Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Догматика и философия





§ 1. Историческая характеристика догматической теологии

Догматика, как признается почти единодушно в настоящее вре­мя, образует составную часть систематической теологии христианс­ких конфессий. Отнесение догматики к систематической теологии, иногда даже растворение в последней проистекает из определенно­го структурно-энциклопедического замысла. С целью акцентиро­вать это обстоятельство мы будем использовать иногда обозначе­ние "догматико-систематический".

Понятие "догматика", являющееся сокращенной формой от "догматической теологии", обозначает ту теологическую дисцип­лину (а также соответствующие изложения и учебники), которая стремится всеохватно и как нечто обязательное изложить хри­стианское учение той или иной христианской церкви или сооб­щества. Такое изложение осуществляется с опорой на догматы как фундаментальные положения соответствующего учения. Это учение строится на основе библейского свидетельства и сообра­зуясь с исторической традицией церкви.

Само обозначение "догматическая теология" появляется лишь в XVII в. До этого в соответствующих целях использовались обозначения "сентенции", "теологические суммы", с XVI в. -"теологические основоположения".

Корни догматической теологии можно найти в позднеан-тичной и средневековой теологии, но в строгом смысле — это явление Нового времени. Истоки догматического теологизиро-



вания следует искать в целостных и тематизированных частич­ных изложениях христианского вероучения. Эти изложения от­деляются, таким образом, от непосредственной связи с тем или иным изложением Св. Писания, даже если эти последние обла­дают высоким понятийным и спекулятивным уровнем. Обсуж­даемые вопросы получают здесь определенное систематическое место.

Историки теологии зачинателем догматики считают наряду с Августином ("О христианском учении") Иоанна Дамаскина, ко­торый в своем произведении "Точное изложение православной веры" излагает христианское учение в том порядке, что во мно­гом принят и сегодня.

Лишь в XII в. на Западе возникают сопоставимые крупные концепции, инспирированные более широким ознакомлением с античным наследием. Петр Ломбардский пишет "Сентенции", содержащие сходный порядок. Они были предметом комментари­ев вплоть до XVI в. и тем самым определяли тематический контур схоластической теологии. Следует назвать, далее, Александра Гэльского и Фому Аквинского. При всем том эти ранние формы теологии лишь условно могут быть названы догматикой, посколь­ку теология средневековья еще не дифференцировалась четко в методическом отношении. У Петра Ломбардского при передаче и толковании Св. Писания и отцов церкви уже утверждается схо­ластический принцип аргументации и контраргументации. У Фомы Аквинского речь идет о методе теологии как о свершаемом в философских категориях истолковании Св. Писания и традиции. Тем не менее нельзя говорить об обосновании какого-то "особо­го" метода догматики.

Кроме того, теология еще не членится на теологические пред­метные дисциплины. При этом, однако, образуются — особенно начиная с XIII в. - самостоятельные тематические комплексы. И все же вплоть до Нового времени этот вид теологии занимается всей теологической сферой, поэтому не возникает догматическая тео­логия как особая дисциплина, предметно и функционально отгра­ниченная от других теологических дисциплин.

Исторические причины, которые привели к оформлению дог­матической теологии, еще не полностью ясны в деталях. Это развитие, в числе прочего, следует рассматривать в связи с об-


разованием догматической формы мышления, выходящей за пре­делы собственно теологии.

В сопоставлении со схоластикой догматическая теология как явление Нового времени представляет собой более высокий уро­вень рефлексии, поскольку она весь материал, систематизируя, воз­водит к последним аксиомам, которые, со своей стороны, уже нельзя отрицать. Догматы скрупулезным образом отличались от простых теологем. Следствием этого была большая мера свободы и вариа­тивности в теологической работе.

Догматика понималась как наука о церковных догматах: ис­ходным пунктом было изложение догматов церкви, которые затем обосновывались Св. Писанием и традицией и, наконец, спекуля­тивно развертывались на пути теологического рассуждения и заключения.

Начиная с раннего Нового времени появляются попытки пе­реформулировать унаследованное учение, исходя из какой-либо единой рациональной ведущей идеи. В протестантизме для этого нового системного мышления, для устремления к гармоничной, внутренне связной организации материала основополагающей является ориентация на "разум субъекта", т. е. на разумную субъек­тивность. Рациональная прозрачность систематического изложе­ния служит тому, чтобы сделать возможным свободное разумное усвоение религиозно-теологических положений. Традиционный дог­матический материал заново структурируется таким образом, что­бы разумность и благочестие человека могли служить принципом организации и изложения всех теологических положений. Эти теологические положения понимаются уже не как церковно задан­ные, независимые от субъекта истины, но как рефлексивные содержания, которые не могут быть содержательными вне своей рефлексивности, т. е. вне соотнесенности с познающим их чело­веком.

Католическая догматическая теология в Новое время находи­лась под значительным воздействием того, что в настоящее время нередко именуют "догматистской моделью" теологии. Это обозна­чение не догматической теологии, но догматистского понимания этой теологии. Данная модель по существу претворялась в прак­тику после Тридентского собора до тех пор, пока II Ватиканский собор не санкционировал другую версию разумения веры. Утвер-


 




ждаемые тезисы оправдываются посредством обращения к сово­купности определений магистрата по тому или иному предмету. Доказательство осуществляется с помощью цитат из Св. Писания, отцов церкви и авторитетных теологов.

Эта система функционирует на основе различения между цер­ковью научающей и церковью научаемой. Магистрат (папа и епис­копы) конституируется в высшую инстанцию знания и контроля за знанием.

В протестантизме с конца XVIII в., а в католицизме в полной мере после II Ватиканского собора религия и теология различа­ются таким образом, что вере противостоит осознанно професси­онализированная теология. Теология, проектируемая как позитив­ная наука, изменяет унаследованное положение дел с учением. Она, опираясь на исторически изменяющиеся установки и содер­жание религиозного сознания, осознанно реконструирует догма­тические учения. Эта самостоятельная реконструкция во все боль­шей мере служит утверждению той или иной теологической позиции, которая одновременно стремится повлиять на религиоз­но-церковную ситуацию в целом.

Современная теология, особенно протестантская, предстает, вследствие этого как чередование и как конкуренция сменяющих и вытесняющих друг друга позиций. Их плюрализм отражает цер-ковно-религиозный и мировоззренческий плюрализм современно­го общества. К конфессиональной расколотости нововременной те­ологии добавляется, таким образом, и ее позициональная внутрен­няя дифференциация.

Задача догматики состоит в том, чтобы на свою ответствен­ность утверждать высказывания веры и обосновывать их утвер­ждение. Она должна быть в состоянии сказать, почему она сохраняет те или иные наличные высказывания в ранге догмати­ческих утверждений и каким образом она соотносит их с исто­рическими, социологическими, идеолого-критическими интерпре­тациями. Тем самым основная проблема для нынешней догматики по-прежнему заключается в определении отношений между исто­ричностью, способностью к диалогу и обязательными верователь-ными высказываниями.

Догматика может осуществляться плодотворно только на осно­ве такой установки, которая не отказывается от догматического рас-


суждения, но не позволяет ему превратиться в догматистское, ско­ванное страхом за свою судьбу. Догматика, как полагают, остается жизнеспособной только в рамках систематической теологии, посто­янно осмысляющей свои собственные принципы.

Православная догматика устойчиво понимает свои догматы как непререкаемые истины, источником и основой которых является божественное откровение, содержащееся в Св. Писании, а опреде­ляются эти истины Церковью.

§ 2. Догматика и философская метафизика

2.1. Ядром догматики является учение о Боге. В догматико-
систематической теологии учение о Боге — это попытка удостове­
рить понятийно-мыслительными средствами понимание Бога, яв­
ленное в канонических текстах и представленное в традиции. Такое
удостоверение не означает лишь экзегетическую реконструкцию биб­
лейского образа Бога. Оно предполагает мыслительное развертыва­
ние основополагающего канонического содержания на основе всего
опыта человеческого существования, в том числе с помощью фило­
софского познания.

Философия, используемая в догматической теологии, есть фи­лософская метафизика. Под метафизикой мы понимаем - приме­нительно к нашей теме — общую теорию действительности в целом. Как правило, она носит форму концептуализации прин­ципов или реальностей, определяющих совокупную действитель­ность.

Использование философской метафизики в догматической тео­логии, ее во многих отношениях основополагающее значение для догматики являются общепризнанными.

2.2. Следует отметить, однако, что в христианской традиции
практически всегда присутствовала и антиметафизическая уста­
новка. В некоторые периоды она усиливалась, в другие проявля­
лась более сдержанно. Антиметафизическая установка обосновы­
вается главным образом ссылками на то, что никакие варианты
метафизики не могут быть адекватными истине откровения.


 




Оппоненты метафизики признают, что в течение двух с полови­ной тысячелетий метафизика имела нормативное значение для западной мысли, была "направляющим логосом" европейской культуры. Однако в настоящее время метафизика стала "сомни­тельной в радикальном смысле", что проявляется, в частности, в том, что ее категориальные оппозиции, такие, как "дух—материя", "рациональное—иррациональное" и др., уже не воспринимаются как нечто очевидное. Все это предписывает, по мнению оппонен­тов, "новое, критическое отношение" к метафизической традиции. "Нынешний кризис метафизики", как они заявляют, не может не иметь последствий для христианства вообще и, в первую очередь, для христианской теологии. Кризис метафизики ставит под со­мнение христианскую идентичность.

Христианство должно поэтому, по мнению оппонентов заси-лия метафизики в теологии, искать сегодня и обрести свою идентичность вне метафизических путей. Метафизика столь долго оформляла язык теологии да и веры вообще, что в настоящее время обновить этот язык можно только посредством сознатель­ной и упорной борьбы с метафизикой.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что все подобные призывы остаются лишь диагнозами и императивами, за которы­ми не следует конкретная и убедительная реализация программ­ных требований всех этих деклараций. Вообще очень трудно представить, каким же будет христианство, освобожденное от метафизического содержания, неотъемлемого от христианства в течение почти двухтысячелетней истории.

2.3. Христианская теология должна представить Бога как аб­солют, как высшее бытийное начало совокупной действительно­сти (соответственно — представить его как: всеобъемлющий онто­логический объяснительный принцип). При этом такой принцип должен предстать и как основа интеллигибельности реальности, в том числе исторической и индивидуально-жизненной реально­сти. Все это означает, прежде всего, что догматическая теология должна иметь возможность опереться на соответствующую мета­физику.

Такой метафизикой может быть только теистическая метафизи­ка в одной из своих разновидностей. При всех различиях и своеоб-


разии догматических учений в православной, католической и про­тестантской теологии собственно философский компонент в каж­дом случае будет представлен тем, что было названо "классическим метафизическим теизмом".

В данной работе мы подробно проанализировали различные ва­рианты теистической метафизики, при этом особое внимание было уделено "философско-теистическому понятию" в его классической форме и процесс-теизму как наиболее влиятельной современной альтернативе классической версии философского теизма.

Мы завершим свой анализ указанием на то важнейшее обстоя­тельство, что теистическо-метафизическое содержаниеобразуя лишь компонент догматике-теологического учения в его полноте — претворяется в таком учении в надфилософскую по своей сути кон­цептуальную и смысловую связь.



ПРИМЕЧАНИЯ

Часть I. "Философия религии как философское религиоведение"

1. ОНО К. Оаз НеШ§е. - Оо«а, 1926. - 8. 1.

2. ОПо К. \Уез1-ОзШсЬе МузИк - Ооша, 1926.

3. 8*асе \У. Т. МузИскт апй рЬНозорпу. — 1^., 1960.

4. ХаеНпег К. С. Музгкмзт, засгей апй ргоГапе. - N. У., 1961.

5. А1топс1 РЬ. Муз1ша1 ехрепепсе апй ге1щюш йос1ппе. - ВегНп е1 а1., 1982.

6. ^ату/п^Ы \У. I. Муз1Мзт. - ВгщЬюп, 1981.

7. СШГогй \У. К. ТЬе е1Ысз оГ ЬеНеГ. // ТЬе гаНопаЫу оГ ЬеИеГ т Сой / Ей. С. Маугойез. - Еп§1е\УОой СШГз, N. V., 1970. - Р. 159-160.

8. Эопоуап Р. ЯеЬ§юиз 1ап§иа§е. - N. У., 1976. Р. 1.

9. ВагЬоиг I. Мушз, тойе1$ апй рагайщтз: ТЬе па1иге оГ зс^епийс апй ге1щюиз 1ап§иа2е.— Ь., 1974.

10. 8сЬоеп Е. ЯеИ§юиз ехр1апаИопз: А тойе1 Ггот те зс1епсез. — ЭигЬат,
1985.-Р. 121.

11. Кт§-Раг1о\у I, СЬпз1епзеп \У. N. РакЬ апй Ше НГе оГ геазоп. -
ЭогйгесЫ, 1972.

12. Вгагту/аНе Я. Ап етршазг'з У1е\у оГ те па!иге о!" геНроиз ЬеИеГ // РЬПозорЬу оГге1щюп /Ей. 5. М. СаЬп. - N. У., 1970.

13. Наге К. М. ТЬео1о§у апй Га1зШса1юп (В) // №\у еззауз т рЬПозорЫса! 1Ьео1о§у /Ей. А. Р1е\у, А. Маст1уге. - Ь., 1955.

14. Вигке Т. Р. ТЬе ге1ис*ап1 у1бюп: ап еззау т 1Ке рЬПозорЬу о!" геИ§юп. РЫ1айе1рЫа, 1974.

15. 1ЫЙ., Р. 39.
16.1ЫЙ.,Р. 112.

17. УУЬШакег.!. Н. МаПегз оГГаИЬ апй таПегз оГрппс1р1е: Яе1щюиз 1га1Ь-с1а1тз апй 1Ьеп 1о§к. - 8ап АпЮпю, 1980.

18. Р1еззпег Н. 01е 8пд1еп йез Ог§атзсЬеп ипй йег МепзсЬ. - ВегНп; \л\ртщ, 1928. Ркззпег Н. Шег е1ш§е МоНуе йег рЬПозорЫзсЬеп Ап1горо1о§1е. -8шйшт Оепегак, 1956, №. 9. Р1еззпег Н. СопйШо Ьитапа. - РйШЬщеп, 1964.


 

19. Р1еззпег Н. От 8шГеп. 8. 293.

20. 1ЫЙ., 8. 304. 21.1ЫЙ.,8. 310. 22.1ЫЙ., 8. 305.

 

23. СеЫеп А. Эег МепзсЬ: зете №шг ипй зете 81е11ип§ т йег \УеЬ. — ВегНп, 1944.

24. 1Ый., 8. 33.

25. 1Ьн1.,8. 31.

26. 1Ый., 8. 34.

27. 1Ый., 8. 35.

28. Лапзеп Р. Ато1й СеЫеп: Ше аптгоро1о§1зсЬе Ка1е§опеп1еЬге. — Вопп, 1975.

- 8. 14.

29. \У1ие§еп51ет Ь. \Уегкаиз§аЬе т 8 Вйе. Вй. - РгапкГиЛ ат Мет, 1984.

- 8. 84.

30. Ауег А. Ьап§иа§е, 1га1Ь апй 1о§1с- Ь., 1936. - Р. 174.

31. Ауег А. Ьап§иа§е, тгиш апй 1о81с.- N. У., 1952. - Р. 13.

32. Р1е\у А. ТЬео1о§у апй СаЫЯсаИоп // №\у еззауз ш рЫ1озорЫса11Ьео1о§у. — Ь., 1955. - Р. 97.

33.1Ый., Р. 98. 34.1ЫЙ., Р. 99. 35. №е1зеп Я. Ап т1гойис1юп Ю те рЬПозорЬу оГ ге!щюп. - Ь., 1982. —

Р. 141. 36.1Ый.,Р. 171.

Часть II. "Философия религии как философская теология"

1. Ретп Н. 01е ёететзате РгоЫетаИк сЬпзШсЬег ТЬео1о§1е Ьеи1е ипй йег окишетзсЬе Аиз1аизсЬ // НапйЬисЬ йег Окитешк. РайегЬогп, 1987. 8. 14.

2. МакоЬп N. Апзе1т'з опЮ1о§1са1 ргооГз //Яеазоп апй геН§юп. ИЬаса; — Ь., 1977.

3. НаПзЬогпе СЬ. Апзе1т'з йезсоуегу. Ьа 8а11е, 1965.

4. Теппап* Р. К. РЫ1озорЫса11Ьео1о§у: СатЬпй§е: СатЬг. ишу. ргезз, 1930.

5. 8итта 1Ьео1о§1ае I, 2, ай. 1 //Босгопз ап§еЬс1 Й1У1 ТЬотас Ацу'таНь орега отгаа. Уо1. 1. - Р., 1895. - Р. 16-17.

6. ЬоХг }.-&. 2иг 81гикшг йез Оо11езЬе\уе18ез //ТЬео1о§1е ипй РЬПозорЫе. 1981. Н. 4. 8. 486.

7. 8сЬаеЯег К. РаЬщкеИ гиг ЕгГаЬгип§. 2ие 1гапзгепйеп1а1еп НегтепеиИк Йез 8ргесЬепз уоп СоИ. — Рге1Ьиг§ е!с, 1982. 8сЬаеШег Я. ЯеИ§10зрЫ1озорЫе. - РгеШиг§ 1. Вг.: МипсЬеп, 1983.


 




8. ЗсЬаепЛег К. КеИ§юпзрЫ1озор1е. 8. 100.

9. 8сЬе1ег М. Эег РогтаЬзтиз т сЗег Е41пк ишЗ сПе та1епа1е \Уег1е1Ык. —

Вегп; МипсЬеп, 1966. - 5. 395.

10. Наттег Р. ТЬеопоте Ап1Ьгоро1о§1е? Мах 8Ье1егз МепзсЬепЫШ ипс!
зете Огепгеп. — Оеп Наа§. 1972, 8. 219.

ИЛЬИ., 8. 285.

12. \Уеке В. КеН§юп$рЫ1озорЫе. Ргейипгё е1с, 1979.

13. 1Ыа\, 8. 66.

14. 1Ы<1, 8. 67.

15. 0§деп 8Ь. Тобаго* а пе\у гЬе^зт //Ргосе88 рЬПозорЬу апй СЬпзНап 1ЬоиёЬ1. - 1псПапроНз, 1977. - Р. 178.

16. А1ехапйег 8. 8расе, Ите апс! деИу. - Ь., 1927.

17. ХУЬиеЬеаа" А. N. Ргосезз апд геаШу. - N. V., 1978.
18.1Ыо\, Р. 4.

19. НайзсЬогпе СЬ. СгеаНуе зуп1:Ье815 апс! рЫ1о8ор1са1 тегЬос!. - Ь., 1970.
Р. XVI.

20. НайзсЬоте СЬ. 1Ыа\, Р. 46.
21ЛЫЙ., Р. 47.

22. ^е18сЬебе1 XV. Оег Сои йег РЬПозорЬеп: Сгип<Ие§ип8 етег
рЬПозорЫзсЬеп ТЬео1о§1е 1т 2еКаЬег ёез ЫШШзтез: 1п 2 Вс1е. —
МипсЬеп, 1979.

23. 1Ыо\, Вй. 2, 8. 202.

24. 1Ы<1.,Ва\ 2, 8. 217.

Часть III. "Философско-религиозная антропология"

1. Никонов К. И. Современная христианская антропология. — М., 1983. — С. 21.

2. 8сЬе1ег М. 01е 81е11ип§ ёез МепзсЬеп 1Ш Козтоз. - МипсЬеп, 1947, 8.7.

3. 8сЬе1ег М. РЬПозорЫзсЬе ХУеНапзсЬаиипё. МипсЬеп, 1954, 8. 62.

4. 8сЬе1ег М. \\^езеп ипа" Рогтеп дег 8утра1Ые. Вопп, 1926, 8. 89.

5. 8сЬе1ег М. 2иг 1сЗее с1ез МепзсЬеп. — Оезаттеке \Уегке, 4955, Вй. 3, 8. 190-191.

6. 8сЬе1ег М. В1е 31е11ип§ с1ез МепзсЬеп ил Козтоз. 8. 35.

7. 8сЬе1ег М. Оег РогтаНзтиз т ёег ЕгЫк ипё Фе та1епа1е ХУеПегЫк, 8. 293.

8. 8сЬе1ег М. РЬПозорЫзсЬе \УекапзсЬаиипё, 8. 30.

9. 8сЬе1ег М. Оег РогтаНзтиз т йет ЕгЫк ипа* сНе тагепак ХУеПегЫк, 8. 370.


 

10. 1Ыо\, 8. 382-383.

11. 8сЬе1ег М. РЬПозорЫзсЬе ^еЬапзсЬаиипё, 5- 13-

12. 1Ыа\, 3. 13.

13. 8сЬе1ег М. 01е ЗгеИипё с1ез МепзсЬеп 1т Козтоз, 8. 40.

14. 8сЬе1ег М. РЬПозорЫзсЬе Х^е11апзсЬеиип§, 8. 11.

15. Неп§51епЬег§ Н.-Е. РЬПозорЫзсЬе АтЫоро1о81е. -ЗшпваЛ, 1957. - 8. 9.

16. Неп§81епЬег§ Н.-Е. 2иг ЯеУ1зюп с1ез Ве§пгГз йег тепзсЬИсЬеп №тг / /РЬПозорЫа пашгаИз. - 1973. Вд. 14, Н. 1. 8. 60.

17. Неп§з1епЬег§ Н.-Е. РЬПозорЫзсЬе Ап1Ьгоро1о§1е. 8. 96.

18. Неп§зхепЬег§ Н.-Е. 01е Рга§е пасЬ уегЫпсШсЬеп Аизза^еп т йег
§е§епшаг11ёеп рЬПозорЫзсЬеп Ап1Ьгоро1о§1е //РЬПозорЫзсЬе
Ап1Ьгоро1о81е Ьеи1е. - МипсЬеп, 1972. - 8. 68.

19. НегщзхепЬег§ Н.-Е. РЬПозорЫзсЬе Ап1Ьгоро1о§1е. 8. 131.
20.1Ыо\

21.1Ш., 3. 132. 22.1ЪЫ., 8. 135. 23.1Ыс1., 8. 165. 24. 1Ы±, 3. 224.

25. Неп§51епЪегё Н.-Е. 2иг Кеу1зюп йез Ве§гШз (1ег тепзсЬИсЬеп №идг. 8. 64.

26. Непёз1епЬег§ Н.-Е. РЬПозорЫзсЬе АЫЬгороЬ^е. 8. 325. 27.1Ыо\ 8. 378.

28. ОогегЬ Е. \Уаз 151 <3ег МепзсЬ? Сшпйги^е етег рЬПозорЫзсЬег
Ап1Ьгоро1оё1е. - ЫпзЬгоск егс, 1973. — 8. 59.

29. СогегЬ Е. Ме1арЬуз1к. - 1ппзЬгиск, 1961. - 8. 616.

30. СогесЬ Е. \Уаз 151 ёег МепзсЬ? 8. 191-192. 31.1Ыо\, 3. 196.

32. РаппепЬегё XV. АпгЬгорок^е т 1Ьео1о81$сЬег РегзреШуе — СоШпдеп,

1983.-3.21. ЗЗЛШ., 8. 21.

34. РаппепЬег§ XV. \Уаз 151 йег МепзсЬ? - СоШпёеп, 1976. - 3. 10.

35. РаппепЪегд XV. Ап1Ьгоро1о§1е т гЬео1о§1зсЬег РегзреШуе, 8. 65.

36. РаппепЬег§ XV. \Уаз 1$1 дет МепзсЬ, 3. 26. 37.1Ыа., 8. 15.

38. Мб., 3. 13. 39.1Ыо\, 3. 24. 40.1ЬШ., 3. 23.

41. КаЬпег К. Ое1з11п \УеЬ. - 1ппзЬшск, 1957. - 8. 407.

42. ЯаЬпег К. Ногег дез ХУоПез: 2иг Сшпс11е§ип8 е1пег КеЬ^опзрЬНозрЫе. — РгеШиге 1т Вге1зёаи е1с, 1971. — 5. 44.


 




43. 1Ьк!., 8. 47. 44. М±, 8. 50.

45. 1ЬШ., 8. 63.

46. 1Ыё., 8. 77. 47.1ЬИ.,8. 116. 48.1ЬШ., 8. 173.

Часть IV. "Христианская теология и философия"

1. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. - М., 1981. -С. 113.

2. уап 8*еепЪег§пеп Р. Ьа рЫ1о$орЫе ее 1а паШге ои XIII 81ес1е // Ьа Шокойа де11а паШга пе1 МеШоеуо. - МПапо, 1966. - Р. 116.

3. Оипеш Р. Ье зузИете йе топёе. НкКмге ёез ёосглпез созто^яиез йе Р1а1оп а Сорегшс. - Р., 1954. Уо1. 1. Р. 104.

4. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. Малый комментарий. По­слание против Вернера. Упсальская запись. — М., 1964. — С. 14.

5. Там же.-С. 12-13.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ*

Аксаков А. С. Литературная критика /Сост., вступ. ст. и коммент. Кири­лова А. С. — М.: Современник, 1982.

Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика /Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Кошелева В. А. — М.: Искусство, 1995.

Андреев Д. Л. Роза мира: Метафилософия истории. — М.: Прометей, 1991.

Аскольдов С. А. Алексей Александрович Козлов. — СПб., Изд-во Рус. Хри­стиан. гуманитар, ин-та, 1997.

Бахтин М. М. К философии поступка /Публ. и вступ. ст. Бочарова С. Г., Примеч. Аверинцева С. С. //Философия и социология науки и тех­ники. - М., 1986.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Изд. 2-е. — М.: Искус­ство, 1986.

Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Поцкова П. В. — М.: Правда 1989. (Из исто­рии отечеств, филос. мысли).

Н. А. Бердяев о русской философии / Сост., вступ. ст. и примеч. Емель­янова Б. В., Новикова А. И. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. (Рус. философия).

Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. — М.: Мысль, 1991.

Бердяев Н. А. О назначении человека /Сост.: Греков Л. И., Поляков А. П.; Авт. вступ. ст. Гайденко П. П.; Примеч. Медведевой Р. К. — М.: Рес­публика, 1993.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа /Сост. Алексеев П. В.; Вступ. ст. Мысливченко А. Г.; Подгот. текста и примеч. Медведевой Р. К. — М.: Республика, 1994.

Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. — М.: Ис­кусство, 1994.

* Подготовлен с участием И. Л. Беленького.



Вернее И. А. Царство Духа и царство Кесеря /Сост. и "«^^^ ва П. В.; Подгот. текста и прим. Медведевой Р. К. М.. Респуоли

^г;и;;—С Д» пРавоСлавНой ^. -

Бу1ко]Тн. Героизм и подвижничество /Сост., вступ. ст., коммент.
Половинкина С. М. - М.: Рус книга, 1992 _ ние к

П^ал^Во^Гло^^^^

дня философии /Вступ. ст., сост. и примеч. Хоружего С. С. Избран ные статьи. /Сост., вступ. ст. и примеч. Роднянскои * Б

Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрения. М..

бДГся19т^

Послесл. Долгова К. М. - М.: Республика, 1996 Булгаков С. И. Труды по социологии и теологии: В 2-х т. /Изд. подгот.

В В. Сапова. - М.: Наука, 1997. ***««.«А. И. Статьи по философии /Вступ. с. Ермичева д. А

Сост подгот. текста и примеч. Ермичева А. А. и др., Библиогр. Ли

харева И М-, Ермичева А. А. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-

быГ«Б. П. Этика преображенного эроса /Вступ. ст., сост. и ком­мент. Сапова В. В. - М.: Республика, 1994. Вышеславцев Б. П. Сочинения. - М.: Раритет, 1995. ГпппЛжа В И Религиеведение. — М., 1995.

т. текста и прим. Макагоновой Т. //Наше наследие - Оиг Ьеп1а8е.

Гер^енТм. О. Тройственный образ совершенства. - Томск: Водо-

лей, 1994. „ о07

Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. - Томск: Водолеи, 1997^ Григорьев А. Эстетика и критика /Вступ. статья, сост. и примеч. Журав

левой А И. - М.: Искусство, 1980. Губман! Л. Современная католическая философия: человек и история.

Да1'е111 И. Я. Россия и Европа: Взгляд на куль. и= — ния слав, мира к германо-романскому /Предисл. Страхова Н. М,


Ст. Бестужева-Рюмина К. Н.; Сост., вступ. ст., коммент. Галактио-нова А. А. — 6-е изд. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та: Гла­голь, 1995.

Зеньковский ВВ. История русской философии /Сост. послесл. и ком­мент. Полякова А. В. — Л.: Эго, 1991.

Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропо­логии. - М.: Школа-Пресс, 1996. — 271 с.

Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. — М.: Республика, 1997.

Иванов В. И. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория. — М.: Искусство, 1995.

Иванов В. И. Родное и вселенское /Сост., вступ. ст. и примеч. Толма­чева В. М. — М.: Республика, 1994.

Ильин И. А. О грядущей России: Избр. ст. / Под ред. Полторацкого Н. П. — М.: Свято-Троицкий монастырь; Нью-Йорк: Корпорация "Телекс", 1993.

Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. 235 с.

Ильин И. А. Одинокий художник: Ст., речи, лекции. Сост., предисл., при­меч. Белова В. И. — М.: Искусство, 1993.

Ильин И. А. Путь к очевидности /Сост.: Алексеев П. В., Кураев В. И.; Послесл. Кураева В. И.; Примеч. Медведевой Р. К. — М.: Респуб­лика, 1993.

Ильин И. А. Сочинения в 2-х т. — М.: Моск. филос. фонд; Медиум, 1993.

Кимелев Ю. А. Современная философско-религиозная антропология. — М., 1985.

Кимелев Ю. А., Полякова И. Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. - М., 1988.

Кимелев Ю. А Современная западная философия религии. — М., 1989.

Кимелев Ю. А. Философский теизм. - М., 1993.

Киреевский И. В. Критика и эстетика /Сост., вступ. статья и примеч. Манна Ю. В. - М.: Искусство, 1979.

Леонтьев К. Восток, Россия и славянство: Философская и полит, публи­цистика. Духовная проза. /Общ. ред., сост., подгот. текста, коммент. Г. Б. Кремнева. - М.: Республика, 1996.

Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-И вв. н. э. /Пер. тек­стов Гаспарова М. Л., Федорова Н. А.; Примеч. к текстам Тахо-Годи А. А. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1982.

 

Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложе­нии. - М. Мысль, 1989.

27 Зак. 4338.


Лосев А. Ф. Из ранних произведений /Вступ. ст. Тахо-Годи А. А., Гого-тишвили Л. А.; Отв. ред. Тахо-Годи А. А.; Сост. и подгот. текста Ма-ханькова И. И.; Примеч. Гоготишвили Л. А. и др.; Журн.: Вопр. -философии и др. — М.: Правда, 1990. Лосев А. Ф. Философия имени. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего разви­тия. - М.: Искусство, 1992. Кн. 1.; 1994. Кн. 2. Лосев А.. Ф. Бытие-имя-космос /Сост. и ред. Тахо-Годи А. А. - М.:

Мысль, 1993. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии /Сост. Тахо-Годи А. А. - М.: Мысль, 1993. Лосев А. Ф. Миф - число - сущность /Сост. Тахо-Годи А. А. - М.:

Мысль, 1994. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелет. развития. -

М.: Искусство, 1994. Кн. 2. Лосев А. Ф. Словарь античной философии: Избр. ст. - М.: Мир идей: АО

"Акрон", 1995. Лосев А. Ф. Форма - стиль - выражение /Сост. Тахо-Годи А. А. - М.:

Мысль, 1995. Лосский Н. О. Избранное /Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Фи­латова В. П.; Ин-т философии АН СССР и др. - М.: Правда, 1991. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра /Вступ. ст. Титаренко А. И. -

М.: Политиздат, 1991. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм. - М.: Изд.

группа "Прогресс" У1А, 1992. Лосский Н. О. Бог и мировое зло /Сост. Поляков А. П., Алексеев П. В.,

Яковлев А. А. - М.: Республика, 1994. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция /Сост. Поляков А. П.; Послесл. Гайденко П. П.; Подгот. текста и примеч. Медведевой Р. К. - М.: Республика, 1995. Никонов К. И. Современная христианская антропология. - М., 1983. Новгородцев П. И. Об общественном идеале /Сост., подгот. текста, вступ.

ст. Соболева А. В. - М.: Правда, 1991. Новгородцев П. И. Сочинения /Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Колеров

М. А., Плотников Н. С. - М.: Раритет, 1995. Новгородцев П. И. Введение в философию права: Кризис соврем, пра­восознания /РАН Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1996. Розанов В. В. О себе и жизни своей: Уединенное; Смертное; Опав­шие листья; Апокалипсис нашего времени /Сост., предисл., ком-


мент., указ., подгот. текста Сукача В. Г. — М.: Моск. рабочий, 1990.

Розанов В. В. Сочинения. Ин-т философии АН СССР и др.; Сост., под­гот. текста и примеч. Барабанова Е. В. — М.: Правда, 1990. Т. 1. Ре­лигия и культура.; Т. 2. Уединенное.

Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития: Лит.-эстет, работы раз. лет /Сост., вступ. ст. Ерофеева В. В.; Коммент. Дарка О. — М.: Искусство, 1990.

Розанов В. В. О понимании: Опыт исслед. природы, границ и внутр. строе­ния науки как цельного знания /Ин-т мировой лит. им. А. М. Горько­го; Подгот. текста и коммент. Сукача В. Г. Вступ. ст. Бибизина В. В. — М.: СПб.: Наука; Ювеста, 1994.

Самарин Ю. Ф. Избранные произведения /Сост., вступ. ст. Цимбае-ва Н. И. - М.: Моск. филос. фонд РОССПЭН, 1996.

Соловьев В. С. Сочинения: В 2-х т. /Сост. и подгот. текста Котрелева Н. В.; Вступ. ст. Асмуса В. Ф.; Примеч. Котрелева Н. В., Рашковского Е. Б. — М.: Правда, 1989.

Соловьев В. С. О христианском единстве: О расколе; Великий спор; Догматическое развитие Церкви; Русская идея; Россия и Вселен­ская Церковь; Письма; Неизданный материал. — М.: Рудомино, 1994.

Соловьев В. С. Оправдание добра. — М.: Республика, 1996.

Спекторский Е. Проблемы социальной физики в XVII столетии. В 2-х т. Т. 1,1910.; Т. 2,1917.

Степун Ф- Жизнь и творчество. — Берлин, 1923.

Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. — М.: Прогресс-Литера; СПб.: Але-тейя, 1995.

Страхов Н. Н. Литературная критика / Вступ. ст., сост. Н. Н. Сколова; Примеч. Н. Н. Скатова и В. А. Котельникова. — М., Современник, 1984.

Тихомиров Л. А. Монархическая государственность: Светлой памяти Ве­ликого князя Владимира Кирилловича посвящается. Рос. импер. союз-орден. - СПб: А/О "Комплект", 1992.

Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории /Сост., вступ. ст., коммент. Смолина М. Б. — М.: Ред. журн. "Москва", 1997.

Трофимова 3. П. Гуманизм, религия, свободомыслие. — М., 1992.

Трубецкой Е. Н. Метафизические предпосылки познания: О преодоле­нии Канта и кантианства. - М., 1917.


 




Трубецкой Е. Н. Смысл жизни /Сост. Полякова А. П., Апрышко П. П. — М.: Республика, 1994.

Трубецкой С. Н. Сочинения /Сост., ред. и вступ. ст. Гайденко П. П.; Примеч. Гайденко П. П., Афиногенова Д. Е.; РАН. Ин-т филосо­фии. М.: Мысль, 1994.

Федоров Н. Ф. /Сост., вступ. ст. и примеч. Семеновой С. Г. — М.: Раритет, 1994.

Федоров К Ф. Собрание сочинений: В 4-х т. /Сост., подгот. текста и ком-мент. Гачевой А. Г., Семеновой С. Г. — М.: Прогресс, 1995. Т. 1.

Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4-х т. — М.: Прогресс, 1995. Т. 2.

Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4-х т. — М.: Традиция, 1997. Т. 3.

Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. исто­рии и культуры. - СПб.: София, Т. 1, 1991; Т. 2, 1992.

Флобренский П. Иконостас: Избр. тр. по искусству. — СПб.: Мифрил; Рус. кн. 1993.

Флобренский П. А. Сочинение: В 4-х т. — М.: Мысль, Т. 1, 1994; Т. 2, 19%.

Франк С. Л. Духовные основы общества. — М.: Республика. 1917.

Франк С. Л. Душа человека: Опыт введения в филос. психологию. -М., 1917.

Франк С. Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеч. знания; Душа человека: Опыт введ. в филос. психологию. — СПб.: Наука, 1995.

Франк С. Л. Русское мировоззрение. — СПб.: Наука, 19%.

Франк С. Л. Очерки методологии общественных наук //Вопр. мето­дологии. - М., 1997. Вып. 2; Вып.З; Вып. 4.

Франк С. Л. Реальность и человек /Сост. Алексеев П. В.; Примеч. Мед­ведевой Р. К. - М.: Республика, 1997.

Хомяков А. С. Сочинения: В 2-х т. /Вступ. ст., сост. и подгот. Кошеле-ва В. А. — М.: Моск. филос. фонд: Медиум, 1994.

Чаадаев П. Я. Сочинения /Сост., подгот. текста, примеч. Проскури­ной В. Ю.; Вступ. ст. Мильчиной В. А., Осповата А. Л. - М.: Прав­да, 1989.

Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма /АН СССР. Ин-т философии. - М.: Наука, 1991.

Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия: (Глас, вопиюще­го в пустыне). Пер. с фр. /Вступ. ст. Милоша Ч.; Подгот. текста и примеч. Ахутина А. В. - М.: Прогресс; Гнозис, 1992.

Шестов Л. И. Сочинения: В 2-х т. /Сост., науч. подгот. текста, вступ. ст. и примеч. Ахутина А. В.; Инт-т философии РАН. — М.: Наука, 1993.


Шестов Л. Сочинения /Сост., вступ. ст. и примеч. Полякова Л. В. - М.: Раритет, 1995.

Шестов Л. Сочинения.: В 2-х т. - Томск: Водолей, 1996.

Шпет Г. Г. История как проблема логики. Критические и методологи­ческие исследования. 4.1. Материалы. - М., 1916.

Шпет Г. Г. Сочинения /Предисл. Пастернак Е. В.; Ин-т философии АН СССР и др. - М.: Правда, 1989.

Шпет Г. Г. Герменевника и ее проблемы /Вступ. замеч., Подготовка тек­ста и публ. А. А. Матюшине, Е. В. Падерман //Контекст: Лит. тео-рет. 1980,1990, 1991, 1992. М.: Наука, 1989-1993.

Шпет Г. Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусст­воведения//Вопр. искусствовед. - М., 1997.

Шпет Г. Г. Философские этюды. - М.: Прогресс, 1994.

Шпет Г. Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы. - Томск: Водолей, 1996.

Эрн В. Ф. Сочинения /Сост., подгот. текста: Котрелева Н. В., Антоновой Е. В.; Вступ. ст. Шеррер Ю.; Филос. о-во СССР. - М.: Правда, 1991.

Яблоков И. Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994.

А1Ьег1 К. Уош КиК 8ит Ьо§о$: 81иаЧеп гиг РЬПозорЫе дег КеН§юп. -

НатЪш-§: Метег, 1982. АШоп Ж Р. Отпе паиаге апа* Ьитап кгщиаве: Еззауз т рЬНозорЫса!

*Ъео1о8у. Кпаса, N. V.: СогпеЦ ишу. ргезз, 1989. ТЬе аиЮпоту оГ ге1щюиз ЬеНеГ: А сгШса1 йиши-у/Еа'. \«1п ап тПчхшсгюп

Ьу Сгоззоп Р. I. - Ыо1ге Бате; Ь.: \]шу. оГЫо!ге Бате рге8$, 1981. ВаННаааг Н. V. Яеёа§пег ипе рЫ1о8ор1е а раШг йе 1а 1пеок>81е // Роиг ипе

рЫ1озорЫе спгеИеппе. — Р., 1983. ВагЬоиг!. Му1п8, тодек апс! рагааЧ$>т$. ТЬе пашге оГзыетШс апд геН§юиз

Ьищиазе. - Ь.: 8СУ ргез8, 1974. Веек Н. ЫаШгЬсЬе ТЬео1о81е: Сгипёпзк рЫ1о80рЫ8сЬег СоПевегкеппиш.

- Мипспеп; 8а12оиг§: Риз*е1, 1986. ВЫпзпагй В. Яеазоп гай ВекеГ. - №му Науеп: Уа1е ищу. ргезз, 1975. ВгакепЫеЫ С.-К. Но\у рЬНоворЬу зЬарев гЬеопез оГ геНвюп. Ьепб:

С1еешр. Вт%&ег IV. ТЬео1о81а па1игаЬз. - Ри11асЬ Ье1 Мипспеп: Вег§тап81о11е8 Уег1.,

1959. Вигеп Р. уол. ТЬе ес!§е$ оГ кпдиаае. Ап езяау т *Ье 1о§к оГ а геП^юп. -

N. V.: МастШап, 1972.


 




Вит Е.А. Турез оГгеЬ§юиз рЬИозорЬу - N. V.; Ь.: Нагрег, 1939.

ТЬе сЬа11еп§е оГ геИ^оп Юдау. Еззауз оп 1пе рЬПозорЬу оГ гегдооп /Ей. Ьу

Кт§-Раг1о\у I. — N. V.: 8с1епсе ЫзЮгу риЫ., 1976. СоШпз /. ТЬе етегаепсе о!" рЬПозорЬу оГ геН§юп. — №\у Науеп; Ь.: Уа1е

итз. ргезз, 1967. СоШпз Я. Р. Мос1е1з оГ 1Ьео1о§1са1 геЯесИоп. — ЬапЬат е!с.: 1Му. ргезз оГ

Атепса, 1984. Соорег В. 2. ТЬе 1деа о!" Сод. А \\ЪкеЬеад1ап сгМ^ие о( 81. ТЬотаз Аяшпаз

сопсер! оГСод. - ТЬе На^ие: N0806°, 1974. Сгее1 Я. Т. 01уте траззМШу: Ап еззау т рЫ1озорЫса1 гЬео1о§у. —

СатЬпд§е е*с.: СатЬпд§е ишу. ргезз, 1986. йатез В. Ап тггодисйоп го гЬе рЬПозорЬу оГ геЬ§юп. - ОхГогд; N. V.:

ОхГогд ишу. ргезз, 1982. В'кег(I. ^гЩ>еп81ет'з ге1еуапсе Гог 1Ьео1о§у. — Вегп; Ргапкшй а. V.:

Ьапе, 1975. В1еи. — Р.: ВеаисЬезпе, 1985. йирге Ж ЕттЬгигщ т «Не КекёЮпзрЬиозоргне. — ЗШЙ^аЛ е*с.: КоЫЬаттег,

1985. ЕЬеИп§ С. 81идшт дег ТЬео1о§1е. Ете епгуЫораШзсЬе ОпепИегагщ. —

ТиЫпёеп: МоЬг, 1975. Е11уюой Я. 5. }г. Музйсшп апд геНцюп. — Ещ>1е\УОод с1гЙ8 (Ы. ].): РгепИсе

На11, 1980. Регт О. \У. Сошетрогагу Атепсап *Ьео1о§1ез: А сгШса1 зигуеу. — N. У.:

8еаЬигу ргезз, 1981. Регге Р. Ваз1С тодегп рЬНозорЬу оГ геЬ§юп. — N. У.: 8спЬпег, 1967. Рогй Ь. Б. ТЬе 1иге оГ Сой: А ЫЬНса1 Ьаскгоипд Гог ргосезз 1Ье1зт. -

РЬНадеЬМа: РоПгезз ргезз, 1978. ТЬе ГиШге оГ рЫ1озорЫса1 *Ьео1о{*у / Ей. Ьу Еуапз К. А. — РШадекма:

уУезглйпзгег ргезз, 1971. Сои пеппеп: РЬапотепо1о§1зсЬе 2и8агще /Нг$8. уоп Сазрег В. — Рге1оиг§;

МипсЬеп: А1Ьег, 1981. СгаЬпег-НаШг А. ТЬеопе дег ТЬео1о§1е а1з МззепзсЬаГг. — МипсЬеп: Козе1-

Уей., 1974. Сип1оп С. Е. Весогшп§ апд Ье1п§: ТЬе досглпе оГСод ш СЬаг1ез НаЛзЬогпе

апс! Каг1 ВайЬ. - ОхГогд: ОхГогд иту. ргезз, 1978. На11 У. Кпо^1едее, ЬеНеГ апд ггапзсепдепсе: РЬПозорЫса1 ргоЫетз т

ге1щюп. — ВозЮп: МиГШп, 1975. НаПзкоте СИ. Ргот Аяшпаз Ю ХУЬМеЬеад: Зеуеп сеШипез оГ теШрЬузшз

оГ геЦ§юп. — МИ^аикее: Мащиеие иту. ргезз, 1976.


НаПзкогпе СИ. Сгеа^уе зуп1:Ьез13 апд рЬПозорЫса1 тегЬод. - Ь.: 8СМ

ргезз, 1970. НаПакоте Ск. А па!ига1 *Ьео1оёу Гог оиг Ите. - Ьа 8а11е: Ореп СоиЛ,

1967. НеЫ姧ег е11а яиезИоп де 01еи. — Р.: Огаззе!, 1980. Шгзск Ет. 0\е. СезсЫсЫе дег пеиегп еуап§еПзсЬеп ТЬео1о81е. — Ои1егз1оЬ:

МоЬп, 1975. - В<1е. 1-5. Зопев Н. О. 01е Ьо§1к 1Ьео1оё1зсЬег РегзреШуеп: Е1пе зргасЬапа1у11зсЬе

ишегзисЬигщ. - ОоШгщеп: УапдепЬоеск ипй КиргесЫ. 1985. /их1 Ж-О. Ке1щюзе БргасЬе ипй апа1у11зсЬе РЬПозорЫе. 8тп ипд Ушйт

ге1щ10зег Аизза^еп. - Зиодагс: КоЫЬаттег, 1975. Ьопег^ап В. Ме1Ьод т 1Ьео1о§у. - N. У.: Негёег, 1973. Мас1>ге%ог С. РШозорЫса1 138иез 1П геи§10из Шои^Ы. — ВозЮп: МиЯЬп,

1973. Масркегвоп Тк. РЬПозорЬу апб геЦ^оиз ЬеЦеГ. — Ь., 1974. Масдиате /. ТЫпЫпб аЬои1 Сод. — Ь.: 8СМ ргезз, 1975. Масдиате /. Т\уегй1е1Ь-сепгигу геЬ^оиз 1Ьои§Ь1. — Ь.: 8СМ ргезз, 1971. МоЫаг Тк. Сод апд 1Ье кполукй^е оГгеаШу. — N. У.: Вазк Ьоокз, 1973. Иазк Я. Н. СЬпзНап ГакЬ апд ЫзЮпса1 ипдегзгапдхгщ. — Сгапд Кар1с1з:

2опдегуап; БаИаз: РгоЬе т1тз1пез т1егп., 1984. ЮскоПх IV. ЗузгетаИс апд рЫ1озоЫса1 1Ьео1о§у. - Нагтопдз\УОйЬ е!с.:

Реп§ит Ьоокз, 1971. О'ВоппеИ У. ТпгйЧу апд 1етрогаЫ;у: ТЬе СЬпзИап досгппе оГ Сод т 1Ье

11§Ы оГ ргосезз 1;Ьео1оёу апд гЬе 1Ьео1ову оГ Ьоре. — ОхГогд: ОхГогд

иту. ргезз, 1983. О&егтапп Н. 8ет ги Сои. 01е рЬНозорЫзсЬе ОоПезГгаее. — МипсЬеп;

8а1гЬиг8: Риз1е{, 1974. О'Ьеагу /. 5. Риезгюптё Ьаск: ТЬе оуегсот1П8 оГтеШрЬузкз т СЬпзНап

1гадШоп. — МтпеароИз е1с.: ХУхпзЮп ргезз, 1985. 0(1о К. Эаз НеНще. - Со1ла: Юо1з, 1926. РаШп О. А. Огоипдлуогк оГ рЬЛозорЬу оГ геН^кт. — Ь.: ЕругойЬ ргезз,

1986. РаПепоп Я. Ь. А рЬНозорЬу оГгеЬ^оп. — ОигЬат: Оике иту. ргезз, 1970. Репе1кат Т. Сод апд зсерйазт: А згиду 1п зсерИсгзт апд йдехзт. —

ОогдгесЫ е!с.: Ке1де1, 1983. РепеШат Т. РгоЫетз оГгеи§юиз кпо\у1едёе. — Ь.; Ва51п§зЮке: МастШап,

1971. РепеШат Т. КеЬ§юп апд гаИопаШу. Ап 1тгодисиоп 1о 1Ье рЬНозорЬу оГ

ге1щт. - N. У.: Капдот Ьоизе, 1971.


 




РкИИрз О. 2. ВеПеГ, спайке ап<1 Гогтз оГ Ше. - Ь.; Вазт§зЮке: МастШап,

1986. РЫШрв 3.2. Райп апё рЫ1озорЫса1 епчшгу. — Ь.: Яои11её§е апё Раи1,

1970. - VIII, 277 р. РЫШрв /). 2. Яеи^юп \уИЬои1 ехр1апаИоп. — ОхГогё: В1еск\уе11, 1976. РЬПозорЫе е* ге1щюп. - Р.: Её. зос1а1ез, 1974.

РМозорЬу оГге1щюп / Ей. Ьу Сапп 8. М. - N. V. е1с.: Нагрег апа Кош, 1970. РЬПозорЬу оГ геН§1оп. Ап ап1Ьо1о§у оГ соп1етрогагу у1е\уз. /Еа. Ьу

М. V. 31е\уаП - ВозЮп е!с, 1996. Папйща А. Соё апа о1пег ттёз. — ИЬаса: СогпеИ иту. ргезз, 1967. АЫп Р1апНп$а /Её. Ьу ТотЬегНп I. Е., Уап 1пуа§еп Р. - ОогёгесМ е!с.:

Яе1ёе1, 1985. Ргоифоо1 IV. ЯеИ§юиз ехрепепсе. - Вегке1еуе1с.: Цшу. оГСаШогта ргезз,

1985. Яакпег К. Ногег ёез А\\эЛез. 2иг Сгипёкеипе етег ЯеИ§юпзрЫ1озорЫе.

РгеШищ 1п Вге1з1аи: Негёег, 1971. Яатаеу I. СЬпзйап етртазт. — Ь.: ЗпеШоп ргезз, 1974. Яа1юпаШу апа ге%юиз ЬеИеГ /Её. \укЬ ап гтоё. Ьу Ое1апеу С. Р. — Ио1ге

Бате (1пё.); Ь.: 1Му. оГИо1ге Оате ргезз, 1979. Яеазоп апё геН§юп /Её. Ьу Вго\\гп 8. С. — ИЬаса; Ь.: СогпеИ иту. ргезз,

1977. Яищо /. Яеазоп, ге1а11У1зт апё Ооё. - Ваз1П§з1оке; 1_.: МастШап, 1986. ЗскаеЩег Я. РапщкеИ; гиг ЕгйЬгигщ. 2иг ггапзгепёепЫеп НегтепеиНк ёез

8ргесЬепз уоп Сои. — Рге1Ьиг§ е1х.: Негёег, 1982. 5скае//1ег Я. ЯеН§юпзрЫ1озорЫе. — Ргеизигё/ь Вг. /; МипсЬеп: А1Ьег,

1983. 8сНоеп Е. ЯеН^юиз ехр1апа!юпз: А тоёе1 хгот 1Ье заепсез. — БигЬат:

Оике иту. ргезз, 1985. 51аа!е Н. А. Сотетрогагу рЬПозорЫез оГ геИ§юп. — ЬапЬат епс.: Ш1у.

ргезз о!" Атепса, 1986. 81асе IV. Т. МузИазт апё рпИозорЬу. — Ь.: МастШап, 1960. Эег 81гек ит ёеп Сои ёег РЬПозорЬеп: Апгеёищ>еп ипё АтшоПеп /Нгз§.

уоп Мо11ег }. — ОиззеШогГ: Ра1тоз, 1985. ЗтпЬигпе Я. ТЬе соЬегепсе оГ1Ье1зт. — ОхГогё: С1агепёоп ргезз, 1977. 8тпЪигпе Я. РакЬ апё геазоп. — ОхГогё: С1агепёоп ргезз, 1981. 11т Мо§ИсЬкек оёег УптоёНсЬкеИ паШгНсЬег ОоИезегкеппх-пез Ьеи1е /

Нгз§. уоп Кгетег К. — Ье1ёеп: ВгШ, 1985. \Уат\мп%к(\У. I. МузИазт: А зШёу оГ Из паШге, со§пШуе уа1ие апё тога1

1трНсаИопз. — Вп§Ь1:оп: Нагуез1ег ргезз, 1981.


У/е1вскейе1 Ж Оет Сои ёег РЬПозорЬеп: Ошпёкбипё етег рЬПозорЫзсЬеп

ТЬео1о81е 1т 2екакегёез №ЬШзтиз. - МипсЬеп: ТазсЬепЬис, 1979. -

Вё. 1-2. \Уе11е В. ЯеИ§юпзрЬШзорЫе. — РгеШиг? е1с.: Негёег, 1979. МкИекеай А. N. Ргосезз апё геаШу. - N. V.: ТЬе Ргее ргезз, 1979. УкШакегЗ. Н. Маиегз оПаМЬ апё таПегз о!"рппс1р1е: ге1щюиз 1ги1Ь-с1ат18

апё 1Ье1Г 1о81с. — 8ап АШото: Тпт1у ип1у. ргезз, 1981. ШЩегШет Ь. ^егкаизёзЬе. - Ргапкшй а. V.: ЗиЬгкатр, 1984. - Вё. 1. 2аекпег Я. С. Муз11С1зт, засгеё апё ргоГапе. - N. V.: ЗсЬоскеп Ьоокз,

1961.



УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Абеляр — 347

Августин - 78, 233, 355, 389, 396

Аверроэс — 344, 351, 363

Автоликий Питанский — 367

АйерА. — 162, 163

Александер С. -г- 237, 240

Александр Гэльский —396

Амвросий Медиоланский — 338

Альберт Великий — 343, 351, 352

Анаксимандр — 358

Ансельм Кентерберийский — 199,

200 Аристарх Самосский — 373, 375 Аристотель — 102, 180, 204, 236,

334, 344, 345, 349, 356, 357, 359-

365, 370, 376, 378-380 Бальди Б. — 377 БарбурЯ. — 104—106 Барт К. - 103, 183, 320, 386 Беда Достопочтенный — 341, 342 Берк П.-120-127 Бодэн Ж. - 370 Больштедт А. фон — 351, 352 Бонавентура — 42, 350, 351 Ботан Л. — 84 Браге Т. - 369, 376, 379 Бландевилл Т. — 376 Боннети А. — 84 Бозанкет Б. — 89 БрейзуэйтР. — 118, 119 Бруно Дж. — 380


Брэдли Ф. — 89 Буридан Ж. — 367 Бультман Р. — 256 Бэкон Р. - 343, 353, 355 Вайшедель В. — 246— 251 Ван Стенберген Ф. — 344 Василий Великий — 337, 338 Вельте Б. — 217—221 Вернадский В. И. — 335 Вильгельм Коншский — 204 Витгенштейн Л. —98, 109, ПО, 128,

158-161 Вольтер — 381 Вольф X. — 180 Гадамер Г. — 296 Галилей Г. — 380, 381 Гаманн Г. — 84 Гарриот Т. — 380 Гартман Э. фон — 11 Гегель Г.В.Ф. - 11, 140, 245 ГекслиТ. — 137 Гелен А. - 142, 149-156, 258, 269,

271, 285, 287, 297, 304 Гоклениус — 180 Григорий XIII — 378 Гроссетест Р. — 343, 353—355 Густерль Э. — 296 Де Суньига Д. — 380 Декарт Р. — 200 Дерхэм У. — 204 Джеймс У. — 45


ДиДж.-376

ДиггесЛ. — 376

Диггес Т. - 376, 377, 380

Дильгей В. — 109

Диодор - 337, 338

Дионисий Малый — 341

Донн Дж. — 370

Донован П. — 91

Дриш Г. — 274

Дуне Скот — 353

Дю Бартас — 370

Дюгем П. - 358

Евдокс - 357, 365

Жильбер из Порре — 347

Зенер Р.С. - 59

Зиммель Г. — 274

Иоанн Златоуст — 337

Иоанн Дамаскин — 396

Ирбе Ф. — 84

Исидор Севильский — 332, 340, 341

Каллипп — 357, 365

Кальвин Ж. — 43, 112, 371

Кант И. - 11,45,109,138,140, 180,

199,201,210,216,217,296 Карнап Р. - 162, 163 Кекерманн Б. — 325 Кеплер И. - 369, 380, 381 Кинг-Фарлоу Дж. — 107 Клавий X. - 369, 378, 379 Клауберг И. — 180 Климент Александрийский — 336,

337 Климент Римский — 336 КлиффордУ. К.-81,82 Коген Г. - 11 Кольпе X. — 27 Коперник Н. - 330. 356-358, 363-

381 Корет Эм. - 210, 295-300 Косьма Индикоплов — 339


Кристенсен У. — 107

Кун Т. - 104

Кьеркегор С. — 84, 386

Лактанций — 337, 345, 367

Лейбниц Г. В. — 109, 203

Леу Г. ван дер — 28

Лотц И.-Б. — 209

Лотце Р. — 11

Лютер М. - 370, 371, 373, 374

Макробий — 340

Мак-Таггарт Дж. — 89

Малкольм Н. — 200

Маркс К. - 132, 140

Марциан Капелла — 340

МеЛанхтон Ф. - 370, 371, 373-375

Мерло-Понти М. — 296

Местлин М. — 369, 380

Мильтон Дж. — 370

Наторп П. — 11

Нильсен К. — 166

Никонов К. И. - 259

Ницше Ф. - 109, 132

Огден Ш. - 236

Оккам У. - 353

Олмонд Ф. — 60

Олстон У. — 113

Орем (Орезмский) Николай — 367

Ориген — 337

Ортега-и-Гассет X. — 109

Осиандер А. — 372, 374, 379

Остин Дж. — 120

Отто Р. - 28, 53, 58, 59

Павел III - 364, 366, 368

Павел Ап. — 389

Панненберг В. — 302—309

Пейли У. - 204—205

Петр Ломбардский — 347, 396

Петр из Пуатье — 204

Петри X. - 197

Пецер - 374, 375


 




Плантинга А. — 113

Платон - 102, 204, 236, 239, 334,

340 Плеснер Г. - 142-149, 258, 269,

271,297,308 Плиний — 341 Порфирий — 334 Посидоний — 362 Преторий И. — 375 Прокл - 358, 361-364 Птолемей — 342, 356,357, 359-365,

369, 373, 375, 378, 379 Пурбах — 375 Рабан Мавр — 332 Ранер К.-210, 309-314 Рассел Б. — 158

Рейнгольд Э. - 369, 374, 376, 378 Ретик Г. - 369, 375, 380 Ротман К. — 380 Ротхакер Э. — 146 Руге А. — 140 Рыбка Е. — 368 Рыбка П. — 368 Сакробоско — 375 Сартр Ж.-П. - 396 Севериан — 336—338, 340 Сигер Брабантский — 343, 350, 351 Сильвестр II — 342 Симпликий — 358 Сократ— 139,204 Сосиген — 361 Спина Б. — 377 Спиноза Б. — 11 Стевин С. — 380 Стейс У. — 58, 59 Суарес Ф. — 204 Суинберн Р. — 194 ТеннантФ.Р. — 206 Теофраст — 352 Тиррелл Г. — 45


Толозани Дж.М. — 377, 378

Уайтхед А. — 357-340

УиттейкерДж. — 127, 128

Уолтерсторфф Н. — 113

Уэйнрайт У. — 60

Фейербах Л. — 140

Фейхингер Г. — 109

Феодор Мопсуестский — 336—338

Фехнер Т. — 45

Филд Дж. - 378

Флю Э. — 164—166

Фома Аквинский — 42, 181, 204,

206, 230, 310, 343, 351-353, 363,

379, 390, 396 Фотий — 337 Фрейд 3. -132, 278 Хайдеггер М. - 184, 221, 296 Халкидий — 340 Хаммер Ф. — 212—215 Хартсхорн Ч. - 200, 237, 239-243 Хенгстенберг Г.Э. — 285—295, 297 ХеэрР.-119 Хюгель Ф. фон — 45 Цицерон —216 Шелер М. - 28, 142, 148, 150, 212,

213, 246, 258,271-285, 287, 289,

293,297 Шен Э. - 105, 106 Шенберг - 277 Шеффлер Р.-210-212 Шонер И. - 369 Шлейермахер ф. — 43, 45 Штадт — 375 Штрауб Г. — 375 Энгельс Ф. — 140 Эразм Роттердамский — 373 Юнгель Э. — 44 Юм Д.- 109, 138,205 Янсен П. — 155


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................ 3

Введение. Философия религии как особый вид философской

теории и как особая философская дисциплина............................................. 5

§ 1. О предметной сфере философии религии................................................... 7

§ 2. Основные формы философии религии...................................................... 12

§ 3. О структуре книги........................................................................................... 18

Часть I. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФСКОЕ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ...................................................................................... 21

Глава первая. Общие характеристики философского

религиоведения................................................................................................. 22

§ 1. Предметная область философского религиоведения........................... 22

§ 2. Философское религиоведение и теология............................................... 24

§ 3. Философия религии и научное религиоведение.................................... 25

§ 4. Религиозное знание как приоритетный объект

философского религиоведения.................................................................... 32

§ 5. Задачи философского религиоведения.................................................... 36

§ 6. Заключение...................................................................................................... 37

Глава вторая. Религиозный опыт................................................................... 39

§ 1. Религиозный опыт в осмыслении христианской теологии................. 42

§ 2. Оформление философско-религиоведческой проблематики

религиозного опыта........................................................................................ 44

§ 3. Задачи философского исследования религиозного опыта................. 45

§ 4. Описательная характеристика религиозного опыта........................... 51

§ 5. Эпистемологический статус религиозного опыта................................ 62


Глава третья. Религиозная вера...................................................................... 73

§ 1. Вера в теологическом понимании.............................................................. 75

§ 2. Религиозная вера в философском осмыслении....................................... 77

Глава четвертая. Философский анализ языка религии и эпистемология
религиозного знания........................................................................................ 88

§ 1. Соотношение лингвистического и эпистемологического исследо­
вания в философии религии.......................................................................... 88

§ 2. Эпистемологический статус религиозного знания............................... 96

Глава пятая. Критика религии и философия.......................................... 129

§ 1. Критика религии как целостный феномен............................................. 129

§ 2. Общие характеристики философской критики религии.................... 135

§ 3. Философская критика религии в XX веке.............................................. 141

Часть П. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ

ТЕОЛОГИЯ..................................................................................................... 169

Глава шестая. Философская теология как автономное философское

богопознание................................................................................................... 171

§ 1. Теоретические принципы автономного философского

богопознания.......................................... >..................................................... 171

§ 2. Основные задачи автономного философского богопознания......... 174

§ 3. Критерии оценки автономных философских учений

о Боге................................................................................................................ 175

§ 4. "Естественная теология"............................................................................. 176

§ 5. Нетрадиционные и новаторские философско-

теологические поиски................................................................................... 185

§ 6. Заключение.................................................................................................... 190

Глава седьмая. Философские способы доказательства или

подтверждения бытия Бога........................................................................... 192

§ 1. Характер и функции доказательств бытия Бога и указаний

на существование Бога................................................................................ 194

§ 2. Традиционные доказательства бытия Бога......................................... 198

§ 3. Философско-антропологические обоснования бытия Бога............. 207

§ 4. Поиски новаторских способов доказательного

подтверждения существования Бога....................................................... 217

Глава восьмая. Философские концептуализации "сущности" Бога.............. 223

§ 1. Философско-теистическое понятие Бога............................................... 224

§ 2. Философский процесс-теизм.................................................................... 235

§ 3. Иные философские концептуализации "сущности" Бога.................. 244


Часть III. ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ... 253

Глава девятая. Общие характеристики философско-религиозной

антропологии.................................................................................................. 256

§ 1. Философско-религиозная антропология в контексте

теоретического антропологического знания......................................... 256

§ 2. Теоретическая программа философско-религиозной

антропологии.................................................................................................. 264

Глава десятая. Современные философско-религиозные

антропологические концепции................................................................... 271

§ 1. Философско-религиозный образ человека

у Макса Шелера............................................................................................ 272

§ 2. Обоснование христианского образа человека в философской

антропологии Ганса Эдуарда Хенгстенберга...................................... 285

§ 3. Теоморфный образ человека в антропологической

концепции Эмериха Корета....................................................................... 295

Глава одиннадцатая. Фундаментал-теологическая антропология................ 301

§ 1. Открытость человека миру как его богооткрытость

в антропологии Вольфгарта Панненберга............................................ 302

§ 2. "Фундаментал-теологическая антропология" Карла

Ранера.............................................................................................................. 309

Заключительные замечания к Части III............................................................. 314

Часть IV. ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ..................... 317

Глава двенадцатая. Что такое теология?................................................. 322

Глава тринадцатая. Проблемы теоретического обоснования

теологии........................................................................................................... 327

§ 1. Теоретическое обоснование теологии через отношение

к науке.............................................................................................................. 329

§ 2. Фундаментал-теологические проблемы теоретического статуса
теологии............................................ -............................................................. 388

Глава четырнадцатая. Догматика и философия.................................. 395

§ 1. Историческая характеристика догматической теологии................. 395

§ 2. Догматика и философская метафизика.................................................. 399

Примечания........................................................................................................... 402

Список литературы................................................................................................. 407

Указатель имен...................................................................................................... 418



I


Date: 2015-11-15; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию