Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 16. Экологическая политика и государственное регулирование природопользования, ресурсосбережения, охраны окружающей среды





 

План:

1. Глобальные экологические и экономические проблемы современности, их особенности в Казахстане

2. Экологические программы государства, их содержание. Методы госрегулирования природопользования

3. Правовая основа охраны окружающей среды (ООС), рационального природопользования и ресурсосбережения в законодательстве Казахстана

4. Опыт зарубежного регулирования ООС

Вопрос 1

В настоящее время из недр земли ежегодно извлекается 100 млрд.тонн руды, топлива, строительных материалов, в т.ч. 4 млрд. тонн нефти и природного газа, 2 млрд.тонн угля. На поля рассеивается 92 млн. тонн минеральных удобрений и 2 млн.тонн ядохимикатов. В атмосферу выбрасывается более 200 млн. тонн окиси углерода, 50 млн. тонн углеводородов, 146 млн. тонн диоксида серы, 53 млн. тонн оксидов азота, 250 млн. тонн пыли. В водоёмы сбрасывается 32 млрд. куб.м. неочищенных вод. В Мировой океан ежегодно попадает до 10 млн. тонн нефти. Ежегодно становятся непригодными для земледелия 6-7 млн. га почв. Всё это с очевидностью требует корректировки действий человечества, так как многие изменения в окружающей среде уже стали необратимыми.

Экологические проблемы Казахстана заметно обострились за последние 20-30 лет. Сегодняшняя, весьма не благополучная, а в ряде районов существенно дестабилизированная экологическая обстановка на территории республики сформировалась за длительный период деятельности узконаправленного, преимущественно ресурсопотребляющего, хозяйственного комплекса. Вследствие недостаточно продуманной стратегии природопользования, экстенсивного развития хозяйства, игнорирования необходимости и возможностей научного регулирования антропогенных нагрузок продолжается всё более угрожающая деградация природной среды.

Обратимся к экологическому состоянию водных источников.

Наиболее неблагополучная ситуация сложилась в бассейне Иртыша. Уровень загрязнения на отдельных участках превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) – по шестивалентному хрому в 5-7 раз, органическим соединениям – в 1,3-3,5 раза, нефтепродуктам в 20-30 раз. Интенсивно сбрасываются вредные вещества в Балхаш. В это озеро ПО «Балхашмыс» ежегодно сбрасывает медь, свинец, мышьяк. Кроме того, стоки рек приносят в Балхаш немало органических веществ.



Справка:

46 % водных ресурсов притекает к нам реками из России, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Китая. И только 56 % формируется на территории республики. 19% из Китая, 15% из Узбекистана, 8 % - из России и 3 % - из Кыргызстана. Потребность Казахстана в воде составляет 35-40 куб. км.

Особую обеспокоенность вызывает Каспийское море. В связи с подъёмом его уровня в зоне затопления оказались пять нефтегазовых месторождений, коммуникации, населённые пункты и промышленные объекты. В связи с загрязнением Каспийского моря отмечаются случаи массовой гибели водоплавающих птиц, тюленей.

Экологическое бедствие представляет собой состояние Аральского моря. Многолетнее сокращение притока привело к падению уровня на 15 метров, увеличению содержания вредных веществ. Около 150 тыс. т. пыли и соли обнажённого дна переносятся ежегодно на территорию Казахстана и за его пределы. В бассейне моря усиливаются необратимые процессы деградирования биосферы.

Поговорим об использовании земельных ресурсов. Пастбища Казахстана – национальное богатство республики. Они располагаются на площади 182 млн. га и одновременно являются главной её экологической средой, занимая 67% всей территории и 81% всех сельскохозяйственных угодий.

Вся жизнь на Земле зависит от тонкого, нестойкого слоя, который покрывает континенты. Этот ценный слой формируется очень долго, но может быть разрушен невероятно быстро.

По данным института «Всемирный страж», ежегодно континенты теряют 24 млрд. тонн верхнего плодородного слоя почвы, сколько находится во всех пахотных землях США, и положение продолжает ухудшаться. Более 1 млрд. га в Африке умеренно или серьёзно затронуты опустыниванием, ещё

1,4 млрд. га находятся а Азии, а в Северной Америке засушливые земли составляют 74%. % из 15 стран ЕС тоже страдают от опустынивания.

Справка:

Ежегодно ущерб от деградации пастбищ в республике составляет $963,2 млн., упущенный доход в результате эрозии пашни- $779 млн., потери от гумуса - $ 2,5 млрд.

Что вызывает и обостряет опустынивание? Непосредственными причинами являются 4 вида деятельности человека:

чрезмерная эксплуатация, которая истощает почву;

чрезмерный выпас, уничтожающий растительный покров, защищающий почву от эрозии;

обезлесивание, сводящее на нет деревья, которые удерживают почву на поверхности земли;

неправильные методы орошения, приводящие к засолению поливных земель.

Следовательно, опустынивание – это не наступление мировых пустынь. Это деградация засушливых земель, включающая потерю биологической и экономической продуктивности.

В основном опустынивание происходит из-за бесхозяйственного использования – 48,1 млн.га и техногенных факторов – 6 млн.га.

Справка:



В республике опустыниванию подвержены около 179,9 млн.га, или 66% земель. В различных регионах оно проявляется как практически полное оскудение растительного покрова на значительных территориях.

В Казахстане подготовка Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием ведётся с 1996 г. при поддержке программы ООН по окружающей среде и развитию. Предусмотрены следующие действия: предотвращение дальнейшей деградации земель; восстановление плодородия пашни; расширение площади лесов; создание сети особо охраняемых территорий; разработка экономических механизмов стимулирования рационального недропользования; предотвращение техногенных нарушений земель и их рекультивация.

Теперь вкратце отметим следующие проблемы, которые наносят большой вред для жизни человека.

I. Вопросы сбора, обезвоживания, переработки и захоронения токсичных промышленных отходов. Всего их накоплено 2 млрд.т., ежегодный прирост составляет 73 млн.т.

II. Остаётся напряжённой радиационная обстановка. Казахстан – единственное на Земле место, где в полном объёме осуществлялись ядерно-стратегические программы: добыча сырья, изготовление и испытание ядерных боеголовок, испытания и ликвидация ядерных ракет, захоронение отходов. Всё это связано с загрязнением радионуклидами, радиоизотопами промышленных отходов урановых предприятий и уничтожением ракетно-космических комплексов, площадь военных полигонов составляла 20 млн.га; проведено более 500 воздушных и подземных взрывов общей мощностью около 50 Мт.

Происходящие изменения в окружающей среде оказывают огромное влияние на здоровье населения. Уже третье поколение людей подвергается воздействию через почву, воду, растения, мясо животных.

Вопрос 2.

Каковы меры государства? Методы государственного регулирования можно разделить на две группы:

административно-правовые методы, основанные на технологических стандартах; и

экономические методы, основанные в первую очередь на стимулировании государством выполнения требований охраны различных элементов природной среды.

Административно-правовые методы предусматривают установление допустимых норм выбросов, запрета на применение определённого вида сырья или продукции, определение системы дифференцированных экономических стандартов для различных отраслей.

Экономическими методами охраны окружающей среды являются:

а) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

б) плата за пользование природными ресурсами;

в) плата за охрану и воспроизводство природных ресурсов;

г) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

д) экологическое страхование;

е) создание фондов охраны окружающей среды.

Финансирование мероприятий по охране окружающей среды в бюджетах всех уровней выделяется отдельной строкой

Рассмотрим функции уполномоченных госорганов, ответственных за обеспечение рационального использования и воспроизводство природных ресурсов. Их 12.

управление природными ресурсами

планирование охраны и улучшения окружающей среды

экологическое нормирование

оценка воздействия на окружающую среду

экологическая экспертиза

экологическое лицензирование

экологическое аудирование

экологический мониторинг

экологический контроль

экологическое воспитание и образование

Государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов осуществляется специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими функции охраны окружающей среды и управления природопользованием.

Экологическое нормирование – установление нормативов в области охраны ПДК

Экологическое аудирование – проверка состояния деятельности предприятий по обеспечению рационального природопользования

Мониторинг окружающей среды и природных ресурсов проводится с целью обеспечения принятия управленческого и хозяйственных решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

В республике Казахстан осуществляется государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Государственные органы , отвечающие за охрану окружающей среды, имеют право:

беспрепятственно посещать (по предъявлении служебных удостоверений) организации и другие объекты, независимо от форм собственности и подчинения, запрашивать и бесплатно получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления контроля;

проверять выполнение планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды;

вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение её заключений;

выносить предписания о запрещении ввоза на территорию РК, а также транзита экологически опасных грузов (изделий), отходов и сырьевых ресурсов, осуществляемых с нарушениями нормативов качества окружающей среды и экологических требований;

определять размеры вреда, причинённого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды, и на основании этого предъявлять к виновным лицам требования о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд;

составлять заключения по экологической экспертизе

госорганы по экологии имеют право вносить в соответствующие финансово-кредитные организации предписания о прекращении финансирования строительства и эксплуатации объектов, хозяйственной и иной деятельности, осуществляемых с нарушением экологических требований или без положительного заключения экологической экспертизы.

Вопрос 3.

В реальных условиях действия органов по охране окружающей среды должны отвечать правовым документам, в частности таковым является Закон РК «Об охране окружающей среды», принятый 15 июля 1997 г.

В соответствии с данным Законом государство определяет общие нормы, стандарты и правила экологической безопасности. В Законе отмечается, что нормирование качества окружающей среды ставит целью установление научно обоснованных предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность и охрану здоровья населения.

Охрана окружающей среды означает сохранение качества окружающей среды. А качество означает установление определённых стандартов и нормативов.

К основным видам нормативов качества окружающей среды относятся:

а) нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде;

б) нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

в) нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия;

г) нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

д) предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском и лесном хозяйстве;

е) нормативы охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон.

Вопрос 4.

Рассмотрим опыт развитых индустриальных стран в экономическом регулировании природопользования.

В США в настоящее время в основу рыночных методов экономического регулирования закладывают так называемый метод «баббл-принцип» («принцип пузырька»). Контроль устанавливается не за каждой отдельной трубой, печью, котлом, а над всем предприятием с его многочисленными установками, загрязняющими окружающую среду.

Определяется объём выброса тех или иных веществ. Как бы предполагается, что оно находится под огромным куполом («пузырьком»), где не должен превышаться заданный уровень загрязнения. В пределах этого уровня предприятие само определяет объём выбросов из отдельных труб и может выбрать разнообразные способы достижения общего норматива: перейти на более чистый вид топлива, заменить один вид технологии другим, изменить профиль производства, сократить его объём и даже закрыть самые опасные цехи и участки.

Особенно наглядно проявляются преимущества «баббл-принципа» при распространении на все предприятия региона. Для них законодательно устанавливается общий лимит (или норматив) выбросов. Если одни предприятия сумели найти эффективные и недорогие способы обезвреживания отходов и обеспечить выбросы ниже регионального норматива, то другие могут приобрести у них право на выброс сверх среднего уровня (но в рамках регионального норматива).

В Западной Европе, а также в США созданы «Биржи отходов». Это посреднические организации между производителями отходов и их потенциальными потребителями, они также следят какие отходы являются пригодными для производственных нужд. Биржи отходов стараются привлечь промышленников использовать или перерабатывать то, что уже другие привезли на свалку и использовать вместо первичного сырья. С другой стороны, биржи заинтересовывают тех, кто отдаёт в качестве отходов самим браться за переработку, ибо в США стоимость размещения твёрдых отходов достигает 100 $ за тонну, а особо опасных – 2500 $.

Таким образом, даже краткий анализ зарубежного опыта позволяет выделить главное:

- экономические рычаги регулирования охраны окружающей среды могут быть по настоящему эффективными только тогда, когда они ориентированы не только на технологическую сферу своего приложения, но и на региональную;

- основное внимание следует уделять не ограничительным мерам и наказанию виновных, а вознаграждению усилий тех производителей, чьи экономические меры способствуют созданию благоприятной окружающей среды.

Справка:

С рынка отзываются автомобили моделей Mazda за нарушение жёстких экологических требований (по нашим меркам, не столь существенная причина), предъявляемых в США. Кампания Mazda North America сообщила об отзыве более чем 5700 автомобилей США для корректировки системы выхлопа газа.

Поддерживая в целом инициативу Всемирного банка, США и других стран, Казахстан предлагает начать торговлю выбросами в ближайшее время, а не с 2008-2012 гг.

 

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. Какие проблемы попадают в орбиту глобальных экологических проблем современности?

2. Назовите основные проблемы, связанные с охраной окружающей среды в Казахстане.

3. Назовите законодательную базу, регулирующую вопросы охраны окружающей среды.

4. Расскажите об опыте зарубежных стран.

 








Date: 2016-02-19; view: 136; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.041 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию