Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вода с закрытыми глазамиДепартамент образования города Москвы Московский институт открытого образования Кафедра филологического образования ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ Школьный этап 2012-2013 учебный год Класс
1. Узнайте писателей. А) [ 6 баллов ] Этот американский писатель прославился книгами о шалостях и приключениях современных ему подростков; о путанице при дворе короля Артура и о не меньшей путанице при дворе Генриха VIII. Его романы и очерки полны иронии и юмора. Напишите имя и фамилию (псевдоним) автора и название хотя бы одного из его произведений. ________________________________________________________________________________
Б) [ 4 балла ] В детстве над его мечтательностью и фантазиями смеялись, и он походил на птенца из своей будущей сказки. Этот всемирно известный сказочник, сын портного и прачки, обладал удивительным даром оживлять вещи в своих произведениях. Бутылочное горлышко вспоминает свою жизнь, штопальная игла воображает себя брошкой, старый уличный фонарь обретает душевное спокойствие. Героине одной его сказки поставлен памятник в столице европейского государства. Напишите, как его зовут, а также названия двух его сказок. ___________________ ___________________________________________________________________________________ 2. [7 баллов] Напишите названия подчёркнутых средств художественной выразительности. Названия могут повторяться.
3. [20 баллов] Прочитайте стихотворение. Отгадайте загадку. Ю.А. Нелединский-Мелецкий ЗАГАДКА Довольно именем известна я своим; Равно клянётся плут и непорочный им, Утехой в бедствиях всего бываю боле, Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле. <1790-е> В чём особенность этого стихотворения? Напишите об этом в кратком рассуждении. Попробуйте сочинить похожее стихотворение из 4-10 строчек.
4. [40 баллов] Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, напишите небольшое сочинение, в котором изложите впечатления [1] о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно. Юрий Иосифович Коваль (1938 – 1995) ВОДА С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться. Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу. День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след. Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей. У ручья я увидел Нюрку. Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья. – Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину. – Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась. – Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком. – Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их. – Ты чего невесёлая? – спросил я. – Так, – ответила Нюрка и пожала плечами. – Может, двойку получила? – Получила, – согласилась Нюрка. – Вот видишь, сразу угадал. А за что? – Ни за что. Она снова глотнула воды и закрыла глаза. – А домой почему не идёшь? – Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз. – Да съешь ты хлеба-то. – Спасибо, не хочу. – Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой? – Не пойду. Так и умру здесь, у ручья. – Из-за двойки? – Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза. – Это из-за чего же? – Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза. – Ну расскажи. – Не твоё дело. – Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру. Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора. – Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка. – Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает. – Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка. Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться. А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат. Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звездами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки. Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь. – Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка. Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза. – Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой? – Заплакал бы или нет? – Конечно, – серьёзно ответил я. – А мне кажется, никто бы не заплакал. – Вся деревня ревела бы. Тебя все любят. – За что меня любить? Что я такого сделала? – Ну, не знаю… а только все любят. – За что? – Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек. – Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь. – А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? – сказал я. Нюрка засмеялась. – Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий. – Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко. Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза. – Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню. – Так вкусней, – сказала Нюрка. – Чего вкусней? – не понял я. – С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй. Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул. Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала: – Погоди, не торопись. Глотни ещё. Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга. Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза. 1970-е
[1] Впечатления следует понимать как взгляд на текст с точки зрения читателя и критика.
|