:

, ? ? ? ? , 4. , ? ?

:






ЦФО образуется путем объединения нескольких подразделений





Такой вариант используется в следующих случаях.

Имеются несколько подразделений с однотипными видами доходов или затрат. Их логично объединить в рамках одного ЦФО, так как удобнее управлять такой группой затрат с помощью одной единицы, чем нескольких. Например, бухгалтерия, финансовый отдел, касса объединяются в ЦЗ «Финансы».

Имеются несколько подразделений, выполняющих взаимосвязанный комплекс работ. Например, отделы главного энергетика, механика, ремонтно-механического, метрологии, осуществляющие комплексное обслуживание инфраструктуры производства. Их все тоже логично объединить в один ЦЗ «Инфраструктура».

Имеются несколько подразделений, результаты труда одного являются исходным материалом для следующего и т.д. Например, заготовительный цех, обрабатывающий цех и сборочный цех, когда на выходе последнего появляется готовая продукция. Предприятию важно получить конечный результат, а как идет процесс получения промежуточных результатов, вопрос второстепенный. Если в срок конечный результат будет отсутствовать, наличие промежуточного результата положения дела не меняет. Поэтому такую группу тоже логично свести в один ЦЗ «Производство» с целью объединения процесса и ответственности за получение готовой продукции в одном центре.



Имеются несколько подразделений, осуществляющие разные функции, но направленные на получение конечного результата только в одном подразделении. Например, имеются отдел продаж, отдел маркетинга и отдел рекламы. Все три отдела обеспечивают получение дохода (каждый – своими средствами), который формируется в отделе продаж. Здесь тоже (аналогично предыдущему примеру) имеет смысл объединить все три отдела в один ЦД «Коммерция», чтобы все рычаги воздействия и получения дохода находились в едином ведении, предотвращая, таким образом, все возможные споры о том, «кто не умеет продавать», а «кто дает негодную рекламу».

Этот вариант образования ЦФО называется “один ко многим” (или группировки).

ЦФО образуется путем выделения из одного подразделения двух (или более) частей, каждая из которых получает статус отдельного ЦФО (или присоединяется к какому либо другому ЦФО).

Такой вариант используется в тех случаях, когда есть подразделение, выполняющее в силу своих функциональных обязанностей работу для нескольких подразделений. Примеры:

Имеется отдел продаж, в котором каждый из менеджеров специализируется на реализации отдельного продукта (или, например, группы продуктов “А”). В целом такой отдел продаж обеспечивает реализацию всего ассортимента продукции предприятия. Но если в оргструктуре имеется подразделение, отвечающее полностью за конкретный продукт (или продуктовую группу, или направление бизнеса), то часть отдела продаж, занимающаяся реализацией этого продукта, становится отдельным ЦФО дохода продуктов "А" в соответствующем направлении бизнеса.



Бухгалтерия поделена по принципу – бухгалтеры, обслуживающие производство; бухгалтеры, обслуживающие торговлю; бухгалтеры, ведущие учет общехозяйственных расходов. В финансовой структуре появится три ЦФО: ЦЗ «Бухгалтерия производства», ЦЗ «Бухгалтерия продаж», ЦЗ «Бухгалтерия общая».

Цех участвует в производстве всей номенклатуры продукции предприятия, выполняя при этом определенную группу технологических операций, например, гальваническую обработку. Если, как в первом примере, есть деление по направлениям (бизнесам), то из такого цеха выделятся несколько ЦЗ – "Гальваника "А", "Гальваника "Б" и т.д.

Иную причину использования принципа разделения носит следующий вариант. Типы центров ответственности, пункт “Центры дохода”. Есть Отдел продаж (или любое иное подразделение, которое функционально предназначено для получения дохода). По классификации такое подразделение является Центром дохода, т.е., оно несет ответственность за величину приносимого дохода. Но одновременно данное подразделение является и Центром затрат, так как для выполнения своей деятельности оно потребляет ресурсы. Таким образом, на основе одного подразделения получается два центра ответственности – Центр дохода и Центр затрат, каждый из которых образован по первому способу, т.е., из одного подразделения создан один ЦФО. Но так как при создании этих двух ЦФО участвовало одно и тоже подразделение, то фактически это означает, что был использован не первый, а третий способ формирования ЦФО, когда на базе одного исходного подразделения создаются два центра – Центр дохода и Центра затрат. Это означает, что Отдел продаж был разделен по характеру деятельности – “доходная” часть образует Центр дохода, а “расходная” часть образует Центр затрат.

Этот вариант образования ЦФО называется “многие к одному” (или разделения).

На практике всегда сочетается одновременное использование всех трех вариантов формирования ЦФО. В приведенном выше примере Отдел продаж входит в Коммерческую службу и образует Центр дохода “Коммерция”. А Отдел рекламы и Отдел маркетинга этой же службы объединяются с “расходной” частью Отдела продаж и образуют все вместе Центр затрат “Коммерция”.

уководство ЦФО осуществляет Начальник образующего подразделения (1-й вариант), или руководитель одного из подразделений, входящих в ЦФО (2-ой вариант), либо назначенный руководитель для части подразделения (3-й вариант).

Каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом доходов и/или расходов, спланированных на текущий период.

Основной задачей ЦФО является выполнение своих производственных заданий в рамках установленных бюджетом показателей.

Чтобы чем-либо управлять, необходимо создать структуру. Структура – исполнительный механизм управления. Чтобы управлять своей деятельностью, на предприятии создается организационная структура. Через нее предприятие управляет исполнением функций, регулирует состав исполнителей (сотрудников, подразделений) и контролирует их действия (см. подробнее Шевчук Д.А. Корпоративные финансы. – М.: ГроссМедиа: ОСБУХ, 2008).

Финансовая структура создается на базе организационной структуры. Все подразделения классифицируются по видам доходов/расходов, которые они несут в процессе своей деятельности, и им присваивается статус соответствующего ЦФО.

Таким образом, управление Центрами Финансовой Ответственности предприятие осуществляет через финансовую структуру. Финансовая структура выстраивается из ЦФО, которые, подобно подразделениям в оргструктуре, находятся в определенной иерархической подчиненности.

Финансовая структура – организацияцентров финансовой ответственности, определяющая их подчиненность, полномочия и ответственность и предназначенная для управления стоимостью деятельности предприятия.

Подчиненность центров определяется в той же последовательности, в какой были указаны типы центров.

Самый верхний уровень – Центр инвестиций. Это либо предприятие, либо головная компания многоуровневой корпорации. В него входят все остальные центры. Сначала (на втором уровне) это будет Центр(ы) прибыли. Это тоже (как правило) означает уровень предприятия. Если предприятие существует в одном лице, то оно – Центр прибыли самому себе, либо если несколько предприятий (например, дочерних) входят в холдинг, то каждое является Центром прибыли.

Каждый Центр прибыли должен иметь свой(и) Центр(ы) дохода и Центр(ы) затрат (простой тип ЦП), или включать в себя Центр(ы) маржинального дохода (сложный тип ЦП). Таким образом, на третьем уровне могут находиться как ЦД и ЦЗ, так и ЦМД. В том случае, если третий уровень занимает ЦМД, тогда следующий (четвертый) уровень занимают входящие в него ЦД и ЦЗ.

Сами Центры дохода могут иметь свою внутреннюю иерархию, например, ЦФО дохода «Коммерция» имеет два подчиненных ЦФО дохода – ЦФО продаж региона "А" и ЦФО продаж региона "Б".

Аналогичную вложенность могут иметь и Центры затрат. Например, ЦФО затрат «Производство» может включать в себя ЦФО затрат «Литейный» и ЦФО затрат «Механический». Или ЦФО затрат «Инфраструктура» будет иметь в своей структуре набор ЦФО затрат «Энергетика», «Механика», «Стройсервис», «емонтный» и т.д. При этом Центры затрат могут быть как принадлежащие какому-либо ЦМД (например, Центр затрат «Маркетинг» в ЦМД «егион А»), так и Центры затрат, являющиеся общефирменными. Это те подразделения, которые, как правило, оказывают ЦМД различного рода услуги (бухгалтерия, отдел кадров, логистика, охрана и т.д.) и являются ответственными за их стоимость (т.е. величину произведенных затрат). Например, общефирменный Центр затрат «Административный» может включать в себя ЦФО затрат «Учет», «Безопасность», «АСУ», «АХО» и т.д.

Ниже приведены структуры различного типа.

 






Date: 2015-09-17; view: 55;

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) -