Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вода с закрытыми глазами

Департамент образования города Москвы

Московский институт открытого образования

Кафедра филологического образования

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Школьный этап 2012-2013 учебный год

Класс

1А (max 6) 1Б (max 4) (max 7) (max 20) (max 40) Итого (max 77)
             

 

1. Узнайте писателей.

А) [ 6 баллов ] Этот американский писатель прославился книгами о шалостях и приключениях современных ему подростков; о путанице при дворе короля Артура и о не меньшей путанице при дворе Генриха VIII. Его романы и очерки полны иронии и юмора. Напишите имя и фамилию (псевдоним) автора и название хотя бы одного из его произведений.

________________________________________________________________________________

 

Б) [ 4 балла ] В детстве над его мечтательностью и фантазиями смеялись, и он походил на птенца из своей будущей сказки. Этот всемирно известный сказочник, сын портного и прачки, обладал удивительным даром оживлять вещи в своих произведениях. Бутылочное горлышко вспоминает свою жизнь, штопальная игла воображает себя брошкой, старый уличный фонарь обретает душевное спокойствие. Героине одной его сказки поставлен памятник в столице европейского государства. Напишите, как его зовут, а также названия двух его сказок. ___________________

___________________________________________________________________________________

2. [7 баллов] Напишите названия подчёркнутых средств художественной выразительности. Названия могут повторяться.

Зоопарк, зверосад, а по правде – так зверотюрьма, –В полумраке луны показал мне свои терема. Остров львиного рыкаВ океане трамвайного рева Трепыхался, как рыбкаНа песке у сапог рыболова. И глухое сочувствие тихо во мне подымалось:Величавость слонов, и печальная птичья малость,И олень, и тюлень, и любое другое зверье Задевали и трогали Сердце моё. (Борис Слуцкий) 1)   2) 3) 4)   5) 6)     7)  

 

3. [20 баллов] Прочитайте стихотворение. Отгадайте загадку.

Ю.А. Нелединский-Мелецкий

ЗАГАДКА

Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я создана.

<1790-е>

В чём особенность этого стихотворения? Напишите об этом в кратком рассуждении. Попробуйте сочинить похожее стихотворение из 4-10 строчек.

 

4. [40 баллов] Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, напишите небольшое сочинение, в котором изложите впечатления [1] о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно.

Юрий Иосифович Коваль (1938 – 1995)

ВОДА С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

 

С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.

Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.

День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.

Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.

У ручья я увидел Нюрку.

Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.

– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.

– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.

– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.

– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.

– Ты чего невесёлая? – спросил я.

– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.

– Может, двойку получила?

– Получила, – согласилась Нюрка.

– Вот видишь, сразу угадал. А за что?

– Ни за что.

Она снова глотнула воды и закрыла глаза.

– А домой почему не идёшь?

– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.

– Да съешь ты хлеба-то.

– Спасибо, не хочу.

– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?

– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.

– Из-за двойки?

– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.

– Это из-за чего же?

– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.

– Ну расскажи.

– Не твоё дело.

– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.

Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.

– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.

– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.

– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.

Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.

А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.

Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.

Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звездами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.

Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.

– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.

Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.

– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?

– Заплакал бы или нет?

– Конечно, – серьёзно ответил я.

– А мне кажется, никто бы не заплакал.

– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.

– За что меня любить? Что я такого сделала?

– Ну, не знаю… а только все любят.

– За что?

– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.

– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.

– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? – сказал я.

Нюрка засмеялась.

– Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.

– Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.

Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.

– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.

– Так вкусней, – сказала Нюрка.

– Чего вкусней? – не понял я.

– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.

Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.

Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:

– Погоди, не торопись. Глотни ещё.

Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.

Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.

Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.

1970-е

  1. Какие желания вызывает у рассказчика «очень хороший день»?
  2. Как он реагирует на встречу с Нюркой и её поведение?
  3. Как можно охарактеризовать рассказчика? Какая реплика Нюрки может помочь в этом?
  4. Как можно объяснить желание Нюрки «умереть»? Угадывает ли рассказчик его причину?
  5. С чем ассоциируются у рассказчика закрытые глаза?
  6. Чем отличаются впечатления героя-рассказчика в начале и в конце дня? Чему он научился у Нюрки?
  7. Как по-разному можно объяснить название рассказа?
  8. Каково настроение рассказа?

 


[1] Впечатления следует понимать как взгляд на текст с точки зрения читателя и критика.


<== предыдущая | следующая ==>
Фрей Бетто. Вы повторяете фразу святого Амвросия, сказанную в первые века. 4 page | Москва 1998

Date: 2015-11-15; view: 1540; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию