Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Папирус Смита





Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.). На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления. Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью.

Исторические параллели: Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии. Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия. В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.

Изучение медицинских текстов Древнего Египта часто дает основание для интересных сопоставлений и разнообразных исторических параллелей. Приведем еще один пример, также связанный с работами современников и коллег А.Флеминга. Вот рецепт «лекарства от слепоты» из папируса Эберса: «возьми жидкость из глаз свиньи, одну долю сурьмы, одну долю окиси свинца, одну долю дикого меда, смешай все и приготовь порошок, который всыпай в ухо больного, после чего он выздоровеет тотчас». В качестве основного лекарственного средства здесь предложена «жидкость из глаз свиньи». Современные ученые нашли в слезной жидкости человека и животных различные вещества, содержащие биологические активные компоненты, однако целительное действие слез было известно уже в древности из эмпирических наблюдений. Так, в VII в. греком Георгием Писидом был создан Шестоднев, содержащий разнообразные анатомические сведения. Вот как выглядят его рассуждения о значении слез в переводе Шестоднева на русский язык, сделанном в XIVв.: когда они «разливаются», то «помажуть очи, благодаря чему никакой вредности» не удается проникнуть в глаз. Флеминг открыл бактерицидное вещество лизоцим в составе слезной жидкости человека в 1922 г. и долгие годы работал над проблемой выделения этого вещества в чистом виде. Для исследований ему нужны были огромные количества слез, и донорами их стали все его сотрудники и технический персонал лаборатории. Добровольцам закапывали в глаза лимонный сок. После такой процедуры, за которую каждый получал 3 пенса, слезы текли рекой. Однако Флемингу так и не удалось выделить лизоцим. В 1937г. это сделали химики из Оксфорда.

Описания различных повреждений головы, шеи, груди, позвоночника изложены в форме «Наставлений», содержащих рекомендации по лечению этих травм: «Наставление относительно вывиха челюсти», «Наставление относительно перелома руки с зияющей раной». Для лечения переломов использовались шины из тростника и жесткие повязки, которые крепились с помощью бинтов. Эти повязки получали, опуская полотно в алебастр или специальные затвердевающие смолы. Кроме того, лаются советы по диагностике и лечению незаживающих язв. Их лечили прикладыванием различных растительных средств, жиров и минералов. Врачу рекомендовалось наблюдать за ходом заживления и изменять лечение, если понадобится. Раны и травмы подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. В зависимости от того, являлся ли случай сомнительным или безнадежным, врачу рекомендовалось принять одно из решений: «я буду его лечить», «я буду бороться», «я не буду его касаться». Вот пример таких рассуждений: «если ты пользуешь больного, у которого рана на виске, и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану, если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить».

В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади».

Подобным образом и в наше время хирурги лечат повреждение ключицы: отводят плечи назад и связывают сзади руки больного.

Наряду с рациональными средствами хирурги использовали заклинания. Особенно часто — при лечении серьезных ран и травм. Так, при лечении раны лба, размозжившей часть черепа, папирус Смита рекомендует произносить такие слова:

Изыди враг, который в ране,

Выходи дьявол, который в крови.

Соперник Гора по обе стороны рта Изиды.

Эта крепость не падет,

Нет врагов изнутри..

Я под защитой Изиды,

Мой спаситель — сын Осириса

Вот примеры рекомендаций медицинских папирусов по обследованию больного: «Если ты осматриваешь больного, страдающего желудком, и обнаружишь, что его желудок колеблется под твоими пальцами, как бурдюк, наполненный маслом... — положи свою руку на больного и ударь по ней...». «Посмотри на свои плечи, на свою грудь. Посмотри наверх, вниз. Если "больной не может это сделать, он страдает вывихом позвонков шеи...». Однако прежде всего обследование больного было направлено на изучение работы сердца.

Медицинские папирусы не содержат учения о пульсе в таком виде, как, например, оно было разработано позже в китайской, арабской и тибетской медицине. Однако начало этих представлений можно увидеть в папирусе Смита: «Обследование — это подобно подсчету некоторого количества... Измерение подобно подсчету...делает возможным... применить подсчет в случае болезни человека, чтобы знать о работе сердца. А каналы или сосуды от сердца идут ко всем членам. Итак, если жрец богини Сохмет или любой другой врач положит свои руки или коснется пальцами головы, затылка, любой ноги, он измеряет работу сердца, потому что совместно с сердцем пульсирует каждый сосуд всех членов... понятие измерения вводится для того, чтобы знать, что произошло». Интересно отметить, что рассуждая о происхождении болезней в результате изменений сердца и кровеносных сосудов, авторы различных медицинских папирусов ссылаются на «Книгу сердца» — более древний источник, не дошедший до нашего времени.

Исторические параллели: Упоминания об утраченных медицинских трудах египтян содержат сочинения многих авторов античного мира и эпохи эллинизма. Так, Диодор Сицилийский (I в. н.э.) писал, что в Египте существовал сводный труд по медицине, составленный знаменитыми врачами древности. Климент Александрийский (III в. н.э.) указывал на то, что в Египте существовали отдельные книги, посвященные вопросам анатомии, отдельным болезням, лекарственным травам. Египетский жрец Гораполлон (Ve. н.э.) сообщает, что руководством по лечению всевозможных болезней египетским врачам служила книга «Амбрас», безвозвратно утерянная.

Вероятно, существованием единого древнего источника объясняется то, что папирусы Эберса и Смита, как и другие дошедшие до нашего времени медицинские тексты Египта, содержат много совпадений. Вот, например, фрагмент папируса Эберса, во многом повторяющий приведенное выше рассуждение из папируса Смита: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног везде касается сердца... Сосуды из него в теле всем. Если их исследует врач любой, жрец любой, маг любой, пальцы его на голове, на затылке, на кисти, на месте сердца... Ищет он сердце по сосудам его». Возможно, египетские врачи умели считать пульс, используя для этой цели клепсидру — водяные часы, известные в Египте уже с середины II тысячелетия до н.э.2.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПНЕВМЕ

Болезненный процесс в организме египтяне часто рассматривали как результат изменения крови, однако основную роль играла пневма — невидимое вещество, содержащееся в воздухе. При вдохе она поступает в легкие, оттуда — в сердце, а из сердца — в артерии, которые, как полагали в древности, были наполнены не кровью, з отличие от вен, а пневмой. Далее по сосудам пневма разносится по всему телу.

По мнению египтян, вдыхаемый воздух был «живым», а выдыхаемый — «мёртвым». «Клянусь дыханием ноздрей моих и любовью богов» — читаем мы в египетских хрониках. С дыханием связывалось представление о божественной «жизненной силе» по имени Ка; боги тоже имели Ка, но в отличие от людей — не одну. Так, у бога Ра было четырнадцать Ка. Несколько Ка было и у царей.

Здоровье сохраняется до тех пор, пока свойства крови и пневмы нормальны. Изменение этих веществ иногда приобретает характер гниения, которое и вызывает болезнь. Лечение часто имело целью выведение из тела «гнилостных» веществ при помощи рвотных и слабительных средств. Рецепт напоминал современный: часто лекарство состояло из основного, вспомогательного и исправляющего вкус. Вот пример рецепта слабительного средства, приведенного в древнеегипетском медицинском папирусе:

Полыни — 1/3, Фиников — 1/3, Пива ГОРЬКОГО — 1/2, ХЛЕБНОГО ТЕСТА — 1/8, Випл — 1/3, Ослиного молока — 1.

ВСКИПЯТИТЬ, ПРОЦЕДИТЬ И ПРИНИМАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ДНЕЙ.

В медицине разных стран древнего Востока сформировались понятия о жизненной энергии человека, подобной пневме. Ее свойства зависели в основном от дыхания и движения крови. Это китайская «ци» и индийская «прана», с которыми мы познакомимся в соответствующих разделах. Египетское представление о пневме было заимствовано медициной греков и получило развитие в греческой философии. Аристотель объяснял ее присутствием многообразные проявления жизни в животном и растительном мире. Одним из основателей «пневматической» системы в медицине считается Ате-ней, знаменитый врач, живший в Риме в середине I в. Согласно его учению, пневма попадает в сердце, а оттуда по сосудам переносится по всему телу человека. Соединение пневмы с теплотой и сухостью может быть причиной острых заболеваний, с холодом и сыростью — хрони-

Ческих. При смешении пневмы, холода и сухости может наступить смерть, делающая все сухим и холодным. В европейскую медицину представление о пневме проникло благодаря сочинениям великого римского врача Галена, младшего современника Атенея.2.4. РАЗДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОФЕССИЙ

Геродот упоминает в своих записках о разделении медицинских профессий в Египте: «Медицина у них разделена, — пишет он, — каждый врач занимается особым родом болезней: одни — глазные врачи, другие — врачи для головы, третьи — для зубов, и ещё иные — для невидимых болезней». Врачевание было привилегией касты жрецов. Согласно одним источникам, каждый жрец одновременно был и врачом, из других известно, что каждый врач принадлежал к касте жрецов. Социальное положение врачей было, как правило, высоким. Так, Хеси-Ра (XXVII-XVI вв. до н.э.), начальник дантистов и врачей, был одновременно главным писцом фараона.

В медицинских папирусах советы и рецепты распределены по болезням, составляя подобие разделов, адресованных разным специалистам. Когда древнеегипетские тексты рассказывают о врачебных профессиях, в них часто встречаются такие выражения: «Он, который имеет дело с зубами», «он, который заботится о зубах», «главный зубоврачеватель Великого дома» (т.е. врач фараона). Исследование египетских мумий, в том числе и царских, показало, что зубы египтян сильно стирались уже в молодом возрасте, а болезни зубов были широко распространены. Этому способствовало множество причин: употребление жестких лепешек, которые готовились без применения дрожжей; содержание в муке частиц каменной пыли от жерновов; мельчайшая песчаная пыль, которую приносил из пустыни ветер. Следствием истирания зубов были дефекты челюстных костей, которые особенно часто наблюдали исследователи египетских мумий.

Изготовлением лекарств вначале занимались сами врачи, однако во II—III вв. до н.э. в Александрии появляется особая профессия «изготовитель лекарств». Лекарства готовили как по особым рецептам, так и «обычные» — для домашних аптек, история которых восходит в Египте к III тысячелетию до н.э. Сохранилась домашняя аптека египетской царицы, которую датируют 2000 г. до н.э.

Наиболее известны медицинские предписания египтян, о которых упоминал Геродот, в частности, запрещение при острых заболеваниях назначать больному рвотное или слабительное ранее, чем на третий день болезни. Лечение включало в себя определенные курсы продолжительностью в несколько дней. Лечение острых заболеваний предусматривало однодневный подготовительный период и четырехдневное главное лечение. Египтяне знали о существовании кризиса в случае острых заболеваний, считали критическим десятый день после начала болезни.

Искусство врачевания передавалось не только по наследству, как в большинстве семейных врачебных школ Древнего Востока. Врачей готовили школы при храмах. Сохранилось много упоминаний о знаменитых медицршских школах («домах жизни») Египта — в Оне, Саисе, Мемфисе, Фивах, Гелиополисе. Текст папируса Смита начинается словами: «Я вышел из Саиса...» По мнению многих исследователей, это позволяет сделать заключение о происхождении папируса в «доме жизни», находившемся при храме в Саисе.

Исторические параллели: Традиции врачевания в храмах зародились в культурах стран Древнего Востока и позже перешли из Египта в Грецию. Кним относилось, например, использование тайного искусства гипноза, который играл большую роль как в самом процессе излечения, так и в проведении магических ритуалов. «Принеси опрятную и начищенную лампу, —учит египетский папирус, — наполни ее лучшим ароматным маслом... затем поставь перед ней мальчика... Погрузи его твоей рукой в сон и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси его так: «Что видел ты?». Он ответит: «Явидел богов в окружении лампы». Боги будут говорить ему все, о чем он будет спрашивать.

О храмовой медицине, использующей погружение больного в гипнотический сон, упоминается в хрониках Древней Индии, Ассирии, Греции. Греческие врачи использовали для этого отшлифованные металлические пластинки («волшебные зеркала»), большие кристаллы. Сосредоточенный на блестящей поверхности взгляд человека затуманивается. Это помогает врачу быстрее усыпить его. Слово «гипноз» происходит от греческого «гипнос» — сон. Так звали бога сна в греческой мифологии. Его родным братом был Танат (Танатос) — бог смерти.

Бог смерти Танат и его брат бог сна Гипнос несут тело героя с поля битвы. Рисунок на греческой вазе

В медицинской науке Нового времени начало применения гипноза связано с именем австрийского врача Ф.Месмера (XVIIIв.). Он применял приемы врачевания, знакомые жрецам Древнего Востока. Больной в состоянии гипнотического сна, способен по приказанию врача встать, сделать несколько шагов с закрытыми глазами, ясно и разумно отвечать на вопросы. Гипнотическое внушение может придать удивительную силу мускулатуре человека, сообщить ему способность «читать мысли» на расстоянии. Позже было открыто явление постгипнотического внушения, которому подвержен пациент, вышедший из состояния гипнотического сна. Механизм и возможности гипнотического внушения еще не до конца исследованы современной медициной, как и многие другие явления, связанные с работой мозга.

Уже в V в. до н.э. двери медицинских школ были открыты для всех желающих лиц мужского пола, в том числе и для иностранцев, способных внести плату за обучение. Приходя в школу, ученики должны были быть достаточно грамотными для изучения медицины. Египетские врачи в древности лечили монархов многих стран, поэтому даже завоеватели часто не только не разрушали медицинские школы Египта, но развивали и укрепляли их. Так, в

Эпоху завоеваний Египта персами Дарий I способствовал восстановлению древней медицинской школы в Саисе. Принимая учеников в медицинские школы, наставник подводил их к жертвеннику и возле него внушал целомудрие, отречение от всех страстей — любви, ненависти, гордыни, ревности, грубости, лености, хитрости и корыстолюбия. Проповедывались любовь к истине, послушание, скромность, прилежание.2.5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Для египетской медицины характерно внимание к таким гигиеническим процедурам, которые способствовали сохранению здоровья. Жрецы разработали различные предписания для профилактики болезней: воздержание в пище, содержание платья л тела в чистоте, ванны и гимнастические упражнения, необходимость следить за чистотой воздуха, употребление в пищу мяса здоровых животных. Эти предписания были частью религиозных ритуалов и заповедей. «Египтяне, — писал Геродот, — пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно... Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы... Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса... Моются они два раза в день и два раза в ночь... Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснется свиней, то сразу же идет к реке и в одежде, которая на нем, погружается в воду».

Для греков изобретателями медицины, особенно профилактической, были именно египтяне. По свидетельствам некоторых античных авторов, «...египтяне — народ самый здоровый из всех и наиболее долговечный», «образ жизни египтян был так целесообразно урегулирован, что можно было бы видеть в нем не плод законодательного творчества, но работу дельного врача, сумевшего разработать его согласно правилам науки о здоровье». Вот еще одно сообщение Геродота о жителях Египта: - Против несметных комаров... строят себе особые спальные помещения в виде башен, куда и забираются спать. Ведь комары от ветра не могут летать высоко». Здоровым людям периодически предписывали медицинские процедуры с целью предупреждения болезней. Каждые три дня практиковалось очищение организма (рвотное, промывание кишечника или воздержание от пищи).

Исторические параллели: Достижения египетских врачей в области профилактической медицины позже стали известны во многих странах, прежде всего — в Греции. Об этом свидетельствуют сочинения Геродота и Плутарха, Плиния Старшего и Диоскорида. Египтология как наука стала развиваться после того, как Ф.Шамполъон расшифровал египетские иероглифы в 1822 г. Не все дошедшие до нашего времени медицинские сочинения и надписи египтян расшифрованы, поскольку для передачи медицинских сведений жрецы часто применяли не обычное письмо, а тайнопись. В то время, как египетская письменность насчитывает около 800 знаков, в тайнописи жрецов, которая применялась для передачи «тайных» знаний, предназначенных посвященным, содержится около 6 000 знаков. Этот особый род египетской письменности до сих пор не расшифрован, и среди египтологов нет единого мнения о том, каким путем идти к разгадке.

История медицины Древнего Египта хранит еще много тайн, как и вся загадочная тысячелетняя египетская культура. Новые археологические находки приводят к появлению все новых гипотез. Например, сообщение в папирусе Эберса о том, что признаком беременности у женщин является изменение в цвете ириса — радужной оболочки глаз, послужило основанием для гипотезы о возможном знакомстве египтян с иридодиагностикой, которая находит развитие в современной науке.

Однако прямые ассоциации с методами современной науки здесь, как обычно, оказываются упрощенными. В точном и скрупулезном изображении глаз нашли отражение религиозные представления египтян. Погребальная статуя не могла принять душу умершего человека, не пройдя обряда отверзания глаз и рта: жрецы окрашивали губы статуи в красный цвет, а в пустые глазницы вставляли искусную модель глаза, имитирующую все анатомические подробности, включая даже слезные мешочки. Глазное яблоко делали из алебастра или слоновой кости. В специальное углубление вставляли роговицу, выточенную из горного хрусталя. В середине этого тонкого хрустального диска предварительно было просверлено отверстие, которое заполняли черной пастой. Затем внешнюю сторону хрустальной роговицы полировали до блеска, а на внутреннюю — матовую — наносили пленку темной смолы, идеально имитирующей цвет радужной оболочки карих глаз.

Исторические параллели:

Отголоски этого египетского обряда можно увидеть в греческом обычае вставлять глаза статуям. Постепенно теряя свое первоначальное значение, этот обычай ушел в прошлое, как и различие между правым и левым глазом*, которое берет начало в древнейших египетских мифах. Они повествуют о том, что когда-то Гор царствовал на небе, а Солнце и Луна были его глазами. Позже Солнце соединили с богом Ра, а Луну отдали Тоту — богу мудрости. Гор, сын Осириса, вступил в борьбу с богом пустыни Сетом чтобы отомстить за смерть отца. В этой борьбе Гор потерял глаз, который Сет пытался уничтожить. При этом он разорвал глаз пополам, одну половину выбросил, а другую вновь разорвал пополам и так до 1/64 части, которую Сету удалось уничтожить бесследно. Вылечить глаз Гора смог Тот. Он нашел все части глаза и соединил их вместе.

Этот восстановлений глаз получил название «хекат» («целый глаз», «священный глаз») и связывался с именем священной кобры Уаджет. С помощью хеката Гор смог вернуть к жизни Осириса. В представлениях египтян фазы Луны — это постоянно

Повторяющаяся борьба Гора с Сетом. С течением времени изображение хеката — священного глаза стало талисманом, отгоняющим злых духов и приносящим здоровье и удачу, являясь таким образом своеобразным средством «профилактической медицины», тесно связанной с мифологическими и религиозными представлениями.Глава 2. Медицина Древнего Египта

Начиная с первых династий (3500-3000 гг. до н.э.) в Древнем Египте существовали «дома жизни», в которых наряду с математикой, астрономией, архитектурой и другими науками изучали «необходимое искусство» — медицину. Цари Персии и Хеттского государства приглашали ко двору египетских врачевателей. Согласно преданию, в Египте учились Пифагор, Гиппократ и Гален — великие врачи и философы античного мира. Египетская религия говорила о том, что душа после смерти возвращается в тело и останется неприкаянной, если тело не сохранить. Сначала из тела умершего удаляли внутренности и помещали их в разные сосуды, затем тело заворачивали в ткани, пропитанные особыми смолами. Так происходил процесс бальзамирования умерших. Впервые подробно описанный Геродотом, он представлялся грекам великой загадкой. Врачебное искусство египтян и раньше поражало их воображение. Гомер писал о Египте: «...каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким прочих людей». Египтяне знали множество лекарственных растений. Высоко ценились ароматические смолы тропических деревьев — ладан и мирра. Их употребляли как для религиозных, так и для медицинских целей. Искусство врачевания обозначалось двумя иероглифами — скальпелем и ступкой, соединяя символы хирургии и фармакологии. Как и во всех древних культурах, медицина в Египте была связана с религией. В поздний период истории Египта профессиональным знаком отличия египетских врачей становится анк — крестообразная петля, символ жизни. Египтяне считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной — исходить от богов, духов или души умершего. С человеком, попавшим в их власть, происходят несчастья: у него ломаются кости, разрушается сердце, портится кровь, заболевает.:зг, перестает правильно работать ки- Н;|; печник. Смерть может наступить даже атом случае, если с помощью заклинаний злого духа изгнали, однако сдела-;|i мв это не вовремя: его разрушительное "'' действие на организм человека зашло: уже слишком далеко. Поэтому врач должен был прежде всего, не теряя времени, обнаружить причину болезни |";-ж. если понадобится, удалить из тела злого духа или даже уничтожить его. Врачебное искусство включало в себя знание множества заклинаний и умение быстро и ловко готовить амулеты. После того, как закончено «изгнание духа», можно было применять лекарства. Особенно часто заклинания нужны были для лечения внутренних, «невидимых» болезней. Вот фрагмент текста врачебного заклинания, которым рекомендует начать лечение «невидимой болезни» медицинский папирус середины II тысячелетия до н.э.: «Вот заклинание, которое в этой моей голове, в этой моей шее, в этих моих гуках, в этом моем теле... за меня Ра, который говорит: я защищаю его от врагов,:: этот его руководитель — Тот, который дал словесность и письменность, который:делал книги... Я же любимый богом. Да сохранит он меня живым. Произнести при применении лекарства... Это испробовано миллионы раз». В тексте упомянуто имя Гота — одного из богов, покровителей врачебного искусства 2.1. ЕГИПЕТСКИЕ БОГИ — ПОКРОВИТЕЛИ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА Покровителем врачей и автором древнейших медицинских текстов в Египте считали Имхотепа. Согласно преданию, этот знаменитый архитектор и врач жил при дворе фараона Джосера в XXVIII в. до н.э. «Визирь фараона Нижнего Египта, первый после фараона Верхнего Египта, управитель великой палаты,... великий жрец Гелиополиса, Имхотеп, строитель и скульптор», — гак представляет его текст древнеегипетского папируса. В его честь в Мемфисе, Фивах, Саисе и других городах были построены храмы, которые прославились своими медицинскими школами. Имхотеп был не только врачом, но и астрологом, строителем:: архитектором. Именно ему приписывают руководство строительством первой из знаменитых египетских пирамид — ступенчатой пирамиды Джосера. Мы не будем перечислять всех египетских богов, которые имели отношение к врачеванию. Упомянем бога Тота, богиню Изиду и львиноголовую богиню Сохмет. Тот олицетворял божественный разум. Согласно преданию, он изобрел письменность, науки и искусства. Обычно Тота изображали с головой священной птицы ибиса. Различные аспекты этого древнеегипетского символа чрезвычайно интересны. Ибис — птица, которая появляется в Египте перед разливом Нила, следовательно, по представлению египтян, она знает и предвидит будущее, «предупреждает» о нем людей. От нильских разливов, как известно, зависело плодородие земель Египта и существование его обитателей. Когда эта птица ест, ее клюв образует с лапками равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворял геометрию и все науки, связанные с ней. Кроме связи с разливами Нила авторы древнеегипетских папирусов приписывали ибису многие другие достоинства: «редкую понятливость, приятный нрав и большое развитие душевных способностей», осанку, полную достоинства, изящный полет и мерную походку. Благом для человека считали истребление ибисом червей и насекомых. Вот свидетельство древнеегипетского трактата об ибисе, имеющее прямое отношение к медицине. «Спрятав шею и голову в перья под грудью, он представляет подобие изображения сердца... При затмении Луны, он закрывает глаза, пока богиня снова не засияет... животное это весьма долговечно... Весьма редко можно видеть ибиса больным». Плутарх передает сведения, полученные им в Египте: «Ибис, только что вылупившись из яйца, весит две драхмы, сколько сердце новорожденного... Египтяне узнали и стали подражать клистиру ибиса, промывающегося морской водой... Жрецы при омовениях пользуются водой, из которой пил ибис: если вода отравлена или вредна, он не подходит...» Исторические параллели: Обратим внимание на то, что египетский текст неоднократно упоминает о связи символического изображения ибиса с человеческим сердцем: взрослый ибис «представляет подобие изображения сердца», а птенец, только что вылупившийся из яйца, весит столько, «сколько сердце новорожденного». Многие культуры Древнего мира отводили сердцу особую роль в организме человека, видели в нем не только один из жизненно важных внутренних органов, но и начало душевных устремлений, духовного просветления. Философские тексты Древнего Китая (V—III вв. до н.э.) называют сердце «дворцом духа», говорят о возможности «странствовать сердцем по началу вещей», о том, что «сердце мудреца может взращивать в себе Поднебесную». Бучении Конфуция (VI—Vee. до н.э.) сердце представляется критерием отличия человека от животных: человек имеет «соболезнующее и сострадающее», «утверждающее и отрицающее сердце». Последователи другого великого мудреца, современника Конфуция, Лао-цзы, связывали с состоянием сердца мудрость отшельника, его видимое безразличие к миру. В священных книгах древних индусов и персов говорится о том, что «солнце знания восходит в эфире сердца», «мысли разветвляются из сердца подобно лесу». Представление о сердце как средоточии мыслей и чувств, начале душевных движений было характерно для античной культуры. Мы и сейчас говорим о «добром сердце» человека, о «сердечном стремлении», о мыслях и словах, иду-щих «из глубины сердца». Тот в виде ибиса. Египетская скульптура. Перед Тотом сидит Маат, дочь бога Солнца Ра, богиня истины, порядка и справедливости. Подставка изготовлена из древесины кедра, деревянное тело птицы покрыто позолотой, глаза — черные стеклянные бусины, голова и шея, хвост и ноги ибиса сделаны из бронзы, как и фигурка богини Маат Почитание ибиса было в Египте повсеместным. По свидетельству Геродота и других античных писателей, за убийство ибиса, даже невольное, полагалась смертная казнь. В разных местах Египта были найдены кладбища с мумиями ибисов. Останки священных птиц часто помещали в специальные саркофаги. Тоту, богу мудрости, приписывалось составление медицинских текстов — священных книг, содержащих правила и предписания для жрецов-врачевателей. Кроме того, различные боги являлись покровителями различных органов тела и их функций. Например, Тот, почитавшийся в виде ибиса, покровительствовал пищеварительному тракту. Ему приписывают изобретение клистирной трубки, необходимой для очищения тела. Богиня Изида почиталась как богиня судьбы и основательница магического врачевания. В храмах Изиды больные во сне получали откровения с указанием средств к излечению своих недугов. Толковали сны жрецы — оракулы. Исторические параллели: Греческий писатель Диодор Сицилийский сообщает о том, как Изида проявила свое божественное искусство врачевания, найдя тело своего сына Гора. Она вернула его к жизни и сделала бессмертным. Память об Изиде — покровительнице врачевания надолго сохранилась в Греции и Риме. Во П—Г вв. до н.э. римские врачи называли «изидами» лекарства, сложные по составу, требующие внимательного изготовления и тщательного соблюдения пропорций. Исполнение священного гимна перед Изидой и Гором. Женщина аккомпанирует себе на арфе, украшенной атрибутами Изиды. Барельеф в Фивах В период Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) у египтян появляется представление о том, что боги «живут правдой», т.е. могут покарать болезнями и бедствиями не только за неуважение к ним, но за зло и грех: «Не лги... Давай воду отцу и матери, покоящимся в долине... Покровительница врачевателей Тело людей - закром, полный всяких древнего Египта - львиноголовая ответов; выбери хороший, а дурной да богиня Сохмет (XV в. до н.э.) останется запертым в теле твоём... Совершай жертву и остерегайся греха». Хроники этого периода рассказывают, например, о человеке, который сознаётся, что был неразумен и согрешил, не разбираясь в добре и зле. Богиня наказала его одышкой. Тогда он обратился к богам с просьбой о прощении и обещал всем рассказать о том, что богиня, наказавшая его, «лев, и преследует того, кто против неё грешит». После этого он убедился, что «она была милостива, дав почувствовать свою руку. Она вернула благоволение и заставила забыть о болезни». Вероятно, здесь идет речь о львиноголовой богине Сохмет.

 

Date: 2015-11-15; view: 949; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию