Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие основы политической системы российского общества установлены в «Основах конституционного строя»?





Конституция РФ даёт исчерпывающую характеристику Российскому государству: демократическое, правовое, федеративное, социальное,
светское ‒ с республиканской формой правления.

Демократическое государство. Российская Федерация есть демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ).

Демократизм Российской Федерации находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нем: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

Народовластие. Данный принцип нашёл закрепление в Конституции РФ (ч. 1 ст. 3), в которой указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Это положение является исходным для закрепления демократии (народовластие в переводе с древнегреческого ‒ демократия).

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия ‒ это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство ‒ важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе, как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нормами ст. 32: граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2); граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4); граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия ч. 5).

Непосредственная демократия ‒ это формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, являются референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Референдум ‒ это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путём всенародного голосования.

Другая форма непосредственного волеизъявления народа ‒ свободные выборы. Непосредственное осуществление власти народа путём проведения свободных выборов ‒ исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, позволяет осуществить демократическую организацию власти.

Путём выборов формируются представительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, Президент. Уставами и законами субъектов РФ может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).

Разделение властей является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.

В классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Её сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти ‒ законодательная, исполнительная и судебная ‒ должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако, согласно этой теории, для обеспечения свободы, недостаточно лишь одного распределения власти между несколькими органами. Нужно, взаимное равновесие таких органов, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на свою самостоятельность со стороны другого.

Разделение властей ‒ один из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 г. В статье 10 указывается, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законодательством.

Согласно Конституции РФ разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и реальное взаимное уравновешивание властей, при котором ни одна из трёх властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и сотрудничества.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трёх функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений, часто называемая системой сдержек и противовесов, согласно Конституции выглядит следующим образом:

Законодательный орган ‒ Федеральное Собрание ‒ принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти.

Являясь главой государства, Президент не входит в систему разделения властей. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией должен обеспечивать необходимое согласование деятельности различных ветвей власти ‒ законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Это положение не относится к организации местного самоуправления, так как согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Идеологическое и политическое многообразие. Демократия в Российской Федерации означает, что признается идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст. 13). Идеологическое многообразие предполагает наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов, учений.

Идеологическое многообразие ‒ это право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений: 1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, зарубежных государств и мировой цивилизации; 2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации (прессы, радио, телевидения), а также путём издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.; 3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя РФ; 4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями; 5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Принцип идеологического многообразия исключает возможность существования в стране государственной или иной обязательной идеологии. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2 ст. 13). Тем самым в РФ должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13). Общественные объединения равны перед законом. «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13).

Политическое многообразие ‒ это свобода политических мнений и политических действий. Оно проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма ‒ необходимая предпосылка не только для реализации принципа народовластия, но и для функционирования конституционного государства.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в РФ. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики России составляет социальное рыночное хозяйство, обеспечивающее свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равную правовую защиту, добросовестную конкуренцию и общественную пользу.

Федеративное государство. Российская Федерация есть федеративное государство (ст. 1).

По форме государственного устройства все государства делятся на две группы ‒ унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее во внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.

Федерация ‒ это объединение двух или нескольких государств и (или) государственных образований в одно государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством.

В настоящее время РФ имеет в составе три вида субъектов ‒ полугосударства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования ‒ края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами РФ; национально-государственные
образования ‒ автономная область и автономные округа.

Федерация в России рассматривается как одна из основ конституционного строя (гл. 1).

Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных её демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и её субъектов. К ним согласно Конституции РФ (ст. 5) относятся: 1) государственная целостность РФ; 2) единство системы государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

1. Государственная целостность Российской Федерации. РФ состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ. Государственная целостность в то же время обеспечивается целостностью и неприкосновенностью её территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку односторонне решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности РФ; единством системы государственной власти.

2. Единство системы государственной власти ‒ одна из гарантий государственной целостности. Вместе с тем это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета РФ. Единство системы государственной власти выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы ‒ законодательные, исполнительные и судебные, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Правовое государство. Российская Федерация является правовым государством (ст. 1).

Рассматривая РФ как правовое государство, следует иметь в виду, что речь идёт не о каком-то особом типе государства, а об определённом, весьма высоком уровне его развития. При этом правовое государство представляется в виде некоего эталона или образца, которому согласно либерально-демократическим воззрениям должны следовать все другие государства.

Сущность идеи правового государства ‒ его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Главное в идее правового государства ‒ связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надёжность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовым является такое государство, которому присущи следующие признаки:1) подчинённость праву; 2) верховенство закона; 3) верховенство конституции; 4) приоритет международного права; 5) равенство всех его граждан перед законом и судом; 6) взаимная ответственность государства и личности; 7) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 8) независимость суда в механизме государственной власти; 9) разделение властей; 10) целостность системы законодательства; 11) реальная обеспеченность прав и свобод личности и др.

Республиканская форма правления. В Российской Федерации установлена республиканская форма правления (ст. 1). Являясь суверенным государством, РФ самостоятельно устанавливает форму правления, представляющую собой организацию высших органов государственной власти и порядок их образования. Её определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся обычно наследственным статусом главы государства.

В настоящее время РФ свойственна президентско-парламентская («полупрезидентская») республиканская форма правления, при которой, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в чем её отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства, в-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство, в определённой мере ответственное перед парламентом (в чем её отличие от президентской формы). Именно перечисленные признаки и характеризуют РФ как «полупрезидентскую» республику.

Суверенное государство. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти при осуществлении своих функций внутри своей территории и за её пределами, в международном общении.

Российская Федерация является суверенным государством, суверенитет которого исходит из суверенитета народа (ст. 3).

РФ как суверенному государству присущи определённые признаки:

1. Организация политической власти на определённой территории в пределах государственной границы.

2. Наличие на его территории совокупности людей ‒ населения. Государственная организация общества обусловливает придание населению юридического статуса граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Наличие специального аппарата (механизма) для управления обществом и обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

4. Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России (ч. 2 ст. 4), которое характеризует РФ как правовое государство.

Социальное государство ‒ это государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальная политика составляет часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Светское государство. Российская Федерация является светским государством (ст. 14).

Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция РФ раскрывает её в следующих положениях: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Date: 2015-11-15; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию