектурное образование \
|