Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Платона и Аристотеля





Платон и Аристотель – «вершины» древнегреческой философии. В их системах философское знание этой эпохи приобретает наиболее системный характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии.

Платон (427-347гг.до н.э.) является родоначальником и виднейшим представителем философского направления, который позднее назовут объективным идеализмом. Мир по Платону имеет двойственную природу. Он как бы расколот на два мира: видимый мир изменчивых, чувственно воспринимаемых предметов - материальный мир и невидимый, умопостигаемый мир идей. Настоящий, подлинный мир – это мир идей, это подлинное бытие. Чувственно воспринимаемые вещи – это нечто среднее между бытием и небытием. Они только «тени», образы идей, их слабые копии.

Идеи – это образцы вещей, явлений и всего, того, что есть в мире. Они существуют до вещей, не зависимо от них в ином, запредельном мире – мире идей. Идеи нематериальны, несотворимы и неуничтожимы (вечны), неделимы. Они предельно совершенны и неизменны, обладают некой божественной сущностью, заряженные энергией, целевой причиной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения, то есть высшие и низшие. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Идея Мирового разума, Идея Высшего Блага.

Идея человека – это его душа. До его рождения она пребывает в царстве идей, совершенном мире добра и красоты. Потом она попадает в чувственный, грубый мир, где временно живет в человеческом теле, как узник в темнице. Мышление, познание человека есть воспоминание души-идеи о прежней жизни. В процессе мышления она активна, внутренне противоречива, способна к творчеству.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) сначала ученик, потом соратник и младший друг Платона, хотя по ряду принципиальных вопросов расходился с ним. Он не только систематизировал накопленные античностью знания, но и разработал все основные разделы философии. Его мышление разворачивалось во всех направлениях и охватывало логику и метафизику, физику и астрономию, психологию и этику, он заложил основания эстетики, риторики, знаменитой поэтики и политики. Большое внимание Аристотель уделял методологии исследования, способам и средствам аргументации и доказательства. Та система категорий, которую разработал Аристотель, на протяжений всего историко-философского процесса использовалась философами. Именно в творчестве этого великого мыслителя философия обрела свою классическую форму, а ее влияние на европейскую философскую традицию невозможно переоценить. Философия Аристотеля, благодаря ее глубине и системности, на долгие времена определила направления развития философского мышления. Можно сказать, что без Аристотеля вся западная философия, теология и наука развивались бы совсем иначе. Его энциклопедическая философская система оказалась настолько значительной и важной, что вплоть до XVII века все научные поиски европейского разума опирались именно на аристотелевские труды.

По мнению Аристотеля, задача философии – постижение бытия, но не бытия как “вот того” или “вот этого”: конкретного человека, конкретной вещи, конкретной мысли, а бытия самого по себе, бытия как сущего. Философия должна отыскать нематериальные причины сущего, обосновать вечные сущности. Сущее, как единство материи и формы, есть субстанция. Основой мира Аристотель считает материю и форму. Материя, по Аристотелю, несотворима и неуничтожима, однако сама по себе она инертна, пассивна и содержит лишь возможность, потенцию создания всего разнообразия чувственного мира. Не обладая внутренней, собственной активностью, материя нуждается во внешней побудительной силе. Активным творческим фактором для материи является форма. Форма у Аристотеля это причина становления вещей из однообразной материи. Формы – это не только причины, но и образы вещей. Они разнообразны, существуют высшие и низшие формы. Наивысшей из них является форма всех форм – Бог. Это первая причина и начало всех начал. Он сообщает миру цель и конечную заданность.

Кроме материальной и формальной причин в основании вещей, Аристотель выделяет причину движущую и целевую причину. Аристотель классифицировал современные ему науки, выделив теоретические (математика, физика, метафизика); практические (этика, экономика, политика); творческие (поэтика, риторика и все ремесла). По Аристотелю, душой обладают только живые существа: растения имеют растительную душу, которая обеспечивает рост и размножение; животные, кроме растительной, имеют животную душу, которая дает им способность желать. Человек обладает растительной, животной и разумной душой, обеспечивающей мышление. Разум человека бессмертен, вечен и неизменен.

Античная философия периода эллинизма.

В период эллинизма (IV век до н.э.-V век н.э.) меняется предмет и характер античной философии. Затяжной социально-политический и экономический кризис привел к радикальной переориентации философии. В эпоху войн, насилия и грабежей людей менее всего интересуют вопросы о первоначалах мира и условиях его объективного познания.Находящееся в глубоком кризисе государство неспособно обеспечить благосостояние и безопасность людей, каждому приходится самому заботиться о своем существовании. Вот почему философия отказывается от поисков всеобщих принципов бытия и обращается к живому конкретному человеку, не представителю полисной целостности, а индивиду, предлагая ему программу спасения. Вопрос о том, как упорядочен мир, здесь уступает место вопросу о том, что должен делать человек для того, чтобы выжить в этом мире.

Морально-этическая проблематика, ориентация на индивидуальную жизнь отдельного человека, социальный пессимизм и гносеологический скептицизм – вот отличительные черты, которые объединяют многочисленные и очень разные школы в единый феномен, называемый эллинистической философией. Эпикурейцы, стоики, киники, скептики меняют сам идеал философии: это уже не постижение сущего, а поиск путей к счастливой и спокойной жизни. Не стремись к большему, ибо чем больше имеешь, тем больше потеряешь. Не сожалей об утраченном, ибо оно уже не вернется, не стремись к славе и богатству, не бойся бедности, болезней и смерти, ибо они неподвластны тебе. Радуйся каждому мгновению жизни, стремись к счастью с помощью моральных рассуждений и интеллектуального тренинга. Тот, кто не боится никаких потерь в жизни, становится мудрецом, счастливым и уверенным в своем счастье человеком. Его не пугает ни конец света, ни страдания, ни смерть.

Чем глубже становился кризис античного (уже римского) общества, тем более очевидным становился скептицизм, недоверие к рациональному освоению мира, нарастал иррационализм и мистицизм. Греко-римский мир оказался под влиянием различных восточных и еврейских мистических практик. Неоплатонизм был последним всплеском греческой античности. В творчестве его наиболее известных и авторитетных представителей (Плотин, Прокл) были разработаны идеи, которые, с одной стороны, выводили философию за пределы античной рационалистической традиции, а с другой – служили интеллектуальной основой для раннехристианской философии и средневековой теологии.

Таким образом, античной философии, история развития которой охватывает целое тысячелетие, свойственны следующие черты:

1) космоцентризм – мир предстает как упорядоченный космос, принципы и порядок существования которого совпадают с принципами организации человеческого разума, благодаря чему возможно рациональное познание его;

2) эстетизм, в соответствии с которым мир воспринимается как воплощение порядка, симметрии и гармонии, образец красоты, к жизни в согласии с которой стремится человек;

3) рационализм, согласно которому космос преисполнен всеохватным разумом, придающим миру цель и значение и доступен человеку при условии, что он сосредоточен на познании космоса и развивает свои разумные способности;

4) объективизм, который требовал в познании руководствоваться естественными причинами и решительно и последовательно исключать антропоморфные элементы как средства объяснения и обоснования истины;

5) релятивизм как признание относительности наличных знаний, невозможности конечной и окончательной истины и как требование критики и самокритики как необходимых элементов познания.

Date: 2015-11-15; view: 473; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию