Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Общие правила исполнительного производства





 

Вопрос 1. Добровольное исполнение

 

Приняв к исполнению исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Вынесение такого постановления при первом поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов еще не является основанием для принятия по отношению к должнику мер принудительного характера, поскольку в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен установить срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

По отдельным исполнительным документам срок на добровольное исполнение не устанавливается, даже если они предъявлены к исполнению впервые. К таким документам относятся:

постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

исполнительные документы о восстановлении на работе;

исполнительные документы об административном приостановлении деятельности;

исполнительные документы о конфискации имущества;

исполнительные документы об обеспечительных мерах.

Срок для добровольного исполнения исполнительного документа не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, если иное не указано в исполнительном документе. Этим же постановлением судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что по истечении срока для добровольного исполнения исполнительный документ подлежит принудительному исполнению с взысканием с него исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Тем, что в результате принудительного исполнения расходы должника по погашению задолженности возрастают, закон стимулирует должника на добровольное исполнение исполнительного документа.

 

Вопрос 2. Место совершения исполнительных действий

 

В соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве" определяется место совершения исполнительных действий как территория, на которой совершаются исполнительные действия и применяются меры принудительного исполнения.

Место совершения исполнительных действий различается в зависимости от того, кто является должником - физическое либо юридическое лицо.

В том случае, если должником является гражданин, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

В соответствии со статьей 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" термину "место жительства" дает более широкое толкование и понимает под ним жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для того, чтобы совершить исполнительные действия по месту жительства должника, судебному приставу-исполнителю необходимо получить данные, что должник-гражданин постоянно проживает по определенному адресу.

Совершение исполнительных действий возможно также по месту работы должника. Такое исполнение возможно при обращении взыскания на заработную плату (доход) должника при исполнении требований, обязывающих должника воздержаться от совершения определенных действий или совершить определенные действия.

В том случае, когда у гражданина-должника имеется несколько мест работы и соответственно столько же источников доходов, согласно ст. 429 ГПК РФ с учетом ФЗ от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов.

По вопросу о возможности выдачи нескольких исполнительных листов Верховный Суд РФ высказал следующую позицию.

В статьях 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации закреплен принцип приоритетного значения прав и свобод гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов. В развитие указанных положений Конституции Российской Федерации в ст. 2 ГПК РФ, установившей основные задачи гражданского судопроизводства, содержится норма о том, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Ограничение на выдачу нескольких исполнительных листов в случае наличия у должника нескольких источников дохода, по каждому из которых должно производиться удержание в пользу взыскателя (например, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей), приведет в конечном итоге к нарушению указанного конституционного принципа, поскольку не позволит исполнить судебное решение в полном объеме и реализовать названные выше задачи гражданского судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Таким образом, в случае, когда решение суда должно исполняться в нескольких местах, исполнительные листы могут по просьбе взыскателя выдаваться по количеству этих мест.

В том случае, если должником является организация, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

В соответствии со статьей 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. К исполнительным документам, обязывающим должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, относятся исполнительные документы о сносе самовольно возведенного строения, о восстановлении на работе, выселении, вселении, опровержении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию и т.п.

В том случае, если отсутствуют сведения о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

В процессе исполнения исполнительного документа возможна ситуация, когда изменяется место жительства должника, место его работы или место его нахождения либо выясняется, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание по прежнему месту нахождения, отсутствует или его недостаточно для удовлетворения требований взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке судебного поручения или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

Если имеется необходимость совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.

В том случае, если судебный пристав оканчивает исполнительное производство, копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляются в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа остается в оконченном исполнительном производстве.

Порядок передачи исполнительного производства из одного подразделения службы судебных приставов в другой осуществляется в соответствии с Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 225 "Об утверждении Инструкции по организации работы с документами (по делопроизводству) при ведении исполнительных производств в подразделениях служб судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации и типовых форм документов, используемых судебными приставами при ведении исполнительных производств", в котором указывается, что в случае передачи исполнительного производства на территорию другого подразделения судебных приставов судебный пристав-исполнитель составляет соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом, делает отметку в журнале учета исполнительных документов, в зональных книгах учета исполнительных документов и статистической карточке. Судебный пристав-исполнитель, принимающий исполнительное производство, делает отметку о приеме соответствующих материалов. Передача исполнительного производства производится судебным приставом-исполнителем лично под роспись в акте или по почте заказным письмом.

Акт передачи исполнительного производства составляется в произвольной форме с обязательным указанием: наименований передающего и принимающего подразделений судебных приставов; номера; количества листов исполнительного производства по описи вложения; сведений о должнике и взыскателе; даты передачи исполнительного производства; фамилий, инициалов и подписей судебных приставов-исполнителей, передающего и принимающего документы, или почтовых реквизитов при отправке документов по почте (с приложением почтовой квитанции). Акт утверждается старшим судебным приставом передающей стороны.

В подразделении, принимающем исполнительное производство, ему присваивается новый номер.

В случае передачи исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов судебный пристав-исполнитель обязан не позднее следующего дня после составления акта передачи направить в это подразделение исполнительный документ вместе с копией этого акта и одновременно известить взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Таким образом, исполнительный документ, направленный (переданный) одной службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом-исполнителем в другие службы судебных приставов, подразделения или другому судебному приставу-исполнителю, должен быть принят к исполнению теми, кому он направлен (передан).

Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются.

Главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

О передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации выносит постановление. Указанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Старший судебный пристав, получив указанное постановление, незамедлительно информирует об этом судебного пристава-исполнителя, ведущего соответствующее исполнительное производство.

 

Вопрос 3. Время совершения исполнительных действий

 

Время совершения исполнительных действий определено статьей 35 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Взыскатель и должник вправе предложить удобное для них время совершения исполнительных действий. По общему правилу исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени. Конкретное время совершения исполнительных действий определяет судебный пристав-исполнитель.

Устанавливая такое время для совершения принудительных исполнительных действий, законодатель учитывал интересы как взыскателя, так и должника. В 6 часов утра должник, как правило, находится дома и исполнительные действия можно совершать, а запрет совершать исполнительные действия в ночное время направлен на защиту прав и интересов должника и членов его семьи.

В порядке исключения в случаях, не терпящих отлагательства, совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения могут производиться в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов.

К таким случаям относятся:

1) угроза жизни и здоровью граждан;

2) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) исполнение определения суда об обеспечении иска;

4) обращение взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.

Во всех указанных случаях для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в нерабочие дни и в рабочие дни с 22 часов до 6 часов судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава, который незамедлительно уведомляет об этом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

 

Вопрос 4. Исполнительные расходы

 

Исполнительные расходы представляют собой затраты, которые несут стороны исполнительного производства по поводу и в связи с исполнением юрисдикционного акта в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Возложение расходов, связанных с исполнительным производством, на заинтересованных лиц преследует следующие цели:

- возместить затраты, которые несет российское государство по принудительному исполнению юрисдикционных актов;

- способствовать добровольному выполнению должником возложенных на него обязанностей в сроки, установленные для добровольного исполнения юрисдикционных актов.

Исполнительные расходы состоят из исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Исполнительский сбор представляет собой установленное нормами исполнительного права денежное взыскание, которое должник обязан уплатить в доход государства в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный для его добровольного исполнения срок, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Взыскание исполнительского сбора оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Сбор равен 7 процентам от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае, когда должником-гражданином не исполняется исполнительный документ неимущественного характера, исполнительский сбор взыскивается с должника в размере 500 рублей. Если должником по неимущественному исполнительному документу является юридическое лицо, то размер исполнительского сбора увеличивается до 5000 рублей.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке поручения совершения отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя по основному исполнительному производству;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Должник может обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, исполнительного документа либо судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ. Кроме того, исполнительский сбор возвращается должнику частично при уменьшении судом размера исполнительского сбора.

Помимо исполнительского сбора Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предусматривает взыскание с заинтересованных лиц расходов, связанных с совершением исполнительных действий. Общим правилом исполнительного производства является то, что расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, а именно на:

- перевозку, хранение и реализацию имущества должника;

- вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;

- перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;

- розыск должника, его имущества, розыск ребенка;

- проведение государственной регистрации прав должника;

- совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.

Перечень исполнительных действий, расходы на совершение которых отнесены к исполнительным, не исчерпывающий. Однако при решении вопроса о включении расходов в число исполнительных следует учитывать три критерия:

- средства должны быть затрачены на организацию и проведение исполнительных действий;

- затраты произведены в процессе исполнения исполнительного документа;

- цель произведенных затрат - обеспечение своевременного и качественного исполнения юрисдикционного акта, указанного в статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

В некоторых случаях прекращения исполнительного производства расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета. К таким случаям относится прекращение исполнительного производства в результате отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также отмены или признании недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

 

Вопрос 5. Исключения из общих правил

исполнительного производства

 

По общему правилу от возбуждения исполнительного производства до его окончания последовательно и непрерывно должны быть совершены исполнительные действия по исполнению юрисдикционного акта и закончиться исполнительное производство должно полным и своевременным исполнением всех требований исполнительного документа.

Однако после возбуждения исполнительного производства могут возникнуть определенные обстоятельства, препятствующие его нормальному развитию.

К исключениям из общих правил исполнительного производства относят: разъяснение исполнительного документа, отсрочку и рассрочку исполнения судебного постановления или постановлений иных органов, изменение способа и порядка исполнения, индексацию присужденных денежных сумм, отложение исполнительных действий, приостановление исполнительного производства, возобновление исполнительного производства, прекращение исполнительного производства, поворот исполнения решения.

Все указанные действия, как правило, санкционируются судом. Исключение составляет отложение исполнительных действий, которое производится по постановлению самого судебного пристава-исполнителя. Постановление об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должно содержать фактическое (ссылку на основания отложения) и правовое обоснование (ссылку на закон, которым руководствовался судебный пристав-исполнитель, откладывая исполнение), дату, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения. Различают обязательное и факультативное отложение исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта. При факультативном отложении судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. В заявлении взыскателя и судебном акте должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.

Копия постановления об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть оспорено в соответствующий суд в 10-дневный срок.

 

Вопрос 6. Ответственность в исполнительном производстве

 

Определение ответственности связано с тем, что термин "ответственность" произведен от глагола "отвечать", который в русском языке имеет толкование - "дать ответ", "подать весть".

Преемственность исполнительного законодательства по отношению к законодательству гражданско-процессуальному обусловила внешнюю преемственность в регулировании правоотношений, связанных с применением мер ответственности, потому удобно рассматривать ответственность в исполнительном производстве как синкретичную гражданско-процессуальной ответственности через призму ответственности вообще как сущностной категории.

Основные детерминанты исполнительной ответственности вытекают из того, что само исполнительное право является отраслью-санкцией в системе права. Имея социальную природу, ответственность не является унифицированной категорией, которую можно применять безотносительно к сути нарушенных норм, личности правонарушителя и других правовых, экономических и психологических факторов. Ответственность модифицируется не только сообразно отраслям права, конкретизируясь каждый раз с высокой степенью волевого фактора применяющего ее субъекта, будь то суд, судебный пристав-исполнитель или иное уполномоченное государством должностное лицо.

Суть ответственности в исполнительном праве состоит в обязанности субъекта исполнительного производства претерпевать неблагоприятные последствия в случае нарушения этим субъектом императивных предписаний норм, регулирующих исполнительное производство в Российской Федерации.

Каждая императивная юридическая норма устанавливает обязательное правило поведения участников правоотношений и содержит санкцию, являющуюся основанием применения конкретных мер ответственности. Если диспозиция нормы определяет должное поведение субъекта, то санкцией регулируется сущность, содержание и вид ответственности субъекта за отклонение от должного поведения, то есть за правонарушение. Не является исключением и исполнительное право.

Ответственность в исполнительном праве характеризуется следующими чертами:

- она установлена нормами исполнительного права, главным образом Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Между тем гражданское процессуальное законодательство и в настоящее время продолжает вмешиваться в регулирование исполнительной процессуальной ответственности. Так, ст. 431 ГПК РФ устанавливает ответственность за утрату исполнительного листа или судебного приказа в виде штрафа в размере до 25 установленных законом минимальных размеров оплаты труда;

- ответственность возникает по поводу и в связи с нарушением правил исполнения актов, указанных в ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве";

- вина нарушителя, как правило, презюмируется;

- меры ответственности определяются и налагаются судебным приставом-исполнителем с последующим утверждением старшим судебным приставом-исполнителем, с возможностью последующего их оспаривания в суде.

Значение института ответственности в исполнительном праве состоит в том, что ответственность является процессуальным средством и правовой гарантией обеспечения должного поведения субъектов правоотношения, возникающих в ходе исполнительного производства. Она способствует пресечению и предупреждению правонарушений, действительному восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателей.

Что касается классификации ответственности в исполнительном производстве, то можно выделить четыре основных ее вида в зависимости от существа меры ответственности, установленной нормой исполнительного права: 1) штрафную; 2) в виде исполнительского сбора; 3) компенсационную; 4) в виде иных неблагоприятных последствий.

Штрафная ответственность представляет собой меру воздействия, применяемую в виде денежного взыскания при нарушении норм исполнительного права. Вина при наложении штрафа, как правило, презюмируется.

Особенностью применения мер штрафной ответственности является то, что воли одного должностного лица недостаточно для ее применения, поскольку постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа должно быть утверждено старшим судебным приставом соответствующего подразделения. Кроме того, при несогласии оштрафованного лица с размером штрафа или с самим его наложением это лицо вправе в 10-дневный срок оспорить постановление о наложении штрафа в суде. Таким образом, установлен двойной (предварительный со стороны старшего судебного пристава и последующий со стороны суда) контроль за правильностью наложения штрафного взыскания.

Ответственность в виде исполнительского сбора наступает для должника в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный для добровольного исполнения срок (один из редких случаев, когда законодатель четко регламентирует размер ответственности). Постановление о взыскании исполнительского сбора также утверждается старшим судебным приставом и может быть оспорено в суде.

Компенсационная ответственность (данный вид ответственности также можно назвать правовосстановительной) предназначена для возмещения убытков, причиненных одним из участников исполнительного производства другому.

В частности, ст. 118 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает право взыскателя предъявить к лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, исковое требование о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине.

От оплаты государственной пошлины за предъявление такого иска взыскатель освобожден, что является необходимой процессуальной льготой и свидетельствует о значении, которое придает законодатель защите прав участников исполнительного производства.

При неисполнении должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ст. 120 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривается взыскание с руководителя или иного работника организации, виновных в неисполнении исполнительного документа, ущерба, причиненного организации выплатой работнику денежных сумм.

Ответственность в виде иных неблагоприятных последствий не является общепризнанной правовой категорией. Однако законами, регулирующими различные правоотношения, в том числе правоотношения, возникающие в сфере исполнительного производства, зачастую устанавливаются санкции, содержащие разновидности юридической ответственности, не подпадающие ни под одну из моделей общепринятых классификаций. Нельзя эти меры отнести и к мерам процессуальной защиты.

К таким мерам ответственности относятся, например, отказ взыскателю в возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу, направленному по истечении установленного ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срока предъявления его к исполнению (ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Ответственность в исполнительном праве имеет и другую специфику. Субъектами, на которых она может быть возложена, являются не только лица, участвующие в исполнительном производстве, но и иные субъекты, к которым обращено требование судебного пристава-исполнителя.

Вместе с тем наказание для любого недобросовестного участника исполнительного производства предполагает не карательное, а охранительное значение в целях побуждения субъектов к правомерному поведению.

 

Вопрос 7. Перспективы развития исполнительного права

 

Принятие кодифицированного источника исполнительного права - Исполнительного кодекса Российской Федерации - должно решить большинство проблем, возникающих в процессе исполнительного производства. Гармонизация законодательства, регулирующего исполнительное производство, в настоящее время идет по двум направлениям: в отношении его с другими отраслями российского права и в связи с международными нормами.

Под разумностью законодательства понимается соответствие установленной законом идеальной модели общественному базису и сознанию на время ее принятия и действия. "Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что мои веления разумны" - писал Антуан де Сент-Экзюпери в своем "Маленьком принце". Теоретическое понимание разумности закона практически идентично: "Издать разумный... закон - значит выявить в столкновениях противоречивых тенденций то передовое, жизненное, прогрессивное, что требует государственной поддержки и поощрения" (Л.С. Галесник). Дефекты правотворчества как одной из форм правовой политики наиболее опасны, так как влияют на обе другие формы - правоприменение и правовое воспитание.

Российское право в настоящее время находится на достаточно высокой ступени развития, которая предполагает проведение правовых преобразований от доктрины к практике, т.е. "сверху". Между тем не следует забывать, что становление права на ранней стадии идет и "снизу" - от реальных отношений через их обобщение и типизацию к становлению системы норм. В области исполнительного права необходимы стержень, идея как прообраз информации, которую следует заключить в особую правовую форму. Кодекс же сам по себе является высшим элементом законотворческого процесса и потому предпочтителен при регулировании правоотношений, объединенных отдельной отраслью права, в нашем случае - исполнительного. Кодификация позволит избежать хаотического нарастания нормативного материала, которое в других отраслях российского права уже приводило к утрате законодательством системных качеств.

Большинство норм исполнительного права переживают стадию становления и апробации, но в государстве переходного периода не может быть иного права, кроме переходного. В этом смысле можно провести аналогию с земельным законодательством России, когда самими авторами Земельного кодекса 2001 года отмечается, что условий для немедленной отраслевой классической кодификации земельного законодательства как не было 10 лет назад (когда был принят первый Земельный кодекс 1991 года), так нет и поныне. Задача правоведов на современном этапе - создать остов процессуально-правового регулирования исполнительного производства, то есть динамическую систему правовых средств, при помощи которых упорядочивается охранительная деятельность специально уполномоченных органов в соответствующей сфере юрисдикционного правоприменения.

Первыми правоведами, представившими на суд общественного мнения собственно определение основных положений, принципов строения и содержания жизненно необходимого кодифицированного акта исполнительного права, стали А.А. Игнатенко, И.В. Кириленко, А.В. Матвеев, В.М. Шерстюк и В.В. Ярков. Весьма своевременным и на сегодняшний день остается тезис авторов структуры проекта ИК РФ о том, что многие вопросы исполнительного производства не получили разрешения в ранее принятых федеральных законах, необходимо совершенствование нормативной основы как деятельности органов принудительного исполнения, так и самого исполнительного производства. Перспектива принятия ИК РФ определена распоряжением министра юстиции РФ В.В. Устинова от 24.01.2006 N 2 "О создании Межведомственной рабочей группы по разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации".

Одной из основных проблем перспективного развития исполнительного права выступает проблема введения частного элемента в исполнительное производство. В.В. Ярков, исследуя возможность "приватизации" сферы исполнительного производства, констатирует, что оценка, хранение и реализация арестованного имущества в большинстве своем уже проходит на частноправовой основе, предлагает переложить часть функций по розыску должника и его имущества на частные розыскные организации. Предлагает В.В. Ярков и дальнейшую организацию самих исполнительных органов по типу нотариата.

При разработке законодательства об исполнительном производстве 1997 года просчитывался французский, бельгийский и люксембургский варианты системы исполнения, где судебные исполнители являются частными лицами и работают по лицензии. Однако на новом исполнительном законодательстве элементы названных систем не отразились, российским законодателем была принята за основу американская система исполнения, в которой исполнение возлагается исключительно на государственные органы.

По вопросу о соотношении ИК РФ с другим законодательством планируется вариант развернутых алгоритмов действий пристава-исполнителя, так как усмотрение весьма опасно и предполагает высокую степень субъективизма, которая далеко не всегда оправданна.

По структуре ИК РФ деление Кодекса на Общую и Особенную части будет соответствовать системе отрасли исполнительного права и проецироваться на нее. В идеальном варианте структура законодательства должна быть отражением структуры соответствующей отрасли права, диалектической связи элементов этой структуры.

При определении правосубъектности взыскателя и должника, имеющих как материальную, так и процессуально-правовую заинтересованность в результате исполнительного производства, приоритет планируется отдать интересам взыскателя, как лица, чье право на защиту уже подтверждено соответствующим органом. Тем же органом должник был признан нарушителем, в силу чего выбор вариантов поведения для него изначально ограничен. Должник вправе сделать выбор (исполнять решение или иной акт добровольно, избежав тем самым исполнительных расходов, или нет) до определенного момента, пока механизм принудительного исполнения не начнет действовать. Что касается взыскателя, то здесь ограничений диспозитивности наблюдаться не будет.

В ИК РФ будет проведена дифференциация сроков совершения исполнительных действий в зависимости от вида взыскания, категории обязанного субъекта и, возможно, применяемых мер принудительного исполнения. При этом формулировка соответствующей нормы будет таковой, чтобы ее ни в коем случае нельзя было трактовать как пресекательную. Только при таком подходе будет устранено сутяжничество со стороны должника, предполагающего, что по окончании срока на совершение исполнительных действий принимаемые судебным приставом-исполнителем меры неправомерны. Кроме того, отпадет необходимость в предлагаемом как вариант развития исполнительного законодательства регулировании возможности продления срока на принудительное исполнение.

 

Контрольные вопросы

 

1. Кто и в каком порядке устанавливает срок на добровольное исполнение?

2. Как определяется место совершения исполнительных действий?

3. В какое время совершаются исполнительные действия?

4. Из чего состоят исполнительные расходы?

5. Как определяется размер исполнительского сбора?

6. Какие существуют исключения из общих правил исполнительного производства?

7. Дайте определение ответственности в исполнительном производстве.

8. Какие виды ответственности существуют в исполнительном производстве?

9. Как определяется мера штрафной ответственности в исполнительном производстве?

10. Каким актом и как на современном этапе определяются перспективы развития исполнительного права?

 

Date: 2015-11-15; view: 1348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию