Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методы ценообразования





 

Под методом ценообразования понимается метод расчета цены товара с учетом издержек производства, средней прибыли, а также с учетом спроса и предложения.

На сегодняшний день разработано множество разнообразных методов формирования цены, каждый из которых применим при формировании ценовой политики предприятия. К числу универсальных методов можно отнести базовое ценообразование, процесс которого можно разделить на два этапа:

- определение основной цены;

- определение правил для управления возможными отклонениями от основной цены.

Методом решения стратегических или долгосрочных целей компании можно назвать определение базовой цены. А вот используя управление отклонениями от базовой цены, можно гибко реагировать на ситуативные, тактические проблемы.

Выделяется 5 направлений формирования основной цены:

- ценообразование, которое учитывает психологию потребителя;

- конкурентное ценообразование;

- ценообразование, ориентация которого направлена на рынок;

- ценообразование, которое основано на возвратности инвестиций;

- ценообразование, которое основано на затратах.

Во время управления отклонениями от базовой цены необходимым является учет факторов, которые оказывают влияние на процесс ценообразования и которые условно разделяются на: рыночные (окружение, конкуренция); польза для здоровья; выгода; управляемые покупателем (требования к цене, качеству товара и т.д.); управляемые фирмой (жизненный цикл товара, портфель товаров и/или услуг, позиционирование и сегментация услуг и/или товаров, использование брендов и торговых марок).

Также базовыми методами ценообразования считаются [5, с.231]:

- установление цены на уровне текущих цен;

- установление цены, пользуясь ощущаемой ценностью продукта;

- анализ уровня безубыточности;

- «расходы плюс прибыль» (отраслевая наценка).

Методы ценообразования делятся на три группы, в зависимости от того, на что именно направлена ориентация компании-производителя во время выбора метода:

- На нормативы издержек на технико-экономические параметры товара – экономические либо параметрические методы;

- На конъюнктуру рынка – рыночные методы;

- На затраты производства – затратные методы [16, с.278-293].

В подгруппу методов с ориентацией на потребителя также входит ряд методов, классификация которых возможна по:

- Спросу, который сложился на рынке – методы с ориентацией на спрос;

- Ценности продукции, которую воспринимает покупатель – методы на основе воспринимаемой ценности продукции.

Далее займемся более подробным рассмотрением методов ценообразования, которые входят в каждую группу и подгруппу, исходя из их классификации.

Затратные методы ценообразования

Затратными методами ценообразования предполагается расчет цены продажи продукции, исходя из суммирования издержек производства и некой определенной величины. К затратным методам относят:

- Метод надбавки к цене;

- Метод учета рентабельности инвестиций;

- Метод на основе анализа безубыточности;

- Метод предельных затрат;

- Метод прямых издержек;

- Метод полных затрат.

Метод, который основан на определении полных затрат (метод «издержки плюс»), представляет собой суммирование совокупных затрат (постоянны плюю прямые затраты) и прибыли, на получение которой рассчитывает компания.

В том случае, когда организация отталкивается от некого процента рентабельности производства продукции, то цену Р можно определить, используя такую формулу:

 

где С – полные затраты на единицу продукции;

R – предполагаемая (нормативная) рентабельность.

Методику расчета цены, учитывая полные затраты, считают одной из наиболее популярных среди большинства предприятий стран России, так как является достаточно простой и удобной. Достоинствами этого метода определения цен можно назвать:

- уменьшение ценовой конкуренции. В том случае, когда данным методом пользуется большинство компаний в отрасли, то, скорее всего, их цены будут похожими, что сведет к минимуму ценовую конкуренцию;

- равенство продавцов и покупателей. Во время высокого уровня спроса продавцы не получают большую прибыль за счет покупателей, но и имеют возможность получения справедливой нормы прибыли.

В основе метода прямых издержек (метода минимальных затрат, метода стоимостного изготовления) лежит установление цены при помощи прибавления прибыли к переменным издержкам. При этом не происходит распределение постоянных издержек по отдельным видам товаров, а происходит их погашение из разницы между суммой цен продажи и переменными издержками на производство товара. Данную разницу называют «добавленной» либо «маржинальной».

Во время правильного подхода переменные (прямые) издержки должны стать тем пределом, ниже которого не будет оценена продукция любого производителя. В любом случае главной функцией издержек является установка нижнего предела первоначальной стоимости продукта, в то время как ценностью данного продукта для потребителя определяется высший предел установления цены на него. На практике, когда существуют большие нагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, переменные издержки могут выступить в роли нижнего предела цены.

Если во время использования метода полных издержек начало расчета происходит с суммирования всех издержек, которые связаны с производством товара, то во время метода прямых издержек предприятием сначала проводится оценка потенциально возможного объема продаж по каждой из предполагаемых цен. Происходит подсчет суммы прямых переменных издержек, и происходит определение величины наценки («маржинальной» прибыли») на единицу товара и всего объема предполагаемых продаж по предлагаемой цене. Если вычесть из суммарных наценок постоянные издержки, то получится прибыль во время реализации товара.

Основой для расчета цен методом предельных издержек, также является анализ себестоимости, но он является более усложненным, нежели вышерассмотренные методы. Во время предельного ценообразования надбавка делается только для наиболее высокой себестоимости производства каждой последующей единицы товара или услуги, которые уже освоены.

Методами ценообразования на основе издержек производства считается расчет цен учитывая анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Точку безубыточности () можно также обнаружить по следующей формуле, используя аналитический метод:

,

где – постоянные издержки;

– размер валовой прибыли.

В том случае, когда предприятие занимается выпуском широкой номенклатуры продукции, пользуются расширенным вариантом формулы:

,

 

где – процент общего уровня объема продаж для каждого из товаров

.

О время розничных и оптовых продаж частой является ситуация, когда покупатель требует уменьшения цены на определенный процентный размер.

В данной ситуации во время расчета цены пользуются методом надбавок к цене.

Данным методом предполагается учет торговой надбавки в цене продажи :

,

где – цена приобретения товара (себестоимость);

– повышающий коэффициент (торговая надбавка).

Основой расчета повышающего коэффициента является использование цены приобретения товара по таким соотношениям:

или ,

где – маржа (прибыль).

Коэффициент еще имеет название коэффициент добавочной стоимости в отношении цены приобретения.

Существует и другой способ для определения коэффициента торговой надбавки, основываясь на цены продажи Р по таким соотношениям:

или ,

где – коэффициент добавочной стоимости в отношении цены продажи. Понятно, что в данной ситуации определение цены продажи производится по формуле:

 

.

 

Происходит пересчет процента наценки на основе цены продажи ()в процент наценки на основе цены покупки товара () и наоборот. Данная взаимосвязь описывается при помощи таких формул:

Восстановление себестоимости – выражение коэффициента повышения стоимости от стоимости продажи через коэффициент повышения стоимости от себестоимости. И наоборот, восстановление стоимости продажи называется выражение коэффициента повышения стоимости от себестоимости через коэффициент повышения стоимости от стоимости продажи.

Реальный коэффициент увеличения цены :

где – размер реальной надбавки к цене;

– чистая прибыль от реализации.

Изначальный же коэффициент увеличения цены :

где – размер снижения цены.

Вышеперечисленные методы определения цен на базе издержек являются более подходящими для обоснования базисной цены, которая должна ответить на вопрос: можно ли осуществлять выход на рынок с данным товаром, чем для определения размера окончательной цены продажи.

Рыночные методы ценообразования

Во время пользования методами рыночного ценообразования, рассмотрение производственных издержек предприятием происходит в виде ограничительного фактора, ниже которого продажа данной продукции будет экономически нецелесообразной.

Определение ценности того либо иного блага, с позиций экономической науки, происходит как удовлетворение или экономия, которую получает покупатель во время потребления приобретенного им блага, т.е. польза, которую приносит ему это благо.

Воспринимаемая ценность «блага» в маркетинге – оценка уровня его желанности, которая в денежном эквиваленте превышает ценность данного блага. В такой ситуации основой измерения является сопоставление цены и полезности благ, которые можно считать реально доступными для покупателя среди множества альтернатив. Базирование методов ценообразования, основанных на воспринимаемой ценности продукта, происходит на величине экономического эффекта, который получает потребитель во время пользования товаром.

К такой подгруппе относятся:

- метод определения экономической ценности товара;

- метод оценивания наиболее приемлемой цены.

В процедуру определения цены с использованием метода расчета экономической ценности товара для потребителей входят такие этапы:

- определение затрат (или цены), которые связаны с использованием блага (технологии или товара), которое рассматривается покупателем, как наилучшая из альтернатив, которые являются реально доступными;

- определение всех параметров, по которым ваш товар либо лучше, либо хуже товара-альтернативы;

- оценка того, какую ценность для покупателя будут иметь различия в параметрах, существующие между вашим товаром и его альтернативой;

- сложение цены безразличия, а также оценок отрицательной и положительной ценности отличий вашего товара от товара-альтернативы.

Метод оценки наиболее приемлемой цены является вторым способом определения стоимости посредством воспринимаемой ценности.

Процедура определения цены по методу оценки максимально приемлемой цены состоит из таких этапов:

- определение совокупности условий применения и применений товара;

- определение неценовых достоинств товара для потребителя;

- определение неценовых расходов потребителя во время использования товара;

- установление уровня равновесия «достоинства – расходы».

Во время определения метода ценообразования, ориентация предприятия может также быть направлена уже сложившийся спрос на товар. Подгруппа методов, ориентированных на спрос может разделяться на:

- метод анализа пика убытков и прибыли;

- метод анализа пределов.

Методом, который основывается на анализе пределов, в большинстве случаев пользуются организации, которые начинают вести или ведут свою деятельность на несовершенном рынке. На этом рынке товарам обычно присуща высокая ценовая эластичность, т.е. когда спрос на продукцию чутко реагирует на изменение в цене: во время ее повышении происходит снижение объемов продаж, а при ее понижении, наоборот – повышение. В подобной ситуации фирмами-продавцами предпринимаются попытки определения цены в районе точки совпадения максимальных расходов и доходов, что должно обеспечить максимально возможный размер прибыли.

Определение цен на основе анализа пределов является эффективным в таком случае, когда компания стремится к достижению максимального размера прибыли.

Используя метод определения цены продажи, основываясь анализом пика прибылей и убытков, можно найти объем продаж и объем производства, которые соответствуют такому положению, во время которого размер общей прибыли равняется размеру общих затрат.

Методы расчета цены, ориентируясь на конкуренцию, которые также относят к группе рыночных методов, устанавливают цены на услуги и товары посредством анализа и сравнения силы дифференциации товаров этой организации с организациями-конкурентами на конкретном рынке. При этом берется в расчет уровень сложившихся цен.

Таким образом, методы формирования цены, ориентированные на конкуренцию, состоят в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения этой фирмы на рынке. Данные методы разделяются на:

- метод следования за рыночными ценами;

- метод следования за ценами организации-лидера на рынке;

- метод определения цены на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен;

- метод получения престижных цен;

- состязательный метод.

Итак, эффективным средством завоевания рынка по таким товарам является с появления их на рынке заняться использованием политики высоких цен и поддержанием имиджа очень высокого класса по отношению к продаваемым товарам.

Под престижным ценообразованием, как одной из его разновидностей, понимается также установление цен на продаваемые товары на высоком уровне по сравнению с товарами конкурирующих фирм, с использованием престижа товарной марки и высокого имиджа компании.

Наиболее частым является применение состязательного метода определения цен (тендерного метода) на разнообразных торгах (биржи ценных бумаг, оптовые рынки и др.).

Методика ценообразования на торгах предполагает ситуацию, когда большое количество покупателей стремятся купить товар у одного продавца, ограниченного (малого) числа продавцов, или наоборот, когда большое число продавцов стремятся продать товар одному или ограниченному (малому) числу покупателей, а цена на товар определяется единоразово.

Предприятия довольно часто нуждаются в проектировании и освоении выпуска такого вида продукции, который бы не заменял ранее освоенную, а являлся бы дополнением либо расширением уже существующего параметрического ряда изделий.

Параметрические методы ценообразования

В данную группу методов ценообразования входят:

- метод удельных показателей;

- метод регрессионного анализа;

- агрегатный метод;

- балловый метод.

Используя метод удельных показателей, можно определять и анализировать цены небольших групп продукции, характерным для которых является присутствие одного параметра, в зависимости от величины которого определяется общий уровень стоимости изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена по формуле:

,

где – стоимость базисного изделия;

– величина параметра базисного изделия.

Затем происходит расчет цены нового изделия , используя такую формулу:

,

где – значение основного параметра нового изделия.

Суть агрегатного метода такова: происходит суммирование цен отдельных конструктивных частей изделий, которые входят в параметрический ряд, с прибавкой цены оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативного дохода.

Метод регрессионного анализа заключается в определении зависимости цены от технико-экономических параметров, отражающих основные потребительские свойства товаров:

,

где – технико-экономические параметры товара.

Метод регрессионного анализа можно назвать перспективным из-за того, что с его использованием можно построить модель изменения цены товара в зависимости от изменения их параметров, также с его помощью можно установить аналитическую форму связи между ними, а также использовать полученную формулу с целью определения цены на товар, без учет затрат на его производство. Зная формулу ценностного ряда и имея данные о количественных характеристиках нового товара, можно легко рассчитать цену на него.

Основой баллового метода является использование уровня базисных цен и экспертных оценок влияния сопоставимых потребительских и технико-экономических товаров, которые составляют конкретную группу либо подгруппу товаров и целью которых является удовлетворение одинаковых потребностей. Расчет цен балловым методом осуществляется в три основных этапа.

Во время первого этапа происходит определение группы товаров, которые имеют однородный технологический процесс изготовления или обладают идентичностью конструктивного исполнения, а также сопоставимостью по потребительским и технико-экономическим нормам. Среди них выбирается базовый товар (товар–эталон). Далее происходит выбор потребительских и технико-экономических параметров товаров, определяется с использованием экспертной оценки количество баллов по каждому -му параметру (), а также итоговое количество баллов по товару в целом.

На втором этапе определяется стоимостная оценка (цена) одного балла:

,

где – стоимость базового товара;

– число параметров базового товара;

– число баллов, которое соответствует -му параметру () базового товара.

На третьем этапе устанавливается цена на новый товар данной группы. Если всем параметрам товаров присуща равнозначность по удельному весу, то определение комплексного уровня качества товаров представленного ряда происходит при помощи простого сложения баллов, а цены – дальнейшим перемножением цены одного балла и суммы баллов:

,

где – число баллов, соответствующее -му параметру () товара данного ряда.

В том случае, когда отобранные для оценки параметры являются неравнозначными для потребителя, происходит установление весовых коэффициентов (коэффициенты значимости) параметров. Оценки выставляются по каждому параметру, затем выводится среднеарифметическое значение по каждому параметру, которое умножается на соответствующий коэффициент . Полученные оценки суммируются. Цена нового товара определяется по формуле

,

где – удельный вес -го параметра () исследуемого товара.

Недостатком баллового метода можно считать использование экспертных оценок сопоставительной базы 9набора оцениваемых показателей) и уровня качества товаров (количества баллов показателей), что в общем случае можно назвать субъективным. Данный метод применим в случаях, когда необходимо использовать принцип сравнения с базовым товаром и нет возможности воспользоваться каким-либо другим более объективным методом. Для того чтобы происходило большее обоснование количества параметров и уровня их значимости, происходят попытки использования математического аппарата, к примеру, метода ранговой корреляции и т.п.

 

 

Глава 2 Особенности ценовой политики на предприятии ООО «Унивектор»

 

2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Унивектор»

 

ООО «Унивектор» - предприятие, в котором происходит полный цикл производства, начиная добычей и переработкой сырья и заканчивая производством 12 видов цемента. Полный цикл производства позволяет существенно удешевить конечный продукт - за счет высокоэффективной организации взаимодействия между подразделениями ООО «Унивектор». Кроме того, у завода в распоряжении находится цех по производству известняковой муки, которая используется для известкования кислой почвы. Отгрузка готовой продукции осуществляется в железнодорожные вагоны навалом и в расфасовке в бумажные мешки по 50 кг и в мягкие контейнеры 1-1,5 тонны, также имеет место вывоз готовой продукции автотранспортом потребителей. Вместе с продажей готовой продукции – цемента, осуществляется продажа клинкера, который является его полуфабрикатом. Собственная сырьевая база позволяет более ритмично организовывать производственный процесс.

Рациональность организационной структуры, т.е. тип управления внутри предприятия, является весьма значительным фактором развития ООО «Унивектор» как организации, которая использует стратегию впереди идущей интеграции. Организационная структура в настоящее время выбрана такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку со временем происходит изменение стратегии, руководство вносит соответствующие изменения и в организационную структуру.

На предприятии используется линейно-функциональная структура управления. Она является принципом построения управленческого процесса по функциональным подсистемам предприятия (персонал, финансы, исследования и разработки, производство, маркетинг и т.п.). По каждой из них сформирована иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу.

В компаниях, где происходит вертикальная интеграция, можно проследить за тем, что между главными блоками структуры происходит процесс тесной технологической взаимосвязи. Возникает необходимость в формировании штабных корпоративных групп, которые занимаются мониторингом, координацией и планированием деятельности направлений, а также оценкой предложенных руководством планов в различных сферах стратегической и оперативной деятельности (маркетинга, производства и т.д.).

Учитывая то, что интересы каждого из отделов напрямую зависят от итогов работы других, у их руководства постоянно должна быть возможность оказания влияния на процессы принятия решений, которые связаны с переводом ресурсов в пределах системы, являющейся вертикально интегрированной.

Предприятие занимается выпуском такой продукции:

- Портландцемент бездобавочный ПЦ 500-Д0;

- Портландцемент бездобавочный нормированный для бетона аэродромных и дорожных покрытий ПЦ 500-Д0-Н;

- Портландцемент бездобавочный нормированный для бетона дорожных и аэродромныйх покрытий ПЦ 550-Д0-Н;

- Портландцемент, имеющий минимальные добавки ПЦ 400-Д20;

- Портландцемент для производства асбестоцементных изделий ПЦА;

- Портландцемент, имеющий нормальнотвердеющий известняк ЦЕМ II/А-И 42,5Н;

- Известняковая мука;

- Минеральный порошок, используемый для асфальто-бетонной смеси.

Все марки цемента выпускаемые на заводе, сертифицированы в системе добровольной сертификации ГОСТ РФ. Двумя марками был пройден процесс сертификации испытательной лабораторией Организации контроля качества Союза немецких цементных заводов (Дюссельдорф, ФРГ) по EN-197-1:2000 на соответствие СEM I 42,5 N и CEM II/A-S 32,5 N.

Основными структурными подразделениями предприятия являются цехи. В состав цементного завода входит комплекс как основных, так и вспомогательных цехов. Основные цехи цементного завода специализируются по технологическому признаку, т.е. выполняют отдельные части общего технологического процесса (добычу, подготовку сырья, обжиг, помол). К их числу относят: помол, обжиг клинкера, сырьевой, горный. Они связаны в единую поточную систему, разделенную на параллельно работающие технологические линии.

Обжиг клинкера является главным переделом производства, функционирование всех остальных переделов направлено на то, чтобы обеспечить бесперебойную, ритмичную и высокопроизводительную работу вращающихся печей.

Вспомогательные цехи обеспечивают основное производство энергетическими ресурсами, осуществляют ремонт всех видов оборудования и других основных фондов, транспортные работы, обслуживание и ремонт контрольно-измерительных приборов, аппаратов автоматического регулирования производственных процессов.

Для охраны окружающей среды на технологических агрегатах предприятия устанавливаются эффективные пылеулавливающие устройства (электрофильтры).

Сырьевые материалы, необходимые для производства цемента (мел, глина) добываются в карьерах, находящихся вблизи завода. Они являются крупными высокомеханизированными подразделениями, которые могут ежегодно добывать до 5 млн. тонн горной породы. Сырьевые материалы из карьера с помощью железнодорожного транспорта поступают на территорию завода в сырьевой цех. Для того чтобы обеспечивать бесперебойную работу, на заводе есть объединенный склад добавок, гипса и сырья. Склады оборудованы механизмами для выгрузки пребывающих грузов и погрузки их при передаче в производство на переработку.

 

2.2 Финансово-экономический анализ деятельности предприятия ООО «Унивектор»

 

Проведем финансово-экономический анализ деятельности предприятия, основываясь на Бухгалтерскую отчетность за 2010-2012 г. г. (Балансы и Отчеты о прибылях и убытков) ООО «Унивектор».

Для проведения общей оценки динамики финансового состояния и структуры баланса необходимо воспользоваться группировкой статей актива по признаку ликвидности. Итоги группировки проиллюстрированы в таблицах 3, 4

Таблица 3

Анализ статей актива баланса за 2010-2011г.

Группировка статей № строки 2010г 2011г горизонтальный анализ вертикальный анализ
абсолютное отклонение в % на начало года, % на конец года, %
1. Имущество предприятия (валюта баланса)              
2. Иммобилизованный (активный) основной капитал       200,0 101,1 78,5 74,2
3. Мобильный (оборотный капитал)       1412,0 128,2 21,5 25,8
а) запасы       1322,0 151,2 11,1 15,7
б) дебит. задолженность   - - - - - -
в) денежные средства       21,0 122,3 0,4 0,5

 

Учитывая данные, представленные в таблице 3, можно сделать такой аналитический вывод.

За 2011г. стоимость имущества увеличилась на 1612 тыс. руб., что составляет 107%, темп прироста 7%, при этом удельный вес оборотных активов увеличился на 4,3%, соответственно уменьшился удельный вес внеоборотных активов, при этом в 1,5 раза по сравнению с прошлым периодом увеличились запасы.

Таблица 4

Анализ статей актива баланса за 2011-2012г.

Группировка статей № строки 2011г. 2012г. Горизонт. анализ Верт. анализ
абс. откл. в % на начало года, % на конец года, %
1. Имущество предприятия (валюта баланса)              
2. Иммобилизованный (активный) основной капитал       304,0 101,6 74,2 73,8
3. Мобильный (оборотный капитал)       274,0 104,3 25,8 26,2
а) запасы       107,0 102,7 15,7 15,7
б) дебит, задолженность   - - - - - -
в) денежные средства       15,0 113,0 0,5 0,5

 

Учитывая данные, представленные в таблице 4, можно сделать такой аналитический вывод:

За 2012г. стоимость имущества увеличилась на 577 тыс. руб., что составляет 102%, темп прироста 2%, при этом уд. вес оборотных активов увеличился на 0,4%, соответственно уменьшился уд. вес внеоборотных активов, по сравнению с прошлым периодом на 7% увеличились запасы.

Для того чтобы провести общую оценку динамики финансового состояния и структуры баланса, необходимым является использование группировки статей актива по признаку ликвидности. Результаты группировки представлены в таблице 5, 6.

Таблица 5

Анализ статей пассива баланса за 2010-2011 гг.

Группировка статей № строки 2010г. 2011г. горизонтальный анализ вертикальный анализ
Абсолютное отклонение в % на начало года, % на конец года, %
1. Источники баланса         106,9 100,0 100,0
2. Собственный капитал 490+640+650       105,9 13,0 12,8
3. Заемные средства 590+690-640-650       - 87,0 87,2

 

Таблица 6

Анализ статей пассива баланса за 2011-2012гг.

Группировка статей № строки 2011г. 2012г. горизонтальный анализ вертикальный анализ
абс. откл. в % на начало года, % на конец года, %
1. Источники баланса         102,3 100,0 100,0
2. Собственный капитал 490+640+650       103,4 12,8 13,0
3. Заемные средства 590+960-640-650       - 87,2 87,0

 

Учитывая данные, представленные в таблицах, можно сделать такой аналитический вывод:

За 2012г. практически изменилась структура источников имущества предприятия.

Произведем расчет коэффициентов ликвидности, результаты которого отобразим в таблице 7.

Таблица 7

Коэффициенты ликвидности за 2010-2012г.г.

Коэффициент ликвидности Значение Методика расчета
2010г 2011г 2012г
Коэффициент общей(текущей) ликвидности (%) 0,121 0,181 0,183 ((290-230-217)/(610+620+670))
Коэффициент срочной ликвидности (%) 3,351 0,585 0,56 ((290-210-220-230)/(610+620+670))
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) (%) 2,4 0,152 0,16 (250+260)/(610+620+670))

 

Проанализировав таблицу 7 можно увидеть, что коэффициент ликвидности в 2010 году находился намного ниже нормы, однако в 2012 году произошло его увеличение до 1,183, что все равно свидетельствует о том, что предприятие не располагает достаточными средствами для того чтобы погасить краткосрочные обязательства в данном периоде. Однако нижнее пороговое значение коэффициента 1. Таким образом, оценка предприятия - удовлетворительная, т.е. финансовое положение предприятия можно считать, как достаточно стабильное.

Значение коэффициента срочной ликвидности снизилось и составило 0,56, а это соответствует норме, определенной для России (0,56<0,8), т.е. предприятие имеет возможность погасить обязательства в сжатые сроки.

Коэффициент абсолютной ликвидности в 2010 году находился в пределах норматива (2,4), но в 2012 году произошло снижение данного показателя до 0,16, что не входит в норму (0,2-0,25).

Однако в целом наблюдается удовлетворительное состояние показателей ликвидности предприятия.

Финансовую устойчивость можно называть отражением постоянного превышения уровня доходов над уровнем расходов. С ее помощью обеспечивается возможность свободного маневрирования денежными средствами, а также бесперебойны процесс производства и реализации товаров. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Таблица 8

Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности за 2010-2012г.

_2010г._2011г.

09/07

Собственный оборотный капитал (руб.)-15060-15305-15169
Коэффициенты финансовой устойчивости и структуры капитала Значение Отклонение (+/-)  
2012г. 08/07 09/08  
-245
-136 -109  
Коэффициент собственных оборотных средств (%) -3,016 -2,89 -0,666 -0,126 -2,224 -2,35  
Доля ОС во внеоборотных активах 0,61 0,61 0,61 - - -  
Коэффициент соотношения мобильных и немобильных активов 0,18 0,34 0,19 -0,16 -0,15 +0,01  
Коэффициент стоимости реального имущества 0,57 0,61 0,58 0,4 -0,03 +0,01  
Коэффициент маневренности 0,698 0,479 0,410 -0,219 -0,069 -0,288  
Индекс постоянного актива 0,306 0,579 0,648 0,273 0,069 +0,342  
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств --- - --- --- --- ---  
Коэффициент автономии (независимости) 0,863 0,779 0,543 -0,084 -0,236 -0,320  
Коэффициент заемного капитала --- -- --- ---- --- ---  
Коэффициент финансовой зависимости 0, 158 0,679 0,843 0,521 0,164 +0,685  
Коэффициент финансовой устойчивости 0,136 0,871 0,457 0,735 -0,414 +0,321  

 

Проанализировав данные, полученные из таблицы 8, можно сделать вывод о том, что произошло сокращение доли основных средств предприятия, поводом для чего послужило сокращение долгосрочных финансовых вложений. Снижение доли мобильных активов можно охарактеризовать как отрицательную тенденцию. Стоит отметить величину коэффициента стоимости реального имущества – больше 0,5, что находится в допустимых пределах и означает то, что степень обеспеченности организации средствами производства, является допустимой. У предприятия недостаток собственного капитала.

Значение коэффициента собственных оборотных средств в 2010г. Было равным (-3,016 ‹ 0.1).

В 2012г. наблюдается снижение коэффициента маневренности с 0,698 до 0,410 за счет сокращения собственного оборотного капитала, что отрицательно характеризует предприятие. Стоит отметить стремление индекса постоянного актива к единице (0,648), поэтому для ООО «Унивектор» рекомендуемым является произведение долгосрочных займов для образования внеоборотных активов, с целью высвобождения части собственного капитала для того чтобы увеличить размер мобильных средств.

Снижение коэффициента автономии говорит о росте привлечения заемных средств. Процесс роста коэффициента финансовой зависимости (0,843) не с позитивной стороны характеризует организацию. Увеличение данного коэффициента говорит о повышении риска наступления банкротства и порождает потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств.

С 2010-2012 г.г. происходит рост коэффициента финансовой устойчивости (с 0,136 до 0,457), но значение данного коэффициента все равно не находится в нормативных пределах 3, что является отражением увеличения уровня зависимости предприятия от негативных факторов краткосрочного воздействия, причиной чего является значительное увеличение кредиторской задолженности. Коэффициент собственных оборотных средств в 2010г. (3,016>0.1) и в 2012г. (0.666>0.1) находится в пределах норматива.

В итоге, стоит отметить, что происходит тенденция к снижению финансовой устойчивости организации в 2012 году. Поэтому организация должна в ближайшее время заняться поиском дополнительных источников финансирования.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Увеличению этого показателя способствует рост цен во время постоянных затрат на производство проданной продукции (услуг, работ) или уменьшение затрат на производство при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию организации, а также более быстрыми темпами роста цен чем затрат. Результаты расчетов представим в таблице 9.

Таблица 9

Коэффициенты рентабельности за 2010-2012г.

_2010г._2011г.

09/07

Размер чистой прибыли300831853295
Коэффициенты рентабельности значение Отклонение (+/-)  
2012г. 08/07 09/08  
177
     
Общая рентабельность 0,154 0,155 0,163 0,001 0,008 0,009  
Рентабельность продукции 0,19 0,193 0,179 0,003 -0,014 -0,011  
Рентабельность основной деятельности 0,23 0,243 0,220 0,013 -0,023 -0,01  
Рентабельность совокупного капитала 0,17 0,198 0,152 0,028 -0,046 -0,046  
Рентабельность собственного капитала 0,222 0,232 0,284 0,01 0,052 0,062  

 

Таблица 9 показывает, что с 2010 по 2012 гг. произошло увеличение размера чистой прибыли на 365 тыс. рублей. Коэффициент общей рентабельности в 2012г. составил 0,163, это означает, что каждый рубль реализации приносил в 0,163 копейки балансовой прибыли. Также произошло снижение рентабельности продукции на 92,7% за данный период. Рентабельность собственных средств по сравнению с 2010г. составляет 0,284, и увеличилась на 0,052. Причиной этого стало увеличение прибыльности реализации и скорости оборота активов.

Анализ баланса предприятия показывает, что фирма не является абсолютно ликвидной, в 2012г. коэффициент абсолютной ликвидности снизился. Значение коэффициента текущей ликвидности 1,6<2, т.е. можно рассуждать о том, что он не находится в пределах норматива, однако значение нижнего предела равно 1. Значение коэффициента срочной ликвидности составило 0,56, что соответствует норме, определенной для России (0,56<0,8), т.е. предприятие имеет возможность погасить обязательства в сжатые сроки.

За 2010-2012г.г. произошел рост коэффициента финансовой устойчивости (с 0,136 до 0,457), однако его значение, которое отражает увеличение степени зависимости организации от влияния негативных факторов краткосрочного воздействия, все равно не находится в пределах норматива 3, причиной чего является большое увеличение кредиторской задолженности. В целом наблюдается тенденция увеличение финансовой устойчивости предприятия в 2012г. Однако предприятие в ближайшее время должно заняться поиском дополнительных источников финансирования.

Таким образом, исследовав финансовую деятельность ООО «Унивектор», напрашивается такой вывод: руководство предприятия должно обратить внимание на уменьшение коэффициента абсолютной и текущей ликвидности.

 

2.3 Оценка основных направлений ценовой политики ООО «Унивектор»

 

Главные конкуренты ООО «Унивектор» на цементном рынке Российской Федерации отображены в таблице 10.

Таблица 10

Доля и емкость предприятий на цементном рынке страны

Предприятие Производство цемента за 2012 г. (тыс. т.) Доля в общем объеме, %
ЗАО «Уфимский цемент» 1616, 5 4, 29
ООО «Орскцемент» 2218, 8 5, 90
ООО «Стерлитамакцемент» 3591, 3 9, 5
ООО «Оренбургцемент» 1614, 0 4, 28
ООО «Челябинскцемент» 1487, 0 3, 95
Иные предприятия 27162, 5 72, 08
Итого 37690, 1  

 

Одним из главных конкурентов на рынке можно назвать организацию ООО «Стерлитамакцемент». К преимуществу Стерлитамакского завода можно отнести то, что он является более новым, поэтому у оборудования меньшая степень износа, а технология производства является более современной (применение сухого способа) На заводе функционирует упаковочная линия финского производства, которая позволяет свести на нет потери во время тарирования. Качество цемента, который производится в Стерлитамаке не выше ООО «Унивектор», но проигрывает в цене. Стерлитамакский цементный завод имеет мощность, которая в 1,5 раза превышает мощность Уфимского.

Таким образом, ООО «Унивектор» можно назвать довольно сильным конкурентом таких предприятий, как ООО «Стерлитамакцемент» и ООО «Орскцемент». Причиной этого, в большей степени, можно назвать экспортом цемента, что, тем не менее, нисколько не опровергает сильную позицию исследуемой организации.

Таблица 11

Отгрузка товара (тонн)

  2010г. 2011г. 2012 г.
Цемент      
Клинкер     306341, 44

 

Процентное значение экспортной продукции в отгрузке за 2012 год равно 17%.

Таблица 12

Динамика важнейших финансовых и экономических показателей деятельности предприятия (тыс. руб.)

  2010г. 2011г. 2012 г.
Прибыль от продаж      
Размер прибыли (убытка)      

 

Во время установления цены предприятием применяется метод ценообразования, имеющий название «Средние издержки плюс прибыль». Оно стремится установить такой уровень цен на цемент, который полностью покрывал бы все затраты по его производству, сбыту и распределению, включая справедливую норму прибыли за приложенный риск и усилия.

Таблица 13

Отпускная цена и себестоимость цемента (на внутреннем рынке) (в российских руб. и долларах США за тонну)

  2010г. 2011г. 2012г.
Значение курса доллара США на конец года, руб. 28,16 30,14 31,78
Цементная промышленность России – в среднем
Отпускная цена Руб. 423,56 512,41 556,20
Долл. 15,04 17,33 17,50
Себестоимость Руб. 382,00 474,36 497,94
Долл. 13,56 15,74 15,67
ООО «Унивектор»
Отпускная цена Руб. 278,91 333,5 390,69
Долл. 9,90 11,07 12,29
Себестоимость Руб. 259,77 326,30 -
Долл. 9,22 10,83 -

 

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод о том, что значение отпускных цен на продукцию ООО «Унивектор» ниже среднего уровня по стране.

Среднесписочная численность работников на предприятии за 2012 г. составила 1337 чел. Фонд оплаты труда сотрудников списочного состава равен 267 615, 1 тыс. руб.

Среднемесячный доход на одного работника за 2012 год составил 20447 руб.

Следствием обострения конкурентной борьбы на рынке цементной промышленности, стало повышение востребованности маркетинга, как главного инструмента анализа рынка.

Маркетинговая деятельность на предприятии – комплекс мероприятий, целью которых является изучение таких вопросов:

· определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;

· изучение конкурентов, определение уровня и форм конкуренции;

· анализ объема товарооборота предприятия;

· анализ форм и каналов сбыта;

· исследование продукта;

· анализ собственного рынка предприятия;

· исследование мотивов его поведения на рынке;

· изучение потребителя.

В ООО «Унивектор» существует отдел маркетинга, занимающийся изучением рынка, его перспективами и проблемами, а также проведением мероприятий, направленных на стимулирование сбыта (всевозможные рекламы, выставки).

Маркетологи призваны следить за соответствием товара европейским и российским стандартам, за его конкурентоспособностью и за тем, чтобы он отвечал всем потребительским требованиям. Занимаясь изучением спроса и предложения на цементном рынке, специалистами маркетингового отдела проводятся исследования, направленные на изучение характера и емкости рынка, ценовой эластичности предложения и спроса и уровня цен, условий и степени рыночной конкуренции, а также происходит принятие соответствующих решений.

Однако в число функций отдела маркетинга не входит разработка товарной и ассортиментной политики. Для этих целей в ООО «Унивектор» существует отдел сбыта. В отделе сбыта присутствует управляющий сбытом, работа которого состоит в поддержании функционирования сбыта, а также в разработке комплекса мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. В данном отделе также есть и управляющий ассортиментом, задачей которого является изучение факторов, которые оказывают влияние на формирование ассортимента предприятия, а также реализация ассортиментной политики, проводимой на предприятии.

Учитывая то, что на ООО «Унивектор» нашла применение стратегия роста, то во время ее использования установление целей развития происходит «от достигнутого», а их корректировка происходит в зависимости от изменяющихся условий.

К числу главных каналов распределения продукции завода можно отнести: непосредственно отдел сбыта в организации, оптовые предприятия и предприятия розничной торговли.

Поводом для успешного проведения экспортно-импортных операций является выгодное географическое расположение предприятия Приморского края. Возможность осуществлять доставку продукции по требованию партнеров по всему миру достигается при помощи налаженных производственных связей с портами и экспедиторскими фирмами.

К наиболее крупным потребителям цемента, произведенного на ООО «Унивектор», относятся предприятия из Уфы, которые занимаются произведением строительных материалов на его основе. На ООО «УфаАЦИ» ежегодно происходят поставки более 16% цемента. Продажа цемента происходит в различных регионах.

Исходя из данных таблицы 14, можно сделать вывод, что к числу основных потребителей цемента относятся регионы, которые занимаются производством железобетонных изделий и конструкций, товарного бетона, строительного раствора, асбестоцементных изделий, а также строительные организации и домостроительные комбинаты, занимающиеся как жилищным, гражданским, так и промышленным строительством. Кроме того, существует довольно перспективная группа потребителей цемента – население, которое пользуется цементом для гражданского, садового и индивидуального строительства.

Таблица 14

Самые крупные регионы потребления цемента ООО «Унивектор»

Регион поставки Потребление Доля, %
Республика Татарстан   16,5
Оренбургская область   1,1
Челябинская область   0,8
Тюменская область   0,55
Омская область   0,45
Томская область   0,45
Прочие 1399 800 76,6
Сумма 1824 800  

 

К основным формам стимулирования сбыта в данной организации причисляются средства массовой информации (местное телевидение, газеты), наглядная агитация (рекламные щиты), также принятие участия в международных выставках.

На цементном заводе нашел применение попередельный метод калькулирования себестоимости цемента. Себестоимость цемента рассчитывается как сумма затратных статей по каждому из переделов в такой последовательности: происходит определение себестоимости добычи сырья, затем определение себестоимости продукции отдельных переделов, и только затем – полная себестоимость производства цемента. В результате деления суммы затрат на объем выпуска, получается себестоимость 1 тонны цемента.

Во время расчета себестоимости сырья применимым является простой метод калькуляции, при котором происходит группировка всех затрат по отдельным статьям, а затем себестоимость единицы (т или м3) определяется делением общей суммы на количественное значение добываемого сырья. В процесс добычи сырья входят такие работы: транспортные, добычные и буровзрывные, расходы по которым включаются в значение общей себестоимости сырья. Таким образом, производство цемента стоит относить не только к обрабатывающей, но и добывающей отрасли.

Себестоимость 1 тонны цемента определяется вследствие разработки отчетных и плановых калькуляций.

Проведение анализа себестоимости цемента необходимо для поиска резервов, позволяющих снизить затраты на его производство и продажу.

К основным задачам анализа относят:

· анализ косвенных затрат;

· анализ материальных затрат;

· анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям;

· анализ общего количества затрат на производство продукции.

Во время анализа себестоимости в первую очередь происходит изучение правильности ее формирования. На исследуемом предприятии формирование себестоимости цемента происходит в соответствии с Положением о составе затрат, а также дополнениями и изменениями к нему.

После того, как произойдет проверка правильности формирования себестоимости товара, происходит рассмотрение плана по этому показателю как в целом, так и в разрезе статей и элементов расходов, с помощью чего можно проанализировать изменение уровня отдельных издержек, которые произошли вследствие изменений в организации, технологии и технике процесса производства.

Используя анализ структуры затрат на производство, а также ее изменений за исследуемый период по отдельным элементам затрат, можно сделать вывод о том, является ли производство энергоемким, трудоемким, материалоемким и т.п. И таким образом выбрать главное направление во время анализа расходов, которое позволит вскрыть самые большие резервы во время снижения себестоимости.

Для того чтобы оценить выполнение плана по себестоимости продукции проанализируем данные таблицы 15, которая составлена на базе данных цементного завода.

Таблица 15

Date: 2015-11-15; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию