Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной текст лекцииСтр 1 из 2Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ, ТЕМА Организационная культура
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ЛЕКЦИИ: 1. Организационная культура: понятие и функции. 2. Объективные и субъективные элементы организационной культуры. 3. Управление организационной культурой. Взаимодействие менеджмента и организационной культуры. 4. Типы организационных культур.
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
1. Организационная культура: понятие и функции.
Понятие «культура» означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», и выражается в формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных благах, передаваемых из поколения в поколение.
Особой разновидностью культуры является организационная культура.
Организационная культура — совокупность коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения участников организации. Сегодня — это главный фактор конкурентоспособности организации.
Организационная культура включает: 1) культуры основных подразделений организации; 2) культуры основных сфер деятельности организации; 3) культуру каждого участника организации.
Функции организационной культуры: 1) охранная — создание барьера от нежелательного влияния на организацию (реализуется через различные запреты или ограничивающие нормы); 2) интегрирующая — формирование у людей чувства единства, общности, принадлежности к организации; 3) регулирующая — поддержание необходимых норм поведения в организации; 4) коммуникационная — установление контактов между людьми; 5) адаптивная — обеспечение вхождения в организацию новичков, взаимное приспособление людей друг к другу и к организации; 6) ориентирующая — направление деятельности участников организации в необходимое русло; 7) мотивационная — создание стимулов к добросовестному, эффективному труду; 8) воспитательная — выработка профессиональных и деловых качеств; 9) формирующая имидж — создание благоприятного образа организации в глазах окружающих.
Условия формирования организационной культуры: — взаимодействия участников организации; — внешние условия (исторические и национальные традиции, религии, культуры других стран и народов)
Организационная культура — это сложная категория, — в силу ряда причин: 1) 1-я причина: организационная культура состоит из культур отдельных подразделений или направлений деятельности (субкультуры — когда мирно существуют, контркультуры — когда противоречат друг другу).
Виды контркультур: — оппозиция ценностям доминирующей культуры, — оппозиция структуре власти доминирующей культуры, — оппозиция образцам взаимодействия доминирующей культуры;
2) 2-я причина: культуры различаются по своей силе, которая определяется: § глубиной проникновения, § широтой охвата участников организации, § ясностью ценностей и норм.
С этой точки зрения выделяются: — бесспорная культура: ü минимум основных ценностей и норм; ü тотальный контроль их соблюдения; ü закрытость, т.е. нежелание видеть собственные недостатки, «выносить сор из избы»; ü подавление участников организации, препятствование их инициативе и творчеству; ü сохранение показного единства;
— слабая культура: ü отсутствие общеорганизационных ценностей и норм, т.е. у каждого участника организации они свои; ü открытость, т.е. ценности и нормы организации легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию; ü разъединение людей, противопоставление их друг другу, затруднение процесса управления организацией; — сильная культура: ü разумное количество ценностей и норм; ü открытость, которая предполагает: гласность, свободу диалога между всеми участниками организации и посторонними лицами; ü активное освоение нового;
3) 3-я причина: культура помогает управлять людьми (например, вежливая просьба руководителя будет быстрее и с большей готовностью выполнена, чем грубый приказ).
2. Объективные и субъективные элементы организационной культуры.
Организационная культура складывается из: — объективных элементов — это материальные условия деятельности организации; — субъективных элементов — это поведение людей.
В совокупности эти элементы формируют имидж организации (обобщенный элемент организационной культуры).
Объективные элементы культуры организации: 1) торговая марка — это имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного производителя (продавца) или группы производителей (продавцов) и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов. Существуют четыре типа обозначений торговых марок: — фирменное имя — это слово, буква или группа слов или букв, которые легко произносятся, — фирменный знак, либо символика, либо эмблема, либо марочный знак — это часть торговой марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например символ, изображение, отличительная окраска и др., — торговый образ — персонифицированная торговая марка, — товарный знак (знак обслуживания) — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или сочетание их, обеспеченные правовой защитой; 2) цвета; 3) интерьеры; 4) планировка помещений; 5) стиль одежды персонала, т.е. униформа.
Субъективные элементы культуры организации. 1. Организационные ценности — это свойства предметов, процессов или явлений, позволяющие им служить образцами поведения участников организации, признаваемые большинством из них. Примеры организационных ценностей: — цели; — характер внутренних отношений; — дисциплина; — исполнительность; — новаторство; — инициатива; — профессиональная этика и др.
Примечание: Мнение западных специалистов — сегодня более актуальны такие ценности, как: — коллективизм; — ориентация на потребителя; — личное творчество; — служение обществу.
2. Философия организации — это система организационных ценностей, которая: — отражает восприятие организацией себя и своего предназначения; — задает главные направления деятельности организации; — формирует подходы к управлению; — создает основу имиджа организации.
3. Обряд — это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу. Примеры обрядов: — принятие в трудовой коллектив новичка; — проводы на пенсию и др.
4. Ритуал — это совокупность регулярно проводимых обрядов, оказывающих психологическое влияние на участников организации с целью привития организационных ценностей.
5. Образы, легенды и мифы — отражают в нужном аспекте историю организации, унаследованные ценности, портреты ее выдающихся участников. Предназначения данных категорий: — информируют («каков руководитель», «как руководитель реагирует на промахи», «может ли простой сотрудник стать руководителем» и др.); — снижают неопределенность; — советуют, учат, направляют поведение персонала; — создают образцы для подражания. 6. Обычаи — это формы отношений, воспринятые из прошлого без каких бы то ни было изменений. Примеры обычаев: — обычаи гостеприимства; — обычаи уважительного отношения к старшим по возрасту и др. 7. Нормы и стиль поведения участников организации — это отношение друг к другу, внешним партнерам, осуществление управленческих действий, решение проблем.
8. Традиции — это ценности, обряды, ритуалы, нормы поведения, привнесенные из прошлого в настоящее. Особенности традиций: — могут касаться как конкретных действий, так и всех сторон жизни организации; — учитывают конъюнктуру окружения.
9. Лозунги — это призывы, в краткой форме отражающие задачи организации.
10. Менталитет — это образ мышления участников организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием.
Имидж организации — это образ организации, результат синтеза людьми отдельных проявлений культуры в некое целое, обеспечивающее доверие к данной организации и ее продукции.
Функции имиджа: 1) адаптивная — облегчает вхождение организации на рынок; 2) демонстративная — показ достижений; 3) рекламная — привлечение внимания окружающих.
Особенности имиджа: — имидж динамичен; — меняется под воздействием обстоятельств и новой информации; — создается целенаправленными усилиями; — зависит от каждого участника организации. Виды имиджа: — внешний — это восприятие организации окружением (реклама, цены, атрибутика и др.) — внутренний — это впечатления, которые остаются у клиентов от общение с участниками организации.
Примечание: Важным методом формирования имиджа является пабликрилейшнз — это работа по связи с общественностью, которая включает: — исследование общественного мнения, статистических данных, документов и публикаций; — подготовка аналитических записок, информационных и рекламных материалов; — работа с журналистами, проведение пресс-конференций; — налаживание отношений с потребителями, органами власти и управления.
3. Управление организационной культурой. Взаимодействие менеджмента и организационной культуры.
Управление организационной культурой предполагает: 1) создание организационных ценностей и норм поведения; 2) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе; 3) осуществление ненавязчивого руководства; 4) разработка системы мотивации; 5) обучение персонала необходимым навыкам; 6) вовлечение коллектива в процесс создания имиджа организации; 7) широкое использование символики, обрядов, ритуалов; 8) организация информационного обмена внутри и вне организации; 9) подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; 10) внутренний контроль за организационной культурой со стороны менеджеров.
|