Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое теология.





В самом общем виде христианскую теологию можно охаракте­ризовать как попытку христианского сообщества теоретически про­яснить и осмыслить свое знание о Боге, мире и человеке. А это знание есть в своей основе и в своих общих контурах то знание, которое дал сам Бог. Другими словами, теология есть прежде всего теоретическое осмысление факта и содержания "богооткровения", засвидетельствованного в Св. Писании.

1.1. Предметная область христианской теологии — это Бог, его отношение к бытию, миру и человеку, а также "верующее созна­ние" христианина. В принципе объектом рассмотрения в христиан­ской теологии может становиться любое природно-космическое, социально-историческое или индивидуально-жизненное явление, если оно рассматривается в соотнесении с Богом. Это означает прежде всего, что такое явление предстает в тварном статусе, т. е. как явле­ние, или непосредственно сотворенное Богом, или допущенное им к существованию.

Важнейшим конституирующим принципом христианской тео­логии является признание Иисуса Христа в качестве определяю­щего свидетельства откровения Бога. Все теологические направ­ления, как в истории, так и современные, исходят из того, что их задача заключается в осмыслении личности и деяния Иисуса Христа как основополагающей данности христианской веры. Другими словами, все направления теологии исходят из открове­ния Бога в Иисусе Христе. Соответственно всякая христианская теология предполагает определенный минимум исторических высказываний, связанных с Иисусом Христом. В связи с этим


можно утверждать, что базисным условием христианской теоло­гии, именно как христианской, является возможность интерсубъ­ективных, соответственно возможность — при определенных пред­посылках — теоретических высказываний о событии богооткрове­ния в Иисусе Христе.

Христианская теология связана с жизнью христианского со­общества, с его традициями и институтами. Теология есть при­частное, или вовлеченное, систематизированное теоретическое раз­мышление о содержании и характере религиозной веры. Основ­ным моментом в данной характеристике является "причастность". Действительно, участие в вере определяет теологию как особый способ размышления и теоретизирования. Участие в вере опреде­ляет не только содержание, но и базисные предпосылки самого рассуждения.

В соответствии с фундаментальными представлениями христи­анства Бог как безусловно приоритетный предмет теологии есть во многих отношениях возвышенная и непостижимая тайна. Это об­стоятельство, однако, совсем не означает исключения разума, раци­ональности из теологии. Правомерно, на наш взгляд, говорить о рациональности теологии как об определенной специфической ра­циональности, находящейся в сложных и многообразных отноше­ниях с тем или иным эпохальным гештальтом рациональности, с теми или иными ее культурными спецификациями.

1.2. Теология христианских конфессий представляет собой весьма плюралистическое образование. Плюралистичность теологии обус­ловлена целым рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие.

Прежде всего сохраняется конфессиональное членение теоло­гии. Экуменические усилия и тенденции нашего времени смягчают и релятивизируют конфессиональные различия, но не снимают их. Ситуация конфессионального "фундаментального выбора" продол­жает оказывать влияние на теологическую работу. Концептуаль­ный плюрализм теснейшим образом связан с идейно-научным и мировоззренческим плюрализмом, присущим современному обще­ству. Разумеется, теологический плюрализм является также отра­жением социальных позиций и интересов церквей, отдельных цер­ковных группировок, а также отражением, если говорить о запад-


 




ном мире, ситуации теологии в университетско-академическом мире. Наконец, теологический плюрализм — это многообразие отдельных дисциплин, образующих теологический комплекс христианских кон­фессий.

Теология христианских конфессий обладает энциклопедичес­кой структурой. Это совокупность различных по объекту и методам теологических дисциплин, находящихся в определенных отноше­ниях и образующих определенное структурное единство. В рамках этого единства вычленяется ряд дисциплинарных комплексов. Та­кие комплексы чаще всего именуются: библейская теология, кото­рая включает круг вспомогательных и вводных дисциплин, а также группы дисциплин, изучающие соответственно Ветхий и Новый завет; историческая теология, которая является церковной истори­ей, подразделяемой на дисциплины в зависимости от эпох, а также историей догматов; систематическая теология, содержащая фунда-ментал-теологию, догматику, моральную теологию; практическая теология, в составе которой катехитика, религиозная педагогика, пасторальная теология, литургика, гомилетика.

Здесь представлена более или менее устоявшаяся, в каких-то отношениях даже классическая классификация. Разумеется, неред­ко встречаются те или иные модификации, состоящие в основном либо в иных обозначениях указанных здесь и некоторых других теологических дисциплин, либо в другом соподчинении отдельных дисциплин. Эти модификации связаны главным образом с конфес­сиональными, региональными и страновыми различиями.

При всех вариациях дисциплинарного членения теологического комплекса, связанных с конфессиональными особенностями и внут-риконфессиональными дифференциациями, можно четко вычленить три основных направления теологической работы: экзегетическое и историческое; догматико-систематическое; практическая теология.

Все теологические дисциплины так или иначе используют фи­лософию, социальные, гуманитарные, а в некоторых случаях и ес­тественные науки. Экзегетические и исторические дисциплины об­ращаются главным образом к историко-филологическим и герме­невтическим методам. Систематическая теология опирается преимущественно на разнообразные философские построения и методы. В практической теологии находят широкое применение гу­манитарные и социальные науки.


1.3. Философско-теоретический инструментарий в той или иной форме применяется практически во всех разделах и компонентах теологического комплекса христианских конфессий. Даже в наибо­лее "нетеоретичных" дисциплинах используются те или иные ком­поненты логики, философии языка, самым активным образом при­меняются подходы и методы философской герменевтики, теории аргументации и т. п.

Тем не менее можно выделить две основные функции филосо­фии, соответственно два основных способа использования филосо­фии в христианской теологии. Первая функция философии связа­на с разработкой того, что можно назвать "теоретическим самопо­ниманием теологии". Вторая функция заключается в причастности философии к разработке центральных положений теологической доктрины. Речь идет главным образом об использовании филосо­фии в разработке "догматической проблематики".

Обе эти функции так или иначе связаны с систематическим разделом теологии, или систематической теологией. Соответствен­но, с точки зрения темы нашей работы наибольшего внимания заслуживают проблемы, связанные с ролью философии в разработ­ке систематической теологии христианских конфессий, прежде все­го в догматическом учении.

В 1600 г. реформатский теолог Б. Кекерманн вводит понятие системы в раннепротестантскую теологию. С начала XVII в. поня­тие "систематическая теология" служит в основном для обозначе­ния так называемой школьной или академической теологии. При этом с самого начала остаются спорными характер отграничения систематической от библейской теологии, а также сфера ее компе­тенции.

В сегодняшнем теологическом словоупотреблении понятие "си­стематическая теология" обозначает, прежде всего, самостоятель­ную теологическую дисциплину или совокупность нескольких дис­циплин, относительно независимую по отношению к экзегезе или библейской теологии, истории церкви и практической теологии. Эта дисциплина возникает в связи с изменениями в понимании науки, в процессе которых и теология внутренне дифференцирует­ся параллельно усиливающейся дифференциации отдельных наук. Само понятие, функции и членение систематической теологии оп­ределяются довольно разнообразно. Однако при всех конфессио-


 




нальных и внутриконфессиональных различиях систематическая теология, особенно современная, решает фундаментал-теологичес-кие, догматические задачи, а также разрабатывает теолого-этичес-кую проблематику.

Во всех разделах систематической теологии самым активным образом всегда использовалась философия. Мы сосредоточим вни­мание на функциях философии по обоснованию теоретических при­тязаний теологии, а также на основных моментах в использовании философии в качестве содержательных компонентов догматических построений.

Философия чаще всего служила предпочтительным средством рефлексивного обоснования теоретических притязаний теологии, и именно философия всегда была важнейшим содержательным сред­ством реализации теоретико-познавательных притязаний теологии.

Пунктом схождения, некоей общей зоной выделенных основ­ных способов использования философии в рамках догматико-сис-тематической теологии можно считать то обстоятельство, что со­временные догматические концепции, в первую очередь учения о Боге, включают концептуализацию условий возможности "говоре­ния" о Боге. Иными словами, теологическое учение о Боге содер­жит или предполагает рассуждение о собственных основаниях или, по крайней мере, условиях.

Кроме того, значение систематической теологической рефлек­сии определяется еще и тем, что она образует связующее звено, своеобразный мост между Св. Писанием и традицией, содержания которых являются обязательными для христианского сообщества, и теми вопросами и проблемами, что возникают, исходя из совре­менного состояния культуры.


ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Date: 2015-11-15; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию