Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзистенциализм





Экзистенциализм одно из самых крупных и популярных направлений в философии ХХ в. Он возникает накануне первой мировой войны в России (Л.Шестов, Н.Бердяев), развивается (уже после войны) в Германии (М.Хайдеггер, К.Ясперс ) и своей наивысшей популярности достигает в середине ХХ в. во Франции (Ж-П. Сартр, А.Камю, М. Мерло-Понти). Именно в это время экзистенциализм стал наиболее влиятельным культурным фактором эпохи, и влияние его прежде всего распространялось на творческую интеллигенцию. Многие из представителей экзистенциализма были талантливыми писателями, что также способствовало популярности экзистенциалистских идей. Традиционно выделяют экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер), хотя такое деление носит достаточно условный характер.

Сами экзистенциалисты своими предщественниками считали Паскаля, Кьеркегора, Ницше, Достоевского. Значительное влияние на экзистенциализм оказала философия жизни и феноменология. И если в феноменологии еще предпринимается попытка оправдания науки путем ее переориентации на исследование внутренней жизни сознания, то экзистенциализм решительно восстает против науки как средства решения человеческих проблем.

Экзистенциализм выступает против рационалистической традиции рефлексивной философии, отвергает идеологию технократизма как несоответствующую природе человека. Для экзистенциализма неприемлема гносеологизация человека, сведение его сущности к разуму, отношение к человеку как к органу объективного познания. Человек рождается для жизни, а не для познания. Его специфику определяет не разум, а экзистенция.

Экзистенция – это не просто переживание, а переживание бытия в мире. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя. Бытие его не всегда дано ему в переживании (экзистенции). Для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, то есть перед лицом смерти. Обретая себя самого в переживании (экзистенции), человек обретает и свою свободу. Свобода же состоит в том, чтобы человек не выступал просто как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им и не оправдывает себя «обстоятельствами». Он отвечает не только за себя; «созидая» себя он, в то же время, «созидает» других людей и мир в целом. Чувство вины за все совершающееся вокруг тебя – это чувство свободного человека (Бердяев).

Общество, по Хайдеггеру, есть сфера чего-то безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается в экзистенции. Главный призыв экзистенциализма: «Будь подлинным». Чем более личностным является отношение к другим, тем оно подлинннее. Таким образом, экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сторонам человеческого бытия, которые невыразимы языком науки.

Подлинный характер человеческого существования проявляется только в “пограничной ситуации” (К.Ясперс). Только в экстремальных условиях человек начинает осознавать случайность своей жизни, неподвластность ее человеку. Открытие своей конечности, своего бытия-к-смерти, неподвластности существования и, одновременно, абсолютной личной ответственности за жизнь, которая тебе не принадлежит, порождает страх, тревогу, озабоченность, боль … и надежду, придающую желание жить. Подлинное существование человека, обусловленное не внешними обстоятельствами, а только собственной индивидуальностью (экзистенция), недостижимо во внешности предметного мира, оно – свобода.

Жизнь человека – это проект от начала и до конца. В этом проекте, а точнее – в попытке его осуществления и заключается свобода (Сартр). Актом проектирования самого себя человек стремится освободиться от случайности своей фактичности и существовать на “своих собственных основаниях”. Проект – это собственный способ быть в мире и среди других людей. Свобода, достигаемая в проекте, противопоставляется случайности. Она есть автономия стремлений человека самоопределиться и этим придать смысл своему выбору. Человек является автором своей жизни и своего поведения. Человек, способный проектировать свое существование, ничем не ограничен, он свободен и несет всю полноту ответствености за мир и за себя в этом мире.

Экзистенциалисты разработали новый способ философствования, усвоенный позже новейшей философией. Они оказали значительное влияние не только на последующую философию, но и на художественную литературу и искусство XX века в целом.

 

 

Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси и России.

 

Date: 2015-11-15; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию